Решение б/н Решение и предписание № 17-ВП/2018 в отношении заказчика, ау... от 7 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 17-ВП/2018

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 05 февраля 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 07 февраля 2018 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»;

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»;

 

«<…>»

-

«<…>»,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), проведя внеплановую проверку действий заказчика, аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку молочной продукции, масла сливочного (извещение № 0369300091918000001) в присутствии:

- представителей Муниципального бюджетного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» (далее – МБУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», заказчик, Учреждение) «<…>», действующих на основании приказа от 15.08.2015, доверенности № 05 от 02.02.2018.

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 26.01.2018 в рамках соглашения об информационном взаимодействии, заключенного между Главным контрольным управлением Челябинской области и Челябинским УФАС России, поступила информация о нарушениях, допущенных Муниципальным бюджетным учреждением социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» при проведении электронного аукциона на поставку молочной продукции, масла сливочного (извещение № 0369300091918000001) (далее – аукцион, закупка).

Проведение внеплановой проверки назначено антимонопольным органом на 05.02.2018.

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона на поставку молочной продукции, масла сливочного (извещение № 0369300091918000001) опубликовано МБУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 18.01.2018 в 16:52.

Начальная (максимальная) цена контракта на поставку молочной продукции, масла сливочного – 356 763,55 рублей.

Контракт на дату и время заседания Комиссии не заключен.

Согласно информации, представленной Главным контрольным управлением Челябинской области:

1. Извещение о закупке не содержит информацию о предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы.

2. Заказчиком неправомерно объединены в один лот товары, включенные в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 649 «О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта» (далее – Постановление Правительства РФ № 649 от 14.07.2014) и не включенные в него.

3. Извещением не установлены ограничения допуска пищевых продуктов, включенных в Перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Перечень).

При этом, объектом закупки также являются пищевые продукты, не включенные в Перечень, что нарушает требования законодательства о контрактной системе.

Представители МБУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» согласились с доводами Главного контрольного управления и пояснили, что допущенные нарушения обусловлены возникшими у заказчика опасениями, что закупка может не состояться. Удаленность Учреждения делает невыгодным осуществление поставок хозяйствующими субъектами молочной продукции по отдельным позициям.

 

Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В силу пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, и условия применения национального режима в единой информационной системе.

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утвержден перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки № 0369300091918000001 объектом закупки является следующий товар:

Наименование

Код позиции КТРУ

Кефир

10.51.51.114

Творог (кроме зерненого и произведенного с использованием ультрафильтрации и сепарирования) без вкусовых компонентов, обезжиренный, не более 1,8 % жирности

10.51.40.311

Масло сладко-сливочное

10.51.30.111

Сметана от 20,0% до 24,0% жирности

10.51.52.123

Молоко питьевое коровье пастеризованное

10.51.11.111

Необходимо отметить, что в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 Перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд включены следующие Коды по ОКПД2, соответствующие отдельным позициям объекта закупки заказчика:

- 10.51.40 – «Сыры, продукты сырные и творог»;

- 10.51.30.111 - «Масло сладко-сливочное».

Таким образом, в нарушение части 3 статьи 14, пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки на поставку молочной продукции, масла сливочного не указаны ограничения допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе включены в один лот товары, включенные в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 832, а также не включенные в указанный перечень, что могло привести к ограничению количества участников закупки.

Действия заказчика могут быть квалифицированы по части 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.

2. В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе.

Частью 2 статьи 28 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признано учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

Постановлением Правительства РФ № 649 от 14.07.2014 утвержден перечень товаров (работ, услуг), в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта.

При этом, в утвержденный Постановлением Правительства РФ № 649 от 14.07.2014 перечень товаров (работ, услуг), в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта, включены следующие Коды по ОКПД2, соответствующие отдельным позициям объекта закупки заказчика:

- 10.51.40 – «Сыры, продукты сырные и творог»;

- 10.51.52.120 – «Сметана».

 

Таким образом, в нарушение части 3 статьи 14, пункта 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки на поставку молочной продукции, масла сливочного не указаны преимущества, предоставляемые учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы

Более того, заказчиком включены в один лот товары, включенные в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 649 от 14.07.2014, а также не входящие в указанный перечень, что могло привести к ограничению количества участников закупки и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Действия заказчика могут быть квалифицированы по части 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.

3. Как следует из содержания пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе и проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об аукционе, должны содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В пункте 9 информационной карты документации об аукционе срок поставки товара определен «с момента подписания контракта и до 30.06.2018», однако в проекте контракта срок не определен. При этом в извещении о закупке в графе «сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг» указано – февраль-июнь 2018.

Таким образом, наличие противоречивой информации в извещении и документации о закупке в части определения срока поставки товара, свидетельствует о нарушении пункта 2 статьи 42, части 5 статьи 63, частей 1, 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Действия заказчика могут быть квалифицированы по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

4. В нарушение подпункта «а» пункта 1 части 3 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе пункт 2.1 части 1 документации об аукционе определяет требования к составу первой части заявки без учета объекта закупки и отсутствия в документации о закупке указания на товарный знак в отношении приобретаемого товара.

5. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе пункт 2.2 части 1 документации об аукционе определяет требование к составу второй части заявки (документ, подтверждающий соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе) без учета объекта рассматриваемой закупки.

Действия заказчика могут быть квалифицированы по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

6. В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 утверждены «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Правила).

В нарушение части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе отсутствует ответственность подрядчика, установленная в пункте 6 Правил, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения.

Действия заказчика могут быть квалифицированы по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Антимонопольный орган обращает внимание, что заказчиком в проекте контракта не установлена ответственность за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Законом о контрактной системе), предложившем наиболее высокую цену за право заключения контракта (пункт 5 Правил).

Не указано также, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта (пункты 11, 12 Правил).

7. В нарушение части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует условие о том, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло по вине другой стороны.

Действия заказчика могут быть квалифицированы по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

8. В силу части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Пунктом 7.7 проекта контракта предусмотрено, что муниципальный контракт заключается только после передачи Заказчику в залог денежных средств либо банковской гарантии в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении о проведении аукциона в электронной форме. Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта – документы, подтверждающие обеспечение исполнения контракта, направляются оператору электронной площадки, на которой проводился аукцион.

Как пояснили представители Учреждения, под залогом денежных средств заказчик понимал обеспечение исполнения контракта в виде внесения денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Таким образом, формулировка заказчика о форме обеспечения исполнения контракта о внесении денежных средств не соответствует положениям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

Принимая во внимание, что допущенные нарушения на результаты осуществленной закупки не повлияли (электронный аукцион в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе признан несостоявшимся, поскольку на момент окончания срока подачи заявок подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка), Челябинское УФАС России считает возможным выдать заказчику предписание об устранении нарушений при заключении контракта.

 

Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 3 статьи 14, частью 1 статьи 33, частей 4, 9 статьи 34, пункта 2 статьи 42, части 5 статьи 63, частей 1, 4 статьи 64, подпункта «а» пункта 1 части 3, пункта 2 части 5 статьи 66, части 3 статьи 96, Закона о контрактной системе, пунктов 5, 6, 11, 12 Правил.

2. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 17-ВП/2018

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о контрактной системе

 

05 февраля 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

Членов

Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

 

«<…>».

-

 

 

 

«<…>»

на основании решения Челябинского УФАС России от 05.02.2018, вынесенного по итогам проведения внеплановой проверки действий заказчика при проведении электронного аукциона на поставку молочной продукции, масла сливочного (извещение № 0369300091918000001), с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Муниципальному бюджетному учреждению социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» с даты размещения настоящего предписания на официальном сайте в сети «Интернет» не заключать контракт по итогам проведения Аукциона до полного исполнения пункта 2 настоящего предписания.

2. Муниципальному бюджетному учреждению социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» при направлении победителю привести проект контракта в соответствие действующему законодательству и решению Челябинского УФАС России 17-ВП/2018 от 05.02.2018, а именно:

- установить в проекте ответственность поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения;

- исключить формулировки о залоге денежных средств.

Продолжить процедуру определения поставщика, направленную на заключение контракта.

3. ЗАО «Сбербанк-АСТ» с 06.02.2018 обеспечить Муниципальному бюджетному учреждению социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» возможность исполнения пунктов 1-2 настоящего предписания.

4. Муниципальному бюджетному учреждению социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» в подтверждение исполнения предписания в срок до 28.02.2018 года в адрес Челябинского УФАС России представить исполнение настоящего предписания, а именно заверенную копию заключенного контракта со всеми приложениями (на диске).

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны