Решение (комиссия) б/н Решение по делу № 074/01/15-874/2023 от 17 июня 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 074/01/15-874/2023

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена «10» июня 2024 г. В полном объеме решение изготовлено «17» июня 2024 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Челябинского УФАС России) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

- заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов

Комиссии:

<…>

начальника отдела контроля торгов и органов - власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

главного специалиста-эксперта отдела - контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 074/01/15-874/2023 по признакам нарушения Администрацией Златоустовского городского округа (далее - Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в отсутствии на заседании Комиссии Челябинского УФАС России лиц, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило заявление Златоустовской городской общественной организации помощи бездомным животным «Подари жизнь» (далее – ЗГООПБЖ «Подари жизнь») на действия органа местного самоуправления Златоустовского городского округа, выразившиеся в создании преимущественных условий осуществления деятельности приюта для животных без владельцев отдельному хозяйствующему субъекту – ИП <…> путем проведения отбора претендентов на получение субсидии на организацию мероприятий при осуществлении такой деятельности.

Администрацией представлены документы и пояснения (вх. № 4235-ЭП/23 от 30.03.2024, № 6384-ЭП/23 от 16.05.2023, № 7426-ЭП/24 от 14.05.2024).

Администрация, не согласившись с предупреждением Челябинского УФАС России № 04-07/24, обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании данного предупреждения недействительным.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными регулируются Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 498-ФЗ).

Согласно частям 1, 2, 3, 4 статьи 16 Закона № 498-ФЗ приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались. Приюты для животных размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях. Приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными. Владельцами частных приютов для животных могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица.

Частью 6 статьи 16 Закона № 498-ФЗ установлено, что в отношении животных, находящихся в приютах для животных, владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица несут обязанности как владельцы животных.

Требования к владельцам приютов для животных по содержанию животных определены частью 8 статьи 16 Закона № 498-ФЗ.

Мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев определены частью 1 статьи 18 Закона № 498-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 7 Закона № 498-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относится установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них.

Порядок организации деятельности приютов для животных на территории Челябинской области и нормы содержания животных в них утвержден приказом Министерства сельского хозяйства Челябинской области от 28.02.2020 № 146 (далее Приказ).

В соответствии с пунктом 1.2 Приказа под приютами для животных (далее приюты) понимаются государственные или муниципальные учреждения, негосударственные коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались, во владении или пользовании которых находятся отдельно расположенные и предназначенные для содержания животных здания, строения и сооружения.

Пунктом 1.3 Приказа установлено, что органы местного самоуправления муниципального района или городского округа Челябинской области (далее - органы местного самоуправления), наделенные отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в качестве исполнителей, осуществляющих мероприятия, проводимые в приютах для животных в соответствии с Законом № 498-ФЗ за счет средств бюджета, привлекают специализированные организации, выбранные в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

1. Согласно пункту 1.4 Приказа приюты создаются для осуществления деятельности по содержанию животных в целях, установленных пунктом 1 статьи 17 Закона № 498-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Постановлением Администрации от 20.10.2022 № 444/АДМ утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - Порядок).

Порядок разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ и определяет правила предоставления из бюджета Златоустовского городского округа субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) и индивидуальным предпринимателям на финансовое обеспечение затрат, связанных с организацией мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - субсидии), за исключением затрат на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (пункт 1 Порядка).

Согласно пункту 2 Порядка целью предоставления субсидий является создание благоприятной среды для безопасных и комфортных условий проживания населения Златоустовского городского округа путем обеспечения деятельности приюта для животных, в том числе животных без владельцев.

Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492 (далее – Общие требования).

Согласно подпункту «б» пункта 3 Общих требований в целях определения общих положений о предоставлении субсидий в правовом акте указываются цели предоставления субсидий исходя из наименования национального проекта (программы), в том числе федерального проекта, входящего в состав соответствующего национального проекта

(программы), или регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, государственной (муниципальной) программы, в случае если субсидии предоставляются в целях реализации соответствующих проектов, программ.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 Порядка субсидии предоставляются в рамках муниципальной программы Златоустовского городского округа «Обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения, дорожной деятельности и транспорта Златоустовского городского округа», утвержденной постановлением Администрации от 18.12.2020 № 545-П/АДМ (далее – муниципальная программа).

Подпунктом 20 пункта 4 раздела III муниципальной программы (в ред. постановления Администрации от 10.11.2022 № 485-П/АДМ0) определен результат муниципальной программы – организация приюта для животных без владельцев на территории Златоустовского городского округа (1 ед.).

Согласно пункту 24 Порядка результатом предоставления субсидии в текущем финансовом году является организация приюта для животных без владельцев на территории Златоустовского городского округа. Результат предоставления субсидии должен соответствовать результатам муниципальной программы, указанной в пункте 2 Порядка.

Тем самым, положения Порядка фактически направлены на возмещение из местного бюджета хозяйствующему субъекту стоимости создания приюта для животных без владельцев.

К мероприятиям при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев не могут быть отнесены работы по созданию приюта, поскольку фактически указанный приют на момент предоставления субсидии не функционирует.

Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что действующим законодательством на органы местного самоуправления возлагается обязанность принять меры по созданию муниципальных приютов для животных без владельцев, либо по использованию частных приютов, владельцами которых являются индивидуальные предприниматели или юридические лица.

Тогда как органом местного самоуправления Златоустовского городского округа возмещаются затраты на создание частного приюта для животных без владельцев хозяйствующим субъектам, при условии, что действующим законодательством предусмотрено также действие муниципальных приютов.

На официальном сайте Администрации в сети «Интернет» 15.11.2022 размещено объявление о проведении отбора претендентов на получение субсидии в соответствии с Порядком (далее – Отбор 1).

Сроки подачи заявок на участие в Отборе 1 с 16.11.2022 по 25.11.2022, дата проведения Отбора 1 – 25.11.2022.

Пунктом 5 Порядка установлено, что отбор получателей субсидии проводится способом запроса предложений в соответствии с пунктом 7 Порядка.

В соответствии с пунктом 7 Порядка отбор получателей субсидий проводит Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Златоустовского городского округа (далее - Управление) способом запроса предложений на основании заявок, направленных участниками отбора для участия в отборе, исходя из соответствия участника отбора.

Согласно абзацам 1, 2, 3 подпункта «д» пункта 10 Порядка к заявке на предоставление субсидии прилагается расчет размера субсидии, необходимой участнику отбора, с приложением:

  • плана мероприятий по организации и обеспечению деятельности приюта для животных;
  • копии проектной (при наличии) и (или) сметной документации на работы и услуги, выполнение которых необходимо для по организации и обеспечения деятельности приюта для животных;
  • копии заключений экспертизы проектной (при наличии) и (или) сметной документации на работы и услуги, выполнение которых необходимо для организации и обеспечения деятельности приюта для животных.

В соответствии с пунктом 17 Порядка субсидия предоставляется участнику отбора, по которому принято решение о предоставлении субсидии.

Размер предоставляемой субсидии (Ci) для i-го Получателя субсидии определяется по формуле: Сi = Аобщ * Рi / ∑Рi, где:

Аобщ - предельный объем бюджетных ассигнований, предусмотренный Управлению на предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, рублей;

Рi – сумма превышения фактической стоимости работ по организации и обеспечению деятельности приюта над стоимостью собственных вложений i-го Получателя, в соответствии с документами, указанными в подпункте «д» пункта 10 Порядка, рублей;

∑Рi - суммарная величина превышения фактической стоимости работ по организации и обеспечению деятельности приюта над стоимостью собственных вложений всех Получателей, в соответствии с документами, указанными в подпункте «д» пункта 10 Порядка, рублей.

На участие в Отборе 1 поступила заявка ИП <…>.

В составе заявки на участие в Отборе 1 ИП <…> представлен расчет субсидии на организацию и обеспечение деятельности приюта для животных, из которого следует, что для обеспечения организации и деятельности приюта необходимо проведение следующих видов работ и приобретение материалов:

1) проведение электросетей к месту размещения приюта для животных; 2) расчистка территории для размещения приюта для животных; 3) проведение работ согласно имеющейся сметной документации:

  • доставка материалов для изготовления модульных конструкций; - погрузочно-разгрузочные работы;
  • разработка грунта с погрузкой на автомобили самосвалы;
  • разработка грунта вручную в траншеях;
  • бурение скважин;
  • монтаж конструкций сварных;
  • облицовка стальным профильным листом;
  • поставка профильного листа;
  • поставка профильной трубы;
  • бетонные работы;
  • поставка плит теплоизоляционных;
  • поставка и установка дверей металлических;
  • поставка блоков ПВХ и их установка;
  • устройство бетонных фундаментов;
  • монтаж стальных и деревянных конструкций.

В план мероприятий по организации и обеспечению деятельности приюта ИП <…> также входят данные виды работ.

В составе заявки на участие в Отборе 1 ИП <…> представлен договор подряда на организацию приюта для бездомных животных от 01.09.2022, заключенный с ООО «Оникс», сроком выполнения работ не более 4 месяца с даты его подписания. Смета на выполнение строительных работ к договору не приложена. Заявленный размер субсидии ИП <…> составляет 4 005 459,92 руб.

Таким образом, исходя из содержания планируемых мероприятий ИП <…>, предусмотренных его заявкой на участие в Отборе 1, можно сделать вывод о необходимости возмещения из местного бюджета стоимости расходов, понесенных данным хозяйствующим субъектом на создание (строительство) приюта для животных без владельцев.

Управлением 09.12.2022 принято заключение по итогам проверки соблюдения сроков подачи заявок, комплектности и достоверности представленных документов и информации на предоставление субсидии, из содержания которого следует, что к заявке ИП <…> не представлен проект организации приюта для животных без владельцев, в связи с чем невозможно определить планируемый минимальный перечень зданий и сооружений согласно Приказу для расчета размера субсидии на организацию и обеспечение деятельности приюта для животных. Из представленного локально-сметного расчета невозможно определить стоимость отдельно стоящих зданий капитального и некапитального строительства, а также планируемых мероприятий по организации приюта для животных.

По результатам проведения Отбора 1 Управлением 09.12.2022 принято решение об отклонении заявки ИП <…> и отказе в предоставлении субсидии по причине несоответствия представленных участником Отбора 1 документов требованиям.

Таким образом, действия Администрации по утверждению Порядка, в котором отсутствует однозначное понимание цели предоставления субсидии ввиду указания на предоставление субсидии как для обеспечения деятельности приюта для животных, что подразумевает функционирование действующего приюта, так и на организацию приюта для животных без владельцев на территории Златоустовского городского округа, что подразумевает создание (строительство) такого приюта, могут ввести в заблуждение потенциальных претендентов на получение субсидии относительно предполагаемых мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными и результата предоставления субсидии и могут привести к созданию дискриминационных условий при предоставлении субсидии.

2. Согласно подпункту «д» пункта 3 Общих требований в целях определения общих положений о предоставлении субсидий в правовом акте указываются категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев.

Пунктом 4 Порядка определены следующие категории лиц, имеющих право на получение субсидий:

  • организация, индивидуальный предприниматель зарегистрированы и осуществляют свою деятельность по обращению с животными без владельцев на территории Златоустовского городского округа;
  • организация владеет на законном основании земельным участком на территории Златоустовского городского округа, вид разрешенного использования которого позволяет осуществлять мероприятия, связанные с обеспечением деятельности приюта для животных и относящиеся к соответствующим видам деятельности, предусмотренным учредительными документами.

Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что установление в Порядке требований к категориям лиц, имеющих право на получение субсидий, приводит или может привести к созданию преимущественных условий отдельным хозяйствующим субъектам при предоставлении субсидии по отношению к иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на том же рынке, ввиду следующего.

2.1. Абзацем 1 пункта 4 Порядка определено следующее требование к категории лиц, имеющих право на получение субсидий: организация, индивидуальный предприниматель зарегистрированы и осуществляют свою деятельность по обращению с животными без владельцев на территории Златоустовского городского округа.

Вместе с тем, установление в Порядке требований к лицам, имеющим право на предоставление субсидии в зависимости от места их регистрации – Златоустовский городской округ, не обеспечивает равный доступ хозяйствующих субъектов, зарегистрированных в иных субъектах Российской Федерации, на соответствующий рынок, следовательно, указанные действия могут привести к ограничению конкуренции.

Так, согласно абзацу 5 пункта 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» антимонопольный запрет создания дискриминационных условий распространяется также на условия (порядок) предоставления субсидий хозяйствующим субъектам в соответствии с бюджетным законодательством. Например, не являются дискриминационными условия предоставления субсидий за счет бюджета субъекта Российской Федерации, ограничивающие круг лиц, имеющих право на получение субсидии только лицами, ведущими деятельность на территории данного субъекта Российской Федерации и уплачивающими налоги в бюджет данного субъекта. Однако могут быть признаны дискриминационными условия, исключающие возможность получения субсидии хозяйствующими субъектами, которые ведут деятельность на территории субъекта Российской Федерации, в связи с их регистрацией и ведением деятельности также на территории иных субъектов Российской Федерации.

Кроме того, указанная позиция также подтверждается судебной практикой по делам № А33-23925/2015, № А33-23924/2015, в которых суды подтверждают выводы антимонопольного органа о том, что установление условия о регистрации на территории определенного муниципального образования ведет к ограничению конкуренции, нарушает единство экономического пространства и не обеспечивает равный доступ лиц к получению субсидии.

Тем самым, на предоставление субсидии не может влиять факт регистрации в качестве юридического лица (индивидуального предпринимателя) исключительно на территории Златоустовского городского округа.

Таким образом, хозяйствующие субъекты, зарегистрированные и ведущие деятельность на территории иных субъектов Российской Федерации, в том числе муниципальных образований Челябинской области, но имеющие намерение в обеспечении деятельности приюта животных без владельцев на территории Златоустовского городского округа, также вправе претендовать на получение субсидии и не могут быть ограничены в участии в отборе, ввиду установления данного требования.

2.2. Абзацем 2 пункта 4 Порядка определено требование к категории лиц, имеющих право на получение субсидий: организация владеет на законном основании земельным участком на территории Златоустовского городского округа, вид разрешенного использования которого позволяет осуществлять мероприятия, связанные с обеспечением деятельности приюта для животных и относящиеся к соответствующим видам деятельности, предусмотренным учредительными документами.

Согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

  • основные виды разрешенного использования;
  • условно разрешенные виды использования;
  • вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - Классификатор).

В соответствии с кодом 3.10 Классификатора вид разрешенного использования земельного участка - ветеринарное обслуживание предусматривает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания ветеринарных услуг, содержания или разведения животных, не являющихся сельскохозяйственными, под надзором человека. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.10.1 - 3.10.2 Классификатора.

Кодом 3.10.1 Классификатора определен вид разрешенного использования земельного участка - амбулаторное ветеринарное обслуживание. Описание вида разрешенного использования земельного участка: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания ветеринарных услуг без содержания животных.

Кодом 3.10.2 Классификатора определен вид разрешенного использования земельного участка - приюты для животных. Описание вида разрешенного использования земельного участка: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания ветеринарных услуг в стационаре; размещение объектов капитального строительства, предназначенных для содержания, разведения животных, не являющихся сельскохозяйственными, под надзором человека, оказания услуг по содержанию и лечению бездомных животных; размещение объектов капитального строительства, предназначенных для организации гостиниц для животных.

Соответственно, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по обращению с животными, в том числе обладающие земельными участками с разрешенным использованием - ветеринарное обслуживание, включающее в себя, амбулаторное ветеринарное обслуживание и деятельность приютов, но не обладающие земельными участками на каком-либо либо праве на территории города Златоуста исключительно с разрешенным использованием – деятельность приюта, не могут претендовать на получение субсидии путем подачи заявки на участие в отборе.

Тем самым, установление в Порядке такого требования к категориям организаций, претендующих на получение субсидии, как нахождение на праве владения земельным участком на территории Златоустовского городского округа, вид разрешенного использования которого позволяет осуществлять мероприятия, связанные с обеспечением деятельности приюта для животных и относящиеся к соответствующим видам деятельности, предусмотренным учредительными документами, приводит или может привести к ограничению конкуренции путем создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, обладающим таким земельным участком.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 № 908/пр утвержден Свод правил «Приют для животных. Правила проектирования» СП 492.1325800.2020 (далее – Свод правил).

Свод правил распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих приютов для непродуктивных животных (далее - приюты), которые рассматриваются как ветеринарные объекты, и содержит требования к размещению, планировочной организации земельных участков, объемно-планировочным, конструктивным решениям, функциональным группам помещений, защищенности, инженерному оборудованию, внутренней среде зданий и сооружений (пункт 1.1 Свода правил).

Согласно подпункту «а» пункта 4.3 Свода правил приюты следует проектировать на земельных участках производственных зон городских и сельских поселений:

  • на вновь отведенных земельных участках;
  • ранее существовавших производственных зон городских и сельских поселений, в отношении которых проводится реконструкция;
  • на земельных участках несельскохозяйственного назначения или непригодных для ведения сельского хозяйства;
  • сельскохозяйственного назначения – при обосновании.

В соответствии с пунктом 5.3 Свода правил земельные участки приюта подразделяются на следующие функциональные зоны:

административно-бытовую, состоящую из функциональных участков:

  • c одним или несколькими зданиями и сооружениями, с административными, вспомогательными (для административного персонала), бытовыми (для административного, обслуживающего персонала и посетителей, волонтеров) помещениями в их составе;
  • пропускного пункта с ветеринарно-санитарным пропускником (ветсанпропускник может входить в состав административного здания);
  • стоянки автомобилей для административного, обслуживающего персонала, посетителей, волонтеров;
  • объектов инженерно-технического обслуживания (по заданию на

СП 492.1325800.2020 12 проектирование); зону содержания животных, состоящую из функциональных участков:

  • постоянного содержания животных;
  • выгульных площадок;
  • ветеринарного пункта;
  • карантина;

зону хранения сырья и подстилки, подготовки сырья к использованию, состоящую

из:

  • склада кормов, склада подстилки;
  • склада хозяйственного инвентаря;
  • здания (строения) кормокухни (при необходимости);
  • зону хранения, обеззараживания органических отходов.

Соответственно, указание в Порядке на вид разрешенного использования земельного участка, который позволяет осуществлять мероприятия, исключительно связанные с обеспечением деятельности приюта для животных, Свод правил не содержит.

Орган местного самоуправления Златоустовского городского округа также может быть осведомлен о конкретных хозяйствующих субъектах, обладающих земельным участком на территории Златоустовского городского округа, вид разрешенного использования которого позволяет осуществлять мероприятия, связанные с обеспечением деятельности приюта для животных и относящиеся к соответствующим видам деятельности, что также создает необоснованные преимущественные условия осуществления соответствующей деятельности отдельным хозяйствующим субъектам.

Так, ИП <…> в составе заявки на участие в Отборе 1 представлен договор аренды № 227-2020/И-А от 22.12.2020 земельного участка с кадастровым номером 74:25:0303701:4551, общей площадью 19 847 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, 1948, разрешенный вид использования: приюты для животных, для строительства объектов недвижимости, заключенный по результатам проведения торгов с Комитетом по управлению имуществом Златоустовского городского округа.

Ограничение вида разрешенного использования земельного участка - обеспечение деятельности приюта при определении требований к категориям лиц, имеющих право на предоставление субсидии, привело или могло привести к ограничению, устранению конкуренции на соответствующем рынке ввиду невозможности участия в отборе лиц, обладающих земельными участками, в том числе с таким разрешенным использованием, как ветеринарное обслуживание и амбулаторное ветеринарное обслуживание, что также подтверждается единственной заявкой, поданной на участие в Отборе 1 – ИП <…>.

Таким образом, установление в Порядке требования к категориям лиц, имеющих право на получение субсидий, владеющих на законном основании земельным участком на территории Златоустовского городского округа, вид разрешенного использования которого позволяет осуществлять мероприятия, связанные с обеспечением деятельности приюта для животных, приводит или может привести к созданию преимущественных условий отдельным хозяйствующим субъектам при предоставлении субсидии по отношению к иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на том же рынке.

3. Подпункт «м» пункта 5 Общих требований при определении условий и порядка предоставления субсидий в правовом акте указывается информация достигнутых или планируемых результатах предоставления субсидии, под которыми понимаются результаты деятельности (действий) получателя субсидии, соответствующие результатам федеральных проектов, региональных проектов, государственных (муниципальных) программ (при наличии в государственных (муниципальных) программах результатов предоставления субсидии), указанных в подпункте «б» пункта 3 названного документа (в случае если субсидия предоставляется в целях реализации такого проекта, программы), а также при необходимости их характеристики (показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии) (далее - характеристики), значения которых устанавливаются в соглашениях.

Результаты предоставления субсидии должны быть конкретными, измеримыми, с указанием в соглашениях точной даты завершения и конечного значения результатов (конкретной количественной характеристики итогов), а также соответствовать типам результатов предоставления субсидии, определенным в соответствии с установленным Министерством финансов Российской Федерации порядком проведения мониторинга достижения результатов предоставления субсидии.

Таким образом, исходя из буквального толкования подпункта «м» пункта 5 Общих требований, в правовом акте указывается информация о достигнутых или планируемых конкретных и измеримых результатах предоставления субсидии.

Тогда как точная дата завершения и конечного значения результатов предоставления субсидии указывается в соглашении о предоставлении субсидии. Вместе с тем, Порядок не содержит сведений о конкретных и измеримых достигнутых или планируемых результатах предоставления субсидии, результатах деятельности (действий) получателя субсидии.

Более того, Порядок не позволяет определить конкретный результат получателя субсидии, поскольку Порядок не раскрывает, что подразумевается под «организацией мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», в том числе с учетом требований к размещению приютов, обустройству помещений, используемых для приема животных, их временного и постоянного содержания, температурно-влажностному режиму, освещенности и вентиляции помещений приюта, водоснабжению и водоотведению приюта, обустройству ветеринарного пункта и карантинного помещения, помещения, предназначенного для лечения животных в условиях стационара, к составу работ по содержанию животных в приюте, установленных Приказом и Сводом правил.

Указанное приводит или может привести к введению в заблуждение потенциальных заявителей на участие в отборе относительно результатов предоставления субсидии, поскольку не представляется возможным определить какое выполнение работ или оказание услуг по обеспечению деятельности приюта или организации приюта для животных без владельцев будет являться результатом предоставления субсидии и, соответственно, подлежит возмещению из бюджета Златоустовского городского округа, путем предоставления субсидии.

Согласно пункту 27 Порядка получатель субсидии предоставляет Управлению отчетность о достижении значений результатов и показателей, указанных в пункте 24 Порядка, об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, по формам, определенным типовой формой Соглашения, установленной Финансовым управлением Златоустовского городского округа, в срок не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

В соответствии с пунктом 24 Порядка результатом предоставления субсидии в текущем финансовом году является организация приюта для животных без владельцев на территории Златоустовского городского округа. Результат предоставления субсидии должен соответствовать результатам муниципальной программы, указанной в пункте 2 Порядка. Значения показателей результата предоставления субсидии устанавливаются в Соглашении.

Однако проект соглашения о предоставлении субсидии, в котором отражены необходимые значения показателей результата предоставления субсидии, предусмотренные подпунктом «м» пункта 5 Общих требований, не приложен к Порядку, не разработан в качестве приложения к Порядку, а также не размещен на официальном сайте Администрации.

Отсутствие формы соглашения о предоставлении субсидии может ввести в заблуждение получателей субсидии относительно содержания условия соглашения о предоставлении субсидии и привести к созданию дискриминационных условий при ее предоставлении.

При этом, размещение типовой формы соглашения между главным распорядителем средств бюджета Златоустовского городского округа и юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом о предоставлении субсидии из бюджета Златоустовского городского округа на официальном сайте органа местного самоуправления Златоустовского городского округа не исключает обязанности Администрации по указанию данных сведений в Порядке.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В силу части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями названного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке. Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

При этом, согласно пункту 33 Постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума ВС РФ) нормативные и индивидуальные правовые акты, иные решения лиц, перечисленных в пункте 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, их действия (бездействие), соглашения и (или) согласованные действия, способные влиять на конкуренцию на товарных рынках, в том числе принятые (совершенные) в связи с реализацией властных полномочий, подлежат антимонопольному контролю, в том числе в порядке статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе созданию дискриминационных условий.

При этом, согласно Постановлению Пленума ВС РФ угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в статье 15 Закона о защите конкуренции.

Установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов, и распространяется на акты либо действия органа местного самоуправления, которые, ограничивая самостоятельность хозяйствующих субъектов либо создавая дискриминационные условия деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

Создание конкретному хозяйствующему субъекту преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности является достаточным основанием для признания таких действий нарушающими положения антимонопольного законодательства, в частности, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях Администрации признаков нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктом 8 названной нормы, Челябинским УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Администрации выдано предупреждение № 04-07/23 от 21.02.2023 (АК/2100/23 от 21.02.2023) о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в срок до 27 марта 2023 года, путем отмены Порядка.

Администрацией в адрес Челябинского УФАС России направлено письмо (исх. № 4235-ЭП/23 от 30.03.2023), из содержания которого следует о невыполнении предупреждения № 04-07/23 от 21.02.2023 (АК/2100/23 от 21.02.2023), ввиду подачи заявления в Арбитражный суд Челябинской области о признании предупреждения № 04-07/23 недействительным.

Более того, МКУ ЗГО «Управление жилищно-коммунального хозяйства» на официальном сайте Администрации 13.02.2023 размещено объявление о проведении отбора претендентов на получение субсидии в соответствии с Порядком (далее – Отбор 2).

Согласно объявлению о проведении Отбора 2 дата начала и окончания приема заявок на участие в отборе: 14.02.2023 и 27.02.2023 соответственно.

В адрес Управления 27.02.2023 поступила заявка ИП <…> на участие в Отборе 2, заявленный размер субсидии составляет 4 005 459,92 руб.

Комиссией по предоставлению субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев 06.03.2023 принято решение о соответствии заявки на участие в Отборе 2 ИП <…> требованиям, установленным пунктом 10 Порядка, и рекомендации Управлению предоставить субсидию данному лицу в размере 4 000 000,00 рублей.

МКУ ЗГО «Управление жилищно-коммунального хозяйства» 14.03.2023 принято решение по результатам проведения отбора получателей субсидии, согласно которому предоставление ИП <…> субсидии не рекомендуется, ввиду наличия предупреждения Челябинского УФАС России № 04-07/23 от 21.02.2023.

Постановлением Администрации от 14.03.2023 № 734/р/АДМ принято решение о предоставлении субсидии ИП <…> на финансовое обеспечение затрат, связанных с организацией мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, за исключением затрат на осуществление вложений в объекты капитального строительства, в размере 4 000 000,00 рублей.

Между Управлением и ИП <…> 23.03.2023, то есть после выдачи предупреждения Челябинского УФАС России № 04-07/23, заключено соглашение № 1 на финансовое обеспечение затрат, связанных с организацией мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, за исключением затрат на осуществление вложений в объекты капитального строительства, в размере 4 000 000,00 рублей.

Несмотря наличие предупреждения № 04-07/23, выданного Администрации 21.02.2023, об отмене Порядка, органом местного самоуправления Златоустовского городского округа заключено соглашение на финансовое обеспечение затрат, связанных с организацией мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев с ИП <…>.

Таким образом, предупреждение № 04-07/23 от 21.02.2023 считается неисполненным.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Приказом Челябинского УФАС России № 41/23 от «10» апреля 2023 года в отношении Администрации возбуждено дело № 074/01/15-874/2023 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и создана комиссия по его рассмотрению.

Определением от 24.05.2023 (исх. № СК/6657/23 от 25.05.2023) дело № 074/01/15-874/2023 о нарушении антимонопольного законодательства приостановлено до рассмотрения дела № А76-9774/2023 судами, в том числе Арбитражным судом Уральского округа, поскольку выводы судов могли повлиять на принятие Комиссией Челябинского УФАС России решения по настоящему делу.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.09.2023 по делу № А76-9774/2023 предупреждение Челябинского УФАС России № 04-07/23 от 21.02.2023 признано незаконным.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2023 по делу № А76-9774/2023 решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.09.2023 по тому же делу отменено, в удовлетворении заявления Администрации о признании незаконным предупреждения Челябинского УФАС России от 21.02.2023 года № 04-07/2023 отказано.

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28.02.2024 по делу № А76-9774/2023 постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2023 по тому же делу оставлено без изменения, кассационная жалоба Администрации без удовлетворения.

Определением Верховного суда Российской Федерации от 23.05.2024 № 309-ЭС24-7229 по делу № А76-9774/2023 Администрации отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Определением от 04.03.2024 (исх. № НМ/3098/24 от 04.03.2024) дело № 074/01/15-874/2023 о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрение дела возобновлено.

Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что Общие требования утратили силу с 01.01.2024 в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 25.10.2023 № 1782.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2023 № 1782 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг и проведение отборов получателей указанных субсидий, в том числе грантов в форме субсидий.

При этом требования к указанию в муниципальном правовом акте, регулирующем предоставление из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов субсидии, сведений о цели предоставления субсидий, категориях отбора получателей субсидий, информации о результатах предоставления субсидии также установлены подпунктом «б» пункта 2, подпунктом «к» пункта 3, подпунктом «е» пункта 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.10.2023 № 1782.

При рассмотрении настоящего дела антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Рассматриваемые действия Администрации привели к нарушению антимонопольного законодательства на рынке: деятельность приютов по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, вид 94.99.21).

Временной период исследования – с 20.10.2022 по 25.03.2024, то есть с даты принятия Порядка до даты проведения анализа состояния конкуренции.

Продуктовые границы исследования – деятельность приютов по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались.

Географические границы исследования – Златоустовский городской округ.

Рынок деятельности приютов по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались, в том числе на территории Златоустовского городского округа, является открытым для вхождения любого хозяйствующего субъекта, то есть имеет неограниченный круг хозяйствующих субъектов, в связи с чем является конкурентным.

Частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции установлено, что перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Челябинским УФАС России 27.03.2024 принято заключение об обстоятельствах дела

№ 074/01/15-874/2023 о нарушении антимонопольного законодательства

(исх. № НМ/4594/24 от 29.03.2024).

Пунктом 4 определения об отложении рассмотрения дела № 074/01/15-874/2023 о нарушении антимонопольного законодательства от 25.03.2024 (исх. № НМ/4598/24 от 29.03.2024), лицам, участвующим в деле, предложено в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции представить в Челябинское УФАС России пояснения, доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела № 074/01/15874/2023 о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

В адрес Челябинского УФАС России доводов по обстоятельствам, изложенным в заключении об обстоятельствах дела № 074/01/15-874/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, не поступило.

Письмом (исх. № 4506/АДМ от 06.06.2024) Администрацией представлены документы, подтверждающие отмену Порядка.

Так, постановлением Администрации от 05.06.2024 № 182-П/АДМ постановление Администрации от 20.10.2022 № 444-П/АДМ признано утратившим силу.

Таким образом, действия Администрации по утверждению Порядка, при условии установления в нем требований к категориям лиц, имеющих право на получение субсидий, противоречащих положениям антимонопольного законодательства, а также отсутствия в нем однозначного понимания цели предоставления субсидии, сведений о достигнутых или планируемых результатах предоставления субсидии, приводят или могут привести к созданию дискриминационных условий путем ограничения доступа к мерам поддержки местного бюджета при предоставлении субсидии хозяйствующим субъектам, имеющим намерение осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и способным принимать участие в отборах на право получения бюджетных денежных средств, и созданию преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке и является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 8 названной нормы.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

Р Е Ш И Л А :

  1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 8 названной нормы, действия Администрации по утверждению Порядка, при условии установления в нем требований к категориям лиц, имеющих право на получение субсидий, противоречащих положениям антимонопольного законодательства, а также отсутствия в нем однозначного понимания цели предоставления субсидии, сведений о достигнутых или планируемых результатах предоставления субсидии, поскольку указанное приводит или может привести к созданию дискриминационных условий путем ограничения доступа к мерам поддержки местного бюджета при предоставлении субсидии хозяйствующим субъектам, имеющим намерение на осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев и способным принимать участие в отборах на право получения бюджетных денежных средств, и созданию преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
  2. Администрации предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.
  3. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.
  4. Иные меры по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.
  5. Основания для прекращения рассмотрения дела, указанные в статье 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

Связанные организации

Связанные организации не указаны