Решение б/н Решение по делу № 18-03/14 в отношении ООО «Уральская энерги... от 28 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 21 октября 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 5 ноября 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:


 

Председатель Комиссии:


 

Члены Комиссии:


 

<…>– заместитель руководителя Челябинского УФАС России;


 

<…> – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

в присутствии представителя ООО «Уральская энергия – Южный Урал» по доверенности,

рассмотрев дело № 18-03/14 по признакам нарушения ООО «Уральская энергия – Южный Урал» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление <…> на действия ООО «Уральская энергия – Южный Урал», выразившиеся в незаконном взимании платы за тепловую энергию не по показаниям ИПУ, а по нормативам потребления за период с октября 2013 года по февраль 2014 года, а также выставлении платы за коммунальные услуги без разбивки на плату за отопление и горячее водоснабжение.

Как следует из заявления ООО «Уральская энергия – Южный Урал» является теплоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по поставке тепловой энергии населению Верхнеуфалейского городского округа (район «Спартак»).

В многоквартирном доме<…> , 30.04.2009 был установлен и введен в эксплуатацию прибор учета тепловой энергии.

Кроме того, в квартирах многоквартирного дома установлены приборы учета горячего водоснабжения. В материалы дела представлены паспорта на индивидуальные приборы учета.

В период с октября 2013 по январь 2014 года начисление платы за теплоснабжение производилось ООО «Уральская энергия – Южный Урал» не по показаниям прибора учета, а по нормативам потребления, а также без разбивки платы на коммунальные ресурсы (отопление и гвс).

Согласно документам, представленным ООО «Уральская энергия – Южный Урал» в антимонопольный орган, до 1 марта 2014 года жителям Верхнеуфалейского городского округа (район «Спартак») выставлялась единая плата за услуги отопления и горячего водоснабжения. Объем тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения включался в показания общедомового прибора учета тепловой энергии.

С 1 марта 2014 года разбивает плату на указанные коммунальные ресурсы.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО «Уральская энергия – Южный Урал» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Учитывая, что доля ООО «Уральская энергия – Южный Урал» на рынке поставки тепловой энергии на территории Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области в пределах пролегания сетей МУП «Энергетик» в районе Спартака с сентября 2013 года по 1 квартал 2014 года и поселка Строителей с декабря 2013 года по 1 квартал 2014 года составляет более 50%, положение ООО «Уральская энергия – Южный Урал» на указанном товарном рынке признано доминирующим.

Следовательно, общество подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.

2. Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со статьёй 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергосбережения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учёта потребления энергии.

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 13 Закона № 161-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В статье 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (части 1, 4, 6) сказано, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

Материалами дела установлено, что ООО «Уральская энергия – Южный Урал» является теплоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по поставке тепловой энергии населению Верхнеуфалейского городского округа (район «Спартак»).

В многоквартирном доме<…>, 30.04.2009 был осуществлен допуск узла учета тепловой энергии в эксплуатацию, что подтверждается актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 30.04.2009 а актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 30.09.2013.

Горячее водоснабжение многоквартирном доме <…>осуществляется посредством бойлера.

В соответствии с пунктом 2 «а» Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 бойлерные входят в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Бойлеры (водоподогреватели) - это устройства, обогреваемые горячей водой и служащие для нагревания воды, используемой впоследствии для горячего водоснабжения жилых и нежилых помещений.

Согласно п. 54 Правил № 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных систем горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения. При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии на цели отопления или горячей воды на цели горячего водоснабжения рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объемы приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии или горячей воды, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, и объемов потребления тепловой энергии или горячей воды, определенных по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению или горячему водоснабжению теми потребителями, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета.

Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения № 2 к настоящим Правилам как сумма 2-х составляющих:

произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;

стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.

Кроме того, в квартирах многоквартирного дома установлены индивидуальные приборы учета горячего водоснабжения. В материалы дела представлены паспорта на индивидуальные приборы учета.

Согласно документам, представленным ООО «Уральская энергия – Южный Урал» в антимонопольный орган, до 1 марта 2014 года жителям Верхнеуфалейского городского округа (район «Спартак») выставлялась единая плата за услуги отопления и горячего водоснабжения. Объем тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения включался в показания общедомового прибора учета тепловой энергии.

У ООО «Уральская энергия – Южный Урал» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Однако ООО «Уральская энергия – Южный Урал» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства, что свидетельствует о виновности ООО «Уральская энергия – Южный Урал» в совершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство.

В рамках рассмотрения дела ООО «Уральская энергия – Южный Урал» устранило нарушение антимонопольного законодательства, в настоящее время организация разбивает плату на указанные коммунальные ресурсы.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО «Уральская энергия — Южный Урал», выразившихся в выставлении жителям многоквартирного дома, расположенного по адресу:<…>, единой платы за коммунальные ресурсы - без разбивки на услуги отопления и горячего водоснабжения, нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 10 указанной части.

2. Дело № 18-03/14 о нарушении ООО «Уральская энергия — Южный Урал» антимонопольного законодательства прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства;

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны