Решение (комиссия) №АК/8934/23 ? РЕШЕНИЕ № 074/06/104-1470/2023 о включении сведений в реес... от 6 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

7

 

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный аграрный университет»

457100, Челябинская область, г. Троицк,

ул. им. Ю.А. Гагарина, д. 13

 

Индивидуальный предприниматель

Мокин Антон Игоревич

454084 Челябинская область, г. Челябинск, ул. Калинина, дом 21а, офис 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/06/104-1470/2023

о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков

(подрядчиков, исполнителей)

по делу № РНП-74-236/2023

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 03.07.2023

В полном объеме решение изготовлено 06.07.2023

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия), в составе:

 

Председателя Комиссии:

Козловой А.А.

 

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>  

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

 <…>

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

рассмотрев обращение Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный аграрный университет» о включении Индивидуального предпринимателя Мокина Антона Игоревича (далее – ИП Мокина А.И., Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона Капитальный ремонт (замена оконных и балконных блоков) в общежитии №3а ФГБОУ ВО Южно-Уральский ГАУ, расположенный по адресу 457103 Челябинская область, г. Троицк, ул. им. Ю.А. Гагарина, д. 62 (извещение № 0369100004922000063) (далее – аукцион, закупка), при участии посредством видеоконференцсвязи:

- представителя Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный аграрный университет»: <…>., действующей на основании доверенности № 40 от 15.05.2023;

- представителя ИП Мокина А.И.: <…>., действующего на основании доверенности б/н от 23.11.2022,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) 26.06.2023 поступило обращение Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Мокине А.И.

Согласно представленным документам, 03.10.2022 заказчик и ИП Мокин А.И. заключили контракт № 55/44/ЭА/22 на капитальному ремонту (замена оконных и балконных блоков) в общежитии №3а ФГБОУ ВО Южно-Уральский ГАУ, расположенный по адресу: 457103, Челябинская область, г. Троицк, ул. им. Ю.А. Гагарина, д.62 на сумму 4 090 078,02 рублей.

Как следует из заявления заказчика, обязательства по контракту ИП Мокиным А.И. не исполнено, в связи с чем, 13.06.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 26.06.2023.


 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Частью 8 статьи 95 закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с пунктом 11.2 контракта № 55/44/ЭА/22 расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны от исполнения контракта в соответствии с частями 8-11, 13-19, 21-23 и 25 статьи 95 Закона о контрактной системе, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):

- задержки Подрядчиком начала выполнения работ более чем на 5 (Пять) дней по причинам, не зависящим от Заказчика;

- несоблюдения Подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку выполнения работ более чем на 10 (Десять) дней;

- отступление Подрядчиком в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;

- существенное нарушение Подрядчиком требований к качеству материалов, используемых при выполнении работ, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с положениями частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Так, Заказчиком 13.06.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 13.06.2023 указанное решение размещено в ЕИС во вкладке «Решение об одностороннем отказе», согласно сведениям, размещенным в ЕИС, получено Индивидуальным предпринимателем 13.06.2023 14:12 (МСК).

С учетом положений частей 12.1 и 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, контракт расторгнут 26.06.2023.

 

При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.

 

Между заказчиком и ИП Мокиным А.И. 23.09.2022 заключен контракт № 55/44/ЭА/22 на выполнение работ по капитальному ремонту (замена оконных и балконных блоков) в общежитии №3а ФГБОУ ВО Южно-Уральский ГАУ, расположенный по адресу: 457103, Челябинская область, г. Троицк, ул. им. Ю.А. Гагарина, д.62 (реестровый номер в ЕИС № 1741800677022000127) (далее – контракт).

В соответствии с пунктом 1.1 контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязанность выполнить работы капитальному ремонту (замена оконных и балконных блоков) в общежитии №3а ФГБОУ ВО Южно-Уральский ГАУ, расположенный по адресу: 457103, Челябинская область, г. Троицк, ул. им. Ю.А. Гагарина, д.62 (далее – работы), с прилагаемыми Описанием объекта закупки (Приложение №1) и Локально сметным расчетом № 6/7-2022 (Приложение № 2 к Контракту), и сдать выполненные работы Заказчику в установленные Контрактом сроки, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в размере и в порядке, которые установлены Контрактом.

Указанное свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора подряда для государственных и муниципальных нужд, порядок исполнения которого регламентирован параграфом 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.

Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.

Пунктом 3.1 контракта предусмотрено, что срок выполнения работ по контракту - в течение 35 рабочих дней с момента подписания контракта.

С учетом даты заключение контракта срок выполнения работ по контракту до 14.11.2022.

Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что виды и объем работ указаны в Локальном сметном расчете, который является неотъемлемой частью настоящего Контракта.

Согласно пункту 3.2 контракта обязательства Подрядчика, предусмотренные пунктом 1.1 контракта, считаются исполненными с даты выполнения работ в полном объеме, передачи в полном объеме документов, указанных в пункте 6.3 Контракта, и подписания Заказчиком структурированного документа о приемке в ЕИС без замечаний.

Пунктом 3.3 контракта определено, что местом выполнения работ является 457103, Челябинская область, г. Троицк, ул. им. Ю.А. Гагарина, д.62, общежитие №3.

 

Из документов, представленных в материалы дела Заказчиком, следует, что в срок, предусмотренный пунктом 3.1 контракта, Подрядчик к выполнению работ не приступил.

В этой связи, 07.11.2022 Заказчиком Подрядчику направлена претензия № 02-2246, с требованием предоставить график выполнения работ по контракту и выполнить работы по контракту в срок, определенный пунктом 3.1 контракта.

Письмом № 457 от 11.11.2022 ИП Мокин А.И. сообщил Заказчику, что «ввиду сложившейся в стране ситуации по частичной мобилизации граждан, в результате которой предприятие лишилось более 70 % работников, сроки производства и исполнения обязательств по контракту увеличилось». Также данным письмом Подрядчик гарантировал Учреждению выполнение обязательств по контракту в полном объеме в срок до 23.11.2022.

Антимонопольный орган отмечает, что документальное подтверждение наличия обстоятельств, на которые указывает Индивидуальный предприниматель в письме № 457 от 11.11.2022, Заказчику, также, как и Комиссии антимонопольного органа при рассмотрении настоящего дела, не представлены.

 

Обязательства по контракту в срок, предусмотренный письмом № 457 от 11.11.2022, Подрядчиком не исполнены.

Заказчиком 09.12.2022 направлена претензия № 04-2476 от 09.12.2023, с требованием выполнить работы по контракту в срок до 12.12.2022.

В ответ на данную претензию Подрядчик письмом № 463 от 30.01.2023 сообщил Заказчику, что материалы, необходимые для выполнения работ по контракту, им приобретены, а также уведомил о необходимости осуществления дополнительных замеров на объекте.

Как следует из пояснений представителя Заказчика на заседании Комиссии антимонопольного органа, которые не опровергнуты представителем Подрядчика, что доступ ИП Мокину А.И. для осуществления дополнительных замеров на объекте Заказчиком был обеспечен.

Вместе с тем, работы в срок, указанный Подрядчиком в письме № 463 от 30.01.2023, ИП Мокиным А.И. не исполнены.

В этой связи Заказчик Подрядчику направил претензию № 04-2476 от 09.12.2023, с требованием приступить к выполнению работ контракту в срок до 31.03.2023 и уведомил также о намерении отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке, в случае невыполнения данного требования.

Кроме того, в претензии от 09.12.2023 Заказчик указал на неисполнение Подрядчиком также условий пункта 5.1.11 контракта, предусматривающего обязанность Подрядчика перед началом работ предоставить Заказчику приказ за подписью руководителя организации, с указанием паспортных данных и контактных телефонов всех допущенных сотрудников для выполнения ремонтных работ, в течение одного рабочего дня с момента заключения договора.

Письмом № 465 от 20.03.2023 Индивидуальный предприниматель направил Заказчику на согласование эскиз изделия, подлежащего монтажу по контракту.

Эскиз Заказчиком был согласован, однако, Подрядчик к работам не приступил.

Заказчиком Подрядчику направлена претензия № 04-1041 от 25.05.2023, с требованием приступить к выполнению работ контракту в срок до 09.06.2023 и уведомил о намерении отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке, в случае невыполнения данного требования.

Согласно письму Подрядчика № 480 от 02.06.2023 ИП Мокин А.И. к исполнению обязательств приступит в срок до 09.06.2023, гарантирует выполнение работ в полном объеме в срок до 15.07.2023, а также поясняет, что невозможность исполнения ранее связана проблемами, возникшими на производстве ПВХ, которая устранена на момент подготовки данного письма.

В связи с тем, что ИП Мокин А.И. не приступил к исполнению обязательств по контракту в срок, который гарантировал в письме № 480 от 02.06.2023, Заказчиком 13.06.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

 

Из пояснений представителя Подрядчика на заседании Комиссии антимонопольного органа следует, что Подрядчик осуществил приобретение необходимого количества окон для исполнения настоящего контракта, что, по мнению представителя ИП Мокина А.И. свидетельствует о совершении действий, направленных на исполнение контракта. Обязательства по контракту не исполнены ввиду того, что часть сотрудников подрядчика мобилизованы.

 

 

Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются действия общества, предполагающие его недобросовестное поведение, совершение им действий в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта этим лицом, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.

Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.

Так, заключая контракт по результатам проведения электронного аукциона, направленного на удовлетворение государственных нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта. Действуя в рамках исполнения государственного или муниципального контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на социально-значимые, экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

При этом в случае привлечения лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, от 21.11.2002 №15-П).

При этом, согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.

Так, заключая контракт по результатам проведения электронного аукциона, направленного на удовлетворение государственных нужд, и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта. Действуя в рамках исполнения государственного или муниципального контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на социально-значимые, экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Из документов, представленных в материалы дела, не следует доказательств выполнения работ по контракту в объеме, предусмотренном условиями контракта, или наличие объективных оснований, препятствующих исполнению обязательств по контракту.

ИП Мокиным А.И. не представлены документы, подтверждающие доводы, указанные в качестве причин неисполнения обязательств по контракту, в том числе, подтверждающие такие факты, как: наличие мобилизованных сотрудников у Подрядчика; наличие причинно-следственной связи между мобилизацией данных сотрудников и неисполнением обязательств по контракту Индивидуальным предпринимателем; доказательств возникновения указанных Подрядчиком обстоятельств в период действия контракта; доказательств приобретения материалов, необходимых для выполнения работ по контракту; иные документы и сведения, подтверждающие объективную невозможность исполнения обязательств как в срок, предусмотренный условиями контракта, так и в сроки, которые неоднократно гарантировал Подрядчик в письмах Заказчику.

Принимая во внимания представленные документы в материалы дела и учитывая выявленные обстоятельства на заседании Комиссии, антимонопольный орган отмечает, что Индивидуальный предприниматель не предпринял действий, направленных на исполнение обязательств по контракту как в сроки, предусмотренные контрактом, так и в сроки, предусмотренные законодательством о контрактной системе для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком.

Указанное свидетельствует об отсутствии намерения и воли Индивидуального предпринимателя в части добросовестного исполнения контракта, его безответственном отношении к исполнению государственного контракта.

Комиссия отмечает, что действия ИП Мокина А.И. явились причиной нарушения публичных интересов, поскольку в связи с неисполнением обязательств по контракту потребность Заказчика не может быть реализована.

Учитывая изложенное, антимонопольный орган приходит к выводу о необходимости включения сведений об ИП Мокине А.И. в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта Заказчиком.

 

Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 №1078,

 

РЕШИЛА:

 

Включить сведения, представленные Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Южно-Уральский государственный аграрный университет» об Индивидуальном предпринимателе Мокине Антоне Игоревиче (ИНН 74471781306) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона Капитальный ремонт (замена оконных и балконных блоков) в общежитии №3а ФГБОУ ВО Южно-Уральский ГАУ, расположенный по адресу 457103 Челябинская область, г. Троицк, ул. им. Ю.А. Гагарина, д. 62 (извещение № 0369100004922000063), сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

А.А. Козлова

Члены комиссии:

 

 

 

 

<…>

 

 

<…>

 

 

 

 

 

2023-10224

 

 

Связанные организации

ФГБОУ ВО "ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
ИНН 7418006770, ОГРН 1027401101530
ИП Мокин Антон Игоревич
ИНН 744717181306, ОГРН 315744700005249