Решение б/н Решение № 170-ВП/2016 по обращению гражданина от 9 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 170-ВП/2016

 

30 августа 2016 года                                                                         г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

            Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

 

«<…>»

-

«<…>»

            руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) на основании обращения гражданина (вх. № 11032 от 12.08.2016) о проведении внеплановой проверки действий Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку и монтаж электромеханических шлагбаумов с комплектом пультов дистанционного управления (извещение № 0169200000816000255) (далее – Аукцион, Закупка), в присутствии:

- представителей Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области, действующих на основании доверенностей №№ 03-01-01-08/2089, 03-01-01-08/2091, 03-01-01-08/2093 от 31.12.2015;

            Представители заявителя о времени и месте проведения Комиссии уведомлены, на заседание не явились, письменных пояснений, ходатайств не представили.

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

          В Челябинское УФАС России 12.08.2016 поступило перенаправленное Счетной палатой Российской Федерации обращение гражданина о нарушении законодательства о контрактной системе при осуществлении Управлением делами Губернатора и Правительства Челябинской области электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку и монтаж электромеханических шлагбаумов с комплектом пультов дистанционного управления (извещение № 0169200000816000255).

Согласно представленным Заказчиком документам, извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 22.07.2016.

  Начальная (максимальная) цена контракта – 762 800,00 рублей.

  Контракт на поставку и монтаж электромеханических шлагбаумов с комплектом пультов дистанционного управления по итогам проведенного Аукциона (извещение № 0169200000816000255) заключен 22.08.2016.

Экономия при проведении аукциона составила 34%.

По мнению заявителя, указанная в документации об аукционе стоимость шлагбаумов завышена. Проведенный заявителем мониторинг цен на шлагбаумы в сети Интернет показал, что стоимость одного шлагбаума не превышает 80 000 рублей. А также, что на возможные предложения потенциальных участников могут повлиять такие факторы как условия доставки товаров, ширина проезда, либо длина стрелы шлагбаума.

Заявитель обратил внимание Комиссии, что поскольку по адресу г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 27 шлагбаумы установлены, функционируют, у заказчика отсутствует потребность в их установке.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили, что начальная (максимальная) цена контракта установлена методом сопоставимых рыночных цен (анализом) рынка. Заказчиком направлены запросы хозяйствующим субъектам о предоставлении ценовой информации.

Установленные в настоящее время шлагбаумы марки «BFT» изношены и часто ломаются, пропускная способность их невысокая, сервисные центры по обслуживанию таких шлагбаумов в городе Челябинске отсутствуют. Поэтому шлагбаумы требуют замены. В связи с этим, заказчиком принято решение самостоятельно демонтировать старые шлагбаумы, переустановив на иной объект, менее интенсивный, а на их место установить шлагбаумы с характеристиками, позволяющими удовлетворить потребность в высокой пропускной способности и длительной эксплуатации.

 

          Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам сформировать свое ценовое предложение с учетом всех условий, установленных заказчиком.

Вместе с тем, намерение заказчика демонтировать старые шлагбаумы с низкими эксплуатационными характеристиками и установить их на другое место не нашло отражение в документации об аукционе, что не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и свидетельствует о необъективности описания объекта закупки.

2. В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

В силу части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

Закупка осуществлена в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе для субъектов малого предпринимательства (далее – СМП).

Заявитель на заседание Комиссии в обоснование своих доводов о завышении начальной (максимальной) цены контракта представил распечатки с Интернет сайтов о шлагбаумах с подходящими Заказчику, по мнению заявителя, характеристиками.

Изучив представленные документы, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, объявлен перерыв в заседании Комиссии, с целью запросов дополнительных сведений. Заказчику предложено представить доказательства, подтверждающие направление запросов и доведение информации потенциальным поставщикам по оплате и иным условиям исполнения контракта. Заявителю предлагалось предоставить ценовые предложения, позволяющие сопоставить цены и предлагаемые условия с условиями исполнения контракта и объектом закупки.

Из представленных Заказчиком пояснений и документов следует, что потенциальным поставщикам направлялся запрос с приложение № 1. Запрос о предоставлении ценовой информации определяет, что ответ должен содержать цену товара и общую цену контракта на условиях, указанных в запросе, срок действия цены, расчет цены. Приложение № 1 к запросу содержит условия закупки, а именно:

- срок поставки товара;

- способ оплаты;

- место поставки;

- требования к гарантийным обязательствам;

- дополнительные требования.

В дополнительных требованиях указано, что стоимость работ должна включать в себя все расходы исполнителя.

Пояснения представителей Заказчика об обоснованности невключения в запрос информации о сроках оплаты, так как порядок оплаты регламентирован Законом о контрактной системе, не приняты Комиссией по следующим основаниям.

В силу части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.

Согласно части 15 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае, если закупка осуществляется в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе и участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, размер обеспечения заявки не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта.

Из содержания запроса, приложения к нему не следует, что закупка проводится для СМП.

Таким образом, запрос о предоставлении ценовой информации (отсутствие в нем условий о разгрузке, указаний об осуществлении закупки для СМП) не отражает всех условий исполнения контракта, исходя из потребности заказчика, какие могут повлиять на ценовые предложения потенциальных поставщиков.

Также необходимо отметить, что содержащиеся в запросе условия закупки нельзя соотнести с проектом контракта, в соответствии с которым, цена включает все необходимые затраты, в том числе на доставку, разгрузку, монтаж, подключение, пуско-наладочные работы, материалы и оборудование, необходимое для установки, подключения и пуско-наладочных работ, уплату налогов, таможенных сборов, страхование и другие обязательные платежи.

Таким образом, Заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, не соблюдены требования статьи 22 Закона о контрактной системе.

В силу статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Челябинского УФАС считает необходимым передать материалы о выявленных в действиях Заказчика нарушениях в Главное контрольное управление Челябинской области.

Представителями Заказчика на заседании Комиссии подтверждены направление запросов хозяйствующим субъектам, имеющим возможность осуществить поставку требуемого товара, и даны пояснения о необходимости замены имеющихся шлагбаумов на шлагбаумы с лучшими характеристиками.

Заявителем на заседание Комиссии после перерыва иных доказательств не представлено, распечатки с сайтов с указанием стоимости шлагбаумов, представленные ранее, не носят характер сопоставимости с условиями, указанными заказчиком в документации об аукционе.

Таким образом, доводы обращения гражданина на действия Заказчика не нашли своего подтверждения, в связи с чем признаются необоснованными.

 

При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

 

          В соответствии с частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

          Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2016 № 190 установлены случаи и порядок предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

          Согласно части 15 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45 и 46 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, требования частей 4 - 9, 11 - 13 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком могут не применяться к указанному контракту.

          Следовательно, во всех, кроме указанных в части 15 статьи 34 Закона о контрактной системе случаях, в том числе и при заключении контракта по результатам Аукциона, проект контракта должен содержать информацию, предусмотренную частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

В нарушение части 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе Заказчиком в проекте контракта не установлены случаи и порядок предоставления заказчиком отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

 

Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

            1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение статьи 22, пункта 1 части 1 статьи 33, части 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

            2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдается, в связи с тем, что контракт заключен.

            3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

            Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны