Постановление б/н Постановление по делу № 17-14.32ч.4/18 от 14 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 17-14.32ч.4/18

об административном правонарушении

 

30 августа 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) <…>, рассмотрев протокол об административном правонарушении по делу № 17-14.32ч.4/18 об административном правонарушении от 20.06.2018 и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного начальником отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России <…> в отношении муниципального унитарного предприятия «Теплоком» (456440, г. Чебаркуль, ул. Суворова, д. 19, ИНН 7415091329, КПП 741501001) (далее – МУП «Теплоком», предприятие), по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствие законного представителя или представителя по доверенности МУП «Теплоком», которому протоколом об административном правонарушении от 20.06.2018 (исх. № 8223/07 от 20.06.2018), определением о продлении срока рассмотрения дела № 17-14.32.ч.4/18 об административном правонарушении и о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 17-14.32.ч.4/18 от 20.06.2018 (исх. № 8273/07 от 21.06.2018), определение о продлении срока рассмотрения дела № 17-14.32.ч.4/18 об административном правонарушении и об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении № 17-14.32.ч.4/18 от 19.07.2018 (исх. № 9692/07 от 19.07.2018) разъяснены права знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также положения статьи 51 Конституции РФ и иные процессуальные права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, и исследовав материалы настоящего дела об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л :

30.04.2013 между муниципальным унитарным предприятием коммунальных услуг и благоустройства «Комбинат коммунальных предприятий» муниципального образования город Чебаркуль и ООО «Чебаркульгорводоканал» заключен договор аренды № 004/С, согласно которому обществу предоставлены в пользование сети и инженерные сооружения водопроводно-канализационного комплекса (далее – объекты водоснабжения и водоотведения). Срок аренды установлен с 30.04.2013 по 31.03.2014 (пункт 8.1 указанного договора).

Дополнительным соглашением от 01.04.2015 к договору аренды № 004/С от 30.04.2013 внесены изменения в части арендодателя, согласно которым арендодателем является Управление муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа (далее - Управление).

Соглашением договор аренды № 004/С от 30.04.2013 и дополнительное соглашение к нему от 01.04.2015 расторгнуты.

Постановлением Администрации Чебаркульского городского округа (далее - Администрация) от 28.12.2015 № 1318 утверждена схема водоснабжения и водоотведения Чебаркульского городского округа.

Постановлением Администрации от 13.05.2016 № 411 объекты водоснабжения и водоотведения переданы на праве хозяйственного ведения МУП «Теплоком».

Документов, подтверждающих наличие права муниципальной собственности Чебаркульского городского округа на объекты водоснабжения и водоотведения, Администрацией не представлено. Вместе с тем, указанные объекты включены в реестр муниципальной собственности.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. от 07.05.2013) (далее - Закон о водоснабжении) органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Спустя три дня со дня принятия Постановления № 411 от 13.05.2016, а именно 17.05.2016, Администрацией принято постановление № 415, которым ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» наделено статусом гарантирующей организации на осуществление водоснабжения на территории Чебаркульского городского округа, ООО «Чебаркульское предприятие канализации» - статусом гарантирующей организации на осуществление услуг по водоотведению на территории Чебаркульского городского округа.

В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона о водоснабжении гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.

Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Соответственно, путем наделения Администрацией ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» статусом гарантирующей организации на осуществление водоснабжения и водоотведения, обществам предоставлена возможность заключения договоров с абонентами на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению.

Спустя три дня со дня принятия Постановления Администрации № 411 от 13.05.2016, а именно 17.05.2016, письмом заместителя Главы по городскому хозяйству Администрации исх. № 1678 в адрес муниципального предприятия сообщается, что Администрация не возражает в передаче имущества водопроводно-канализационного комплекса в аренду по договору аренды сетей и инженерных сооружений № 1 ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и по договору аренды сетей и инженерных сооружений № 1 ООО «Чебаркульское предприятие канализации», наделенных статусом гарантирующих организаций Постановлением Администрации № 415 от 17.05.2016.

Однако у Администрации отсутствовали основания для дачи согласия на заключение указанных сделок, поскольку полномочия собственника муниципального имущества по управлению, владению, пользования и распоряжению муниципальным имуществом осуществляет Управление (подпункт 1 пункта 18 Устава Управления).

И в тот же день, 17.05.2016, МУП «Теплоком» с ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации» заключены договоры аренды сетей № 1.

В свою очередь, ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации» в адрес Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – МТРиЭ) незамедлительно направлены обращения об установлении тарифов на питьевую воду для оказания услуг холодного водоснабжения и на водоотведение (исх. № 2 от 18.05.2016, исх. № 3 от 19.05.2016).

В составе указанных заявлений представлено Постановления № 411 от 13.05.2016, № 415 от 17.05.2016 и письмо заместителя Главы по городскому хозяйству Администрации в адрес МУП «Теплоком» (исх. № 1678 от 17.05.2016) о том, что Администрация не возражает в передаче сетей ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации» по договорам аренды.

Постановлениями МТРиЭ от 17.11.2016 № 52/5, № 52/6 на 2017-2019 гг. утверждены тарифы на питьевую воду, транспортировку воды и долгосрочные параметры для ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», на водоотведение для ООО «Чебаркульское предприятие канализации».

После заключения договоров аренды сетей между МУП «Теплоком» и ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», а также между МУП «Теплоком» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации» и установления обществам тарифов муниципальным предприятием 16.06.2016 в адрес Управления направлено обращение о даче согласия на передачу во временное владение обществам сетей сроком на 11 месяцев.

Порядок работы, права и обязанности межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование, за исключением имущественных комплексов и земельных участков, находящегося в муниципальной собственности Чебаркульского городского округа (далее – Межведомственная комиссия) определены Положением о межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование, утвержденным Постановлением Администрации от 23.10.2015 № 1112 (далее - Положение).

Согласно приложению № 2 к Постановлению Администрации от 23.10.2015 № 1112 Межведомственная комиссия состоит из представителей Администрации, Управления.

Пунктом 2.2.1 Положения установлено, что Межведомственная комиссия рассматривает заявления и прилагаемые к ним документы и рекомендует предоставить муниципальное имущество в аренду с проведением торгов на право заключения договора аренды или без проведения торгов в соответствии с действующим законодательством.

Протоколом Межведомственной комиссии от 24.06.2016 № 15 принято решение о рекомендации Управлению согласовать возможность передачи во временное предоставление в аренду сетей канализационного комплекса, сетей водопроводного комплекса и инженерных сооружений в соответствии с действующим законодательством (проведение процедуры торгов на право заключения договора аренды, концессионного соглашения).

Таким образом, Администрация в лице Межведомственной комиссии, несмотря на требование действующего законодательства о необходимости заключения концессионного соглашения, согласовала передачу объектов водоснабжения и водоотведения, в том числе путем заключения договора аренды.

Письмом Управления (исх. № 1524 от 27.06.2016) в адрес МУП «Теплоком» сообщено о принятии протоколом Межведомственной комиссии от 24.06.2016 № 15 указанного решения.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГР РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Действуя на основании статей 215, 216 ГК РФ собственник, в частности, правомочен закрепить имущество, находящееся в муниципальной собственности, за муниципальными предприятиями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьей 294 названного Кодекса.

Из положений статьи 41.1, 41.2 Закона о водоснабжении следует, что объекты водоснабжения и водоотведения при передаче прав владения и пользования должны находиться в муниципальной собственности.

Тогда как в нарушение указанных положений законодательства Администрацией в хозяйственное ведение МУП «Теплоком» переданы объекты водоснабжения и водоотведения, право муниципальной собственности на которые не оформлено.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении и статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Согласно части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении указано, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессиях) концессионные соглашения заключаются путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 указанного закона (по инициативе концессионера).

При этом частью 1.1 статьи 5 Закона о концессиях предусмотрено, что в случае, если объектом концессионного соглашения являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, которые принадлежат государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, такое предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом такое государственное или муниципальное унитарное предприятие передает концессионеру права владения и пользования недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, и подписывает соответствующие акты приема-передачи.

Следовательно, из анализа норм законодательства о водоснабжении следует, что передача прав в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, срок эксплуатации которых превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта не может быть определена и принадлежащих государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, может осуществляться исключительно на основании концессионных соглашений.

Тем самым, решение Администрации, в лице Межведомственной комиссии от 24.06.2016 о рекомендации Управлению согласовать возможность передачи во временное предоставление в аренду сетей канализационного комплекса, сетей водопроводного комплекса и инженерных сооружений в соответствии с действующим законодательством по договору аренды, не соответствуют положениям статьи 41.1 Закона о водоснабжении.

Действия Администрации по направлению в адрес МУП «Теплоком» письма от 17.05.2016 исх. № 1678, которым сообщается, что Администрация не возражает в передаче имущества водопроводно-канализационного комплекса в аренду по договору аренды сетей и инженерных сооружений № 1 ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и по договору аренды сетей и инженерных сооружений № 1 ООО «Чебаркульское предприятие канализации», наделенных статусом гарантирующих организаций Постановлением Администрации № 415 от 17.05.2016, без проведения торгов не соответствуют части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении и части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку приводят или могут привести к созданию дискриминационных условий посредством предоставления преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации» и ограничения доступа на товарный рынок иным хозяйствующим субъектам.

На дату принятия Постановления № 411 от 13.05.2016 существовала позиция Министерства экономического развития Российской Федерации и ФАС России о том, что закрепление объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения действующим законодательством не предусмотрено и такие действия могут являться нарушением антимонопольного законодательства (разъяснение Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2016 № 110-71П/Д07, письмо ФАС России от 05.10.2015 № АД/53812/15).

Согласно части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 названной статьи, осуществляется заключение договоров аренды предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения муниципальным унитарным предприятиям.

Тогда как МУП «Теплоком» переданы объекты водоснабжения и водоотведения по договору аренды без проведения торгов, что не соответствует части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 41.2 Закона о водоснабжении договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 названного Федерального закона, должен включать в себя следующие существенные условия:

1) описание централизованных систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 названного Федерального закона, в том числе их технико-экономические показатели и целевое назначение;

2) размер арендной платы;

3) срок договора аренды;

4) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности;

5) значения долгосрочных параметров регулирования тарифов;

6) предельные сроки прекращения поставок абонентам соответствующих товаров, оказания услуг и допустимый объем непредоставления соответствующих товаров, услуг, превышение которых является существенным нарушением условий договора аренды;

7) порядок возмещения расходов арендатора, которые подлежат возмещению арендатору в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, но не будут ему возмещены на день окончания срока действия договора аренды.

Тогда как договоры аренды сетей и инженерных сооружений от 17.05.2016 № 1 в нарушение подпунктов 1, 4, 5, 6, 7 статьи 41.2 Закона о водоснабжении не содержат технико-экономические показатели и целевое назначение централизованных систем и (или) объектов водоснабжения и водоотведения, плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности, значения долгосрочных параметров регулирования тарифов, предельные сроки прекращения поставок абонентам соответствующих товаров, оказания услуг и допустимый объем непредоставления соответствующих товаров, услуг, превышение которых является существенным нарушением условий договора аренды, порядок возмещения расходов арендатора, которые подлежат возмещению арендатору в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, но не будут ему возмещены на день окончания срока действия договора аренды.

Кроме того, 05.12.2015 вступили в силу изменения в Закон о водоснабжении, предусматривающие обязательное включение в конкурсную документацию при передаче в аренду объектов ЖКХ требований о предоставлении победителем торгов не только банковской гарантии, обеспечивающей исполнение обязательств перед арендодателем, но и банковской гарантии, обеспечивающей исполнение обязательств перед гарантирующим поставщиком электрической энергии и (или) поставщиком газа, в том числе о сумме, на которую должны быть выданы банковские гарантии, и сроке их действия.

В случае непредставления победителем конкурса организатору торгов указанных документов такой хозяйствующий субъект признается уклонившимся от заключения договора аренды (часть 24 статьи 41.1 Закона о водоснабжении).

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 2.3 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

Согласно абзацу 4 пункта 3 статьи 10.1 Закона о недрах основаниями возникновения права пользования участками недр является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи.

Решением Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр, по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, а также по досрочному прекращению права пользования недрами на территории Челябинской области по участкам недр, отнесенным к компетенции Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округа (протокол от 24.06.2014 № 2-ПВ), право пользования недрами на территории Чебаркульского городского округа предоставлено ООО «Чебаркульгорводоканал» (зарегистрировано 09.07.2014).

01.11.2016 в адрес Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее - Министерство) поступила заявка ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» о предоставлении права пользования участками недр местного значения для добычи подземных вод на участках Чебаркульский.

25.11.2016 Министерством в адрес ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» направлено письмо, из содержания которого следует, что Министерство отказывает в предоставлении права пользования недрами для добычи для добычи подземных вод в связи с наличием на указанных участках действующей лицензии, выданной ООО «Чебаркульгорводоканал».

Тем самым, на момент заключения договора аренды № 1 от 17.05.2016 у ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» отсутствовало право пользования участками недр.

Осуществляя свою деятельность, Администрация, МУП «Теплоком», ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации» должны знать положения федерального законодательства и соблюдать их требования.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ МУП «Теплоком» предприятие не осуществляет деятельность по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения.

Представители ООО «Водоотведение», ООО «Чебаркульгорводоканал» и МУП «Теплоком» на заседании Комиссии при рассмотрении дела № 01-07/17 пояснили, что муниципальное предприятие не имеет в штатном расписании квалифицированных сотрудников для оказания услуг в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Чебаркульского городского округа.

При этом, на дату заключения договоров аренды № 1 от 13.05.2016 в штатном расписании ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации» числится более 55 необходимых для оказания рассматриваемых услуг штатных единиц.

Администрация располагала сведениями о позиции ФАС России от 05.10.2015 № АД/53812/15 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2016 № 110-71П/Д07, неосуществлении МУП «Теплоком» деятельности по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения, отсутствии в его штатном расписании квалифицированных сотрудников для оказания услуг в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Чебаркульского городского округа, однако несмотря на указанные обстоятельства Администрацией в хозяйственное ведение МУП «Теплоком» переданы объекты водоснабжения и водоотведения.

Также при наличии сведений о том, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется по результатам проведения конкурентных процедур, за исключением установленных законом случаев, Администрацией принято Постановление от 17.05.2016 № 415, наделяющее статусом ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» гарантирующих организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение на территории Чебаркульского городского округа, позволяющим указанным обществам заключать договоры с абонентами на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, а также и дано согласие на заключение МУП «Теплоком» договоров аренды сетей с указанными организациями без проведения торгов в нарушение положений действующего законодательства, при отсутствии соответствующих полномочий и отсутствии у МУП «Теплоком» права на передачу объектов водоснабжения и водоотведения по договору аренды, что способствовало содействию по установлению обществам тарифа на питьевую воду, транспортировку воды и на водоотведение.

В свою очередь, МУП «Теплоком» приняло в хозяйственное ведение объекты водоснабжения и водоотведения при условии отсутствия намерения осуществления деятельности по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения и отсутствия кадровых ресурсов для оказания данных услуг населению Чебаркульского городского округа, понимая невыгодность принятия во владение и пользование объектов ввиду необходимости оплаты налогов, а также фактическую невозможность осуществления такой деятельности. Вследствие чего МУП «Теплоком» обратилось в Администрацию о согласовании передачи сетей водоснабжения и водоотведения по договору аренды ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации», что не соответствует требованиям действующего законодательства. А также МУП «Теплоком» в нарушение положений действующего законодательства переданы указанным обществам объекты водоснабжения и водоотведения путем заключения без проведения торгов договора аренды, вместо заключения концессионного соглашения, не соответствующего требованиям статьи 41.2 Закона о водоснабжении, без предоставления банковской гарантии гарантирующему поставщику и арендодателю и при отсутствии у ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» права пользования соответствующими участками недр.

ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации» не отказались от заключения договоров аренды сетей при условии их несоответствия положениям действующего законодательства, направили в МТРиЭ обращения об установлении тарифов на оказание услуг водоснабжения и водоотведения при условии использования ими объектов водоснабжения и водоотведения с нарушением действующего законодательства.

МУП «Теплоком» и общества должны были принять все возможные меры по недопущению использования объектов водоснабжения и водоотведения с нарушением действующего законодательства.

Совокупность указанных обстоятельств, свидетельствует о том, что такое поведение Администрации изначально не было направлено на передачу объектов водоснабжения и водоотведения в хозяйственное ведение, а являлось намеренным и целенаправленным действием в целях передачи указанных объектов в пользование конкретных хозяйствующих субъектов в обход процедуры проведения торгов.

Соответственно, данные факты свидетельствуют о достижении Администрацией, МУП «Теплоком», ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» определенной договоренности, которая может привести к ограничению в доступе иным хозяйствующим субъектам к объектам водоснабжения и водоотведения в целях транспортировки воды и водоотведения населению Чебаркульского городского округа.

Постановлениями МТРиЭ от 17.11.2016 № 52/5, № 52/6 на 2017-2019 гг. утверждены тарифы на питьевую воду, транспортировку воды и долгосрочные параметры для ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», на водоотведение для ООО «Чебаркульское предприятие канализации».

Постановлением Администрации от 17.04.2017 № 249 отменено Постановление Администрации от 13.05.2016 № 411 «О передаче объектов водоснабжения, водоотведения МУП «Теплоком» на праве хозяйственного ведения».

Соглашениями от 17.04.2017 договоры аренды сетей и инженерных сооружений № 1, заключенные между МУП «Теплоком», ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации», расторгнуты.

Актами приема-передачи от 17.04.2017 сети водопроводного и канализационного комплекса возвращены МУП «Теплоком».

Однако при рассмотрении дела № 01-07/17 установлено, что после расторжения договоров аренды № 1 от 17.05.2016, в том числе по состоянию на 28.09.2017, ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» продолжают пользоваться объектами водоснабжения и водоотведения и получать плату за оказание рассматриваемых услуг, что подтверждается заключенными с абонентами договорами на оказание услуг по водоотведению и водоснабжению (например, договор на оказание услуг по водоотведению № 18/1 от 04.08.2017, заключенный между ООО «Чебаркульское предприятие канализации» и физическим лицом, договор на оказание услуг по водоснабжению № 18 от 04.08.2017, заключенный между ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и физическим лицом).

Кроме того, факт оказания услуг водоснабжения и водоотведения, заключения договоров с абонентами и взимания платы за оказанные услуги подтверждается письмом Администрации (исх. № 2760 от 01.09.2017), ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» (исх. б/н от 06.09.2017), ООО «Чебаркульское предприятие канализации» (исх. б/н от 06.09.2017).

При этом, Администрация, зная о фактическом использовании объектов водоснабжения и водоотведения ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации», не принимает меры по возврату объектов водоснабжения и водоотведения и передаче их в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Следует отметить, что требование о проведении конкурентных процедур в целях предоставления в концессию при передаче объектов водоснабжения и водоотведения установлено действующим законодательством 08.05.2013, то есть с указанного момента Администрацией должны быть приняты меры в целях предоставления муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, с соблюдением требований действующего законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Челябинским УФАС России выданы предупреждения Администрации о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно предупреждениям № 34-07/16 от 09.09.2016 (исх. № 11317/07 от 09.09.2016), 35-07/16 (исх. № 11999/07 от 22.09.2016) Администрации было необходимо в срок 25.12.2016 обеспечить соблюдение требований антимонопольного законодательства при предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения.

Однако, несмотря на указанные обстоятельства, Администрацией на протяжении длительного времени не обеспечено принятие таких мер в целях проведения торгов в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Так, план мероприятий по подготовке и проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов системы водоснабжения и водоотведения утвержден только в ходе рассмотрения настоящего дела Распоряжением Администрации от 25.08.2017 № 327, то есть через 11 месяцев после выдачи предупреждений №№ 34-07/16, 35-07/16.

В связи с этим Администрацией торги на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения до настоящего времени не проведены.

Таким образом, бездействие Администрации по неизъятию из фактического пользования ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» объектов водоснабжения и водоотведения, по непроведению торгов на право заключения концессионного соглашения позволяет указанным хозяйствующим субъектам использовать объекты коммунальной инфраструктуры и осуществлять деятельность по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения на территории Чебаркульского городского округа в нарушение положений действующего законодательства.

Материалами дела установлено, что директор ООО «Чебаркульгорводоканал» 12.05.2016 инициировал расторжение договора аренды № 004/С от 30.04.2013 года объектов водоснабжения и водоотведения, заключенного с данным обществом. Указанный договор был расторгнут 12.05.2016.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.02.2017 по делу № А76-15489/2017 заявление ООО «Чебаркульгорводоканал» о признании недействительной сделки, оформленной соглашением от 12.05.2016 о расторжении договора аренды № 004/С от 30.04.2013 оставлено без удовлетворения.

07.06.2016 по результатам очередного общего собрания участников учредителей директор общества досрочно освобожден от занимаемой должности. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.12.2016 по делу № А76-15159/2016 решение очередного общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью «Чебаркульводоканал», оформленные протоколом от 07.06.2016 признано недействительным.

01.07.2016 по результатам внеочередного собрания учредителей на основании заявления по собственному желанию директор ООО «Чебаркульгорводоканал» был уволен.

При этом на дату заключения договоров аренды № 1 от 13.05.2016 уволенный директор ООО «Чебаркульгорводоканал» являлся соучредителем ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» (далее - директор ООО «Чебаркульгорводоканал»).

Указанные общества созданы 29.04.2016, что подтверждается выписками из ЕГРЮЛ.

Из представленных Следственным отделом по городу Чебаркуль СУ СК России по Челябинской области документов (вх. № 13562 от 17.10.2017) установлено следующее.

По состоянию на 16.06.2016 директор ООО «Чебаркульгорводоканал» являлся генеральным директором ООО «Городское коммунальное хозяйство», занимающегося управленческими функциями ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации».

Ранее занимавший должность заместителя Главы Администрации Чебаркульского городского хозяйства (далее – заместитель Главы) в период времени с 12.05.2016 по 17.05.2016 в ходе неоднократных личных встреч с и.о. директора МУП «Теплоком», путем уговоров склонял последнего к заключению договоров аренды объектов водоснабжения и водоотведения с ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации», а 17.05.2016 дал указание путем направления в его адрес письма (исх. № 1678) на передачу имущества водопроводно-канализационного комплекса в аренду по договорам аренды сетей и инженерных сооружений № 1.

На основании указанных выше умышленных действий заместителя Главы, незаконно, в нарушение требований Закона о водоснабжении, Закона о концессиях и Закона о защите конкуренции между МУП «Теплоком» с одной стороны и ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» с другой стороны, заключены договоры аренды сетей и инженерных сооружений № 1 от 17.05.2016.

Одновременно в период времени с 12.05.2016 по 17.05.2016 у заместителя Главы, находившегося в помещении Администрации, осознававшего, что он является должностным лицом, постоянно осуществляющим организационно-распорядительные и административно- хозяйственный функции в органе местного самоуправления, возник преступный умысел, направленный на получение взятки лично от директора ООО «Чебаркульгорводоканал» за совершение действий в интересах директора ООО «Чебаркульгорводоканал» и представляемых им ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации», как входящих в служебные полномочия заместителя Главы действий, так и действий, которым в силу своего служебного положения он может способствовать, в том числе, за незаконные действия, связанные с заключением договоров МУП «Теплоком» аренды водопроводно-канализационного комплекса с ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации», а также за общее попустительство в отношении директора ООО «Чебаркульгорводоканал» и указанных юридических лиц в будущем.

Реализуя свой преступный умысел, находясь в один из дней в период с 12.05.2016 по 17.05.2016 в Администрации заместитель Главы, действуя умышленно, из корыстных побуждений, с целью получения взятки, высказал директору ООО «Чебаркульгорводоканал» предложение об оказании ему незаконной услуги имущественного характера по исполнению обязательства, за совершение заместителем Главы как входящих в его служебные полномочия действий, так и действий, которым в силу своего служебного положения он может способствовать, в том числе, за незаконные действия, связанные с заключением договоров аренды сетей водоснабжения и водоотведения между МУП «Теплоком» и подконтрольными директору ООО «Чебаркульгорводоканал» организациями - ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации», а также за общее попустительство по службе в отношении директора ООО «Чебаркульгорводоканал» и указанных юридических лиц в будущем.

В свою очередь, у директора ООО «Чебаркульгорводоканал», находившегося в указанное время в указанном месте, осознававшего, что заместитель Главы является должностным лицом, постоянно осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственный функции в органе местного самоуправления, а именно заместителем Главы Администрации возник и сформировался преступный умысел, направленный на дачу заместителу Главы взятки лично в виде оказания ему незаконной услуги имущественного характера.

При этом директору ООО «Чебаркульгорводоканал» было достоверно известно, что прямое заключение договоров аренды имущества водопроводно-канализационного комплекса МУП «Теплоком» с ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации», без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, является нарушением требований Закона о водоснабжении, Закона о концессиях и Закона о защите конкуренции, то есть, директор ООО «Чебаркульгорводоканал» осознавал, что действия, которые заместитель Главы совершил в пользу директора ООО «Чебаркульгорводоканал» и представляемых им юридических лиц, а также которым он способствовал в силу авторитета и возможностей занимаемой им должности являются незаконными.

Таким образом, указанное свидетельствует о том, что должностные лица Администрации, а также ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации» в том числе в лице их соучредителя - директора ООО «Чебаркульгорводоканал», осознавали противоправность своих действий по передаче имущества и такие действия направлены на умышленное, заведомо незаконное получение имущества в целях выхода на рынок.

Соответственно, указанное свидетельствует о прямом умысле передачи Администрацией и МУП «Теплоком» объектов водоснабжения и водоотведения на праве хозяйственного ведения в целях последующей их передачи в пользование ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» без проведения конкурентных процедур.

В рамках рассмотрения дела № 01-07/17 Челябинским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и пунктом 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КПЕС 2008), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, услуги по сдаче в аренду (внаем) собственного или арендованного недвижимого имущества отнесены к виду 68.2.

Переданные ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации» по договорам аренды № 1 от 13.05.2016 объекты предназначены (функциональное (целевое) назначение) для водоснабжения и водоотведения населения.

Таким образом, продуктовыми границами исследуемых товарных рынков в рассматриваемом случае является рынок сдачи в аренду (внаем) недвижимого имущества – объектов водоснабжения и водоотведения.

Рынок сдачи в аренду (внаем) недвижимого имущества, в том числе на территории Чебаркульского городского округа, является открытым для вхождения любого хозяйствующего субъекта, как Чебаркульского городского округа, так и хозяйствующих субъектов Челябинской области и других регионов, то есть имеет неограниченный круг хозяйствующих субъектов.

Ввиду наличия значительного количества хозяйствующих субъектов рынок сдачи в аренду (внаем) недвижимого имущества в Чебаркульском городском округе Челябинской области является конкурентным.

Географические границы товарного рынка: Чебаркульский городской округ Челябинской области.

Временной интервал исследования определен с учетом особенностей товарного рынка, целей исследования и включает в себя период с 13.05.2016 по 09.10.2017, то есть с даты принятия Администрацией Постановления № 411 от 13.05.2016 «О передаче объектов водоснабжения, водоотведения муниципальному унитарному предприятию «Теплоком» на праве хозяйственного ведения» до даты проведения анализа состояния конкуренции.

На основании изложенного, временной интервал исследования товарного рынка - с 13.05.2016 по 09.10.2017 годы.

Рассматриваемые действия Администрации, МУП «Теплоком», ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» привели не только к ограничению конкуренции на рынке услуг по очистке воды и водоснабжению, услуг по водоотведению (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, подкласс 36.0, 37.0), но и обеспечению выхода на рынок по очистке воды и водоснабжению (подкласс 36.0, 37.0 ОК 029-2014).

Закон о защите конкуренции направлен на предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции, в том числе органами местного самоуправления, в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся, в том числе сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Материалами дела установлено, что Администрацией принято Постановление от 13.05.2016 № 411, предусматривающее передачу объектов водоснабжения и водоотведения на праве хозяйственного ведения МУП «Теплоком», несмотря на позицию ФАС России от 05.10.2015 № АД/53812/15 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2016 № 110-71П/Д07, и при условии, что муниципальное предприятие не осуществляет деятельность по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения и не обладает кадровыми ресурсами для оказания данных услуг населению Чебаркульского городского округа, принято Постановления от 17.05.2016 № 415, наделяющее ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» статусом гарантирующих организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение на территории Чебаркульского городского округа, позволяющим указанным обществам заключать договоры с абонентами на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, и дано согласие в тот же день на заключение МУП «Теплоком» договоров аренды сетей с указанными организациями без проведения торгов в нарушение положений действующего законодательства и при отсутствии соответствующих полномочий, что способствовало содействию по установлению обществам тарифа на питьевую воду, транспортировку воды и на водоотведение.

 

Содействие Администрации выходу ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» на рынок по очистке воды и водоснабжению, ООО «Чебаркульское предприятие канализации» на рынок услуг по водоотведению также подтверждается представленными Следственным отделом по городу Чебаркуль СУ СК России по Челябинской области материалами уголовного дела.

МУП «Теплоком» приняло в хозяйственное ведение объекты водоснабжения и водоотведения при условии отсутствия намерения осуществления деятельности по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения и отсутствия кадровых ресурсов для оказания данных услуг населению Чебаркульского городского округа, понимая невыгодность принятия во владение и пользование объектов ввиду необходимости оплаты значительной суммы налогов, а также фактическую невозможность осуществления такой деятельности в установленные сроки силами предприятия. Вследствие чего, МУП «Теплоком» обратилось в Администрацию о согласовании передачи сетей водоснабжения и водоотведения по договору аренды ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации», что не соответствует требованиям действующего законодательства. МУП «Теплоком» в нарушение положений действующего законодательства переданы указанным обществам объекты водоснабжения и водоотведения путем заключения без проведения торгов договоров аренды, вместо заключения концессионных соглашений, не соответствующего требованиям статьи 41.2 Закона о водоснабжении и при отсутствии у ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» право пользования соответствующими участками недр, а также при отсутствии надлежащего согласия собственника имущества на их заключение, без предоставления гарантирующему поставщику и арендодателю соответствующих банковских гарантий.

ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» направили в МТРиЭ обращения об установлении тарифов на оказание услуг водоснабжения и водоотведения при условии использования ими объектов водоснабжения и водоотведения с нарушением действующего законодательства. ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» фактически осуществляют деятельность с использованием указанных объектов после расторжения договоров аренды № 1 от 17.05.2016 и возврата имущества МУП «Теплоком».

Администрация на протяжении длительного времени бездействует по непринятию мер по возврату сетей из фактического пользования общества и непроведению торгов на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения.

Совокупность указанных фактов свидетельствует о том, что между Администрацией, МУП «Теплоком», ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» заключено соглашение, направленное на недопущение, ограничение, устранение конкуренции на рынке сдачи в аренду (внаем) объектов водоснабжения и водоотведения, результатом которого явилось обеспечение выхода ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» на рынок по очистке воды и водоснабжению, ООО «Чебаркульское предприятие канализации» на рынок услуг по водоотведению на территории Чебаркульского городского округа, создание указанным хозяйствующим субъектам преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности с использованием объектов водоснабжения и водоотведения вне конкурентных процедур по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, имеющими намерения участия в торгах, что ограничивает доступ иных хозяйствующих субъектов на рассматриваемые товарные рынки и противоречит статье 16 Закона о защите конкуренции, в том числе пункту 4 указанной нормы.

 

Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения и участие в нем является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ (в ред. от 01.05.2016), и влечет наложение административного штрафа от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Федеральным законом от 17.04.2017 № 74-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены изменения в статью 14.32 КоАП РФ, которыми административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 статьи 14.32 КоАП РФ, предусмотрена частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ, в том числе наложением административного штрафа на юридических лиц в размере от одной сотой до пяти сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - от двух тысячных до двух сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее пятидесяти тысяч рублей.

Таким образом, действующим в настоящее время законодательством также предусмотрена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем.

Частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.

На момент заключения соглашения, направленного на недопущение, ограничение, устранение конкуренции на рынке сдачи в аренду (внаем) объектов водоснабжения и водоотведения, заключение хозяйствующим субъектом и его должностным лицом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ (в редакции до 01.05.2016), а в настоящее время - частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.04.2017 N 74-ФЗ).

С учетом части 2 статьи 1.7 КоАП РФ при назначении административного наказания подлежит применению часть 4 статьи 14.32 КоАП РФ.

 

На рассмотрение дела законный представитель МУП «Теплоком» надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела (ходатайство об отложении рассмотрения исх. № 01-01/389 от 28.08.2018) не явился, пояснений не представлено, отводов не заявлено, заявлено ходатайство об отложении рассмотрении дела, поскольку решение Арбитражного суда Челябинской области по делу № А76-39878/2017, а также в связи с намерением предприятия обжаловать решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.08.2018.

Определением от 30.08.2018 (исх. № 11777/07 от 31.08.2018) МУП «Теплоком» отказано в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела № 14.14.32ч.4/17.

 

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.32 КоАП РФ, является правонарушением в области предпринимательской деятельности.

Данное административное правонарушение посягает на общественные отношения, складывающиеся в сфере функционирования товарных рынков, в связи с конкуренцией между хозяйствующими субъектами, что является необходимым условием обеспечения свободы экономической деятельности.

Государственное регулирование в области поддержки конкуренции и нормального функционирования товарных рынков обусловлено необходимостью защиты экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Объективную сторону рассматриваемого состава административного правонарушения образуют признанные недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством действия лиц, поименованных в статье 16 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в отличии от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

У МУП «Теплоком» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. МУП «Теплоком» имело возможность отказаться от заключения рассматриваемого соглашения, направленного на недопущение, ограничение и устранение конкуренции на рынке сдачи в аренду (внаем) объектов водоснабжения, результатом которого явилось обеспечение ООО «Чебаркульское предприятие канализации», ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» на рынок по очистке воды и водоснабжению на рынок водоснабжения, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Доказательства, свидетельствующие о принятии МУП «Теплоком» всех зависящих от него мер для соблюдения антимонопольного законодательства, в материалах дела отсутствуют и Обществом не представлены. МУП «Теплоком» не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалось от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства. Следовательно, МУП «Теплоком» не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего соблюдения антимонопольного законодательства.

МУП «Теплоком» должно было осознавать, что его действия не соответствуют законодательству, т.е. противоправный характер своих действий, могло предвидеть наступление вредных последствий.

Таким образом, в действиях МУП «Теплоком» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.04.2017 № 74-ФЗ).

Время совершения МУП «Теплоком» административного правонарушения: с 13.05.2016 по 24.10.2017.

Место совершения МУП «Теплоком» административного правонарушения: г. Чебаркуль, ул. Суворова, д. 19.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).

Рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным, и должностное лицо антимонопольной службы в данном случае не может ограничиться устным замечанием, поскольку по своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении общества к формальным требованиям публичного права.

Кроме того, о значительной степени общественной опасности рассматриваемого правонарушения свидетельствуют установленный КоАП РФ значительный размер штрафа и годичный срок давности привлечения к административной ответственности.

Следовательно, в данном случае невозможно квалифицировать рассматриваемое деяние в качестве малозначительного.

Поводом к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении, на основании части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ является принятие комиссией Челябинского УФАС России решения по делу № 01-07/17, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства (размещено в сети Интернет на официальном сайте Челябинского УФАС России www.chel.fas.gov.ru в разделе «Решения»).

Решением Арбитражного суда Челябинской области по делу № А76-39878/2017 решение Челябинского УФАС России по делу № 01-07/17 оставлено в силе.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.32 КоАП РФ, составляет один год со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (части 1, 6 статьи 4.5 КоАП РФ).

Решение по делу № 01-07/17, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства, изготовлено в полном объеме 08 ноября 2018 года, соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности МУП «Теплоком» на момент вынесения настоящего постановления не истек.

 

Из письма МУП «Теплоком» (вх. № 9543 от 11.07.2018) следует, что сведения о финансово-хозяйственной деятельности предоставить не представляется возможным, поскольку деятельность на рынке услуг по очистке воды и водоснабжению, услуг по водоотведению в 2016 году МУП «Теплоком» фактически не осуществлялась, что привело к невозможности расчёта размера административного штрафа на основании данных о финансово-хозяйственной деятельности на указанном товарном рынке МУП «Теплоком».

 

При рассмотрении настоящего дела должностным лицом Челябинского УФАС России не установлено наличие отягчающих административную ответственность МУП «Теплоком» обстоятельств.

В связи с этим должностное лицо антимонопольного органа полагает возможным наложить на МУП «Теплоком» административный штраф в минимальном размере - 50 000, 00 рублей.

 

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 КоАП РФ,

 

П О С Т А Н О В И Л :

 

1. Признать муниципальное унитарное предприятие «Теплоком» (456440, г. Чебаркуль, ул. Суворова, д. 19, ИНН 7415091329, КПП 741501001) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.04.2017 № 74-ФЗ).

2. Привлечь муниципальное унитарное предприятие «Теплоком» (456440, г. Чебаркуль, ул. Суворова, д. 19, ИНН 7415091329, КПП 741501001) к административной ответственности по части 4 статьи 14.32 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.04.2017 № 74-ФЗ) и подвергнуть наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 50 000,00 рублей (пятьдесят тысяч рублей).

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме. Штраф должен быть перечислен в доход бюджета. КБК 16111602010016000140, ОКТМО 75758000 на счет федерального казначейства: УФК по Челябинской области (Челябинское УФАС России), банк получателя: Отделение Челябинск, г. Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001.

В трехдневный срок со дня уплаты штрафа МУП «Теплоком» предлагается направить в Челябинское УФАС России (телефон/факс: (351) 263-18-39) надлежащим образом заверенные копии платежных документов.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны