Предупреждение б/н Предупреждение № 16-03/15 в отношении МУП «ЧКТС» от 16 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 16-03/15

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ,

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

11 сентября 2015 года г. Челябинск

В связи с наличием в действиях Муниципального унитарного предприятия «Челябинские коммунальные тепловые сети» (далее - МУП «ЧКТС») признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившихся в навязывании <***> невыгодных условий договора теплоснабжения № ТСН-7569, Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) на основании статьи 391 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения указанных действий в срок до 5 октября 2015 года путем внесения изменений в пункт 12.1, а также исключения пункта 13.1 договора теплоснабжения № ТСН-7569.

 

При исполнении данного предупреждения необходимо учесть следующее.

 

Как следует из материалов по заявлению между <***> и теплоснабжающей организацией ОАО «Мечел-Энерго» был заключен договор теплоснабжения объекта, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Дегтярева, д. 60а (нежилое здание), от 01.11.2013 № 74-ТЭ-1124/13.

С 01.01.2015 от ОАО «Мечел-Энерго» перестали приходить счета на оплату тепловой энергии, уведомления о расторжении договора теплоснабжения в адрес заявителя также не поступало.

Информация о том, что в Металлургическом районе г. Челябинска изменился поставщик тепловой энергии на МУП «ЧКТС» стала известна заявителю в апреле 2015 года из средств массовой информации.

07.05.2015 <***> обратился в МУП «ЧКТС» с просьбой заключить договор на теплоснабжение объекта, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Дегтярева, д. 60а (нежилое здание).

19.05.2015 МУП «ЧКТС» направил <***> проект договора теплоснабжения от 13.02.2015 № ТСН-7569.

Пунктом 12.1 указанного договора предусмотрено, что взаимоотношения сторон в период с 01.01.2015 до момента заключения договора регулируются условиями данного договора.

Пунктом 13.1 договора теплоснабжения от 13.02.2015 № ТСН-7569 установлено, что потребитель обязуется оплатить стоимость фактически потребленной тепловой энергии с 01.01.2015.

Указанный договор был подписан заявителем с условием исключить из него требования пунктов 12.1, 13.1 о распространении действия договора на период с 01.01.2015 до момента его подписания (протокол разногласий от 01.06.2015).

25.06.2015 МУП «ЧКТС» вновь направило договор теплоснабжения № ТСН-7569 с включением в него указанных требований.

Статьей 425 Гражданского кодекса РФ установлено, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

Частью 4 статьи 421 предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Следовательно, предусмотреть в договоре теплоснабжения, что условие заключенного договора применяются к отношениям, возникшим до его заключения, допускается только по соглашению сторон.

Учитывая, что <***> не согласился с включением в договор указанного условия, МУП «ЧКТС» обязано было исключить указанные пункты из договора теплоснабжения.

Таким образом, Челябинское УФАС приходит к выводу, что включение в договор теплоснабжения от 13.02.2013 № ТСН-7569 пункта 12.1, предусматривающего, что взаимоотношения сторон в период с 01.01.2015 до момента заключения договора регулируются условиями данного договора, а также пункта 13.1, определяющего, что потребитель обязуется оплатить стоимость фактически потребленной тепловой энергии с 01.01.2015 не допустимо, поскольку совершение таких действий является навязыванием <***> условий договора, противоречащих требованиям действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе: предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с постановлением Администрации г. Челябинска от 28.11.2011 МУП «ЧКТС» назначено единой теплоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по теплоснабжению потребителей в г. Челябинске.

На основании приказа Челябинского УФАС России от 19.07.2013 № 209 МУП «ЧКТС» включено в реестр хозяйствующих субъектов Челябинской области, имеющих долю на рынке услуг по поставке (распределение) пара и горячей воды (тепловой энергии) в размере более 50 процентов. Таким образом, в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции МУП «ЧКТС» занимает доминирующее положение на данном рынке.

Ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, распространяются на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара.

Таким образом, МУП «ЧКТС» обязано соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством.

О выполнении предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны