Решение б/н Решение по делу № 16-08/2016 от 25 мая 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
11 мая 2016 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: <…> – заместитель
руководителя Управления -
начальник отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией,
члены Комиссии: <…>, главный специалист-эксперт
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
<…>, ведущий специалист-эксперт
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией,
рассмотрев дело № 16-08/2016, возбужденное в отношении гр. Вольных Е.Н. по факту размещения на перекрестках города Челябинска, ограниченных улицами Воровского и Красная, Бажова и Мамина, на одной опоре со светофором и дорожными знаками 5.19.1 «Пешеходный переход», 2.1. «Главная дорога», 2.4. «Уступите дорогу» рекламы, в которой присутствуют сведения «Автострахование. ОСАГО. 230-40-30 от 1200» с признаками нарушения части 3 статьи 19 Федерального закона РФ «О рекламе»,
в отсутствие:
заявителей, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела,
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, гр. <…>, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела и не заявившего ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) из Прокуратуры Челябинской области поступило заявление депутата Законодательного собрания Челябинской области Беседина А.А., а также заявление депутата Законодательного собрания Челябинской области Рябова Д.А. о незаконном размещении на перекрестках города Челябинска на светофорах рекламы о продаже страховых полисов обязательного страхования автогражданской ответственности.
Специалистами Челябинского УФАС России осуществлен осмотр светофоров в городе Челябинске, в частности на перекрестке улиц Воровского и Красная, улиц Бажова и Мамина, о чем составлены акты осмотров № 16-2016 от 10 февраля 2016 года и № 23-2016 от 22 февраля 2016 года соответственно. В ходе осмотра установлено, что плакаты с рекламой на указанных перекрестках размещены на одной опоре со светофором и дорожными знаками 5.19.1 «Пешеходный переход», 2.1. «Главная дорога», 2.4. «Уступите дорогу». В рекламе указаны сведения «Автострахование. ОСАГО. 230-40- <…> от 1200».
ООО «Т2 Мобайл» на запрос Челябинского УФАС России представило сведения о том, что абонентом телефонного номера (351) 230-40- <…> является <…>
Вольных Е.Н. на рассмотрении дела не явился. Запрошенные определением исх. № 2359/08, исх. №3404/08 документы не представил. Почтовое уведомление о получении корреспонденции гр. <…> в антимонопольный орган не возвратилось. Согласно информации, размещенной на Интернет-сайте Почта России pochta.ru определение исх. №3404/08 получено адресатом 06 апреля 2016 года.
По данным отдела адресно-справочной работы УФМС России по Челябинской области на запрос Челябинского УФАС России адрес регистрации <…> совпадает с адресом, на который антимонопольным органом направлялась корреспонденция с процессуальными документами.
С учетом изложенного, Комиссия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие гр. <…>
Рассмотрев заявление и материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В городе Челябинске по состоянию на 10 февраля 2016 года на перекрестке улиц Воровского и Красная на одной опоре со светофором и дорожным знаком 5.19.1 «Пешеходный переход», 2.1. «Главная дорога» размещен плакат с рекламой: «Автострахование. ОСАГО. 230-40-30 от 1200».
Также 22 февраля 2016 года в городе Челябинске на перекрестке улиц Бажова и Мамина на одной опоре со светофором и дорожным знаком 5.19.1 «Пешеходный переход», 2.4. «Уступите дорогу» размещен плакат с рекламой: «Автострахование. ОСАГО. 230-40- <…>от 1200».
Факт размещения рекламы подтверждается актами осмотров № 146-2016 от 10 февраля 2016 года, № 23-2016 от 22 февраля 2016 года, составленным специалистами Челябинского УФАС России.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона РФ «О рекламе» распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.
Согласно п.6.1. ГОСТ Р 52044-2003 Государственный стандарт Российской Федерации «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены на дорожных ограждениях и направляющих устройствах.
В силу пункта 3.1 ГОСТ Р 52289-2004 Национальный стандарт Российской Федерации «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» техническое средство организации дорожного движения: дорожный знак, разметка, светофор, дорожное ограждение и направляющее устройство.
Таким образом, светофор является техническим средством организации дорожного движения, предназначен, в том числе для регулирования дорожного движения.
Размещение на перекрестках города Челябинска, ограниченных улицами Воровского и Красная, Бажова и Мамина, на одной опоре со светофором и дорожными знаками 5.19.1 «Пешеходный переход», 2.1. «Главная дорога», 2.4. «Уступите дорогу» рекламы, в которой присутствуют сведения «Автострахование. ОСАГО. 230-40-30 от 1200» нарушает требования части 3 статьи 19 Федерального закона РФ «О рекламе».
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 3 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Статьей 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, а рекламораспространителем лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Исходя из понятия рекламодателя, изложенного в статье 3 Федерального закона «О рекламе» это, по сути, заказчик рекламы, т.е. то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, частное лицо и так далее.
По смыслу части 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» распоряжение рекламной конструкцией (определение места ее расположения и внешнего вида, принятие решения о присоединении к определенному объекту, в том числе знаку дорожного движения, его опоре или любому иному приспособлению, предназначенному для регулирования дорожного движения) осуществляется владельцем рекламной конструкции либо с его ведома. Указанное лицо признается рекламораспространителем (письмо ФАС России от 01.12.2011 № АК/44573 «О рекламе на дорожных знаках»).
С учетом изложенного, рекламодателем и рекламораспространителем, размещенной на перекрестках города Челябинска, ограниченных улицами Воровского и Красная, Бажова и Мамина, на одной опоре со светофором и дорожными знаками 5.19.1 «Пешеходный переход», 2.1. «Главная дорога», 2.4. «Уступите дорогу» рекламы, в которой присутствуют сведения «Автострахование. ОСАГО. 230-40-30 от 1200» является <…>, поскольку распоряжение рекламной конструкцией, а также распространение рекламы осуществлялось в его интересах с указанием принадлежащего ему номера телефона.
Доказательств размещения и распространения рекламы иным лицом, либо в интересах иного лица от <…> не поступило.
Согласно пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при добровольном устранении лицом совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
В связи с тем, что размещение на перекрестках города Челябинска, ограниченных улицами Воровского и Красная, Бажова и Мамина, на одной опоре со светофором и дорожными знаками 5.19.1 «Пешеходный переход», 2.1. «Главная дорога», 2.4. «Уступите дорогу» рекламы, в которой присутствуют сведения «Автострахование. ОСАГО. 230-40-<…> от 1200» прекращено, что подтверждается письмами Управления наружной рекламы и информации Администрации г. Челябинска вх. № 2432 от 20.02.2016, вх. № 4515 от 11.04.2016, необходимость в выдаче <…> предписания о прекращении нарушения законодательства РФ отсутствует.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, в которой присутствуют сведения «Автострахование. ОСАГО. 230-40-<…> от 1200», размещенную:
10 февраля 2016 года на перекрестке улиц Воровского и Красная на одной опоре со светофором и дорожным знаком 5.19.1 «Пешеходный переход», 2.1. «Главная дорога»,
22 февраля 2016 года в городе Челябинске на перекрестке улиц Бажова и Мамина на одной опоре со светофором и дорожным знаком 5.19.1 «Пешеходный переход», 2.4. «Уступите дорогу»,
поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении <…>
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 18 мая 2016 года.