Постановление б/н Постановление по делу № 17А-03/17 в отношении ООО «Мастер-Ко... от 20 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

17А-03/17

 

19 июля 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) Козлова Анна Алексеевна, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 16А-03/17, возбужденного в отношении ООО «Мастер-Комфорт», зарегистрированного по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 89, оф. 309, ИНН 7453215790, КПП 745301001, дата регистрации - 23.03.2010, по части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее − КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило заявление ИП *** на действия ООО «Мастер-Сервис», ООО «Мастер-Комфорт», ООО «Гарант», выразившиеся в разделе рынка оказания услуг по эксплуатации электрических установок, по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей муниципальных образовательных организаций г. Челябинска, а также к поддержанию цены на указанные услуги.

Как следует из заявления действия ООО «Мастер-Сервис», ООО «Мастер-Комфорт», ООО «Гарант» создают препятствия иным организациям оказывать услуги по эксплуатации электрических установок, по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей муниципальных образовательных организаций г. Челябинска, тем самым ограничивая конкуренцию на соответствующем рынке.

В ходе рассмотрения заявления Челябинским УФАС России в муниципальные образовательные организации г. Челябинска направлены запросы о представлении информации относительно оснований для заключения договоров оказания услуги по эксплуатации электрических установок, по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей с приложением соответствующих договоров за 2014 – 2015 годы.

По результатам анализа представленных информации и договоров Челябинским УФАС России установлено, что муниципальные образовательные организации г. Челябинска в период 2014-2015 годов заключали договоры оказания услуг по эксплуатации электрических установок, по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей, минуя конкурентные процедуры, посредством заключения договоров с единственным поставщиком: ООО «Мастер-Сервис», ООО «Мастер-Комфорт» или ООО «Гарант».

При этом выбор поставщика осуществлялся на основании представленных в адрес муниципальных образовательных учреждений коммерческих предложений ООО «Мастер-Сервис», ООО «Мастер-Комфорт» или ООО «Гарант».

Также установлено, что муниципальные образовательные учреждения Центрального, Советского и Ленинского районов г. Челябинска заключили соответствующие договоры с ООО «Мастер-Комфорт», муниципальные образовательные учреждения Тракторозаводского и Металлургического районов – с ООО «Мастер-Сервис», муниципальные образовательные учреждения Калининского и Курчатовского районов - с ООО «Гарант».

В коммерческих предложениях ООО «Мастер-Комфорт», направляемых муниципальным образовательным учреждениям Центрального, Советского и Ленинского районов г. Челябинска, указана стоимость обслуживания инженерных сетей в размере 5,59 рублей за 1 кв.м, стоимость эксплуатации электрических установок 2,23 рубля за 1 кв.м. Для муниципальных образовательных учреждений иных районов г. Челябинска в коммерческих предложениях ООО «Мастер-Комфорт» стоимость указанных услуг составляет: обслуживание инженерных сетей - 6,20 рублей за 1 кв.м, эксплуатации электрических установок 2,45 рубля за 1 кв.м.

В коммерческих предложениях ООО «Мастер-Сервис», направляемых муниципальным образовательным учреждениям Тракторозаводского и Металлургического районов г. Челябинска, указана стоимость обслуживания инженерных сетей в размере 5,59 рублей за 1 кв.м, стоимость эксплуатации электрических установок 2,23 рубля за 1 кв.м. Для муниципальных образовательных учреждений иных районов г. Челябинска в коммерческих предложениях ООО «Мастер-Сервис» стоимость указанных услуг составляет: обслуживание инженерных сетей - 6,10 рублей за 1 кв.м, эксплуатации электрических установок 3,10 рубля за 1 кв.м.

В коммерческих предложениях ООО «Гарант», направляемых муниципальным образовательным учреждениям Калининского и Курчатовского районов г. Челябинска, указана стоимость обслуживания инженерных сетей в размере 5,59 рублей за 1 кв.м, стоимость эксплуатации электрических установок 2,23 рубля за 1 кв.м. Для муниципальных образовательных учреждений иных районов г. Челябинска в коммерческих предложениях ООО «Гарант» стоимость указанных услуг составляет: обслуживание инженерных сетей - 6 (6,40) рублей за 1 кв.м, эксплуатации электрических установок 2,50 рубля за 1 кв.м.

Таким образом, каждая из указанных организаций оказывает муниципальным образовательным учреждениям г. Челябинска услуги по эксплуатации электрических установок, по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей в соответствии с административно-территориальным делением г. Челябинска. В свою очередь, коммерческие предложения данных организаций идентичны по цене для муниципальных образовательных учреждений г. Челябинска, с которыми заключены договоры.

  • Приказом Управления антимонопольной службы по Челябинской области от 02.03.2016 № 38 возбуждено дело по признакам нарушения ООО «Мастер-Сервис» (ИНН 7452075131), ООО «Мастер-Комфорт» (ИНН 7453215790), ООО «Гарант» (ИНН 7453231070) пунктов 1, 3 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения, которое привело к разделу рынка оказания услуг по эксплуатации электрических установок и рынка оказания услуг по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей муниципальных образовательных организаций г. Челябинска, а также к поддержанию цены на указанные услуги.

Согласно информации, представленной Комитетом по делам образования г. Челябинска письмом от 03.11.2016 № 16-03/6632 до 2010 года в штатных расписаниях муниципальных образовательных организаций были включены должности рабочих по комплексному обслуживанию зданий - слесари, электрики, плотники. В целях оптимизации бюджетных расходов и возможности передачи функций по обслуживанию инженерных и электрических сетей специализированным организациям, было оптимизированно более 1000 вышеуказанных ставок рабочих. В настоящее время в 90% образовательных организаций ставки рабочих по комплексному обслуживанию зданий (слесарь, электрик) отсутствуют.

В связи с чем, образовательные организации г. Челябинска в целях надлежащего содержания и обслуживания инженерных и электрических сетей обязаны проводить отбор исполнителей в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 233) либо требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44).

Письмом от 20.05.2016 № 16-10/2711 Комитетом по делам образования г. Челябинска представлена информация, согласно которой автономные образовательные учреждения осуществляют закупку на основании своих Положений о закупке, предусматривающих способ закупки в виде закупки у единственного поставщика. Бюджетные образовательные учреждения осуществляют закупку на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона № 44, также предусматривающего возможность осуществления закупки у единственного поставщика.

Таким образом, на рынках оказания услуг по эксплуатации электрических установок, по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей муниципальных образовательных организаций г. Челябинска между потенциальными участниками фактически отсутствует возможность конкурентной борьбы.

На заседании Комиссии ИП *** поддержал доводы, изложенные в заявлении.

К участию в деле в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах были привлечены: ООО «ЭлСер», ООО «МирЧел», ООО НТ-Сервис», ООО «Бриз-Сервис», ООО «СтройРесурс», ранее занимавший должность главного инженера ООО «Мастер-Дом» ***, ранее занимавшая должность бухгалтера МБДОУ ДС № 466 ***.

На заседании Комиссии представитель ООО «ЭлСер» пояснила, что в период с 1 января 2015 года по 30 марта 2016 года организация оказывала услуги по эксплуатации электрических установок и услуги по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей 19 муниципальным образовательным учреждениям г. Челябинска.

Отметила, что на рынках оказания услуг по эксплуатации электрических установок, а также техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей муниципальных образовательных учреждений на территории г. Челябинска сложилась крайне неблагоприятная ситуация. Руководители школ и детских садов г. Челябинска заключают договоры на обслуживание зданий без проведения конкурса с подрядными организациями - ООО «Гарант», ООО «Мастер-Комфорт», ООО «Мастер-Сервис». Всякие попытки ООО «ЭлСер» предложить более качественные услуги по более низкой цене наталкиваются на то, что руководители муниципальных образовательных учреждений отказываются принимать во внимание коммерческие предложения общества.

На заседании Комиссии *** пояснила, что в начале 2016 года в МБДОУ ДС № 466 сложилась следующая ситуация: 01.01.2016 учреждением был заключен договор с ООО «ЭлСер» на оказание услуг по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей. При этом ранее, в октябре 2015 года, заведующую детского сада вызывали в управление образования для заключения договора на оказание аналогичных услуг с ООО «Гарант», дата с которой договор должен был действовать не указывалась. В связи с чем, руководство МБДОУ ДС № 466 посчитало возможным заключить соответствующий договор с ООО «ЭлСер».

Однако в начале 2016 года учреждение было вынуждено отказаться от услуг ООО «Элсер», хотя руководство МБДОУ ДС № 466 устраивала цена и качество соответствующих услуг. В свою очередь, у ООО «Гарант» услуги низкого качества, так в январе 2016 года в учреждении была аварийная ситуация и общество ее не устраняло. Кроме того, по заявленной ООО «Гарант» стоимости бюджетных средств хватает только до августа, а после этого руководство МБДОУ ДС № 466 должно само решать проблемы с эксплуатацией инженерных сетей.

На заседании Комиссии *** пояснил, что в 2010 году он занимал должность главного инженера в ООО «Мастер-Дом». В тот момент общество находилось по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 89. По указанному адресу также находились ООО «Мастер-Сервис» и «Мастер-Комфорт».

Руководители ООО «Мастер-Сервис», «Мастер-Комфорт» и ООО «Мастер-Дом» проводили совместные совещания по вопросу определения территориальных границ г. Челябинска, в пределах которых они намерены оказывать услуги по эксплуатации электрических установок и услуги по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей муниципальных образовательных учреждений г. Челябинска. ООО «Мастер-Сервис» оказывало соответствующие услуги преимущественно на территории Тракторозаводского и Металлургического районов г. Челябинска, «Мастер-Комфорт» - Центрального, Советского и Ленинского районов г. Челябинска, ООО «Мастер-Дом» - Курчатовского, Калининского районов г. Челябинска.

На данный момент услуги по эксплуатации электрических установок и услуги по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей муниципальным образовательным учреждениям г. Челябинска вместо ООО «Мастер-Дом» оказывает ООО «Гарант». Кроме того, директор ООО «Гарант» Бурдина Г.Г. в 2010 году занимала должность директора ООО «Мастер-Дом».

Директор ООО «Стройресурс» *** на заседании Комиссии пояснил, что ООО «Стройресурс» на рынках оказания услуг по обслуживанию инженерных сетей и эксплуатации электрических установок работает с 2013 года. Общество направляет коммерческие предложения всем муниципальным образовательным организациям г. Челябинска, однако, их отказываются принимать. Также проблемой для входа на указанный рынок является то, что почти все муниципальные образовательные организации г. Челябинска не проводят конкурентные процедуры.

В письме от 24.06.2016 № 10 ООО «НТ-Сервис» пояснило, что барьером входа на рынок оказания услуг по обслуживанию инженерных сетей и эксплуатации электрических установок является сложившаяся ситуация, при которой муниципальные образовательные учреждения заключают соответствующие договоры без проведения конкурентных процедур исключительно с ООО «Мастер-Сервис», «Мастер-Комфорт» и ООО «Гарант».

В письме (без даты и номера) ООО «Бриз-Сервис» пояснило, что барьером входа на рынок оказания услуг по обслуживанию инженерных сетей и эксплуатации электрических установок является отсутствие конкурентных процедур на право заключения соответствующих договоров.

В письмах от 14.03.2016 № 23, от 04.04.2016 № 28 ООО «Мастер-Сервис» пояснило, что цены на услуги общества зависят от многих факторов (место нахождения обслуживаемого объекта, состояние электрических и инженерных сетей и т.п.). При заключении договоров с муниципальными учреждениями ООО «Мастер-Сервис» ориентируется на тарифы, утвержденные решениями Челябинской городской Думы от 26.06.2012 № 35/29, 35/30, 35/31, но корректирует их с учетом индивидуальных особенностей обслуживаемого объекта. С целью осуществления деятельности на территории г. Челябинска общество принимает меры продвижения своих услуг на рынке: направляет коммерческие предложения различным заказчикам. Территории оказания услуг общества никакими факторами не ограничены.

В письмах от 14.03.2016 № 19, от 05.04. 2016 № 29 ООО «Мастер-Комфорт» пояснило, что цена услуг устанавливается с учетом затрат организации, связанных с оказанием услуг, планируемой нормой доходности и других факторов, влияющих на ценообразование. При заключении договоров с муниципальными учреждениями ООО «Мастер-Комфорт» руководствуется решениями Челябинской городской Думы от 26.06.2012 № 35/29, 35/30, 35/31. ООО «Мастер-Комфорт» не установлены территориальные границы осуществления деятельности по оказанию образовательным учреждениям услуг по техническому, аварийному, диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей и эксплуатации электрических установок.

В письмах от 14.03.2016 № 40, от 04.04.2016 № 56 ООО «Гарант» пояснило, что, стоимость оказываемых услуг формируется с учетом внутренних и внешних факторов, влияющих на образование цены. При определении стоимости оказываемых услуг общество руководствуется решением Челябинской городской Думы от 26.06.2012 № 35/30. ООО «Гарант» не ограничивается какой-либо территорией и производит рассылку коммерческих предложений на всей территории г. Челябинска, и в случае согласия заказчиков заключает договор.

Челябинским УФАС России было подготовлено и направлено лицам, участвующим в рассмотрении дела, заключение об обстоятельствах дела № 2-03/16.

На указанное заключение об обстоятельствах дела № 2-03/16 ООО «Гарант» представлены пояснении от 09.12.2016 б/н, из которых следует, что между ИП *** (учредитель ООО «Гарант») и единственным участником ООО «Мастер-Сервис», и между ИП *** и единственным участником ООО «Мастер-Комфорт» заключены договоры доверительного управления долей в уставном капитале, следовательно ООО «Мастер-Сервис», ООО «Мастер-Комфорт» и ООО «Гарант» входят в одну группу лиц по признакам, предусмотренным частью 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции. В связи с чем, соглашение между ООО «Гарант», ООО «Мастер-Комфорт», ООО «Мастер-Сервис» является допустимым.

 

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о нарушении ООО «Гарант», ООО «Мастер-Комфорт», ООО «Мастер-Сервис» пунктов 1, 3 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

  1. В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).

Таким образом, Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования к определению соглашения, как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском Кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

  1. установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
  2. разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков).

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 9966/10 в силу части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков). Из взаимосвязанных положений статей 11, 12, 13 Закона о защите конкуренции следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 последствиям, запрещаются. Необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий соглашения отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям.

Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.

При этом, факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов («Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016).

Картели запрещены вне зависимости от того, установлено ли антимонопольным органом, что такое соглашение привело или могло привести к ограничению конкуренции. Антимонопольному органу достаточно установить, что в результате заключения картеля могут наступить последствия, указанные в подп. 1 - 5 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции. Однако антимонопольный орган не должен доказывать, что в результате заключения картельного соглашения конкуренция оказалась или могла оказаться ограниченной.

Подтверждением наличия антиконкурентного соглашения может служить определенная модель поведения участников соглашения.

Для констатации антиконкурентного соглашения необходимо и достаточно проанализировать ряд косвенных доказательств, сопоставив каждое из них с другими и не обременяя процесс доказывания обязательным поиском хотя бы одного прямого доказательства. По итогам доказывания совокупность косвенных признаков соглашения и (или) согласованных действий (при отсутствии доказательств обратного) может сыграть решающую роль (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа № А42-2564/2014).

 

2. Челябинским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке эксплуатации электрических установок муниципальных образовательных организаций г. Челябинска по итогам 2015 года и первого квартала 2016 года, в ходе которого установлено, что ООО «Гарант», ООО «Мастер-Комфорт» и ООО «Мастер-Сервис» осуществляют деятельность на одном товарном рынке, а, следовательно, являются конкурентами; продуктовыми границами рынка является: эксплуатация электрических установок муниципальных образовательных организаций; географическими границами - территория г. Челябинска.

В соответствии с информацией, представленной Комитетом по делам образования г. Челябинска письмом от 20.05.2016 № 16-10/2711, на территории г. Челябинска помимо ООО «Гарант», ООО «Мастер-Комфорт», ООО «Мастер-Сервис», деятельность по эксплуатации электрических установок муниципальных образовательных организаций осуществляют 22 хозяйствующих субъекта.

Перечень организаций и информация о стоимости услуг по эксплуатации электрических установок муниципальных образовательных организаций представлены в таблице № 1.

Указанными в таблице № 1 хозяйствующими субъектами за 2015 год - первый квартал 2016 года оказывались услуги по эксплуатации электрических установок 54 муниципальным образовательным организациям г. Челябинска.

В письме от 15.07.2016 Комитет по делам образования г. Челябинска сообщил, что на территории г. Челябинска в рассматриваемый период действовала 461 муниципальная образовательная организация.

  • учетом того, что на территории г. Челябинска в рассматриваемый период действовала 461 муниципальная образовательная организация, доля на рынке оказания услуги по эксплуатации электрических установок муниципальных образовательных организаций у поименованных в таблице хозяйствующих субъектов в совокупности составляет 12%.

Тогда как, доля на рынке оказания услуги по эксплуатации электрических установок муниципальных образовательных организаций у ООО «Мастер-Сервис» в период 2015 - 1 квартал 2016 года составляет 29% (с 136 муниципальными образовательными организациями заключен договор), ООО «Мастер-Комфорт» - 35% (с 161 муниципальными образовательными организациями заключен договор), ООО «Гарант» - 24% (с 110 муниципальными образовательными организациями заключен договор).

  • есть, совокупная доля на рынке оказания услуги по эксплуатации электрических установок муниципальных образовательных организаций г. Челябинска в период 2015 - 1 квартал 2016 года у ООО «Мастер-Сервис», ООО «Мастер-Комфорт» и ООО «Гарант» составляет 88%.

Также Челябинским УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей муниципальных образовательных организаций г. Челябинска по итогам 2015 года и первого квартала 2016 года, в ходе которого установлено, что ООО «Гарант», ООО «Мастер-Комфорт» и ООО «Мастер-Сервис» осуществляют деятельность на одном товарном рынке, а, следовательно, являются конкурентами, продуктовыми границами рынка является: оказание услуг по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей муниципальных образовательных организаций; географическими границами - территория г. Челябинска.

В соответствии с информацией, представленной Комитетом по делам образования г. Челябинска письмом от 20.05.2016 № 16-10/2711, на территории г. Челябинска помимо ООО «Гарант», ООО «Мастер-Комфорт», ООО «Мастер-Сервис», деятельность по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей муниципальных образовательных организаций осуществляют 21 хозяйствующий субъект, о чем указано в таблице № 2.

Указанные 21 хозяйствующий субъект за 2015 год - первый квартал 2016 года оказывали услуги по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей 37 муниципальным образовательным организациям г. Челябинска.

С учетом того, что на территории г. Челябинска в рассматриваемый период действовала 461 муниципальная образовательная организация, доля на рынке оказания услуг по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей муниципальных образовательных организаций у данных хозяйствующих субъектов в совокупности составляет 8%.

При этом, доля на рынке оказания услуг по техническому, аварийному, диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей муниципальных образовательных организаций у ООО «Мастер-Сервис» в период 2015 - 1 квартал 2016 года составляет 29% (с 135 образовательными организациями заключен договор), ООО «Мастер-Комфорт» - 35% (с 161 образовательными организациями заключен договор), ООО «Гарант» - 28% (с 128 образовательными организациями заключен договор).

  • есть, совокупная доля на рынке оказания услуг по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей муниципальных образовательных организаций г. Челябинска за 2015 год - первый квартал 2016 года у ООО «Мастер-Сервис», ООО «Мастер-Комфорт» и ООО «Гарант» составляет 92%.

Тарифы на оказание услуг по эксплуатации электрических установок и на оказание услуг по техническому, аварийному, диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей муниципальных образовательных учреждений г. Челябинска у ООО «Мастер-Сервис», ООО «Мастер-Комфорт» и ООО «Гарант» в рассматриваемый период не изменялись и составляли 2,23 руб./кв.м и 5,59 руб./кв.м соответственно за исключением ряда договоров, заключенных ООО «Гарант» с муниципальными образовательными организациями Курчатовского района г. Челябинска, где размер тарифа варьируется от 1,21 руб./кв.м до 2,23 руб./кв.м на оказание услуг по эксплуатации электрических установок и от 2,91 руб./кв.м до 5,59 руб./кв.м на оказание услуг по техническому, аварийному, диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей.

При этом тарифы на оказание услуг по эксплуатации электрических установок и на оказание услуг по техническому, аварийному, диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей муниципальных образовательных учреждений г. Челябинска у хозяйствующих субъектов, указанных в таблицах № 1, № 2, варьируются от 0,53 руб./кв.м до 3,14 руб./кв.м и от 2,48 руб./кв.м до 5,59 руб./кв.м соответственно.

Как следует из предмета договоров стоимость услуг по эксплуатации электрических установок и услуг по техническому, аварийному, диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей зависит:

- от количества плановых и экстренных вызовов,

- от состояния здания, в котором находятся инженерные сети,

- от площади и удаленности объекта,

- от степени изношенности инженерных сетей и электрических сетей,

- от типа и количества электрических установок.

Стоимость указанных услуг не регулируется государством и устанавливается хозяйствующими субъектами самостоятельно исходя из экономически обоснованных затрат.

При анализе информации, представленной Комитетом по делам образования г. Челябинска письмом от 20.05.2016 № 16-10/2711 установлено, что стоимость соответствующих услуг ООО «Мастер-Сервис», ООО «Мастер-Комфорт» и ООО «Гарант» совпадает с нормативами, утвержденными решением городской Думы г. Челябинска от 26.06.2012 № 35/29, устанавливающим нормативы финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений.

Указанный норматив установлен в целях расчета затрат муниципальных образовательных организаций на услуги по обслуживанию инженерных сетей и услуги по эксплуатации электрических установок.

Однако, для хозяйствующих субъектов, оказывающих соответствующие услуги, данный норматив не является основанием для формирования цены услуг.

У ООО «Мастер-Сервис», ООО «Мастер-Комфорт» и ООО «Гарант» формирование стоимости указанных услуг не зависит от экономических затрат, а основано на нормативе финансирования муниципальных образовательных организаций г. Челябинска.

В свою очередь, хозяйствующие субъекты, указанные в таблицах №1, №2, находясь в конкурентной борьбе за соответствующий рынок, заключают с образовательными учреждениями г. Челябинска договоры по различной стоимости, которая не обусловлена нормативом и зависит от их экономически обоснованных затрат.

При этом согласно копиям договоров, заключенных муниципальными образовательными организациями г. Челябинска с ООО «ЭлСер», ООО «Бриз-Сервис», ИП ***, ООО «МирЧел», объем работ, оказываемых данными хозяйствующими субъектами совпадает с объемом работ, указанным в договорах ООО «Мастер-Сервис», ООО «Мастер-Комфорт» и ООО «Гарант».

Таким образом, ООО «Мастер-Сервис», ООО «Мастер-Комфорт» и ООО «Гарант», хотя и являются конкурентами на рынках оказания услуг по эксплуатации электрических установок и оказания услуг по техническому, аварийному, диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей муниципальных образовательных учреждений г. Челябинска, между тем, установив одну цену, фактически отказались от конкурентной борьбы за соответствующий рынок, что подтверждается пояснениями обществ и их коммерческими предложениями.

Также проанализировав информацию, представленную Комитетом по делам образования г. Челябинска письмом от 20.05.2016 № 16-10/271, Комиссия Челябинского УФАС России установила, что ООО «Мастер-Сервис», ООО «Мастер-Комфорт» и ООО «Гарант» оказывают муниципальным образовательным учреждениям г. Челябинска услуги по эксплуатации электрических установок и услуги по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей в соответствии с административно-территориальным делением г. Челябинска: ООО «Мастер-Сервис» - Тракторозаводский и Металлургический районы, ООО «Мастер-Комфорт» - Центральный, Советский и Ленинский районы, ООО «Гарант» - Курчатовский и Калининский районы.

 

3. В ходе рассмотрения дела Челябинским УФАС России установлено, что учредителем ООО «Мастер-Комфорт» является ***

В выписке из ЕГРЮЛ ООО «Мастер-Комфорт» в качестве юридического адреса указано: г. Челябинск, пр. Ленина, 89. Данный адрес является фактическим адресом нахождения Организации.

Челябинским УФАС России установлено, что по указанному адресу также осуществляет деятельность ООО СК «Дельта». Генеральным директором ООО СК «Дельта» является ***

С целью выявления в действиях ООО «Мастер-Сервис», ООО «Мастер-Комфорт» и ООО «Гарант» нарушений пунктов 1, 3 части 1 статьи 11 Закон о защите конкуренции Челябинским УФАС России были проведены внеплановые выездные проверки в отношении ООО СК «Дельта» и ООО «Мастер-Комфорт».

В ходе осмотра кабинета генерального директора ООО СК «Дельта» *** (каб. 426) на рабочем столе обнаружена таблица, содержащая перечень муниципальных образовательных организаций г. Челябинска с указанием организаций, оказывающих услуги по эксплуатации электрических установок, по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей с разбивкой по районам г. Челябинска.

Обнаруженная таблица содержит информацию о стоимости, сроках и основаниях заключения муниципальными образовательными организациями г. Челябинска договоров на оказание услуг по эксплуатации электрических установок, по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей, которая была представлена (письмо от 20.05.2016 № 16-10/2711) Комитетом по делам образования г. Челябинска во исполнение определения об отложении рассмотрения дела № 2-03/16 от 04.05.2016.

Согласно информации содержащейся в данной таблице в 2014, 2015, 2016 годах муниципальные образовательные учреждения Центрального, Советского и Ленинского районов г. Челябинска заключили соответствующие договоры с ООО «Мастер-Комфорт», муниципальные образовательные учреждения Тракторозаводского и Металлургического районов г. Челябинска – с ООО «Мастер-Сервис», муниципальные образовательные учреждения Калининского и Курчатовского районов г. Челябинска - с ООО «Гарант».

При этом в договорах, заключенных с ООО «Мастер-Сервис», ООО «Мастер-Комфорт» и ООО «Гарант» стоимость услуг по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей установлена в размере 5,59 рублей за 1 кв.м, стоимость услуг по эксплуатации электрических установок - 2,23 рубля за 1 кв.м.

Также был проведен осмотр кабинета юрисконсульта ООО СК «Дельта» *** (каб. 423), в ходе которого обнаружены следующие документы:

- копии определений об отложении рассмотрения дела № 2-03/16 от 22.04.2016 и от 25.05.2016, направленных в адрес ООО «Мастер-Сервис»;

- копии определений об отложении рассмотрения дела № 2-03/16 от 29.07.2016 и от 25.05.2016, направленных в адрес ООО «Мастер-Комфорт»;

- копия определения об отложении рассмотрения дела № 2-03/16 от 29.07.2016, направленного в адрес ООО «Гарант»;

- письмо Комитета по делам образования г. Челябинска во исполнение определения об отложении рассмотрения дела № 2-03/16 без даты, номера и подписи;

- копии актов, оказанных ООО «Гарант» услуг по эксплуатации электрических установок МБДОУ ДС № 9;

- копии переписки между ООО «Гарант» и МБДОУ ДС № 9 по вопросу оказания услуг по обслуживанию инженерных сетей учреждения;

- копия доверенности ***, выданной ООО «Мастер-Сервис»;

- копия доверенности ***, выданной ООО «Мастер-Комфорт»;

- копии учредительных документов ООО «Гарант» (устав, изменения в устав, свидетельство о государственной регистрации, карточка предприятия);

- копии учредительных документов ООО «Мастер-Комфорт» (устав, изменения в устав, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, карточка предприятия);

- копии учредительных документов ООО «Мастер-Сервис» (устав, изменения в устав, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, карточка предприятия);

- копии переписки между ООО «Мастер-Комфорт» и образовательными организациями г. Челябинска;

- печать ООО «Мастер-Комфорт».

Также в ходе осмотра кабинета юрисконсульта ООО СК «Дельта» *** (каб. 423) в ящике рабочего стола обнаружен USB-flash накопитель, содержащий следующие сведения:

- проекты договоров на оказание услуг по техническому и аварийному обслуживанию инженерных сетей, заключенные ООО «Мастер-Комфорт» с образовательными учреждениями в 2010 году;

- проекты договоров на оказание услуг по техническому и аварийному обслуживанию инженерных сетей, заключенные ООО «Мастер-Сервис» с образовательными учреждениями в 2010 году;

- проекты договоров на оказание услуг по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей и эксплуатации электрических установок, заключенные ООО «Мастер-Комфорт» с образовательными учреждениями в 2011 году;

- бланки ООО «Мастер-Комфорт», ООО «Мастер-Сервис» и ООО «Гарант»;

- реквизиты ООО «Мастер-Комфорт», ООО «Мастер-Сервис» и ООО «Гарант»;

- учредительные документы ООО «Мастер-Комфорт», ООО «Мастер-Сервис» и ООО «Гарант»;

- трудовые договоры ООО «Мастер-Комфорт», ООО «Мастер-Сервис» и ООО «Гарант»;

При осмотре приемной и кабинета директора ООО «Мастер-Комфорт» (каб. 123), в том числе, обнаружены следующие документы:

- коммерческое предложение ООО «Мастер-Сервис», направленное руководителям образовательных учреждений без номера и даты;

- коммерческое предложение ООО «Мастер-Сервис» на оказание услуг по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей и эксплуатации электрических установок, направленное руководителям образовательных учреждений от 2013 года;

- протокол собрания трудового коллектива ООО «Мастер-Сервис»;

- таблица, содержащая информацию о поэтажной площади образовательных учреждений Тракторозаводского района г. Челябинска с пометкой «М-Сервис»;

- коммерческое предложение ООО «Гарант» на оказание услуг по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей и эксплуатации электрических установок, направленное руководителям образовательных учреждений без даты и номера;

- коммерческое предложение ООО «Гарант» на оказание услуг по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей и эксплуатации электрических установок, направленное руководителям образовательных учреждений от 01.01.2013.

Таким образом, в ходе проведения проверки установлено, что в помещениях ООО СК «Дельта» находятся документы ООО «Мастер-Сервис», ООО «Мастер-Комфорт» и ООО «Гарант», в том числе, имеющие отношение к оказанию услуг по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей и эксплуатации электрических установок.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «Мастер-Сервис», ООО «Мастер-Комфорт» и ООО «Гарант» осуществляют круглосуточное диспетчерское обслуживание, то есть обеспечивают круглосуточный прием заявок от образовательных организаций г. Челябинска по одному номеру телефона: 225-00-51.

Согласно письму ООО «Мастер-Сервис» от 17.05.2016 № 44 указанный номер телефона принадлежит ООО «Мастер-Сервис», с которым ООО «Мастер-Комфорт» и ООО «Гарант» заключили договоры на оказание услуг по диспетчерскому обслуживанию.

Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой диспетчерской службы, использование которой самостоятельными субъектами гражданского оборота возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако, коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга.

Обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела, свидетельствуют, что ООО «Мастер-Комфорт», ООО «Мастер-Сервис» и ООО «Гарант» ведут единую согласованную политику предоставления услуг по обслуживанию, эксплуатации и ремонту инженерных и эксплуатации электрических установок муниципальных образовательных учреждений г. Челябинска.

О согласованности действий свидетельствует тот факт, что они совершены различными участниками рынка, являющимися конкурентами, относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин, следовательно, о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов.

Сведениями о наличии письменного соглашения между участниками антимонопольный орган не располагает. В связи с чем, антимонопольный орган приходит к выводу об устной форме указанного соглашения. Соглашение, достигнутое в устной форме, не может и не должно быть документально подтверждено.

Свидетельствовать о наличии устного соглашения может определенная модель поведения участников соглашения, зафиксированная документально. В отсутствие доказательств наличия письменного соглашения вывод о существовании между сторонами устного соглашения может быть сделан на основе анализа их поведения (судебные акты по делу № А40-323/2-15).

В ходе рассмотрения дела Челябинским УФАС России установлены следующие особенности поведения ООО «Мастер-Комфорт», ООО «Мастер-Сервис» и ООО «Гарант» в период 2015 года – 1 квартал 2016 года, свидетельствующие о наличии устного соглашения, направленного на раздел рынков оказания услуг по эксплуатации электрических установок, и оказания услуг по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей муниципальных образовательных организаций г. Челябинска по территориальному принципу, а также к поддержанию цены на указанные услуги:

1) ООО «Мастер-Комфорт» заключает соответствующие договоры исключительно с муниципальными образовательными учреждениями Центрального, Советского и Ленинского районов г. Челябинска, ООО «Мастер-Сервис» - с муниципальными образовательными учреждениями Тракторозаводского и Металлургического районов, ООО «Гарант» - с муниципальными образовательными учреждениями Калининского и Курчатовского районов;

2) коммерческие предложения ООО «Мастер-Комфорт», ООО «Мастер-Сервис» и ООО «Гарант» идентичны по цене для муниципальных образовательных учреждений г. Челябинска, с которыми заключены соответствующие договоры и различаются по ценам, предложенным муниципальным образовательным учреждениям г. Челябинска, с которыми указанные общества не намерены фактически заключать соответствующие договоры ввиду ненахождения муниципальных образовательных учреждений г. Челябинска на соответствующей территории;

3) ООО «Мастер-Сервис», ООО «Мастер-Комфорт» и ООО «Гарант» заключали с муниципальными образовательными организациями г. Челябинска договоры на оказание услуг по обслуживанию, эксплуатации и ремонту инженерных сетей по цене 5,59 рублей за 1 кв.м, договоры на оказание услуг по эксплуатации электрических установок по цене 2,23 рубля за 1 кв.м;

4) ООО «Мастер-Сервис», ООО «Мастер-Комфорт» и ООО «Гарант» использовали единую диспетчерскую службу;

5) ***., являясь генеральным директором ООО СК «Дельта» и учредителем ООО «Мастер-Комфорт», располагает юридически значимыми документами конкурирующих организаций ООО «Мастер-Сервис и ООО «Гарант» (учредительные документы, бланки, доверенности, коммерческие предложения, проекты договоров на оказание услуг по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей и эксплуатации электрических установок).

При этом необходимо отметить, что указанные действия не являются допустимыми в соответствии в со статьями 12 и 13 Закона о защите конкуренции и не предусмотрены иными федеральными законами.

Довод ООО «Гарант», указанный в пояснении от 09.12.2016 б/н, относительно того, что ООО «Мастер-Сервис», ООО «Мастер-Комфорт» и ООО «Гарант» входят в одну группу лиц по признакам, предусмотренным частью 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции, Комиссия Челябинского УФАС России не принимает по следующим обстоятельствам.

Как следует из статьи 7 Закона о защите конкуренции, положения статьи 11 не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под контролем в статьях 11, 11.1 и 32 Закона о защите конкуренции понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

Представленные в материалы дела договоры доверительного управления долей в уставном капитале, заключенные между ИП ** (учредитель ООО «Гарант») и единственным участником ООО «Мастер-Сервис», и между ИП *** и единственным участником ООО «Мастер-Комфорт», не свидетельствуют о переходе права распоряжения в понимании статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Вместе с тем именно наличие у лица права распоряжения позволяет определять юридическую судьбу имущества, однако ответчиками не доказан переход к доверительному управляющему возможности отчуждения имущества (продажи, обмена, дарения) другим лицам.

Согласно положениям пункта 4 статьи 209 ГК РФ, пункта 1 статьи 1012 ГК РФ передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

Таким образом, у доверительного управляющего отсутствует возможность определения юридической судьбы имущества, то есть у ИП *** отсутствует возможность распоряжаться долей в уставном капитале ООО «Мастер-Сервис» и ООО «Мастер-Комфорт».

Кроме того, необходимо отметить, что в случае если бы собственник доли или части доли в уставном капитале общества передал право распоряжения долей иному лицу, то в силу пункта 13 статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» полномочие лица, отчуждающего долю или часть доли в уставном капитале общества, на распоряжение ими должно быть подтверждено нотариально удостоверенным договором, на основании которого такие доля или часть доли ранее были приобретены соответствующим лицом, а также выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащей сведения о принадлежности лицу доли или части доли в уставном капитале общества и об их размере.

Согласно пункту 7 листа Д формы N Р144001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», предусматривается внесение в ЕГРЮЛ сведений о доверительном управляющем долей (долями) общества.

С целью подтверждения факта передачи в доверительное управление доли в уставном капитале ООО «Мастер-Сервис» и ООО «Мастер-Комфорт» к ИП Корниловой А.С. Челябинским УФАС России была запрошена соответствующая информация у ИФНС России по Центральному району г. Челябинска.

Как следует из содержания письма ИФНС России по Центральному району г. Челябинска от 14.12.2016 № 06-22/047852 сведения в ЕГРЮЛ о доверительном управляющем долями в уставном капитале ООО «Мастер-Сервис» и ООО «Мастер-Комфорт» не содержатся.

Следовательно, представленные в материалы дела договоры доверительного управления долей в уставном капитале не образует подконтрольную группу лиц в понимании Закона о защите конкуренции и не может быть доказательством правомерности антиконкурентного соглашения.

С учетом изложенного, Комиссия обосновано признала действия ООО «Мастер-Сервис», ООО «Мастер-Комфорт», ООО «Гарант» нарушением пунктов 1, 3 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившимся в заключении и участии в соглашении в период 2015 год – 1 квартал 2016 года, которое привело к разделу рынка оказания услуг по эксплуатации электрических установок, по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей муниципальных образовательных организаций г. Челябинска, а также к поддержанию цены на указанные услуги.

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, является принятие решения комиссией антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Закон о защите конкуренции не устанавливает, что датой вступления в силу решения антимонопольного органа является иная дата нежели дата принятия этого решения (то есть дата его изготовления в полном объеме).

Решение Челябинского УФАС России вступило в законную силу 27 декабря 2016 года, что в соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.32 КоАП РФ.

В силу части 6 статьи 4.5 КоАП РФ с 27 декабря 2016 года исчисляется годичный срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

  • вины юридического лица КоАП РФ не выделяются.

Следовательно, в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению требования законодательства, обществом представлено не было, что свидетельствует о наличии вины ООО «Мастер-Комфорт».

Место совершения административного правонарушения – г. Челябинск.

Таким образом, ООО «Мастер-Комфорт» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, т.е. заключило недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством соглашение.

Документы, на основании которых построены доказательства, подтверждающие наличие административного правонарушения:

- решение Челябинского УФАС России по делу № 2-03/16 от 27 декабря 2016 года;

- материалы дела № 2-03/16.

16.05.2017 начальником отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России *** по делу об административном правонарушении № 17А-03/17 в отношении ООО «Мастер-Комфорт» был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

Законный представитель ООО «Мастер-Комфорт», надлежащим образом извещённый о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении (почтовое уведомление вручено 30.03.2017), на составление и подписание протокола не явился, направил защитника, действующего по доверенности – *** (доверенность от 15.05.2017 б/н).

На рассмотрение дела ООО «Мастер-Комфорт» представлены письменные пояснения, в которых общество опровергает фактические обстоятельства дела № 2-03/16, решение по которому послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, и просит прекратить производства по делу об административном правонарушении № 17А-03/17 в отношении ООО «Мастер-Комфорт».

С учетом того, что на дату рассмотрения дела об административном правонарушении решение по делу № 2-03/16 не признано незаконным в судебном порядке, у должностного лица отсутствуют основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении № 17А-03/17 в отношении ООО «Мастер-Комфорт».

Рассмотрение материалов дела приводит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При рассмотрении настоящего дела должностным лицом Челябинского УФАС России установлено отсутствие оснований для признания правонарушения, совершенного ООО «Мастер-Комфорт», малозначительным и освобождения от административной ответственности.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в редакции постановления № 60 от 20.11.2008.) установлены нормы, конкретизирующие применение положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которым при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, отсутствие материального ущерба, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания (пункт 18).

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).

Рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным, и должностное лицо антимонопольной службы в данном случае не может ограничиться устным замечанием, поскольку по своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении при совершении данного административного правонарушения, не установлено.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не выявлены.

  • УФАС России установлено обстоятельство, смягчающее административную ответственность ООО «Мастер-Комфорт»: совершение административного правонарушения впервые.

Таким образом, учитывая характер совершенного правонарушения, должностным лицом Челябинского УФАС России принято решение о необходимости наложить на ООО «Мастер-Комфорт» административный штраф.

Согласно части 1 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение (часть 4 статьи 3.5 КоАП РФ),

Согласно письму ООО «Мастер-Комфорт» от 24.08.2016 № 75 совокупная сумма выручки общества от реализации всех товаров (работ, услуг) в 2015 году составляла 67 076 000 рублей. Сумма выручки от оказания услуг по эксплуатации электрических установок муниципальных образовательных организаций г. Челябинска – 14 287 000 рублей. Сумма выручки от оказания услуг по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей муниципальных образовательных организаций г. Челябинска – 39 485 000 рублей.

75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) составляет 50 307 000 рублей.

Одна двадцать пятая совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) составляет 2 683 040 рублей.

Одна сотая размера суммы выручки правонарушителя от оказания услуг по эксплуатации электрических установок муниципальных образовательных организаций г. Челябинска составляет 142 870 рублей, пятнадцать сотых – 2 143 050 рублей.

Одна сотая размера суммы выручки правонарушителя от оказания услуг по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей муниципальных образовательных организаций г. Челябинска составляет 394 850 рублей, пятнадцать сотых – 5 922 750 рублей.

Принимая во внимание установленное смягчающее обстоятельство по делу размер штрафа при административном правонарушении на рынке оказания услуг по эксплуатации электрических установок муниципальных образовательных организаций г. Челябинска составляет 892 937,50 рублей, на рынке оказания услуг по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей муниципальных образовательных организаций г. Челябинска - 1 252 921, 25 рубль.

На основании изложенного должностное лицо Челябинского УФАС России решило наложить на ООО «Мастер-Комфорт» административное наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 14.32 КоАП РФ, а именно – административный штраф в размере 2 145 858,75 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 14.32, 23.48, 29.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛА:

1. Признать ООО «Мастер-Комфорт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

2. Наложить на ООО «Мастер-Комфорт» административный штраф в размере 2 145 858,75 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в доход федерального бюджета по следующим реквизитам: код КБК 16111602010016000140, ОКТМО 75701000 на счет органа федерального казначейства УФК по Челябинской области (для Челябинского УФАС России) отделение Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001. Идентификационный номер <...> .

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 КоАП РФ (часть 5 статьи 32.2 КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня вступления его в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд или вышестоящему должностному лицу в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2017 года в присутствии:

- *** - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области;

- *** - защитника ООО «Мастер-Комфорт», действующего по доверенности.

Постановление в полном объеме изготовлено 19.07.2017.

Связанные организации

Связанные организации не указаны