Решение №АК/11170/22 О результатах рассмотрения жалобы по делу № 528-ж/2022 от 15 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

О результатах рассмотрения жалобы по делу № 528-ж/2022

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская больница №1 имени Г.К. Маврицкого г. Миасс» (ГБУЗ «ГБ № 1 г. Миасс»)

 

456303, Челябинская область, г.Миасс, ул.60 лет Октября,1

 

ООО «РТС-тендер»

 

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

 

Индивидуальный предприниматель "..." (ИП "...")

 

"..."

 

Комиссия по осуществлению закупки (изв. № 0369300200022000111)

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-2568/2022 (528-ж/2022)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 13.09.2022

В полном объеме решение изготовлено 15.09.2022

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

"..."

 

 

 

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

"..."

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

"..."

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП "..." (далее – заявитель, ИП) на действия ГБУЗ «ГБ №1 г. Миасс» (далее – заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку реагентов для лабораторных исследований для гематологического анализатора SwelabAlfa (закрытая система) для ГБУЗ «ГБ № 1 г. Миасс» (извещение №0369300200022000111) в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания Комиссии,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 06.09.2022 поступила жалоба ИП "..."на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку реагентов для лабораторных исследований для гематологического анализатора SwelabAlfa (закрытая система) для ГБУЗ «ГБ № 1 г. Миасс» (извещение № 0369300200022000111) (далее – аукцион).

Согласно представленным документам заказчик 29.08.2022 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.

Начальная (максимальная) цена контракта – 110 340,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 06.09.2022 10:00.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0369300200022000111 от 07.09.2022 аукцион признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе было подана только одна заявка единственного участника. Комиссией по осуществлению закупки заявка признана соответствующей, принято решение о заключении контракта с единственным поставщиком.

На дату рассмотрения жалобы контракт по итогам проведения закупки не заключен.

Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.

По мнению заявителя в техническом задании установлены излишние требования к товару в части подробного описания активных ингредиентов и характеристик реагентов, которому соответствует исключительно товар производства «Буль Медикал АБ» (Швеция).

Из письменных пояснений ГБУЗ «ГБ № 1 г. Миасс» следует, что заказчик с доводами жалобы не согласен. Описание объекта закупки сформировано в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а также с учетом потребности заказчика. Изменение химического состава реагентов влияет на аналитические характеристики гематологического анализатора и результата общего анализа крови. Данные о химическом составе реагентов содержатся в инструкции по применению и/или паспорте партии, которые являются сопроводительными документами при поставке реагентов.

 

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Извещение об осуществлении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Объектом рассматриваемой закупки является поставка реагентов для лабораторных исследований для гематологического анализатора SwelabAlfa (закрытая система) для ГБУЗ "ГБ № 1 г. Миасс".

  1. Описание объекта закупки содержится в техническом задании, которое размещено в составе документов закупки на сайте Единой информационной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Техническое задание оформлено в виде таблицы с указанием показателей, позволяющих определить соответствие объекта закупки, установленным заказчиком требованиям, в том числе неизменяемых и изменяемых показателей предмета закупки.

Так, в отношении товара «Гемолизирующий реагент для Swelab Alfa» установлены следующие требования:

 

Неизменяемые характеристики предмета закупки

Изменяемые характеристики предмета закупки

Гемолитический бесцианидный реагент для подсчёта и определения размера клеток в автоматических гематологических анализаторах SwelabAlfa (закрытая система). Представляет собой прозрачную бесцветную жидкость, рН 7,80-8,30.
Активные ингредиенты: соли, четвертичные соли аммония.
Вскрытый реагент стабилен до конца срока годности.
В упаковке не менее 5 л.
Внешний вид - прозрачная, бесцветная жидкость.
На коробке нанесена уникальная RFID-метка для активации реагента при помощи сканера. Совместимость с анализатором SwelabAlfa, подтвержденная производителем анализатора.

Активные ингридиенты:
- соли : 1,5%;
- четвертичные соли аммония: 1%
Упаковка : 5л.
Срок годности на момент поставки : не менее 12 мес.

Таким образом, в описании объекта закупки содержится указание на конкретный состав необходимого к поставке реагента, а также его внешний вид.

Требования к составу товара указаны в столбце «Изменяемые характеристики предмета закупки», но возможность изменения показателей заказчиком не предусмотрена. Вместе с тем, данные требования с указанием конкретного процентного соотношения активных ингредиентов является избыточным, поскольку не отражает характеристики изделия, а свидетельствует о рецептуре товара конкретного производителя.

Приобретаемый товар является изделием медицинского назначения. Частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Регистрация медицинских изделий – государственная процедура, цель которой разрешить выпуск на российский рынок качественных и безопасных изделий. Следовательно, любой товар, прошедший регистрацию в качестве изделия медицинского назначения должен выполнять заявленные производителем функции, вне зависимости от своего состава.

При этом, заказчиком не представлены доказательства того, что товар с иным процентным содержанием того или иного вещества не будет обладать требуемыми свойствами.

Кроме того, Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что цвет изделия медицинского назначения также не оказывает влияние на его свойства.

Исходя из системного толкования норм законодательства о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать требования к товару, которые обусловлены потребностью заказчика в приобретении средства именно с такими характеристиками.

Вместе с тем, заказчиком в материалы дела не представлены пояснения, документы, обосновывающие потребность медицинского учреждения в наличии у товара показателей по спорным характеристикам. Соответственно, потребность заказчика в данных характеристиках товара не подтверждена.

Согласно Письму ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

В данном случае, заказчиком в описании объекта закупки установлены избыточные и необоснованные требования к товару, что свидетельствует о необъективности описания объекта закупки.

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о несоответствии действий заказчика требованиям пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

 

  1. Как следует из доводов жалобы в совокупности всех установленных требований поставка товара ограничена изделиями медицинского назначения одного производителя – «Буль Медикал АБ» (Швеция).

Заказчиком пояснено, что гематологические анализаторы Swelab Alfa работают только на разрешенных компанией Boule Medikal AB реагентах (РУ №ФСЗ 2008/01097), что подтверждается руководством по эксплуатации Swelab Alfa.

На упаковках с реагентами должны быть нанесены уникальные RFID-метки, которые содержат информацию о реагенте (лот, серия, срок годности, дата производства) и необходимы для активации реагента сканером метки RFID, входящим в состав анализатора.

При этом заявителем не представлено доказательств, позволяющих сделать вывод, что требования о совместимости предлагаемых к поставке реагентов с анализатором SwelabAlfa, а также об оснащении упаковок с реагентами уникальными RFID-метками установлено заказчиком безосновательно.

В связи с чем, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что довод заявителя о необоснованном ограничении количества участников закупки необоснован, ввиду его недоказанности.

 

При рассмотрении жалоб на аналогичные закупки, Комиссией установлено, что ИП "..." осуществляется поставка реагентов к анализатору со сканером штрих-кода. В связи с отсутствием у индивидуального предпринимателя возможности поставки реагентов к анализатору со сканером метки RFID, исключающим участие заявителя в рассматриваемом аукционе, Комиссия антимонопольного органа считает возможным не выдавать заказчику предписание.

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года № 727/14 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ИП "..." на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку реагентов для лабораторных исследований для гематологического анализатора SwelabAlfa (закрытая система) для ГБУЗ «ГБ № 1 г. Миасс» (извещение №0369300200022000111) обоснованными в части установления в описании объекта закупки избыточных требований к закупаемому товару.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты рассматриваемого аукциона.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии"..."

 

Члены комиссии "..."

 

 

"..."

 

 

2022-12084

 

 

Связанные организации

ГБУЗ «ГБ № 1 г. Миасс»
ИНН 7415020092, ОГРН 1027400872014
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ИП Пономарев Юрий Александрович
ИНН 450100404708, ОГРН 304450130100145