Решение б/н решение от 24 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 074/07/3-3572/2022 19 января 2023 года г. Челябинск Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

рассмотрев жалобу ООО «Аудит-Стандарт» (далее – Заявитель) вх. № 17130- ЭП/22 от 26.12.2022 на действия закупочной комиссии АО «Челябоблкоммунэнерго» (далее – Заказчик) при проведении конкурса на отбор аудиторской организации для осуществления обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Челябоблкоммунэнерго» за 2022-2023 годы (извещение № 32211931661), У С Т А Н О В И Л А: В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Аудит-Стандарт» на действия закупочной комиссии АО «Челябоблкоммунэнерго» при проведении конкурса на отбор аудиторской организации для осуществления обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Челябоблкоммунэнерго» за 2022-2023 годы (извещение № 32211931661). В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной

или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Жалоба ООО «Аудит-Стандарт» поступила в Челябинское УФАС России 26.12.2022. Протокол № 32211931661-01 размещен в ЕИС 23.12.2022 07:07 (МСК+2). Таким образом, жалоба правомерно поступила в Челябинское УФАС России. 1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона. Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Челябоблкоммунэнерго», и размещенное в Единой информационной системе 30.09.2022 12:33 (МСК+2). 07.12.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет было опубликовано извещение № 32211931661 о проведении конкурса на отбор аудиторской организации для осуществления обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Челябоблкоммунэнерго» за 2022-2023 годы. Согласно пункту 1.2 документации настоящая конкурсная документация подготовлена в соответствии с требованиями Гражданского законодательства, Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 30.12.2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Извещение размещено в разделе ЕИС по 223-ФЗ. Согласно пункту 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности). Согласно части 1 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности: 1) организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»; 2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй; 3) организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей; 4) организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»), соответствующих хотя бы одному из следующих условий: а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей; б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей; 5) акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования. В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности 2023-843 4 договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным. Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что доля государственной собственности в уставном (складочном) капитале АО «Челябоблкоммунэнерго» составляет более 25 %. Таким образом, АО «Челябоблкоммунэнерго» обязано провести закупку услуг по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Законом о контрактной системе. АО «Челябоблкоммунэнерго» в ЕИС размещена конкурсная документации открытого конкурса в электронном виде № 212/22-К по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Челябоблкоммунэнерго» за 2022-2023 годы. Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Таким образом, Закон о контрактной системе не предусматривает размещение Заказчиком документации при проведении электронного конкурса. Согласно части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Однако, АО «Челябоблкоммунэнерго» в размещенной документации не предусмотрено, что заявка должна состоять из трех частей. Документация предусматривает подачу заявки на участие в конкурсе состоящей из одной части. Статьей 48 Закона о контрактной системе предусмотрено формирование трех протоколов: рассмотрение и оценка первых частей заявок, рассмотрение и оценка вторых частей заявок, подведение итогов. АО «Челябоблкоммунэнерго» при проведении открытого конкурса в электронном виде № 212/22-К по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Челябоблкоммунэнерго» за 2022-2023 годы сформирован один протокол. Таким образом, Заказчик при проведении конкурса нарушил требования статьи 48 Закона о контрактной системе. Данное свидетельствует о том, что Заказчик проводил закупку (извещение № 32211931661) не в соответствии с нормами, предусмотренными Законом о контрактной системе. В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов 2023-843 5 заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки. Согласно статье 7 Закон о контрактной системе открытость и прозрачность информации, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (статья 7 Закона о контрактной системе). Таким образом, размещение извещения № 32110999201 в разделе ЕИС по 223- ФЗ является прямым нарушением принципов, установленных Законом о контрактной системе. Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев документацию, протоколы, составленные в ходе проведения закупки (извещение № 32110999201), пришла к выводу о нарушении Заказчиком статьи 7, статьи 48 Закона о контрактной системе. Комиссия также установила, что фактически закупка в рамках Закона о контрактной системе Заказчиком не проводилась, независимо от раздела размещения информации о закупке. 2. Согласно доводам жалобы, закупочная комиссия неправомерно признала заявку ООО «Аудит-Стандарт» не соответствующей требованиям документации. Заказчик пояснил, что ООО «Аудит-Стандарт» - не соответствует требованиям установленным в конкурсной документации, а также требованиям статьи 5.3. Закона об аудиторской деятельности. В силу изменения Законодательства на момент подведения итогов ООО «Аудит-Стандарт» не сможет обеспечить исполнение контракта из-за невозможности соблюдения новых требований Закона об аудиторской деятельности. Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев доводы сторон, сообщает следующее. Согласно требованиям документации заявка на участие в конкурсе должна включать копии, не менее трех квалификационных аттестатов аудитора, принадлежащих штатным сотрудникам, с 01.01.23 пять аудиторов с единым аттестатом нового образца (подпункт 14 пункта 2 части 3 раздела 2 документации). В соответствии с обоснованием признания заявки ООО «Аудит-Стандарт» не соответствующей требованием документации, указанном в протоколе № 32211931661-01, в составе заявки представлено только 2 квалифицированных аттестата аудиторов. Согласно части 1 статьи 5.3. Закона об аудиторской деятельности сведения об аудиторской организации вносятся в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, при одновременном соблюдении следующих условий: 1) численность аудиторов, для которых эта аудиторская организация является основным местом работы, составляет до 1 января 2023 года не менее трех, с 1 января 2023 года не менее пяти; 2) наличие в числе аудиторов, указанных в пункте 1 настоящей части, не менее трех аудиторов, каждый из которых: 2023-843 6 а) имеет квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с настоящим Федеральным законом; б) имеет опыт участия в оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям в течение трех лет, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления о внесении сведений о такой аудиторской организации в указанный реестр; 3) отсутствие в числе аудиторов, предусмотренных пунктом 1 настоящей части, лиц, которые подписали аудиторское заключение, впоследствии признанное по решению суда заведомо ложным, и (или) которые имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления, и (или) которые признаны судом в течение пяти лет, предшествовавших дате подачи заявления о внесении сведений о такой аудиторской организации в указанный реестр, виновными в злоупотреблении полномочиями аудитора; 4) отсутствие в числе аудиторов, предусмотренных пунктом 2 настоящей части, лиц, которые совершили в течение трех лет, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления о внесении сведений о такой аудиторской организации в указанный реестр, хотя бы одно из действий, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 3 части 3 статьи 5.2 настоящего Федерального закона; 5) опыт осуществления аудиторской деятельности такой аудиторской организацией составляет не менее трех лет, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления о внесении сведений о такой аудиторской организации в указанный реестр; 6) отсутствие случаев неоднократного нарушения в течение трех лет, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления о внесении сведений о такой аудиторской организации в указанный реестр, аудиторской организацией и (или) аудиторами, являющимися (являвшимися) в момент нарушения ее работниками, требований статьи 8 настоящего Федерального закона; 7) ведение аудиторской организацией своего сайта в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет». Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев заявку заявителя, сообщает, что в заявке представлено менее трех аудиторов, имеющих квалификационный аттестат аудитора. Таким образом, довод жалобы о неправомерности действий закупочной комиссии при рассмотрении заявки Заявителя, не обоснован. Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального 2023-843 7 закона. Исходя из информации, представленной сторонами, Комиссия, руководствуясь статей 18.1 Закона о защите конкуренции, РЕШИЛА: 1. Признать доводы жалобы ООО «Аудит-Стандарт» на действия закупочной комиссии в части оценки заявки ООО «Аудит-Стандарт» необоснованными. 2. Признать в действиях АО «Челябоблкоммунэнерго» нарушение статьи 7, статьи 48 Закона о контрактной системе. 3. Выдать АО «Челябоблкоммунэнерго» предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения закупки. 4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны