Решение б/н Решение № 161-ВП/2017 по жалобе на действия заказчика при пр... от 4 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 161-ВП/2017

01 августа 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»,

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»,

 

«<…>»

-

«<…>»,

руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) на основании поступившей в адрес Челябинского УФАС России жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Медилайн» (далее – ООО «Медилайн», заявитель) (вх. № 6716 от 17.07.2017) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку принадлежностей для мониторов Nihon Kohden (извещение № 0369200000517000384) (далее – Аукцион, Закупка), в присутствии:

- представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Челябинская областная клиническая больница» (далее – ГБУЗ «ЧОКБ», действующих на сновании доверенностей б/н от 09.01.2017, 19.04.2017, 01.08.2017;

- в отсутствие представителей заявителя, направивших ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей ООО «Медилайн».

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 16.07.2017 поступила жалоба ООО «Медилайн» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку принадлежностей для мониторов Nihon Kohden (извещение № 0369200000517000384). Жалоба возвращена заявителю на основании пункта 3 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе, Челябинским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.

Согласно представленным ГБУЗ «ЧОКБ» документам, извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 04.07.2017 в 11:19.

Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону на поставку принадлежностей для мониторов Nihon Kohden (извещение № 0369200000517000384) – 131 164,57 рублей.

Протокол заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе в электронной форме от 13.07.2017.

По состоянию на 01.08.2017 контракт на поставку принадлежностей для мониторов Nihon Kohden не заключен.

По мнению заявителя, параметры товара, указанные в техническом задании, не соответствуют фактическим характеристикам существующих принадлежностей к мониторам Nihon Kohden, указанным в каталогах производителя. При этом техническое задание не предусматривает возможность поставки товара неоригинального, так как указывает, что в соответствии с руководством по эксплуатации с монитором допускается использовать только утвержденные Nihon Kohden изделия. Вместе с тем, производителем «Nihon Kohden» не утверждены изделия, которые допустимо использовать с монитором производителя.

Однако, заказчиком к участию в электронном аукционе допущены заявки участников закупки, предложивших товар, соответствующий установленным заказчиком параметрам, но являющийся товаром иных производителей (китайского, корейского).

При этом, заявитель направил в антимонопольный орган копии каталога Nihon Kohden с указанием позиций технического задания заказчика и кода (модели) принадлежностей. А также ООО «Медилайн» представлена сравнительная таблица обоснованной заказчиком начальной (максимальной цены контракта) и данных по контрактам, сведения о которых содержатся в единой информационной системе.

Представители заказчика с доводами ООО «Медилайн» не согласились и пояснили, что монитор Nihon Kohden приобретался областным учреждением здравоохранения несколько лет назад. У заказчика имеется руководство пользователя прикроватного монитора Nihon Kohden. Поскольку в указанном руководстве отсутствуют параметры принадлежностей к монитору, заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта в адрес потенциальных поставщиков направлялись запросы с указанием модели (Code No) принадлежности и количества требуемого товара. Поступившие коммерческие предложения с указанием цены на товар и его характеристик, а также фактический обмер физических характеристик имеющегося у заказчика оборудования легли в основу технического задания. Запросы официальному производителю Nihon Kohden с просьбой об указании характеристик принадлежностей монитора не направлялись.

Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Исходя из требований части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона для закупки № 0369200000517000384, документацией об аукционе, объектом закупки является поставка принадлежностей для мониторов Nihon Kohden.

Техническое задание заказчика содержит наименование принадлежностей для мониторов, параметры, модель, количество требуемого товара.

Представленные заявителем копии каталога производителя мониторов Nihon Kohden также содержат характеристики товара, при этом, указанная в каталогах информация позволяет прийти к выводу о несоответствии параметров, установленных заказчиком, характеристикам товара, указанным в каталоге.

Наименование принадлежности для монитора Nihon Kohden

Технические характеристики (параметры) согласно Техническому заданию заказчика

Характеристики, указанные в каталоге Nihon Kohden

Соединительный шланг для манжет НИАД

«Пневматическая линия для подключения к измерителю артериального давления неинвазивным методом, для взрослого, двухтрубная, многоразовая.

Полная совместимость с мониторами Nihon Kohden, использующимися в ЛПУ.

Длина трубок – не менее 350 см. …»

Длина трубок – 3,5 м.

Манжета для измерения НИАД

«Пневмо-рукав для измерения артериального давления неинвазивным методом, однотрубный, многоразовый.

Полная совместимость с мониторами Nihon Kohden, использующимися в ЛПУ. ... Длина шлангов – не менее 50 см. Предназначен для окружности плеча 25-35см, размер пневмокамеры не менее 25 и не более 35см. …»

Длина шлангов – 15 см.

Для окружности плеча 26-36 см.

Датчик пульсоксиметрический для измерения SpO2

«Измеритель оксигенации гемоглобина

Полная совместимость с мониторами Nihon Kohden, использующимися в ЛПУ. Поддержка фирменной технологии Nihon Kohden.

Измеритель в виде клипсы на палец. Категория пациентов – взрослый человек весом более 30кг. Длина провода – не менее 300 см. …»

Категория пациентов –весом от 20 кг. Длина провода – 1,6 м.

Кабель отведений ЭКГ пациента трехэлектродный

«Комплект измерителей электронных потенциалов сердца 10 отв. Полная совместимость с мониторами Nihon Kohden, использующимися в ЛПУ.

Отведения типа «банан». Длина удлинителя не менее 2,0 метра, длина отведений от 0,8 до 1,2 метра. …»

3 отведения. Длина удлинителя 0,8 м. Клипса.

Кабель ЭКГ магистральный для подключения кабеля отведений ЭКГ к монитору

«Магистральный удлинитель измерителя регистрации электрических потенциалов сердца на 5 отведений. Полная совместимость с мониторами Nihon Kohden, использующимися в ЛПУ.

Длина провода не менее 2,2 метра. …»

Отведений не имеет. Длина провода 3 м.

При этом техническое задание содержит указание на то, что «в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации с монитором допускается использовать только утвержденные Nihon Kohden изделия». Однако сведения об утвержденных производителем «Nihon Kohden» изделиях в документации об аукционе отсутствуют.

Более того, в представленном заказчиком на заседание Комиссии руководстве пользователя прикроватного монитора указано следующее: «Для достижения максимальной работоспособности аппарата используйте составные части и принадлежности только фирмы Nihin Kohden. При заказе следующих дополнительных принадлежностей/расходных материалов, укажите код supply code on. Если код supply code on отсутствует у этих дополнительных принадлежностей/расходных материалов, укажите модель или code on».

Таким образом, описание объекта закупки в части указания характеристик товара, не соответствующих параметрам принадлежностей к монитору Nihon Kohden, а также отсутствие положения, предусматривающего возможность поставки товара иных производителей, не носит объективный характер, не соответствует пункту 1 части 1, части 2 статьи 33, пункту 2 статьи 42, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Заказчиком указаны характеристики принадлежностей к монитору Nihon Kohden, которые не позволят участникам закупки предложить товар, полностью совместимый с мониторами Nihon Kohden, использующимися в ЛПУ, и являющийся утвержденным Nihon Kohden изделием.

Необходимо отметить, что необъективность описания объекта закупки привела к необоснованным действиям аукционной комиссии при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе.

Так, согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению заявок от 13.07.2017, на участие в аукционе в электронной форме поступило 2 заявки. Участники закупки допущены к участию в аукционе.

Как указано в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, предложение участника (сведения о предлагаемом для поставки товаре) не должно содержать двойных предложений, неоднозначных предложений, слов "или эквивалент", «не менее», «не более», «или», «либо», «взаимозаменяемый» и т.п. Сведения, содержащиеся в заявке на участие в электронном аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований.

Согласно техническому заданию кабель отведений ЭКГ пациента трехэлектродный (позиция 4 технического задания) должен иметь следующие характеристики: «Длина удлинителя не менее 2,0 метра, длина отведений от 0,8 до 1,2 метра».

При этом, из инструкции по заполнению заявки невозможно установить, как следует участникам закупки указывать эту диапазонную характеристику товара: в виде диапазона или конкретным значением параметра.

Вместе с тем, заявка участника закупки с порядковым номером 2 по позиции «Кабель отведений ЭКГ пациента трехэлектродный» содержит следующую информацию: «Длина удлинителя 2,0 метра, длина отведений 1 метр», а заявка участника закупки с порядковым номером 1 указывает «Длина удлинителя не менее 2,0 метра, длина отведений от 0,8 до 1,2 метра».

При этом, к участию в электронном аукционе допущены обе заявки, что свидетельствует о неоднозначном подходе аукционной комиссией при рассмотрении и оценке заявок на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе.

Представители заказчика пояснили, что при установлении характеристик в техническом задании, измеряли длину соединительных шлангов, кабелей и использовали коммерческие предложения. Вместе с тем, из представленных коммерческих предложений не следует, что хозяйствующими субъектами предлагается товар, полностью совместимый с мониторами Nihon Kohden, использующимися в ГБУЗ «ЧОКБ», либо товар указанного производителя. Таким образом, у заказчика отсутствовали основания устанавливать в техническом задании характеристики товара на основании представленных коммерческих предложений.

Антимонопольный орган обращает внимание на следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 34, частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Поскольку при обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчиком применен метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), обоснование начальной (максимальной) цены контракта указывает, в том числе, на рассчитанную стоимость каждой позиции товара:

№ п/п

Наименование товара

Количество

Средний уровень цены контракта за единицу товара

Начальная (максимальная) цена контракта

1

Соединительный шланг для манжет НИАД

4

4332,58

17330,32

2

Манжета для измерения НИАД

8

394,6667

7477,28

3

Датчик пульсоксиметрический для измерения SpO2

5

9023,00

45115,00

4

Кабель отведений ЭКГ пациента трехэлектродный

8

4099,83

32798,64

5

Кабель ЭКГ магистральный для подключения кабеля отведений ЭКГ к монитору

3

9481,11

28443,33

 

ИТОГО

28

 

131164,57

Пунктом 3.2 проекта контракта предусмотрено, что при поставке товара оплата производится по ценам, определенным в соответствии со спецификацией, являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта.

Вместе с тем, представители заказчика пояснили, что спецификация заполняется победителем аукциона при направлении заказчику подписанного проекта контракта.

Необходимо отметить, что документация об аукционе, проект контракта не содержат порядок расчета коэффициента снижения начальной (максимальной) цены контракта к цене контракта, предложенной победителем в ходе проведения процедуры закупки, а также порядок расчета итоговой стоимости каждой из отдельных позиций товара.

В Письме № Д28и-1634 от 10.04.2017 Минэкономразвития России отмечает, что после определения победителя процедуры закупки заказчик рассчитывает коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта к цене контракта, предложенной победителем в ходе проведения процедуры закупки. Итоговая цена контракта пересчитывается с учетом указанного коэффициента. В случае если контрактом предусмотрены поставка нескольких позиций товара, несколько этапов исполнения контракта, то итоговая стоимость каждой позиции, каждого из этапов должна быть пересчитана с применением указанного коэффициента, то есть итоговая стоимость каждой позиции, каждого из этапов выполнения работ рассчитывается пропорционально коэффициенту снижения начальной (максимальной) цены контракта, полученному в ходе проведения процедуры закупки. Полученная итоговая стоимость позиций, этапов выполнения контракта и общая итоговая цена контракта вносятся в проект государственного (муниципального) контракта, направляемого победителю закупки.

Снижение начальной (максимальной) цены контракта по результатам осуществленной закупки составило 65,53%.

В материалах дела имеется проект контракта, подписанный победителем электронного аукциона, при этом, участником закупки спецификация (в части указания стоимости товара) составлена следующим образом:

№ п/п

Наименование товара

Количество

Цена за единицу товара

Цена контракта

1

Соединительный шланг для манжет НИАД

4

599,95

2399,80

2

Манжета для измерения НИАД

8

100,00

800,00

3

Датчик пульсоксиметрический для измерения SpO2

5

200,00

1000,00

4

Кабель отведений ЭКГ пациента трехэлектродный

8

4000,00

32000,00

5

Кабель ЭКГ магистральный для подключения кабеля отведений ЭКГ к монитору

3

3002,37

9007,11

 

ИТОГО

28

 

45206,91

Рассчитанную заказчиком и предложенную победителем закупки цену контракта можно представить в сравнении:

№ п/п

Наименование товара

Кол-во

Цена заказчика за ед. тов.

Цена победителя за ед. тов.

Цена контракта заказчика

Цена контракта победителя

1

Соединительный шланг для манжет НИАД

4

4332,58

599,95

17330,32

2399,80

2

Манжета для измерения НИАД

8

394,6667

100,00

7477,28

800,00

3

Датчик пульсоксиметрический для измерения SpO2

5

9023,00

200,00

45115,00

1000,00

4

Кабель отведений ЭКГ пациента трехэлектродный

8

4099,83

4000,00

32798,64

32000,00

5

Кабель ЭКГ магистральный для подключения кабеля отведений ЭКГ к монитору

3

9481,11

3002,37

28443,33

9007,11

 

ИТОГО

28

 

 

131164,57

45206,91

Таким образом, если участник закупки, с которым заказчик заключит контракт, осуществит поставку товара не в полном объеме (например, поставит кабель по позиции 4 технического задания, а в отношении остальных позиций не осуществит поставку), заказчик не достигнет результата в удовлетворении потребности приобретения принадлежностей к монитору и будет вынужден оплатить большую часть цены контракта, а в дальнейшем, удовлетворяя потребность больницы, осуществлять закупку на непоставленные позиции товара (например, соединительные шланги, датчики), без учета достигнутой по итогам аукциона экономии.

При проведении внеплановой проверки Комиссией Челябинского УФАС России выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе:

1. В соответствии с требованиями части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Обязанность заказчика по установлению данных требований продиктована возложенными обязанностями на аукционную комиссию проверять соответствие участника указанным требованиям.

Вместе с тем, извещение об осуществлении закупки, сформированное на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, исчерпывающий перечень требований к участникам закупки не содержит. При этом указывает на формулировку: единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ), предусмотренную функционалом официального сайта. Определено также: «в соответствии с документацией об аукционе в электронной форме». Вместе с тем указание на данную формулировку не является надлежащим исполнением требований части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, поскольку определить из данной формулировки исчерпывающий перечень требований к участнику закупки, установленный в соответствии с законодательством о контрактной системе, с учетом объекта закупки не представляется возможным. К тому же пункт документации об аукционе, содержащий и раскрывающий требования к участникам электронного аукциона, также не находит отражения в извещении о закупке.

2. В нарушение пунктов 7, 8 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона не содержит порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению.

Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 31, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пунктов 2, 7, 8 статьи 42, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

2. Выдать заказчику, уполномоченному учреждению, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных должностных лиц.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны