Решение №ВЛ/16540/22 об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных по... от 29 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

8

 

об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков

 

Управление экологии и природопользования Администрации города Челябинска
454048, г. Челябинск, ул. Блюхера, д. 10

 

ООО «ТИТАНСТРОЙИНВЕСТ»

Генеральному директору, участнику ООО «ТИТАНСТРОЙИНВЕСТ»
450054, Республика Башкортостан,

г. Уфа, ул. Шафиева, д. 24/1, кв. 31

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/10/104-3466/2022 (№ РНП-74-576/2022)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 26 декабря 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 29 декабря 2022 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>    

Членов Комиссии:

<...>    

 

<...>    

рассмотрев обращение Управления экологии и природопользования Администрации города Челябинска о включении сведений об ООО «ТИТАНСТРОЙИНВЕСТ», о его генеральном директоре, участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения и расторжением контракта, заключенного по итогам электронного аукциона 22-95319Э Организация мероприятий по актуализации данных по инвентаризации зеленых насаждений на территории города Челябинска (извещение № 0169300000122000201), при участии в заседании Комиссии в дистанционном режиме:

- представителей ООО «ТИТАНСТРОЙИНВЕСТ» (общество, подрядчик) <...>, действующих на основании приказа № 1 от 06.04.2020, доверенности № 1 от 22.12.2022;

- представителей Управления экологии и природопользования Администрации города Челябинска (далее — заказчик) <...>, действующих на основании доверенностей от 23.12.2022 № 16, от 18.11.2022 № 15,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО «ТИТАНСТРОЙИНВЕСТ», о его генеральном директоре, участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам электронного аукциона 22-95319Э Организация мероприятий по актуализации данных по инвентаризации зеленых насаждений на территории города Челябинска (извещение № 0169300000122000201) (далее – закупка, аукцион).

Согласно представленным документам 05.04.2022 заказчик и подрядчик заключили контракт46-УЭ по цене 2 776 102,00 руб.

Как следует из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик отказался от исполнения контракта, поскольку подрядчик в срок, установленный пунктом 6.7 контракта, не устранил причины, указанные в мотивированном отказе, и не направил заказчику документ о приемке выполненных работ в порядке, предусмотренном в контракте.

Сведения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 21.12.2022.

 

Изучив представленные документы, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с пунктом 12.2. контракта заказчиком предусмотрен односторонний порядок отказа стороны от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Так, заказчиком 06.12.2022 с использованием единой информационной системы сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое вступило в силу 19.12.2022.

Информация о расторжении контракта размещена в единой информационной системе в сфере закупок 21.12.2022 в разделе «информация об исполнении (расторжении) контракта».

Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 21.12.2022.

На дату заседания Комиссии антимонопольного органа, согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок, контракт считается расторгнутым.

 

При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее,

 

Между заказчиком и ООО «ТИТАНСТРОЙИНВЕСТ» 05.04.2022 заключен контракт № 46-УЭ (далее – контракт).

Пунктом 1.2. контракта предусмотрено, что «Согласно настоящему Контракту Подрядчик обязуется выполнить работы по организации мероприятий по актуализации данных по инвентаризация зеленых насаждений на территории города Челябинска в соответствии с техническим заданием (Приложение 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (далее – работы), а Заказчик обязуется обеспечить оплату этих работ в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом. ».

В соответствии с пунктом 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Пунктом 1 статьи 703 ГК РФ предусмотрено, что договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику.

Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Таким образом, с учетом положений статей 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного (муниципального) контракта являются предмет и сроки выполнения работ.

В пункте 3.1. контракта заказчиком указан срок выполнения работ:

«Срок выполнения работ по настоящему Контракту:

начало: с даты заключения Контракта;

окончание: 31.10.2022».

Согласно пункту 6.3. контракта подрядчик в срок не позднее 5 (пяти) дней с момента окончания работ формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени подрядчика, и размещает в ЕИС документ о приемке выполненных работ, соответствующий пункту 1 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе и документы, которые считаются его неотъемлемой частью, в том числе:

1) инвентарные планы по каждому ландшафтно-архитектурному объекту:

на бумажном носителе по 2 (два) экземпляра на каждый объект в масштабе 1:500;

в электронном виде на жестком диске или USB-флеш-накопителе в формате «mid/mif» в системе координат «МСК-74», в формате «ВМР» и в формате «PDF», в масштабе 1:500;

2) рабочие дневники по каждому ландшафтно-архитектурному объекту

на бумажном носителе по 2 (два) экземпляра на каждый объект и в электронном виде

на жестком диске или USB-флеш-накопителе в формате «EXCEL»;

3) паспорта ландшафтно-архитектурных объектов на бумажном носителе

по 2 (два) экземпляра на каждый объект и в электронном виде на жестком диске или USB-флеш-накопителе в формате «EXCEL»;

4) сводный реестр зеленых насаждений в 2 (двух) экземплярах на бумажном носителе и в электронном виде на жестком диске или USB-флеш-накопителе в формате «EXCEL».

5) облака точек по каждому ландшафтно-архитектурному объекту в 2 (двух) экземплярах на жестком диске или USB-флеш-накопителе в формате *.las.

6) набор панорамных фотографий по каждому ландшафтно-архитектурному объекту в 2 (двух) экземплярах на жестком диске или USB-флеш-накопителе в формате *.jpg.

7) допускается запись всех данных на один физический носитель (жесткий диск или USB-флеш-накопитель) по выбору подрядчика.

Как следует из содержания решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 06.12.2022 и пояснений представителей заказчика, в соответствии с пунктом 6.4. контракта заказчиком на основании заключенного муниципального контракта от 18.07.2022 № 58-УЭ с ООО «Строительная геодезия» проведена экспертиза результатов выполненных подрядчиком работ.

В ходе экспертизы выявлены несоответствия результатов выполненных работ требованиям контракта, которые указаны в итоговом документе «Результате экспертизы работ по организации мероприятий по актуализации данных по инвентаризации зеленых насаждений на территории города Челябинска, выполненных ООО «ТитанСтройИнвест» в 2022 году по контракту от 05.04.2022 № 46-УЭ».

Заказчиком 30.11.2022 сформирован с использованием единой информационной системы, подписан усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещен в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.

Вместе с тем, подрядчик в срок, установленный пунктом 6.7. контракта, не устранил причины, указанные в мотивированном отказе, и не направил заказчику документ о приемке выполненных работ в порядке, предусмотренном контрактом.

В связи с чем заказчик, руководствуясь пунктом 7.7 контракта, частями 9, 11 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктом 3 статьи 723 ГК РФ, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с пунктом 3 статьи 723 ГК РФ если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

Согласно пункту 7.7 контракта заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в случае нарушения подрядчиком условия настоящего контракта, в том числе:

«7.7.1. В случае нарушения Подрядчиком срока выполнения работ и (или) срока предоставления отчетной документации более чем на 10 календарных дней.

7.7.2. В случае несоответствия выполненных работ требованиям, установленным в Контракте, в том числе техническому заданию (Приложение 1 к настоящему Контракту).

7.7.3. Если отступления в выполненных работах от условий Контракта или иные недостатки в ее результате в установленные Заказчиком сроки не были устранены Подрядчиком, либо являются неустранимыми».

Как следует из документов, представленных заказчиком и подрядчиком в материалы дела, обществом 01.11.2022 в единой информационной системе размещен Акт о приемке выполненных работ. Результат выполненных работ согласно пункту 6.3. контракта передан заказчику, что не оспаривается сторонами.

Пунктом 6.4. контракта предусмотрено, что заказчик в течение 20 рабочих дней, следующих за днем направления посредством единой информационной системы документа о приемке выполненных работ, указанного в пункте 6.3. контракта, проводит приемку выполненных работ. В течение данного срока проводится экспертиза выполненных работ на соответствие результатам, предусмотренным контрактом. Экспертиза результатов выполненных работ, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.

Так, заказчиком 18.07.2022 заключен с ООО «Строительная геодезия» муниципальный контракт № 58-УЭ на проведение экспертизы выполненных работ ООО «ТИТАНСТРОЙИНВЕСТ» в рамках исполнения контракта № 46-УЭ.

Согласно выводам экспертизы результаты работ, представленные подрядчиком не соответствуют требованиям контракта и технического задания.

Указанные результаты экспертизы 30.11.2022 заказчиком размещены в единой информационной системе в качестве приложения к мотивированному отказу от подписания документа о приемке выполненных работ (от 30.11.2022 № 41/2955).

Подрядчик письмом (от 13.12.2022 исх. № 13/юр) выразил свое несогласие с результатами экспертизы по следующим причинам:

1) экспертное заключение подготовлено организацией, которая дважды внесена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в 2021 году, что, по мнению общества, ставит под сомнение качество результатов экспертизы;

2) в экспертном заключении не содержится документов, подтверждающих квалификацию лица, проводившего экспертное исследование и составившего заключение;

3) в заключении указано о том, что разрешение фотографий составляет 5 Мп при 4912 х 1080, вместо требуемого по Техническому заданию 12 Мп при 1600 х 1200. Однако при проведении фотосъемки использовалась камера Sony DSC-WX300, обладающая характеристиками 18,2 МП при возможных размерах снимка: 3648 x 2736 / 640 х 480 / 2D: 360°(11520 x 1080) / HR (10480 x 4096) / в широкоугольном положении (7152 x 1080 / 4912 x 1920) / стандарт 4912 x 1080 / 3424 x 19 / 2592 x 1944 / 1920 x 1080 / 4896 x 2752 / 2D: 360°(11520 x 1080) / HR (10480 x 4096) / в широкоугольном положении (7152 x 1080 / 4912 x 1920) / стандарт (4912 x 1080 / 3424 x 19). Представленная информация о разрешении имеющихся фотография является недостоверной.

Представители общества на заседании Комиссии пояснили, что экспертное заключение детально изучено подрядчиком, произведена работа по устранению выявленных недостатков, признанных обществом достоверными и нашедшими свое подтверждение в результате выводов ООО «Строительная геодезия». Письмом от 13.12.2022 исх. № 13/юр подрядчик сообщил заказчику, что готовый результат работ после устранения недостатков будет передан до 15.12.2022.

При этом представители общества отметили, что заказчиком не предоставлено время для устранения недостатков, поскольку практически сразу же после получения экспертного заключения, вынесено решение о расторжении контракта.

Вместе с тем, в силу пункта 5.2.9. контракта подрядчик обязан устранить допущенные недостатки, выявленные при приемке выполненных работ и в течение гарантийного срока, в порядке и в сроки, установленные контрактом.

Пунктом 6.7 контракта предусмотрено, что в случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке выполненных работ, подрядчик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, за свой счет в течение 5 (пяти) дней с даты поступления такого мотивированного отказа от заказчика, и направить заказчику документ о приемке выполненных работ в порядке, предусмотренном пунктом 6.3. контракта.

Таким образом, по истечении срока, указанного в пункте 6.7 контракта, заказчик 06.12.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Результат работ с учетом устранения замечаний подрядчик передал заказчику письмом от 15.12.2022 исх. № 15/юр, в котором просил отменить принятое решение от 06.12.2022.

Представители заказчика на заседании Комиссии отметили, что заказчик письмом от 19.12.2022 № 41/3125 сообщил подрядчику о том, что выявленные недостатки, допущенные обществом при исполнении контракта, носят неустранимый характер, а именно:

«ООО «ТитанСтройИнвест» не предоставлены результаты работ на бумажном носителе, предусмотренные пунктом 6.3. Контракта.

Рабочие дневники учета зеленых насаждений 137 ландшафтно-архитектурных объектов не соответствуют требованиям пункта 6.7. Технического задания: результаты полевых работ; отраженные в рабочих дневниках (состав древостоя, возраст, диаметр, высота, количество, площадь, сомкнутость, подверженность обрезке, состояние зеленых насаждений), не соответствуют фактическому существующему положению: составу древостоя, возрасту, диаметру, высоте, количеству, площади, сомкнутости, подверженности обрезке, состоянию зеленых насаждений по состоянию на 2022 год на 137 ландшафтно-архитектурных объектах, установленных приложением 1 к Технического задания.

Паспорта 137 ландшафтно-архитектурных объектов не соответствуют пункту 6.8. Технического задания: данные, отраженные в паспортах (состав древостоя, диаметр, возраст, количество, состояние зеленых насаждений), не соответствуют фактическому существующему положению на 137 ландшафтно-архитектурных объектах, поскольку содержат недостоверные данные рабочих дневников учета зеленых насаждений 137 ландшафтно-архитектурных объектов.

Инвентарные планы ландшафтно-архитектурных объектов и учетных участков, расположенных в границах каждого ландшафтно-архитектурного объекта в формате «mid/mif» в системе координат «МСК-74», в формате «ВМР» и в формате «PDF» не соответствуют фактическому существующему положению на 137 ландшафтно-архитектурных объектах, поскольку планы составлены на основании недостоверных данных 137 рабочих дневников учета зеленых насаждений ландшафтно-архитектурных объектов, установленных приложением 1 к Техническому заданию.

Данные сводного реестра зеленых насаждений по всем 137 ландшафтно-архитектурных объектам являются недостоверными, поскольку реестр составлен на основании недостоверных данных рабочих дневников учета зеленых насаждений 137 ландшафтно-архитектурных объектов, установленных приложением 1 к Техническому заданию.

Результаты работ по ландшафтно-архитектурным объектам № 1, № 12, № 29, № 54, № 111, № 117, № 131, указанных приложением 1 к Техническому заданию, не соответствуют требованиям пункта 6.6.1 Технического задания: не произведен полный поштучный подеревный, покустарниковый учет (съемка) зеленых насаждений и определение географических координат каждого зеленого насаждения в системе координат «МСК-74». Соответственно, рабочие дневники учета зеленых насаждений, паспорта указанных ландшафтно-архитектурных объектов содержат недостоверные данные (состав древостоя, возраст, диаметр, высота, количество, площадь, сомкнутость, подверженность обрезке, состояние зеленых насаждений). Общая площадь ландшафтно-архитектурных объектов № 1, № 12, № 29, № 54, № 111, № 117, № 131 составляет 218,1144 га, что от общей площади 137 ландшафтно-архитектурных объектов, составляет 56%.

Инвентарные планы объектов не соответствуют требованиям пункта 6.6.2 Технического задания: на инвентарных планах 137 ландшафтно-архитектурных объектов, выполненных в формате «BMP», «PDF» и на бумажном носителе, в табличном виде не содержится информация о географических координатах зеленых насаждений в системе координат «МСК-74».

Установлено, что представленные ООО «ТитанСтройИнвест» исправленные паспорта ландшафтно-архитектурных объектов изготовлены ООО ПКБ «Вершина» (директор Злобин М. А.). Указанные паспорта не соответствуют пункту 6.8. Технического задания: данные, отраженные в этих паспортах (состав древостоя, диаметр, возраст, количество, состояние зеленых насаждений), не соответствуют фактическому существующему положению на ландшафтно-архитектурных объектах, поскольку содержат недостоверные данные рабочих дневников учета зеленых насаждений данных ландшафтно-архитектурных объектов».

Кроме того, представители заказчика обратили внимание Комиссии, что фактически из всех документов и сведений, предусмотренных пунктом 6.3 контракта, подрядчиком переданы лишь облака точек по каждому ландшафтно-архитектурному объекту и набор панорамных фотографий по каждому ландшафтно-архитектурному объекту.

Неустранимый характер замечаний заказчик обосновывает положениями Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.11.2020 № 910 «Об утверждении Порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования», согласно которому лесопатологические обследования проводятся в отношении лесных насаждений во время вегетационного периода с момента полного распускания листвы (хвои) и до начала массовой сезонной дехромации (изменение цвета хвои и листвы, являющейся естественным процессом подготовки листопадных деревьев к зимнему периоду).

Письмом от 22.12.2022 исх. № 22/юр подрядчик проинформировал заказчика о несогласии с его замечаниями.

Вместе с тем, направленное заказчиком требование об уплате неустойки от 06.12.2022 № 41/3003, подрядчик исполнил, неустойку оплатил в добровольном порядке (платежное поручение от 22.12.2022 № 56).

 

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2012 по делу А41-27080/12), иначе говоря, на той стороне, которая связывает с указанным поведением правовые последствия (Постановление ФАС Поволжского округа от 31.01.2013 по делу А72-8243/2008). При этом злоупотребление правом должно носить «явный и очевидный характер, при котором не остается сомнений в истинной цели совершения действий» (Постановление ФАС Уральского округа от 14.03.2013 Ф09-714/13 по делу А71-8362/12).

Необходимо отметить, положения Закона о контрактной системе, Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078, не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителе) без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о признании подрядчика уклонившимся от исполнения контракта, антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта неисполнения контракта, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, с учетом оценки действий подрядчика и заказчика.

В каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры гражданско-правовой ответственности в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) исходя из значимого комплекса обстоятельств, баланса частных и публичных прав (интересов).

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.

Для возникновения таких правовых последствий как признание недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган обязан определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиком, исполнителем).

Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, необходимо установить направленность воли подрядчика и его недобросовестный характер поведения.

При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение подрядчика на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.

Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по оценке обстоятельств, связанных с качеством выполненных работ по контракту, по следующим основаниям.

Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.

Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить, что из документов и сведений, представленных в распоряжение Комиссии, не следует вывод о наличии у подрядчика намерения отказаться от исполнения контракта либо о совершении им умышленных действий, направленных на неисполнении контракта, на нарушение его условий.

При рассмотрении материалов дела Комиссией установлено, что подрядчик приступил своевременно к выполнению работ, подрядчиком принимались меры и совершались действия с целью выполнения работ, являющихся предметом контракта, в том числе предпринимались попытки устранения замечаний заказчика. Из материалов дела усматривается, что ООО «ТИТАНСТРОЙИНВЕСТ» проявляло заинтересованность в исполнении контракта, в материалы дела представлена переписка между подрядчиком и заказчиком по поводу исполнения контракта.

Согласно пункту 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

С учетом изложенного, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об ООО «ТИТАНСТРОЙИНВЕСТ», о его генеральном директоре, участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

 

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

 

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные Управлением экологии и природопользования Администрации города Челябинска об ООО «ТИТАНСТРОЙИНВЕСТ» (ИНН 0276951469), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

<...>

 

 

<...>

 

 

 

2022-17843

 

 

Связанные организации

Управление экологии и природопользования Администрации города Челябинска
ИНН 7453075494, ОГРН 1027403872748
ООО "ТИТАНСТРОЙИНВЕСТ"
ИНН 0276951469, ОГРН 1200200022076