Решение б/н Решение № 158-ВП/2016 в отношении Министерство социальных от... от 22 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 158-ВП/2016

16 февраля 2017 года                                                               г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

...

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

...

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

...

-

специалиста- эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Общественной палаты Российской Федерации о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса на оказание услуг по организации отдыха, оздоровления и закаливающих процедур для детей школьного возраста до достижения ими 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, в загородных лагерях отдыха и оздоровления детей  (извещение № 0169200000116000137) (далее – конкурс), в присутствии:

- представителя Заказчика, действующего на основании доверенности № 4-ю от 16.02.2017;

- представителя Заказчика, действующего на основании доверенности № 3-ю от 16.02.2017;

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 02.08.2016 поступило обращение Общественной палаты РФ о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении рассматриваемого конкурса.

Начальная (максимальная) цена контракта по лоту № 1  – 5 559 692 рубля 00 копеек.

Начальная (максимальная) цена контракта по лоту № 2  – 4 096 071 рубль 00 копеек.

По состоянию на 16.02.2017 по результатам конкурса по лоту № 1 контракт заключен с МБУ "Отдых" г. Магнитогорска по цене 5 436 396 рублей 00 копеек. По лоту № 2 контракт заключен с ООО «Ильмены» по цене 3 931 830 рублей 00 копеек.

Согласно доводам, изложенным в обращении, Заявитель считает, что Заказчиком неверно выбран способ осуществления закупки, поскольку в извещении о проведении конкурса указан неверный код ОКПД2, который позволяет провести конкурс и не включен в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (далее – Распоряжение № 471-р). По мнению Заявителя, Заказчику необходимо было указать в извещении ОКПД2 55.30.12 «Услуги стоянок для передвижных дач и жилых автоприцепов», который включен в Распоряжение № 471-р и предполагает обязанность Заказчика провести электронный аукцион.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и пояснил, что указанный Заказчиком код выбран в соответствии с действующим законодательством, поскольку при исполнении контрактов оказываются именно санаторно-курортные услуги.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

Согласно части 3 статьи 24 Закона о контрактной системе, под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

В соответствии с частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Распоряжением № 471-р.

Распоряжение № 471-р  утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)(далее - Перечень).

Код ОКПД2 55.30.12 «Услуги стоянок для передвижных дач и жилых автоприцепов» включен в указанный перечень, следовательно, закупка по данному коду должна производится путем проведения электронного аукциона.

Как видно из конкурсной документации, Заказчик при проведении закупки установил код 86.90.19.140 «Услуги санаторно-курортных организаций».

Понятие «санаторно-курортное лечение» закреплено в решении коллегии Министерства Здравоохранения РФ от 23.11.2008 г. № 11 «О концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации». Под санаторно-курортным лечением подразумевается медицинская помощь, осуществляемая в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных факторов, в условиях пребывания на курорте, в лечебно-оздоровительной местности, в санаторно-курортных организациях.

Предметом указанного конкурса является оказание услуг по организации отдыха, оздоровления и закаливающих процедур для детей школьного возраста до достижения ими 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, в загородных лагерях отдыха и оздоровления детей.

При этом, в Приложении № 1 «Наименование и описание объекта закупки» указано, что в рамках исполнения контракта Исполнителем проводятся оздоровительные и закаливающие процедуры, оказываются медицинские услуги.

Оказание указанных услуг соответствует понятию «санаторно-курортное лечение», следовательно, Заказчиком правомерно установлен код ОКПД 2 86.90.19.140 «Услуги санаторно-курортных организаций».

Код ОКПД2 55.30.12 «Услуги стоянок для передвижных дач и жилых автоприцепов» не соответствует объекту закупки, поскольку согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности указанный код включает в себя услуги по предоставлению жилья для ночлега, совмещенные с услугами по обеспечению питанием и услугами отдыха или обучения, предоставляемыми в одном комплекте в лагерях для взрослых, молодежи или детей, которым выставляется общая плата со всеми начислениями. Данный вид услуг не включает в себя оказание  медицинской помощи, осуществляемой в профилактических, лечебных и реабилитационных целях.

Таким образом, Заказчиком при размещении извещения о проведении конкурса верно определен код ОКПД 2 86.90.19.140 «Услуги санаторно-курортных организаций», который соответствует объекту закупки, следовательно доводы обращения не нашли своего подтверждения.

Проведя внеплановую проверку, комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе:

  1. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что  участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии (далее - Закон о лицензировании). Пунктом 46 статьи 12 Закона о лицензировании установлено, что медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Согласно пункту 24 письма Министерства здравоохранения  и социального развития РФ от 14.11.2011 №18-2/10/1-7164 организация оказания медицинской помощи детям в лагерях возлагается на лагерь. Право на ведение медицинской деятельности возникает у лагеря с момента получения им лицензии на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по специальности "педиатрия" либо при наличии договора о медицинском обслуживании детей, заключенного с медицинской организацией, имеющей указанную лицензию на медицинскую деятельность.

            При этом, как следует из письма Министерства здравоохранения Челябинской области №01/8664 от 03.11.2016, в случае, если медицинские услуги оказываются медицинской организацией, заключившей с победителем конкурса договор на предоставление соответствующих услуг, то такой медицинской организации необходимо получить лицензию на оказание медицинских услуг по месту оздоровления и организации отдыха детей.

            В приложении № 1 к документации «Наименование и описание объекта закупки» Заказчик указал, что  на момент подписания государственного контракта необходимо представить действующую лицензию на медицинскую деятельность (педиатрия, сестринское дело) или договор с учреждением здравоохранения (медицинской организацией), имеющим лицензию на медицинскую деятельность (педиатрия, сестринское дело в педиатрии), на предоставление медицинских услуг детям, находящимся в загородном   лагере.

            Вместе с тем, требование о наличии лицензии на  предоставление медицинских услуг должно быть предъявлено к участникам конкурса на момент объявления конкурса в силу пункта 2 части 3 статьи 49, пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Как видно из извещения и документации об осуществлении закупки, Заказчик в пункте «Требования к участникам» не установил требование о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности у лагеря либо наличие договора о медицинском обслуживании детей, заключенного с медицинской организацией, имеющей указанную лицензию на медицинскую деятельность по месту оказания услуг, что приводит к нарушению пункта 2 части 3 статьи 49, пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.

            2. В силу пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация  должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению.

            При этом, как следует из содержания части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не допускается требовать от участника открытого конкурса документы и информацию, не предусмотренную частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе

            2.1. Согласно подпункту «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;

            Исходя из совокупности указанных норм следует, что участники закупки не должны предоставлять во второй части заявки какие-либо документы, подтверждающие их соответствие пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

            Как видно из аукционной документации, Заказчик в подпункте «д» пункта 1  части 18 Информационной карты документации об электронном аукционе установил требование, согласно которому участники закупки во второй части заявки должны представить декларацию о том, что участник закупки не является офшорной компанией.             Кроме того, Заказчик в «форме заявки»  указал, что участник закупки должен представить декларацию, в которой указано, что участник закупки соответствует требованию, предусмотренному пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

            Таким образом, действия Заказчика противоречат пункту 10 части 1 статьи 31, части 5 статьи 51, пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

            2.2. Согласно подпункту «з» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или заверенные копии таких документов.

            Заказчиком на основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе,  Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. №1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» (далее — Постановление № 1457) установлен запрет на выполнение работ и оказание  (услуг) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

            Как видно из аукционной документации, Заказчик в подпункте «д» пункта 1  части 18 Информационной карты документации об электронном аукционе установил требование, согласно которому участники закупки во второй части заявки должны представить декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным Постановлением № 1457.

Вместе с тем, согласно письму Минэкономразвития России N 12589-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/28993/16 от 28.04.2016, действующее законодательство Российской Федерации не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа.

Таким образом, Заказчик в нарушение части 5 статьи 51, пункта 4 части 1 статьи 50  Закона о контрактной системе, поскольку Заказчик требовал от участников закупки предоставление документов о непринадлежности участника закупки к организациям, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, которые не предусмотрены законодательством о контрактной системе.

            2.3 В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участнику закупки должно предъявляться требование  о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности у лагеря либо наличие договора о медицинском обслуживании детей, заключенного с медицинской организацией, имеющей указанную лицензию на медицинскую деятельность.

            Как видно из аукционной документации, Заказчик не установил в документации о проведении конкурса требование о предоставлении во второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованию, установленному в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Заказчика противоречат пункту 4 части 1 статьи 50, подпункта «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона  о контрактной системе.

3. В силу части 6 статьи 52 Закона о контрактной системе в протоколе вскрытия   конвертов с заявками указывается информация о наличии информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией.

Заказчик в части 18 Информационной карты установил требование о предоставлении в составе заявки декларации о соответствии участника закупки требованиям, установленным Постановлением № 1457, а также декларации о том, что участник закупки не является офшорной компанией.

Вместе с тем, информация о наличии (отсутствии) указанных документов не отражена  в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, что является нарушением части 6 статьи 52 Закона о контрактной системе.

4. Согласно части 21 статьи 112 Закона о контрактной системе в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчик вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Федерального закона.

Иными словами, заказчик вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, действовавшем в рамках Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

При этом, в силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Как видно из пункта 16 Информационной карты к документации, Заказчик установил требование об отсутствии сведений об участнике закупки  в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем  до вступления в силу  Закона о контрактной системе на основании части 21  статьи 112  Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, часть 21 статьи 112 Закона о контрактной системе подлежит применению в течение двух лет со дня вступления в силу Закона о контрактной системе, то есть до 01.01.2016.

Таким образом, Заказчик неправомерно установил в документации требование об отсутствии сведений об участнике закупки  в реестре недобросовестных поставщиков на основании части 21  статьи 112  Закона о контрактной системе, поскольку положения указанной нормы могли применяться до 01.01.2016. Указанные действия Заказчика повлекли нарушение части 6 статьи 31, части 21 статьи 112 Закона о контрактной системе.

            Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

  1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1 и 10 части 1, частей 5 и 6 статьи 31,   пункта 2 части 3 статьи 49,  пункта 4 части 1 статьи 50, пункта «г» пункта 1 части 2, части 5 статьи 51, части 6 статьи 52, части 21 статьи 112 Закона о контрактной системе.

2. Предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не выдавать, в связи с тем, что по результатам проведения конкурса контракт заключен.

3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

            Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны