Решение б/н Решение и предписание № 170, 171-ж/2016 от 7 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

23 марта 2016 года                                                                     г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии:    <…>    -    начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
Членов Комиссии:    <…>    -    специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
    <…>    -    ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобы ООО «Юнона Дискавери» на положения документаций электронных аукционов на поставку расходных материалов для коронарного стентирования (извещение № 0869200000216000067), на поставку расходных материалов для коронарного стентирования (извещение № 0869200000216000091) в присутствии:
- представителя ООО «Юнона Дискавери» (далее – заявитель), действующего на основании доверенности от 22.03.2016;
- представителей ГБУЗ «ЧОКБ» (далее - заказчик), действующих на основании доверенностей от 11.01.2016 № б/н, от 11.01.2016 № б/н, от 11.01.2016 № б/н;
- представителей ГКУ «Центр закупок в сфере здравоохранения» (далее – уполномоченное учреждение), действующих на основании доверенностей от 12.01.2016 № б/н, от 21.03.2016 № б/н,

УСТАНОВИЛА:

    В Челябинское УФАС России 16.03.2016 поступили жалобы заявителя на положения документаций электронных аукционов на поставку расходных материалов для коронарного стентирования (извещение № 0869200000216000067), на поставку расходных материалов для коронарного стентирования (извещение № 0869200000216000091) (далее - аукционы).
    Согласно представленным документам уполномоченное учреждение объявило о проведении аукционов на поставку расходных материалов для коронарного стентирования, на поставку расходных материалов для коронарного стентирования, путем опубликования 01.03.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещений №№ 0869200000216000067, 0869200000216000091 об осуществлении закупок.
    Начальная (максимальная) цена контракта на поставку расходных материалов для коронарного стентирования – 4 854 200 рублей 20 копеек.
Начальная (максимальная) цена контракта на поставку расходных материалов для коронарного стентирования – 4 912 125 рублей 09 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционах – 17.03.2016 в 10 часов 00 минут.
На дату рассмотрения жалоб контракты по итогам аукционов не заключены.
Согласно доводам, изложенным в жалобах, заявитель считает, что заказчиком при описании объектов закупок нарушены принципы обеспечения конкуренции и профессионализма заказчика, установленные статьями 7, 8 Закона о контрактной системе, правила описания объекта закупки, установленные статьей 33 Закона о контрактной системе, а также положения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции).
Представители заказчика, уполномоченного учреждения с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили, что действия заказчика при проведении электронного аукциона, описания объекта закупки являются правомерными и не влекут за собой нарушений законодательства о контрактной системе, а также законодательства о защите конкуренции.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Как следует из пункта 2.1 Информационных карт документаций об аукционах в электронной форме описание объекта закупки указано в Приложении № 1 к информационной карте (далее – Техническое задание), которое представлено в виде таблице, в которой заказчиком установлены требования к качеству, техническим характеристикам, безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), комплектности, размерам и иным показателям, связанным с определением соответствия поставляемого товара требованиям заказчика.
Согласно доводам жалоб в Техническом задании аукционов требования к поставляемому товару установлены заказчиком в нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе.
Так, в Техническом задании электронного аукциона на поставку расходных материалов для коронарного стентирования (извещение № 0869200000216000067) заказчиком неправомерно указано:
1) по позиции № 1 – заказчиком указана конкретная длина проводника, конкретная величина номинального давления, что в сочетании с расчетным давлением разрыва значительно ограничивает возможный ассортимент предлагаемых моделей; описание дизайна, а именно: «3х лепестковая укладка баллона», а также указание на материал рентгеноконтрастных маркеров и их размер также указывает на соответствие требованиям заказчика определенной модели товара единственного производителя; размеры катетеров указаны заказчиком не диапазоном величин, а конкретными величинами;
2) по позиции № 3 – заказчиком установлены конкретные величины по таким показателям, как номинальное давление, размеры стента, а также по профилю смонтированного стента на системе доставки; описание в части толщины стенки стента указывает на конкретный товар, а именно: Coroflex производства B.Braun Melsungen;
3) по позиции № 4 – сочетание конкретных значение по показателям толщина стенки, площадь ячейки стента, профиль стента, длина системы доставки, номинальное давление, давление разрыва, гибкость стента и радиальная сила, размерный ряд указывает на модель Kaname производства Terumo;
4) по позиции № 5 – также неправомерно установлены размеры стента, длина системы доставки в виде конкретных величин.
Заявитель считает, что, прописав характеристики конкретных марок товара под общими наименованиями, конкретные показатели длин, диаметров и прочего, без использования диапазонов значений, а также предъявив требования к дизайну товаров, заказчик тем самым нарушил требования законодательства о контрактной системе и сделал невозможным участие в закупке поставщиков товара, которые предлагают товар иного производителя, отвечающий потребности заказчика.
Аналогичной точки зрения придерживается заявитель и по позициям №№ 1, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12 Технического задания аукциона на поставку расходных материалов для коронарного стентирования (извещение № 0869200000216000091).
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих, что данные положения документаций о закупках ограничивают участие в аукционах, либо нарушают права и интересы заявителя, как потенциального участника, на заседание Комиссии не представлено. Тогда как, согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Однако в ходе рассмотрения жалоб Комиссией в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка извещений, документаций о закупках, в ходе которой установлено следующее.
Как следует из письменных пояснений заказчика (от 23.03.2016 исх. № б/н), поскольку предметом аукционов является «поставка», то обстоятельство, что податель жалоб ссылается на соответствие описания характеристик товара только конкретной модели единственного производителя, само по себе не может рассматриваться как ограничение конкуренции, так как товар с установленными заказчиком параметрами может быть предложен к поставке неограниченным количеством поставщиков, что подтверждается представленными заказчиком коммерческими предложениями.
Следовательно, заказчиком фактически не отрицается формирование описания объекта закупок под характеристики определенного товара единственного производителя.
Кроме того, из анализа заявок, допущенных аукционной комиссией к процедуре аукциона, коммерческих предложений, а также сводных таблиц, представленных заказчиком на заседание Комиссии, следует, что по позициям №№ 1, 3, 4, 5 Технического задания электронного аукциона на поставку расходных материалов для коронарного стентирования (извещение № 0869200000216000067) соответствует товар TREK NC (Abbott Vascular США, Ирландия), Coroflex (B.Braun Melsungen Германия), Kaname (Terumo Япония), Multi-Link (Abbott Vascular США, Ирландия), по позициям №№ 1, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12 Технического задания аукциона на поставку расходных материалов для коронарного стентирования (извещение № 0869200000216000091) - TREK NC (Abbott Vascular США, Ирландия), Coroflex (B.Braun Melsungen Германия), Kaname (Terumo Япония), Multi-Link (Abbott Vascular США, Ирландия), Ruigin (Terumo Япония), TREK (Abbott Vascular США, Ирландия), Asahi Micro Guidewire (Asahi Intecc Co., Ltd. Япония), Launcher (Medtronic США) соответственно.
Между тем, в силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно частям 1, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничение или устранению конкуренции.
При проведении торгов на осуществление закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Объединение в один лот различных видов товаров (в том числе имеющих индивидуальные особенности) требует от компаний, специализирующихся на поставках продукции определенной торговой марки, и имеющих, к примеру, дилерское соглашение, приобретать продукцию иных торговых марок, в ряде случаев, у конкурирующих компаний. При этом компании должны учитывать сроки поставки товара, риски, связанные с поставкой некачественного товара или несвоевременной поставкой им другими компаниями продукции и, как следствие, возможные санкции за неисполнение условий контракта, а также иные условия исполнения контракта.
Подобное формирование лотов способствует заключению антиконкурентных соглашений и совершению антиконкурентных согласованных действий между хозяйствующими субъектами, что не соответствует целям контрактной системы, в том числе не способствует снижению цены контракта на торгах.
Включение в состав лота товаров, которые производятся единственным производителем и реализуются его официальными дистрибьюторами (представителями), исключает возможность поставки хозяйствующими субъектами товара по всему сформированному заказчиком лоту, ограничивает конкуренцию и создает преимущественные условия участия в торгах хозяйствующим субъектам, реализующим продукцию определенных производителей.
Формирование лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), а также определение их содержания (с обязательным указанием отдельных условий оказания соответствующих услуг), является правом заказчика, однако подобное объединение не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в части эффективного расходования бюджетных средств в результате формирования рыночной цены контракта в условиях конкуренции.
Относительно доводов представителей заказчика о значимости изделия для лечебного учреждения, Комиссия считает необходимым указать на возможность заказчика осуществить закупку товара в рамках отдельного лота с приложением к документации о закупке соответствующего обоснования. Более того, из анализа представленных на заседание Комиссии коммерческих предложений следует, что потребность заказчика в объеме закупаемого товара по каждой из позиций превышает количество товара, указанного в Техническом задании, по соответствующим позициям.
С учетом изложенного, описание объекта закупок сформировано с нарушением части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, частей 1, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

        Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать доводы жалоб ООО «Юнона Дискавери» на положения документаций об электронных аукционах обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, частей 1, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать уполномоченному учреждению, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                            <…>

Члены комиссии                                                                                                     <…>
                                                                                                       
                

ПРЕДПИСАНИЕ
о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе
по делу № 170, 171-ж/2016
23 марта 2016 года                                                                    г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:    <…>    -    начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
Членов Комиссии:    <…>    -    специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
    <…>    -    ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
на основании решения Челябинского УФАС России от 23.03.2016, по итогам рассмотрения жалоб ООО «Юнона Дискавери» на положения документаций электронных аукционов на поставку расходных материалов для коронарного стентирования (извещение № 0869200000216000067), на поставку расходных материалов для коронарного стентирования (извещение № 0869200000216000091) (далее - аукционы) в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1 ГБУЗ «ЧОКБ»:
1.1 с даты размещения предписания на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не заключать контракт по итогам аукционов;
1.2. в срок до 08.04.2016:
1.2.1.принять решения об отмене аукционов;
1.2.2. передать решения, указанные в пункте 1.2.1. настоящего предписания, уполномоченному учреждению для размещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
2. Аукционной комиссии в срок до 01.04.2016:
2.1. принять решения об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукционов;
2.2. передать решения, указанные в пункте 2.1. настоящего предписания, уполномоченному учреждению для размещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
3. ГКУ «Центр закупок в сфере здравоохранения» в срок до 15.04.2016:
3.1. разместить решения, указанные в пунктах 1.2.1, 2.1 настоящего предписания, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
4. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» с 28.03.2016 обеспечить возможность исполнения настоящего предписания.
4. ГКУ «Центр закупок в сфере здравоохранения» до 20.04.2016 направить в Челябинское УФАС России (с сопроводительным письмом) доказательства исполнения настоящего предписания (решения об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукционов, решения об отмене аукционов, сведения о размещении указанных решений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок).
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Председатель Комиссии                                                                                 <…>

Члены комиссии                                                                                               <…>

                                                      

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны