Решение б/н Решение № 183-СО-ВП/2015 по результатам проведения внепланов... от 19 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

13 октября 2015 года                                                           г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:    …………………    --    заместителя руководителя Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии:    …………………    -    ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
    …………………    --    ведущего специалиста - эксперта  отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), на основании обращения ГКУЗ «Областной дом ребенка №1» провела внеплановую проверку действий заказчика по соблюдению требований законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку молочной смеси для нужд ГКУЗ «Областной дом ребенка №1» (извещение №0369200013615000072) в присутствии представителя ГКУЗ «Областной дом ребенка №1», действующего на основании доверенности от 12.10.2015 года,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 05 октября 2015 года поступило обращение ГКУЗ «Областной дом ребенка №1» с просьбой провести внеплановую проверку действий заказчика при проведении электронного аукциона на поставку молочной смеси для нужд ГКУЗ «Областной дом ребенка №1» (извещение № 0369200013615000072) (далее – закупка).
Согласно представленным документам ГКУЗ «Областной дом ребенка №1» (далее – заказчик) 29.09.2015 объявило о проведении электронного аукциона на поставку молочной смеси для нужд ГКУЗ «Областной дом ребенка №1» путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения №0369200013615000072 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 205 995 рублей 52 копейки.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке – 07.10.2015 в 18 часов 00 минут.
В соответствии с протоколом от 09.10.2015 на участие в закупке поступила единственная заявка – ООО «ЧЕЛПРОМСЕАБ», признанная аукционной комиссией соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе.
На дату проведения внеплановой проверки определения поставщика контракт по итогам проведения закупки не заключен.
Заказчик в своем обращении указывает, что 01.10.2015 принято решение о внесении изменений в техническое задание документации о закупке, но ошибочно аукцион переведен с этапа «подача заявок» на этап «работа комиссии».  

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Исходя из требований части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, предусмотренная в статье 42 Закона о контрактной системе.
Пункт 6 статьи 42 Закона о контрактной системе предусматривает, что в извещении об осуществлении закупки должен содержаться в том числе срок подачи заявок участников закупки.
В силу части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению об осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей.
Данное извещение  опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 29.09.2015 в 11 часов 21 минуту. С указанного времени установлен срок для начала подачи заявок на участие в закупке.
Также в извещении установлена дата и время окончания срока подачи заявок – 07.10.2015 в 18 часов 00 минут, что соответствует требованиям действующего законодательства.
Вместе с тем, извещение, сформированное на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, предусматривает также указание на этап закупки.
Согласно журналу событий 01.10.2015 в 17 часов 20 минут закупка в части извещения вручную переведена на этап «Работа комиссии». Информация об этапе закупки («Работа комиссии») отражается и в сформированном на официальном сайте извещении. Вместе с тем, на 01.10.2015 этап закупки «Работа комиссии» не может соответствовать обстоятельствам дела и фактически указывает на то, что прием заявок заказчиком завершен, проводится работа по рассмотрению поступивших заявок.
Таким образом, в нарушение части 5 статьи 63, пункта 6 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки содержит противоречивую информацию в части срока подачи заявок и этапа проведения закупки.

2. В соответствии с требованиями части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 указанной статьи, а также перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Кроме того, в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указываются в документации о закупке.
 При этом обязанность заказчика по установлению данных требований  продиктована возложенными обязанностями на аукционную комиссию проверять соответствие участника указанным требованиям.
Вместе с тем, извещение об осуществлении закупки, сформированное на официальном сайте www.zakupki.gov.ru исчерпывающий перечень требований к участникам закупки не содержит. При этом указывает на формулировку: единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ), предусмотренную функционалом официального сайта. Вместе с тем указание на данную формулировку не является надлежащим исполнением требований части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, поскольку определить из данной формулировки исчерпывающий перечень требований к участнику закупки, соответствующий как законодательству о контрактной системе, так и самому объекту закупки не представляется возможным.  
Документация о закупке содержит единые требования к участникам закупки. Вместе с тем, данные требования также в полной мере не соответствуют положениям действующего законодательства о контрактной системе.
Так, подпункт 1 пункта 15 информационной карты фактически цитирует положения пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе без указания каким именно требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки должен соответствовать участник закупки.
При этом Комиссия отмечает, что законодательством Российской Федерации не установлены какие-либо специальные требований (наличие, лицензии, допусков и иных разрешительных документов) к лицам, осуществляющим поставку молочных смесей.
Таким образом, требование к участникам закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено безосновательно.
Кроме того, Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ внесены изменения в часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, согласно которым исключено требование к участникам закупки по пункту 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, предусматривающее правомочность участника на заключение контракта. Данные изменения вступили в законную силу с 04.06.2014. Рассматриваемая закупка размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в 2015 году, то есть после вступления в силу указанных изменений.
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, извещение об осуществлении закупки, документация о закупке не соответствуют требованиям частям 5,6 статьи 31, пункту 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64  Закона о контрактной системе.

3. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Требования к составу заявки содержатся в пункте 12 информационной карты. Так, установлено, что первая часть заявки должна содержать в том числе сведения о наименовании места происхождения товара или наименование производителя, предлагаемого для поставки товара, что не соответствует действующим положениям  подпункта б пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, поскольку согласно данной норме первая часть заявки на заключение контракта на поставку товара должна содержать наименование страны происхождения товара.
Относительно требований ко второй части заявки Комиссия отмечает следующее. Заказчиком установлена необходимость предоставления документов, подтверждающих правомочность участника закупки заключить контракт, тогда как данное требование исключено из положений действующего законодательства о контрактной системе.
В свою очередь исходя из части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Кроме того, согласно пункту 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению об осуществлении закупки, документации о закупке аукцион проводится среди субъектом малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организация в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе.
При этом в документации о закупке отсутствует требование о предоставлении в составе второй части заявки декларации, подтверждающей соответствие участника установленным заказчиком ограничениям.
Таким образом, установленные заказчиком требования к составу заявки не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 64, подпункту б пункта 1 части 3, пункту 7 части 5,  части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, отсутствие четких и однозначных требований заказчика относительно сведений, которые должны содержаться в составе заявки, не позволит участнику закупки надлежащим образом оформить заявку  и принять участие в закупке, а аукционной комиссии оценить данные заявки на соответствие их требованиям документации о закупке.

4. Часть 20 статьи 22 Закона о контрактной системе устанавливает, что методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 2.1. Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее – Методические рекомендации) обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.
В составе документации о закупке приложено обоснование начальной (максимальной) цены контракта, согласно которому заказчик в качестве способа определения начальной (максимальной) цены контракта использовал метод  сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Вместе с тем, таблица обоснование НМЦК не содержит указания на источники информации, которые использовались в качестве обоснования НМЦК.
Вместе с тем, указание источников информации о ценах товаров, работ, услуг необходимо для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Законом о контрактной системе порядка установления начальной (максимальной) цены контракта путем обращения к соответствующим источникам информации.

5. В документации о закупке отсутствует информация о дате и времени окончания срока подачи заявок, дате окончания срока рассмотрения заявок, дате проведения аукциона, что не соответствует пунктам 3,4,5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.  

6. В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
6.1. В соответствии с требованиями части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке.
Согласно пункту 6.2 проекта контракта срок действия обеспечения исполнения контракта  – до ________2015 года.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 21 информационной карты срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе. Согласно пункту 10.1 проекта контракта государственный контракт действует до 15.12.2015 года.
Таким образом, минимальный срок действия банковской гарантии может быть установлен путем исчисления месяца после окончания срока действия контракта, то есть срок окончания действия обеспечения исполнения контракта должен быть не ранее 15.01.2016. Вместе с тем, данная информация в проекте контракта отсутствует и указание на окончание действия обеспечения исполнения контракта в 2015 году не соответствует как требованиям документации о закупке, так и положения законодательства о контрактной системе.
Кроме того, в силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Таким образом, законодательство о контрактной системе предусматривает два вида обеспечения исполнения контракта: в форме банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет.
Вместе  с тем, заказчиком в пункте 6.5 проекта контракта предусмотрено обеспечение исполнения контракта в виде предоставления залога, что не соответствует части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
При этом, следует отметить, что статья 70 Закона о контрактной системе, предусматривающая порядок заключения контракта, не содержит возможности вносить в проект контракта изменения, а также сведения не предусмотренные частью 2 указанной статьи.
Таким образом, заказчиком в нарушение части 1 статьи 34, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе опубликован в составе документации проект контракта, несоответствующий требованиям законодательства о контрактной системе, что может привести к нарушению порядка заключения контракта, предусмотренного частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе.
6.2. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 421 Гражданского Кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского Кодекса РФ).
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила от 25.11.2013 № 1063).
Пунктом 6 Правил от 25.11.2013 № 1063 установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С.
Надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 - 8 Правил от 25.11.2013 № 1063.
Таким образом, заказчик в нарушение требований части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе не предусмотрел в проекте контракта установленный  порядок определения размера пени, взыскиваемой с поставщика за просрочку исполнения обязательства, предусмотренного контрактом.
6.3. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Порядок сдачи-приемки товара установлен в пункте 4 проекта контракта. Вместе с тем, в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установленный порядок не содержит сроки приемки поставленного товара, а также сроки оформления результатов такой приемки.
Отсутствие в проекте контракта указанной информации может привести к заключению контракта, не соответствующего положениям законодательства о контрактной системе, а также к возникновению споров в ходе исполнения сторонами обязательств по контракту.

7. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Таким образом, описание объекта закупки должно содержать только те требования к товару, которые влияют на возможность (невозможность) его использования в целях, предусмотренных заказчиком, с учетом установленных законодательством Российской Федерации требований к поставляемому товару.
Исходя из положений части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, из совокупного толкования норм законодательства о контрактной системе следует, что использование товарных знаков при описании объекта закупки, а также иных требований к товару, ограничивающих количество участников закупки, является незаконным и нарушает права и интересы участников закупки.
7.1. Согласно спецификации к поставке требуется: молочная смесь сухая, адаптированная  от рождения до 12 месяцев «Нутрилак» или эквивалент; молочная смесь сухая, для вскармливания детей с рождения с синдромом срыгивания, при коликах, запорах «Нутрилак» антирефлюксный или эквивалент.
 Вместе с тем, слово «Нутрилак» указывает на определенный  товар конкретного производителя, что не отрицается и представителем заказчика. Однако, такое описание объекта закупки прямо запрещено пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Указание на возможность поставки эквивалентного товара также не соответствует положениям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной систем, поскольку документация о закупке может содержать указание на товарные знаки и словосочетание «или эквивалент» только в случае объявления закупки на выполнение работ, оказание услуг, при которых заказчик предполагает использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
7.2. Кроме того, заказчиком в пункте 4 информационной карте, в пункте 3.1.10 проекта контракта установлено требование о соответствии поставляемого товара ГОСТ, ОСТ, ТУ, тогда как требование о соответствии товара техническому регламенту не предусмотрено.
Вместе с тем, согласно  Федеральному закону от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» технический регламент - документ, в котором устанавливаются обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Таким образом, требования технического регламента в части качества и безопасности закупаемой продукции имеют обязательный характер применения.
Тогда как согласно пункту 1 Постановления Госстандарта РФ от 30.01.2004 № 4 «О национальных стандартах Российской Федерации» установлено, что со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании) признать национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года, которые в соответствии со статьей 12 Закона о техническом регулировании имеют добровольный характер применения.
Технические условия являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика и/или изготовителя или по требованию заказчика (потребителя) продукции.
 Технические условия разрабатываются на одно конкретное изделие, материал, вещество. Требования, установленные техническими условиями, не должны противоречить обязательным требованиям законодательства Российской Федерации, распространяющиеся на данную продукцию.
Технические условия и стандарты в соответствии с законом о техническом регулировании не являются обязательными для выпуска продукции.
Следовательно, хозяйствующие субъекты обязаны при осуществлении своей деятельности руководствоваться только требованиями Технического регламента, тогда как применение ГОСТов, ТУ носит добровольный характер.
Обращение на территории Российской Федерации сухих адаптированных молочных смесей – заменителей женского молока регламентируется следующими основными нормативными правовыми актами:
 - Федеральным законом от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (далее – Технический регламент);
 - Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2008 № 955 «Об утверждении правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и осуществления оценки соответствия».
В соответствии с частью 1 статьи 1 Технического регламента, данный нормативный правовой акт устанавливает:
1) объекты технического регулирования, перечень и описание которых содержит настоящий Федеральный закон;
2) требования к безопасности объектов технического регулирования;
3) правила идентификации объектов технического регулирования для целей применения настоящего Федерального закона;
4) правила и формы оценки соответствия и подтверждения соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего Федерального закона;
5) требования к терминологии, упаковке, маркировке молока и молочной продукции, включая требования к информации о наименовании, составе и потребительских свойствах, предоставляемой потребителям на упаковке этих продуктов и в сопроводительных документах.
В соответствии с пунктом «г» части 2 статьи 2 Технического регламента продукты детского питания на молочной основе, молочные смеси (в том числе сухие молочные смеси), молочные напитки (в том числе сухие молочные напитки) для детей раннего возраста, молочные каши относятся к объектам технического регулирования указанного Технического регламента.
Под продуктами детского питания для детей раннего возраста понимаются продукты детского питания, предназначенные для питания детей в возрасте от рождения до трех лет (часть 4 статьи 14 Технического регламента).
В соответствии с частью 2 статьи 15 Технического регламента продукты детского питания на молочной основе и их компоненты должны соответствовать требованиям безопасности и пищевой ценности, установленным настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
Следовательно, все адаптированные смеси, выпускающиеся в соответствии с требованиями Технического регламента, соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, а соответственно удовлетворяют потребности детей раннего возраста жизни в потреблении тех или иных микроэлементов.
Кроме того, заказчиком установлены нормативные требования к соблюдению поставщиком положений Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», тогда как указанный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями. Потребителем в свою очередь является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, сфера действия указанного нормативно-правового акта не распространяется на отношения в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что документация о закупке не соответствует положениям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
7.3. Как уже отмечалось ранее законодательством о контрактной системе определено, что документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие поставляемого товара требованиям законодательства и заказчика.
Вместе с тем, документация о закупке не содержит максимальные (минимальные) показатели товара, а также показатели, которые не меняются. В связи с чем невозможно определить соответствие поставляемого товара требованиям заказчика.
Так, адаптированная молочная смесь (заменитель женского молока) - это продукты детского питания для детей раннего возраста, произведенные в жидкой или порошкообразной форме на основе коровьего молока или молока других сельскохозяйственных животных и максимально приближенные по химическому составу к женскому молоку в целях удовлетворения физиологических потребностей детей первого года жизни в необходимых веществах и энергии (часть 5 статьи 14 Технического регламента).
Статья 15 Технического регламента содержит требования к продуктам питания на молочной основе:
- пищевая ценность продуктов детского питания на молочной основе должна соответствовать функциональному состоянию организма ребенка с учетом его возраста и должны быть безопасными для здоровья ребенка;
-   продукты детского питания на молочной основе и их компоненты должны соответствовать требованиям безопасности и пищевой ценности, установленным Техническим регламентом и законодательством Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;
- продукты детского питания на молочной основе не должны содержать компоненты, полученные с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов, искусственных красителей и ароматизаторов.
Согласно части 13 статьи 15 Технического регламента действия указанной статьи распространяются также на молочные смеси (в том числе сухие молочные смеси), молочные напитки (в том числе сухие молочные напитки), молочные каши.
Часть 7 статьи 15 Технического регламента определяет, что содержание витаминов и минеральных веществ в продуктах детского питания должно соответствовать уровню, установленному приложением 16 к настоящему Федеральному закону.
Приложение № 16 Технического регламента разделяет требования к содержанию микронутриентов для адаптированных молочных смесей для питания детей в возрасте от рождения до шести месяцев, для питания детей в возрасте старше шести месяцев и для питания детей в возрасте от рождения до года.
Так, например, показатель кальций для адаптированных молочных смесей для питания детей в возрасте от рождения до года установлен в диапазоне 400 - 900 мг/л, фолиевая кислота (Bс) - 60 - 350 мкг/л и т.д.
Вместе с тем, документация о закупке не содержит значения показателей, соответствующие требованиям технического регламента и отражающие потребность заказчика.
Таким образом, заказчиком нарушена часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, документацией о закупке установлено требование к остаточному сроку годности поставляемого товара, который должен составлять не менее 70% от срока годности, заявленного производителем.
Вместе с тем, согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами, а не процентным соотношением.
Таким образом, из содержания документации о закупке также невозможно установить требования заказчика к сроку годности, что не соответствует пункту 1 части 1, части 2 статьи  33 Закона о контрактной системе.

8. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении указывается краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, а также сроки поставки товара и др.
 В пункте 4 информационной карте установлен срок поставки товара: с даты подписания контракта сторонами по 15 декабря 2015, согласно заявкам заказчика, сделанным по телефону.
При этом исходя из пункта 3.1.3 проекта контракта, поставщик обязан осуществлять доставку товара партиями за свой счет, своим транспортом, на условиях и в соответствии с настоящим контрактом, с учетом потребностей заказчика по его предварительным телефонным заявкам, в которых указывается объем каждой партии товара. Поставлять продукты питания заказчику по адресу: г. Челябинск, ул.Смирных д.19, пищеблок, склад, в соответствии с режимом работы последнего – с понедельника по пятницу 7:00 до 15:30 часов.
Вместе с тем, сведений о периодичности поставки товара ни проект контракта, ни документация о закупке не содержит. На заседание Комиссии представитель заказчика пояснил, что, как правило, поставка товара осуществляется раз в неделю. Однако данное условие исполнения контракта не нашло своего отражения в документации о закупке.
Вместе с тем, отсутствие указанной информации не позволяет сделать вывод об условиях исполнения контракта и сформировать участникам цену на аукционе.
Таким образом, документация о закупке не соответствует пункту 2 статьи 42, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной ГКУЗ «Областной дом ребенка №1» Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:
    
1.    Признать в действиях ГКУЗ «Областной дом ребенка №1» нарушения пунктов 2,6 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1, частей 5,6 статьи 31, подпункта б пункта 1 части 3, пункта 7 части 5, части 6 статьи 66, пунктов 1-5 части 1, части 3 статьи 64, пунктов 2,6 статьи 42, частей 1,7,13 статьи 34, части 3 статьи 96, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2.    Выдать заказчику, аукционной комиссии оператору электронной площадке обязательное для исполнения предписание об устранении нарушении законодательства о контрактной системе.
    Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                      …………………

                
Члены комиссии                                                                                      …………………


                     

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу №  183-СО-ВП/2015

13 октября 2015 года                                                                     г. Челябинск, пр. Ленина, 59

    Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:    …………………    --    заместителя руководителя Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии:    …………………    -    ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
    …………………    -    ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
    
 на основании решения Челябинского УФАС России от 13.10.2015 года, по итогам проведенной внеплановой проверки соблюдения требований законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку молочной смеси для нужд ГКУЗ «Областной дом ребенка №1» (извещение № 0369200013615000072) (далее — закупка) в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ГКУЗ «Областной дом ребенка №1» с даты размещения  настоящего предписания на официальном сайте в сети «Интернет» не заключать контракт по итогам проведения закупки (изв. № 0369200013615000072);
2. ГКУЗ «Областной дом ребенка №1» в срок до 28.10.2015 года принять решение об отмене закупки (изв. № 0369200013615000072);
3. ГКУЗ «Областной дом ребенка №1» в срок до 28.10.2015 года разместить указанное в пункте 2 настоящего предписания решение на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;
4. ООО «РТС-тендер» с 19.10.2015 обеспечить ГКУЗ «Областной дом ребенка №1» возможность исполнения пункта 3 настоящего предписания;
5. ГКУЗ «Областной дом ребенка №1» в подтверждение исполнения предписания в срок до 30.10.2015 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела), а именно копию решения об отмене закупки, а также доказательства размещения решения, указанного в пункте 2 настоящего предписания на официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
    Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
    За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.


Председатель Комиссии                                                              …………………

                
Члены комиссии                                                                                       …………………


                                                                         …………………

 

 

УВЕДОМЛЕНИЕ
о проведении внеплановой проверки
№ 183-СО-ВП/2015

07 октября 2015 года                                          г. Челябинск, пр. Ленина, 59

            Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России), руководствуясь статьей 99  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) уведомляет о принятии решения на основании обращении ГКУЗ «Областной дом ребенка №1» о проведении внеплановой проверки действий заказчика при проведении электронного аукциона на поставку молочной смеси для нужд ГКУЗ «Областной дом ребенка №1» (извещение № 0369200013615000072) (далее – закупка).
            Проведение внеплановой проверки состоится на Заседании Комиссии по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России (далее – Комиссия) 13 октября 2015 года в 09 часов 30 минут по адресу: г. Челябинск, пр-т Ленина, 59, каб. 332.
    ГКУЗ «Областной дом ребенка №1» необходимо до 16 часов 00 минут 12 октября 2015 года представить в Челябинское УФАС России (с сопроводительным письмом и описью документов) следующие, надлежащим образом заверенные, копии документов и информацию по закупке (должны быть прошиты, пронумерованы, иметь сопроводительное письмо с указанием номера дела):
- приказ о создании аукционной (единой) комиссии;
- извещение об осуществлении закупки (со всеми изменениями);
- утвержденную документацию о закупке со всеми изменениями и дополнениями, разъяснениями (в последней редакции);
- проект контракта со всеми приложениями;
- I, II части заявок участников закупки  (при наличии);
- сведения с указанием даты размещения на электронной площадке, официальном сайте в сети «Интернет»,  извещения о проведении закупки, документаций о закупке, протоколов, составленных в ходе проведения закупки;
- протоколы, составленные в ходе проведения закупки;
- сведения (в письменной форме) о стадии закупки по состоянию на 13.10.2015, подписанные лицом, уполномоченным подписывать проект контракта от заказчика (в случае заключения контрактов – представить надлежащим образом заверенные копию контрактов со всеми приложениями и документы, представленные в качестве обеспечения исполнения договора) (на заседание Комиссии Челябинского УФАС России);
- запросы и ответы, направленные хозяйствующим субъектам в обоснование начальной (максимальной) цены контрактов, а также иные документы и сведения, подтверждающие исследование рынка (в случае направления запросов по электронной почте, факсу представить скриншоты с электронной почты, журналы факса и т.д.).
         За непредставление в срок указанной информации или представление недостоверной информации предусмотрена административная ответственность.
          При проведении внеплановой проверки обязательно присутствие представителя заказчика (с доверенностью (копия, оригинал) на право представления интересов организации в Челябинском УФАС России).
         


Начальник отдела контроля закупок
 для государственных и муниципальных нужд                                     

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны