Решение б/н Решение по делу № 16-03/14 в отношении МУП «ПОВВ» от 28 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 30 сентября 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 3 октября 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:


 

Председатель Комиссии:


 

Члены Комиссии:


 

<…> – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;


 

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

<…>– специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

в присутствии представителя МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» г. Челябинска (далее – МУП «ПОВВ») по доверенности, в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о месте, времени и дате рассмотрения дела, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заявителя,

рассмотрев дело № 16-03/14 по признакам нарушения МУП «ПОВВ» пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

Между МУП «ПОВВ» и Муниципальным автономным учреждением «Центр восстановительной медицины и реабилитации города Челябинска» (далее – МАУ «ЦВМиР города Челябинска») 10 октября 2011 года был заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод № 10672.

10.02.2014 МУП «ПОВВ» было прекращено водоснабжение в отношении нежилого здания, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского, д. 9А, находящегося на праве оперативного управления МАУ «ЦВМиР города Челябинска».

В качестве основания отключения водоснабжения предприятие указывает пункт 8 части 3 статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении), в котором говорится, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления поселения, городского округа, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в случае наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более.

В подтверждение наличия данной задолженности МУП «ПОВВ» представило претензии, направляемые в адрес МАУ «ЦВМиР города Челябинска», и акты сверки взаиморасчетов за услуги по водоснабжению и водоотведению, из которых следует, что по состоянию на 10.02.2014 (дата отключения водоснабжения) у учреждения имелась задолженность за услуги водоснабжения и водоотведения за декабрь, январь и февраль 2014 года в размере 19 427, 04 (девятнадцать тысяч четыреста двадцать семь рублей четыре копейки).

К тому же, по мнению МУП «ПОВВ», МАУ «ЦВМиР города Челябинска» не является медицинским учреждением, входящим в систему здравоохранения, поскольку оказывает услуги только на платной основе и не обслуживает граждан по полису обязательного медицинского страхования. Соответственно, учреждение не является субъектом, указанным в пункте 68 постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила холодного водоснабжения), в отношении которого не допускается прекращение водоснабжения.

Дополнительно предприятие в письменных пояснениях указало, что 12.02.2014 режим ограничения водоснабжения был снят, водоснабжение учреждения восстановлено в полном объеме.

Однако согласно письменным пояснениям и документам, представленным МАУ «ЦВМиР города Челябинска» 10.02.2014, имеющаяся задолженность за услуги водоснабжения и водоотведения была оплачена в полном объеме, но водоснабжение учреждения было восстановлено лишь 20.02.2014.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях МУП «ПОВВ» нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

  1. В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и в своей деятельности руководствуется Законом «О защите конкуренции».

Согласно статье 22 Закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявляет нарушения и принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства, предупреждает монополистическую деятельность.

В соответствии со статьей 3 Закона «О защите конкуренции» сфера применения указанного закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии со статьей 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим в силу законодательства признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

МУП «ПОВВ» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг водоснабжения и водоотведения.

Кроме того, предприятие включено с долей более 50% на рынке по сбору, очистке и распределению воды, а также на рынке по удалению и обработке сточных вод в реестр хозяйствующих субъектов Челябинской области, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов.

Таким образом, МУП «ПОВВ» обязано соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством.

  1. В соответствии с пунктом 8 части 3 Закона о водоснабжении организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления поселения, городского округа, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в случае наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более.

В пункте 68 Правил холодного водоснабжения указано, что введение временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения не допускается (за исключением случаев аварий и проведения ремонтных работ) в отношении медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.

В соответствии с частью 4 статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» муниципальную систему здравоохранения составляют:

1) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;

2) подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.

В пункте 5 данного закона также указано, что частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Уставом МАУ «ЦВМиР города Челябинска» регламентировано, учредителем автономного учреждения от имени муниципального образования «город Челябинск» является Администрация города Челябинска в лице Управления здравоохранения города Челябинска. К тому же, учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления города Челябинска в сфере здравоохранения и осуществляет следующие виды деятельности: деятельность лечебных учреждений; деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных; врачебная практика; деятельность учреждений скорой медицинской помощи.

Кроме того, согласно письму Управления здравоохранения Администрации г. Челябинска от 19.09.2014 № 0812932 Муниципальное автономное учреждение «Лечебно-реабилитационный центр» ранее МАУ «ЦВМиР города Челябинска» (внесение записи в ЕГРЮЛ от 27.03.2014 за ГРН 2147451051396) подведомственно Управлению здравоохранения Администрации г. Челябинска.

Необходимо отметить, что за платными услугами МАУ «ЦВМиР города Челябинска» могут обращаться граждане, которые лишены возможности воспользоваться медицинскими услугами в рамках предоставления медицинскими организациями гарантированного объёма медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Таким образом, довод МУП «ПОВВ» о том, что МАУ «ЦВМиР города Челябинска» не относится к муниципальной системе здравоохранения, и в связи с указанным обстоятельством ограничение водоснабжения учреждению не привело к нарушению прав граждан в сфере здравоохранения, несостоятелен.

Как следует из материалов дела 10.02.2014 МУП «ПОВВ» было прекращено водоснабжение в отношении нежилого здания, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского, д. 9А, находящегося на праве оперативного управления МАУ «ЦВМиР города Челябинска», что подтверждено актом от 10.02.2014 № 10672. В акте было указано, что задолженность МАУ «ЦВМиР города Челябинска» за услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые МУП «ПОВВ» на 10.02.2014 составила 39497,04 руб. за период с ноября 2013 года по январь 2014 года.

Однако согласно акту взаиморасчетов за услуги водоснабжения и водоотведения от 10.20.2014, по данным МУП «ПОВВ» задолженность МАУ «ЦВМиР города Челябинска» перед предприятием на дату составления акта составила 19 427,04 руб.

Согласно пункту 6.4 договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 13.10.2011 № 10672 оплата отпущенной МУП «ПОВВ» питьевой воды и принятых сточных вод производится абонентом до 10 числа месяца следующего за расчетным.

10.02.2014 МАУ «ЦВМиР города Челябинска» во исполнение договора от 13.10.2011 № 10672 была произведена оплата МУП «ПОВВ» в размере 45 000,00 руб.

В письме от 20.02.2014 № 032-466 МУП «ПОВВ» сообщило учреждению, что 11.02.2014 предприятие получило информацию о полном погашении задолженности по договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод. Кроме того, в письме было указано, что водоснабжение МАУ «ЦВМиР города Челябинска» было восстановлено в полном объеме 12.02.2014.

Однако в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о возобновлении водоснабжения учреждения именно 12.02.2014.

Актом осмотра сетей холодного водоснабжения от 20.02.2014, составленного в присутствии сотрудников МАУ «ЦВМиР города Челябинска», было зафиксировано, что водоснабжение нежилого здания, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского, д. 9А, было восстановлено 20.02.2014 в 11 часов 30 минут.

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что действия МУП «ПОВВ», выразившиеся в прекращении водоснабжения в отношении нежилого здания, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского, д. 9А, являются нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

У МУП «ПОВВ» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно: не осуществлять прекращение водоснабжения в отношении нежилого здания, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского, д. 9А.

Однако МУП «ПОВВ» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства.

При таких обстоятельствах МУП «ПОВВ» признается виновным.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия МУП «ПОВВ», выразившиеся в прекращении водоснабжения в отношении нежилого здания, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского, д. 9А, нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Прекратить производство по делу в отношении МУП «ПОВВ» по пункту 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о привлечении МУП «ПОВВ» к административной ответственности за совершенное правонарушение.

Связанные организации

Связанные организации не указаны