Решение б/н Решение по делу № 19-03/14 в отношении ООО «УК «Западный-1» от 28 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 15 июля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 17 июля 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:


 

Председатель Комиссии:


 

Члены Комиссии:


 

<…> – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;


 

<…> – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

<…> – специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

в присутствии заявителя <…>, лица, располагающими сведениями <…>, представителя ООО «УК «Западный-1» по доверенности <…>,

рассмотрев дело № 19-03/14 по признакам нарушения ООО «УК «Западный-1» пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление гражданки <…> на действия ООО Управляющая компания «Западный-1» (далее – ООО «УК «Западный-1»), выразившиеся в необоснованном отключении дома гражданки <…>, расположенного по адресу:<…>, от водоотведения.

В заявлении сообщалось следующее.

13 марта 2014 года в индивидуальном жилом доме, расположенному по адресу:<…>, представителями ООО «УК «Западный-1» было приостановлено предоставление услуги по водоотведению, в связи с тем, что собственник указанного дома не оплачивал расходы ООО «УК «Западный-1» на содержание и текущий ремонт имущества общего пользования жилого района «Западный-2», а также услуги по содержанию автомобильных дорог района.

Из материалов, представленных с заявлением следовало, что, в связи с отсутствием информации об оплате коммунальных услуг <…> по состоянию на 31 января 2013 года ООО «УК «Западный-1» в адрес <…> направлено уведомление о наличии задолженности, которое было вручено 23 января 2014 года. В связи с тем, что в течение 30 дней сведений об оплате коммунальных услуг от <…> в адрес общества не поступило, ООО «УК «Западный-1» 27 февраля 2014 года был составлен акт о том, что <…> вручено уведомление о введении ограничения водоотведения (канализации) по истечении 3-х суток с момента вручения уведомления. От принятия уведомления <…> отказалась, о чем была сделана соответствующая запись в акте.

ООО «УК «Западный-1» 13 марта 2014 года было ограничено водоотведение индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <…>

Однако на момент ограничения водоотведения (канализации) указанного жилого дома, принадлежащего <…> , потребителем была произведена оплата за предоставление услуги по водоснабжению и водоотведению (29 января 2014 года), о чем свидетельствует кассовый чек на сумму 261 рубль 91 копейка, соответствующей сумме, выставленной в квитанции ООО «УК «Западный-1» об оплате услуг по водоснабжению и водоотведению.

ООО «УК «Западный-1» в письменных пояснениях от 28.04.2014 вх. № 6159 также пояснило следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных, и (или) оказывающее услуги по их техническому обслуживанию и ремонту.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.06.2012 по делу № А76-8689/2012 ООО «УК «Западный-1» признано организацией коммунального комплекса, оказывающей на территории п. Нежный услуги по водоснабжению и водоотведению, поскольку судом установлено, что МП трест «Водоканал» оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению жителям поселка лишь до границы балансовой принадлежности, дальнейшей транспортировкой воды и стоков занимается ООО «УК «Западный-1». Собственники жилых домов п. Нежный фактически получают и оплачивают ресурсы, поступающие к ним через водопроводные сети, принадлежащие ООО «УК «Западный-1».

Постановлениями Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 29.03.2012 № 8/61 и от 29.11.2012 № 49/129 были установлены тарифы для ООО «УК «Западный-1» на услуги водоснабжения (транспортирования воды) и водоотведения (транспортирование стоков), оказываемые потребителям жилого района Западный-2.

Пунктом 117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) установлено, что в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги, исполнитель коммунальных услуг вправе ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, путем направления письменного предупреждения (уведомления) за 30 дней до вводимого ограничения.

Согласно данным бухгалтерии общества за <…>, проживающей по адресу:<…>, по состоянию на 31.12.2013 числилась задолженность в сумме 56 276,20 рублей без разнесения суммы задолженности по статьям. В соответствии с Правилами № 354 обществом в адрес <…> в январе 2014 года было направлено уведомление о необходимости погашения долга в 30-тидневный срок с момента получения уведомления. Данное уведомление получено <…> лично, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении заказного письма. В установленный 30-тидневный срок сведений в бухгалтерии управляющей компании о погашении потребителем задолженности, в том числе за услуги по транспортированию воды и стоков, не было. В связи с этим <…> было введено ограничение водоотведения (канализации). После введения ограничения водоотведения (канализации), <…> обратилась в управляющую компанию, представив квитанции о частичной оплате имеющейся задолженности: за услуги по содержанию и текущему ремонту, а также за услуги по транспортированию воды и стоков. Бухгалтерией общества на основании представленных квитанций, <…> был произведен перерасчет, после которого задолженность потребителя составила 15 786,56 рублей, ограничение водоотведения было отменено.

По мнению ООО «УК «Западный-1» в связи с тем, что на момент введения ограничения водоотведения потребителю у общества отсутствовали сведения о частичном погашении задолженности, принятая управляющей компанией мера по ограничению водоотведения (канализации) была осуществлена в соответствии с действующим законодательством.

Более того, ООО «УК «Западный-1» отметило, что общество не является ресурсоснабжающей организацией по отношению к домам индивидуального сектора. Договор между МП трест Водоканал и обществом на услуги по транспортированию воды и стоков находится в стадии согласования. Договор на транспортирование стоков с жителями не заключался.

Приказом Челябинского УФАС России от 18.06.2014 № 119 в отношении ООО «УК «Западный-1» было возбуждено дело по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

15 июля 2014 года на рассмотрении дела № 19-03/14 представитель ООО «УК «Западный-1» поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях, уточнив, что отключение жилого дома расположенного по адресу:<…>, от водоотведения было произведено 13 марта 2014 года, наряды на выполнение работ по отключению жилого дома от водоотведения обществом не выдавались.

Представитель ООО «УК «Западный-1» также на рассмотрение дела № 19-03/14 представил письменные пояснения, в которых указал что факт нарушения обществом запрета, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), отсутствует. В данном случае речь может идти о нарушении ООО «УК «Западный-1» своих обязательств как исполнителя коммунальных услуг, вытекающих из Правил № 354, а не о злоупотреблении доминирующим положением и ограничении конкуренции. При этом само по себе нарушение обязательств исполнителем коммунальных услуг не свидетельствует о злоупотреблении доминирующим положением, а может являться ненадлежащим исполнением гражданских прав и обязанностей.

Заявитель <…> и лицо, располагающее сведениями <…> уточнили, что водоотведение было восстановлено 14 марта 2014 года, однако не силами ООО «УК «Западный-1», а действиями указанных лиц, посредством самостоятельного изъятия заглушки из канализационной трубы.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО «УК «Западный-1» нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Как следует из материалов по заявлению, между ООО «УК «Западный-1» и гражданином <…> заключен договор аренды имущества от 07.10.2011. Согласно указанному договору ООО «УК «Западный-1» на праве аренды владеет сетями водоснабжения и водоотведения на территории жилого района «Западный-2», позволяющими оказывать населению услуги водоснабжения и водоотведения, занимается их техническим обслуживанием и ремонтом.

Постановлением Государственного Комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» (далее - ГК ЕТО) от 29.11.2012 № 49/129 и от 11.12.2013 № 54/82 для ООО «УК «Западный-1» установлены тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые потребителям района Западный-2 Магнитогорского городского округа Челябинской области.

С учетом изложенного, положение ООО «УК Западный-1» на рынке услуг водоснабжения и водоотведения на территории жилого района «Западный-2» Правобережного района г. Магнитогорска Челябинской области в пределах территории пролегания водопроводных и канализационных сетей ООО УК «Западный-1», является доминирующим в силу закона.

2. В соответствии с пунктом 2 Правил № 354 под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Коммунальные услуги в Правилах № 354 определены как осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).

Таким образом, исходя из совокупного толкования указанных норм, следует что ООО «УК Западный-1» одновременно является как исполнителем коммунальных услуг, так и ресурсоснабжающей организацией по отношению к потребителям жилого района «Западный-2».

Материалами дела подтверждается, что <…> вносила плату за предоставление услуги по водоснабжению и водоотведению в следующие периоды:

- 17 июня 2013 года в размере 235 рублей 18 копеек;

- 29 января 2014 года в размере 261 рубль 91 копейка;

- 11 февраля 2014 года в размере 582 рубля 00 копеек.

Уведомление (предупреждение) ООО «УК «Западный-1» о приостановлении предоставления коммунальной услуги по водоотведению от 15.01.2014 исх.№ 20 было вручено <…> 23.01.2014.

Отключение жилого дома, расположенного по адресу<…>, от водоотведения было произведено 13.03.2014.

Однако согласно подпункту а) пункта 117 Правил № 354, исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе. В соответствии с пунктом 118 Правил № 354 под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

Материалами дела установлено, что на момент ограничения водоотведения (канализации) <…>, потребителем была произведена оплата за предоставление услуги по водоснабжению и водоотведению (29.01.2014 и 11.02.2014).

Таким образом, потребитель выполнил свою обязанность по оплате услуг по водоснабжению и водоотведению, на него не возложена обязанность представлять информацию об оплате услуг непосредственно исполнителю коммунальных услуг, так как в платежных документах, выставляемых ООО «УК «Западный-1» указаны реквизиты для оплаты. В связи с этим довод ООО «УК «Западный-1» о том, что у управляющей компании отсутствовали сведения об оплате коммунальных услуг <…> , не состоятелен.

При таких обстоятельствах Комиссия Челябинского УФАС России при выяснении обстоятельств, изложенных в заявлении на действия ООО «УК «Западный-1», выразившиеся в необоснованном отключении дома, расположенного по адресу<…>, приходит к выводу о том, что меры по ограничению водоотведения в отношении указанного жилого дома были приняты обществом в связи с наличием задолженности у <…> за предоставление коммунальных услуг ООО «УК «Западный-1» в целом, без разграничения суммы задолженности по статьям расходов.

Следовательно ООО «УК «Западный-1» незаконно ограничило предоставление коммунальной услуги по водоотведению (канализации) жилого дома, расположенного по адресу:<…>.

У ООО «УК «Западный-1» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно: не ограничивать предоставление коммунальной услуги по водоотведению (канализации) жилого дома, расположенного по адресу:<…>.

Однако ООО «УК «Западный-1» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства, что свидетельствует о виновности ООО «УК «Западный-1» в совершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство.

При таких обстоятельствах ООО «УК «Западный-1» признается виновным в совершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство.

Комиссия Челябинского УФАС России также приходит к выводу, об отсутствии оснований для выдачи предписания, поскольку ООО «УК «Западный-1» возобновило предоставление коммунальной услуги по водоотведению в отношении жилого дома, расположенного по адресу:<…>, в добровольном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «УК «Западный-1», выразившиеся в необоснованном приостановлении оказания услуги водоотведения в отношении дома, расположенного по адресу: <…>, нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Прекратить производство по делу № 19–03/14 по признакам нарушения ООО «УК «Западный-1» пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства;

3. Не выдавать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства;

4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о привлечении ООО «УК «Западный-1» к административной ответственности за совершенное правонарушение.

Связанные организации

Связанные организации не указаны