Решение б/н Решение № 159-ВП/2016 по обращению Общественной палаты Росси... от 24 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 159-ВП/2016

16 августа 2016 года                                                                 г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

 

-

специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Общественной палаты Российской Федерации о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обеспечению отдыха и оздоровлению детей организациями, оказывающими данные услуги на основании приобретенных путевок в загородный стационарный детский оздоровительный лагерь для нужд Управления по делам образования администрации Кыштымского городского округа (далее - Заказчик) в 2016 году (извещение № 0869300002816000010 ) (далее – конкурс) в присутствии:

- представителя Заказчика, действующего на основании доверенности б/н от 15 августа 2016 г.,

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 02.08.2016 поступило обращение Общественной палаты РФ о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении рассматриваемого конкурса.

Начальная (максимальная) цена контракта – 732 855  рублей 60 копеек.

Срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе– 30.06.2016 в 10:00.

По состоянию на 16.08.2016 по результатам конкурса заключен контракт №08-М/16 с ЗАО «Кыштымский медеэлектролитный завод».

Согласно доводам, изложенным в обращении, Заявитель считает, что Заказчиком неверно выбран способ определения закупки, поскольку в извещении о проведении конкурса указан неверный код ОКПД2, который позволяет провести конкурс и не включен в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (далее – РП 471-р). По мнению заявителя, Заказчику необходимо было указать в извещении ОКПД2 55.30.12, который включен в РП 471-р и предполагает обязанность Заказчика провести электронный аукцион.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и пояснил, что указанный Заказчиком код выбран в соответствии с действующим законодательством.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

Согласно части 3 статьи 24 Закона о контрактной системе, под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

В соответствии с частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Частью 2 статьи 59 установлено, что Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р  утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)(далее - Перечень).

Код ОКПД2 55.30.12 включен в указанный перечень, следовательно, закупка по данному коду должна производится путем проведения электронного аукциона.

Как видно из конкурсной документации, Заказчик при проведении закупки установил код 93.19.13.000 «Услуги вспомогательные, связанные со спортом и отдыхом».

Согласно общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, в группу 93.19.13 входят следующие виды услуг:

-услуги спортивных лиг и регулирующих органов услуги, предоставляемые спортивными судьями и хронометражистами;

- услуги, связанные с деятельностью заповедников для спортивного рыболовства и охотничьих заказников;

- услуги по организации охоты и рыбалки;

- услуги горных проводников;

- услуги конюшен скаковых лошадей, питомников собак и гаражей гоночных автомобилей;

Предметом указанного конкурса является оказание услуг по обеспечению отдыха и оздоровлению детей организациями, оказывающими данные услуги на основании приобретенных путевок в загородный стационарный детский оздоровительный лагерь для нужд Управления по делам образования администрации Кыштымского городского округа в 2016 году.

Указанный предмет контракта не входит в группу 93.19.13, поскольку, прежде всего, оказываются услуги по организации отдыха, следовательно, необходимо было выбрать код 55.30.12, который включает  услуги по предоставлению жилья для ночлега, совмещенные с услугами по обеспечению питанием и услугами отдыха или обучения, предоставляемыми в одном комплекте в лагерях для взрослых, молодежи или детей, которым выставляется общая плата со всеми начислениями.

Таким образом, Заказчиком при размещении извещения о проведении конкурса неверно определен код ОКПД2, который не относится к объекту закупки по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, что повлекло нарушение части 2 статьи 59, части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.

Проведя внеплановую проверку, комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе:

  1. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что  участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии (далее - Закон о лицензировании). Пунктом 46 статьи 12 Закона о лицензировании установлено, что медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Согласно пункту 24 письма Министерства Здравоохранения  и социального развития от 14.11.2011 №18-2/10/1-7164 организация оказания медицинской помощи детям в лагерях возлагается на лагерь. При этом, право на ведение медицинской деятельности возникает у лагеря с момента получения им лицензии на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по специальности "педиатрия" либо при наличии договора о медицинском обслуживании детей, заключенного с медицинской организацией, имеющей указанную лицензию на медицинскую деятельность.

Как видно из извещения,    Заказчик в пункте «Требования к участникам» не установил требование о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности у лагеря  либо наличие договора о медицинском обслуживании детей, заключенного с медицинской организацией, имеющей указанную лицензию на медицинскую деятельность, а также единые требования к участникам, что приводит к нарушению пункта 2 части 3 статьи 49, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Как видно из пункта «Требования к участникам» извещения о проведении конкурса, в нарушение пункта 2 части 3 статьи 49, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчик не установил единые требования к участникам, предусмотренные пунктами 3-5, 7, 9, 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

  1. Кроме того, согласно части 1 статьи 50  Закона о контрактной системе, конкурсная документация также должна содержать сведения, указанные в извещении о проведении конкурса.

Согласно части 1 Информационной карты, Заказчик по позиции «Требования к участникам закупки» также не установил требования о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, что является нарушением  части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

  1. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

          Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № 1457 утвержден «Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.» (далее – Перечень), пункт 5 которого включает выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 8 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает: условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Таким образом, в нарушение пункта 8 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса не установлен запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, для целей осуществления закупки.

  1. Пунктом 1 части 1 Статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке требования к наличию у участников закупки производственных мощностей для оказания услуги, являющихся предметом контракта.

Вместе с тем, раздел 3 информационной карты содержит требование к участникам закупки о наличии водоема и оборудованного пляжа с охранной, спасательными и медицинскими службами.

            Таким образом, Заказчиком в нарушение части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки установлены требования к наличию у участников закупки производственных мощностей, необходимых для оказания услуги, которые могут привести к ограничению количества участников закупки.

  1. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
    1. Согласно подпункту «а» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона.

Заказчик в пункте 15.1 Информационной карты установил, что идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника предоставляется участником обязательно, что не соответствует подпункту «а» пункта 1 части 2 статьи 51, пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

  1. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.

Заказчик установил в пункте 15.1 Информационной карты возможность предоставления документов, подтверждающих добросовестность участника закупки в  случае предусмотренном частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, указанное положение противоречит пункту 4 части 2 статьи 51, пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, поскольку законом установлена обязанность представления таких сведений, в случае, если  участником закупки в заявке предусмотрено предложение о цене контракта, сниженное на 25%.

  1. Заказчик в нарушение пункта 2 части 2 статьи 51, пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе не установил в документации конкурса требование о представлении участниками закупки в составе заявки предложения в отношении объекта закупки.
  2. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать требования к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению.

Как видно из приложения №1 к конкурсной документации, Заказчик установил форму заявку, в которой  «организация питания» определен как нестоимостный критерий. При этом Заказчик не конкретизировал свои требования относительно объема информации, подлежащей указанию участниками закупки по указанному критерию (например, кратность приема пищи, порядок организации питания и т.д.). Из требований к содержанию составу заявки, инструкции по заполнению, установленных конкурсной документацией, невозможно определить, что именно обязан указать участник закупки в форме заявки по данному положению.

Следует отметить, что пункт 4.1. проекта контракта предусматривает указание кратности питания, однако требования к составу и содержанию заявки не свидетельствуют о необходимости указания  этих сведений в составе заявки, что подтверждается пунктами 5.3, 5.4 мотивировочной части настоящего решения.

  1. Согласно пункту 7 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать порядок и срок отзыва заявок на участие в открытом конкурсе, порядок возврата заявок на участие в открытом конкурсе (в том числе поступивших после окончания срока подачи этих заявок), порядок внесения изменений в эти заявки.

В нарушение данной нормы в документации отсутствует порядок и сроки внесения изменений в заявки.

  1. Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.

Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(далее - Правила).

Согласно Приложению к Правилам, в отношении оказания услуг установлены следующие величины значимости стоимостных и нестоимостных критериев оценки:

-минимальная значимость стоимостных критериев оценки - 60 %;

- максимальная значимость нестоимостных критериев оценки – 40%.

Тем не менее, как видно из пункта 22.1 информационной карты, Заказчик установил стоимостный критерий в размере 80%, нестоимостный критерий – 40%, что является нарушением пункта 9 части 1 статьи  50, части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе.

  1. В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать условия признания победителя открытого конкурса уклонившимися от заключения контракта.

В нарушение данной нормы, указанная информация в конкурсной документации отсутствует.

  1.  Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

В нарушение указанного положения, в проекте контракта отсутствуют порядок и срок оформления результатов приемки.

  1. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Согласно пункту 11.1 проекта контракта установлено, что контракт вступает в силу со дня подписания и действует до 30.09.2016, а в части оплаты до полного исполнения.

Проект контракта содержит двойной срок действия контракта, следовательно, в нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе  невозможно определить дату или событие, свидетельствующее об окончании действия контракта, чтобы рассчитать срок действия банковской гарантии.

 

            Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

  1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 24, части 5 статьи 31, части 9 статьи 32, части 3 статьи 33, части 13 статьи 34, пунктов 2,8 части 3 статьи 49, пунктов 1, 4, 7, 9, 12 части 1 статьи 50, подпункта «а» пункта 1, пункта 2, пункта 4 части 2 статьи 51, части 2 статьи 59, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

2.Предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не выдавать, в связи с тем, что по результатам проведения конкурса контракт заключен.

3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

          Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны