Решение б/н Решение по делу № 17-03/14 в отношении ООО «Служба организац... от 28 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 29 июля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 7 августа 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:


 

Председатель Комиссии:


 

Члены Комиссии:


 

<…> – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;


 

<…> – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

в присутствии представителя ООО «Служба организации движения» по доверенности, в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о дате и времени рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 17-03/14 по признакам нарушения ООО «Служба организации движения» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило заявление <…> на действия автовокзала «Юность» (ООО «Служба организации движения»), выразившиеся во взимании денежных средств за бронирование билета в автобусе на автобусную перевозку.

В ходе рассмотрения заявления Челябинским УФАС России установлено, что ООО «Служба организации движения», оказывающее услуги автовокзала на территории г. Челябинска, взимает дополнительный сбор за бронирование билетов на автобус.

Согласно письменным пояснениям ООО «Служба организации движения» бронирование билета на автобус — это возможность пассажира по телефону временно зарезервировать за собой место в автобусе. На момент бронирования оплата за билет не осуществляется. За 30 минут до отправления автобуса бронь снимается.

При предоставлении данной дополнительной услуги, по мнению ответчика, пассажир экономит свое время и деньги (проезд до автовокзала), которые бы он потратил, при предварительном приобретении билета на автовокзале.

При этом, ответчик отметил, что Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее — Правила перевозок), и Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав) не регламентируют порядок бронирования (резервирования) билетов.

Услуга по бронированию мест осуществляется по желанию граждан и в любое удобное для них время по телефону. При этом, если пассажир отказался от приобретения билета, т.е. не приобрел билет до снятия брони, то стоимость за бронирование с него не взимается.

Кроме того, пассажир не желающий бронировать билет, имеет полное право приобрести его в кассе вокзала в любое удобное ему время без взимания каких-либо дополнительных расходов.

ООО «Служба организации движения» считает, что действия организации не повлекли недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц, не налагают на контрагентов ограничения.

Кроме того, ООО «Служба организации движения» пояснило, что, оказывая данную дополнительную услугу общество несет определенные расходы. При этом в тариф на проезд расходы по бронированию не включаются. Затраты на услуги по бронированию билетов в стоимость вознаграждения ООО «Службы организации движения», оплачиваемого Перевозчиками, также не включаются.

В антимонопольный орган представлена калькуляция услуги «бронирование билета по телефону», с расшифровкой затрат.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения ответчика, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях ООО «Служба организации движения» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Приказом руководителя Челябинского УФ АС России от 19.07.2013 № 209 ООО «Служба организации движения» внесено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов Челябинской области, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более, чем 35 процентов, как занимающее долю на рынке деятельности терминалов (автобусных станций и т.п.) на территории г. Челябинска.

Таким образом, ООО «Служба организации движения» занимает доминирующее положение на рынке деятельности терминалов (автобусных станций и т.п.) на территории г. Челябинска.

Следовательно, общество подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.

2. В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и в своей деятельности руководствуется Законом о защите конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявляет нарушения и принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства, предупреждает монополистическую деятельность.

В соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции сфера применения указанного закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулируются Уставом и правилами перевозок, которые представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок (статьи 1 и 3 Устава).

Пунктом 1 статьи 24 Устава установлено, что продажа билетов определяется правилами перевозок пассажиров. С 19.03.2009 действуют Правила перевозок.

На основании пунктов 42, 43 Правил перевозок проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам; билет должен содержать обязательные реквизиты. В соответствии с пунктом 51 Правил перевозок продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства.

Правила перевозок определяют, что «автовокзал» - это объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред 1.1) (далее - ОКВЭД), виды услуг автобусных станций и автовокзалов классифицируются следующим образом: 63.21.21 Услуги автобусных станций и автовокзалов.

Список видов деятельности автовокзалов включает: услуги автотранспортным предприятием по организации пассажирских перевозок; услуги по предварительной и текущей продаже билетов; резервирование мест в автобусах; прием сдаваемых проездных документов; услуги камеры хранения; оказание информационных услуг пассажирам; контрольно- ревизорские функции.

Все услуги автовокзалов предназначены для обеспечения бесперебойного процесса перевозок пассажиров и багажа, создание комфортных условий.

Услуга по бронированию мест в автобусе по телефону относится к дополнительному виду услуг.

Правила перевозок и Устав не регламентируют порядок бронирования (резервирования) билетов по телефону.

Отмечаем, что при расчете тарифа на перевозку пассажиров автомобильным транспортом в затраты перевозчиков включаются отчисления автовокзалам (автостанциям) в соответствии с договорами, заключенными между перевозчиком и автовокзалом (автостанцией).

Анализ представленных в антимонопольный орган договоров на оказание услуг в организации пассажирских перевозок, заключенных ООО «Службы организации движения», позволяет прийти к выводу о том, что услуги по резервированию билет не включаются в предмет договоров. Таким образом, затраты на услуги по бронированию билетов по телефону в стоимость вознаграждения ООО «Службы организации движения», оплачиваемого перевозчиками по договорам, не включаются.

Кроме того, при рассмотрении дела антимонопольном органом не установлено, что приобретение пассажиром билета на автобусную перевозку возможно только после приобретения услуги по бронированию билета. Данная услуга оказывается только при согласии пассажира.

Фактов навязывания пассажирам со стороны автовокзала услуги бронирования билета по телефону антимонопольным органом также не выявлено.

На основании изложенного, нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях ООО «Службы организации движения» Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает.

В силу пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Дело № 17-03/13 о нарушении ООО «Службы организации движения» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции прекратить, в связи с отсутствием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны