Решение б/н Решение и предписание № 19-03-18.1/2015 по жалобе ООО Уральс... от 31 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 26 марта 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 27 марта 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:


 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:


 

– заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

– ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

– ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

 

рассмотрев дело № 19-03-18.1/2015 по жалобе ООО Уральская молочная компания» на действия (бездействие) МУП «Карталы-Торг» в присутствии представителей МУП «Карталы-Торг», действующих по доверенности, в отсутствие представителя ООО Уральская молочная компания» (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО «Уральская молочная компания» на действия (бездействие) МУП «Карталы-Торг», выразившиеся в нарушении срока размещения информации о закупке, в неуказании в документации о закупке обязательных сведений, в указании в закупочной документации конкретного товарного знака, закупаемого товара – «Снежок», предъявление необоснованного требования к закупаемой продукции, а именно: срок годности – не менее 7 суток со дня изготовления, вид упаковки – твердая упаковка (стандарт-даймонд) (извещение № 31502128612).

В жалобе ООО Уральская молочная компания» указано следующее.

МУП «Карталы-Торг» провело закупку в форме запроса котировок на право заключения договора поставки кисломолочной продукции.

При этом, по мнению заявителя, заказчик МУП «Карталы-Торг» разместил информацию о предстоящей закупке в единой информационной системе с нарушением установленного срока, а именно за десять дней до дня окончания подачи заявок на участие в закупке. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) извещение о проведении закупки размещается в соответствиии с ч.5 ст. 4 Закона о закупках не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в закупке.

Также заказчиком в нарушение требований п. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке не указаны следующие сведения:

1. требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

  1. требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

  2. форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

  3. требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

  4. критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

  5. порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В Информационной карте по проведению запроса котировок под порядковым номером 13 Требования к содержанию и составу заявки на участие в запросе котировок, а также в Приложении №1 к проекту Контракта — указано наименование товара: Снежок 2,5% 0,5л пленка.

Согласно ТУ 9222-388-00419785-05 «Напитки кисломолочные» прежнее наименование напитка кисломолочный «Снежок» заменено на новое наименование продукта — напиток кисломолочный йогуртный, из-за приобретения ООО «Лактис» (г. Великий Новгород) прав на товарный знак «Снежок». По договоренности с правообладателем слово «Снежок» может быть размещено на этикетке в качестве фантазийного наименования.

Таким образом, указание в Информационной карте по проведению запроса котировок на напиток Снежок, приводит к ограничению количества участников закупки.

Также, по мнению заявителя, неправомерно требование заказчика к сроку годности товара не менее 7 суток со дня изготовления и к виду упаковки твердая упаковка (стандарт-даймонд), что влечет за собой установление неравных условий для производителей молочной продукции, ограничению конкуренции и количества участников закупки

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представитель МУП «Карталы-Торг» пояснил следующее.

МУП «Карталы-Торг» считает доводы жалобы необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные способы закупки, и при этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

В подпункте 5.1.3 пункта 5 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП «Карталы-торг» извещение о проведении запроса котировок размещается на официальном сайте не менее чем за семь дней до установленного в документации для окончания подачи заявок.

МУП «Карталы-Торг» в документации о закупке указало все необходимые сведения.

Так, к извещению прилагается проект договора, который является неотъемлемой частью документации о закупке. В приложении №1 к проекту договора установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, упаковке и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара в соответствии с потребностями заказчика.

Так же в пункте 7 извещения указаны срок и порядок оплаты согласно проекту контракта, форма оплаты - перечислением на расчетный счет.

В пункте 12 извещения определены требования к участникам закупки.

МУП «Карталы - торг» не нарушило требований Закона о закупках, указав объект закупки «Снежок», руководствуясь ТУ 9222-388-00419785-05, которые предусматривают выпуск следующих видов продуктов: кефир, варенец, простокваша, напиток кисломолочный йогуртный («Снежок»).

Указывая требования о сроке годности продукции, МУП «Карталы - торг» руководствовалось выполнением СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений», где в статье 15.7 указано, что в дошкольной образовательной организации, функционирующей в режиме 8 и более часов, примерным меню должно быть предусмотрено ежедневное использование в питании детей, в том числе молока.

Периодичность поставки для дошкольных и школьных учреждений только 2 раза в неделю. В связи с чем МУП «Карталы-торг» пришло к выводу о необходимости указать срок годности - не менее 7 суток.

Кроме того, МУП «Карталы-торг» считает, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращая злоупотребления в сфере закупок.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения ответчика, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

МУП «Карталы-Торг» провело закупку в форме запроса котировок на право заключения договора поставки кисломолочной продукции.

Извещение № 31502128612 о проведении запроса котировок размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закон о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

Комиссия Челябинского УФАС России считает довод ООО Уральская молочная компания» о том, что заказчиком нарушены сроки размещения извещения о проведении закупки необоснованным по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.

В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

МУП «Карталы-торг» провело закупку в форме запроса котировок. В подпункте 5.1.3 пункта 5 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП «Карталы-торг» указано, что извещение о проведении запроса котировок размещается на официальном сайте не менее чем за семь дней до установленного в документации для окончания подачи заявок.

Таким образом, заказчик, разместив извещение о закупке за 10 дней до дня окончания подачи заявок на участие в закупке, не нарушил положения Закона о закупках.

Довод заявителя о том, что МУП «Карталы-торг» при проведении запроса котировок предъявило ограничивающие конкуренцию требования к закупаемой продукции, а именно: срок годности – не менее 7 суток со дня изготовления, вид упаковки – твердая упаковка (стандарт-даймонд), также является необоснованным.

Указывая требования о сроке годности продукции, МУП «Карталы - торг» руководствовалось выполнением СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений», где в статье 15.7 указано, что в дошкольной образовательной организации, функционирующей в режиме 8 и более часов, примерным меню должно быть предусмотрено ежедневное использование в питании детей, в том числе молока.

Периодичность поставки для дошкольных и школьных учреждений только 2 раза в неделю. В связи с чем МУП «Карталы-торг» пришло к выводу о необходимости указать срок годности - не менее 7 суток.

Требование к упаковке - твердая упаковка (стандарт-даймонд) обусловлено потребностью заказчика в удобной, безопасной упаковке. Такая упаковка по своим характеристикам не является уникальной. Многие производители молока и молочной продукции выпускают свой товар в подобной упаковке.

Целями Закона о закупках являются, в том числе, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Таким образом, указанные заказчиком требования к закупаемой продукции, не ограничивают конкуренцию, а направлены на удовлетворение потребности заказчика в товарах с необходимыми характеристиками.

Довод заявителя относительно неправомерности действий заказчика, выразившихся в указании в закупочной документации конкретного товарного знака, закупаемого товара – «Снежок», является обоснованным по следующим основаниям.

Обращение на территории Российской Федерации кисломолочных напитков регламентируется следующими основными нормативными правовыми актами:

- Федеральным законом от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (далее – Технический регламент);

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2008 № 955 «Об утверждении правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и осуществления оценки соответствия».

Технический регламент устанавливает:

- объекты технического регулирования, перечень и описание которых содержит указанный Технический регламент;

- требования к безопасности объектов технического регулирования;

- требования к терминологии, упаковке, маркировке молока и молочной продукции, включая требования к информации о наименовании, составе и потребительских свойствах, предоставляемой потребителям на упаковке этих продуктов и в сопроводительных документах и т.д.

В соответствии с пунктом «а», «б» части 2 статьи 2 Технического регламента молочные продукты; молочные составные продукты относятся к объектам технического регулирования указанного Технического регламента.

Согласно части 3 статьи 43 Технического регламента молоко и молочная продукция, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, подлежат обязательному подтверждению соответствия в порядке, установленном Техническим регламентом.

В приложении №1 к проекту контракта — указано наименование товара: «Снежок» 2,5% 0,5л (пленка). Далее указано, что качество продукции должно соответствовать ТУ, срок годности не менее 7 суток со дня изготовления. Иных характеристик напитка «Снежок» в закупочной документации не установлено.

В соответствии с ТУ 9222-388-00419785-05 «Напитки кисломолочные» напиток «Снежок» переименован в напиток кисломолочный йогуртный из-за приобретения ООО «Лактис» прав на товарный знак «Снежок».

При использовании товарного знака «Снежок» заказчик не указал на возможность эквивалента предлагаемого к поставке товара, не представил дополнительные характеристики товара, которые позволяют довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно поставляемого товара, тем самым ограничил число участников.

Кроме того, в связи с тем, что право на товарный знак «Снежок» принадлежит ООО «Лактис», Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчиком в нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции созданы преимущественных условий участия в запросе котировок для ООО «Лактис».

Также является обоснованным довод заявителя ООО Уральская молочная компания» о том, что заказчиком в закупочной документации указаны не все сведения, предусмотренные Законом о закупках.

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что при проведении закупки в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также информация, размещение которой предусмотрено Положением.

В пункте 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках определено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе сведения о порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

При этом, из части 6 статьи 3 Закона о закупках следует, что при осуществлении закупки товаров, работ, услуг не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссия Челябинского УФАС России, изучив представленную закупочную документацию, в том числе информационную карту по проведению запроса котировок, пришла к выводу об отсутствии в ней информации о порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Отсутствие указанной информации в документации» по проведению запроса котировок заказчика МУП «Карталы-Торг» является нарушением принципа информационной открытости закупки.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО Уральская молочная компания» на действия (бездействие) МУП «Карталы-Торг» частично обоснованной;

2. Признать действия МУП «Карталы-Торг», выразившееся в указании в закупочной документации конкретного товарного знака, закупаемого товара – «Снежок», нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

3. Признать бездействия МУП «Карталы-Торг», выразившееся в неуказании в документации о проведении запроса котировок информации о порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, нарушением пункта 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

4. Выдать МУП «Карталы-Торг» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации закупок, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

5. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.


 

ПРЕДПИСАНИЕ № 7

по делу № 19-03-18.1/2015
 

26 марта 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:


 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:


 

–заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

— ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

– ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 26.03.2015 № 19-03-18.1/2015 по жалобе ООО «Уральская молочная компания» на действия (бездействие) МУП «Карталы-Торг», выразившиеся в нарушении срока размещения информации о закупке, в неуказании в документации о закупке обязательных сведений, в указании в закупочной документации конкретного товарного знака, закупаемого товара – «Снежок», предъявление необоснованного требования к закупаемой продукции, а именно: срок годности – не менее 7 суток со дня изготовления, вид упаковки – твердая упаковка (стандарт-даймонд) (извещение № 31502128612),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. МУП «Карталы-Торг» прекратить нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в указании в закупочной документации конкретного товарного знака, закупаемого товара – «Снежок»;

  2. МУП «Карталы-Торг» прекратить нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившееся в неуказании в документации о проведении запроса котировок информации о порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

3. МУП «Карталы-Торг» внести изменения в документацию запроса котировок на право заключения договора поставки кисломолочной продукции в части указания информации о порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, исключения из документации конкретного товарного знака, закупаемого товара – «Снежок»;

4. МУП «Карталы-Торг» продлить срок приема заявок на участие в запросе котировок на право заключения договора поставки кисломолочной продукции;

  • МУП «Карталы-Торг» в качестве доказательства исполнения пунктов 3, 4 предписания в срок до 2 апреля 2015 года представить в Челябинское УФАС России копии: извещения о проведении закупки, утвержденной документации со всеми приложениями.

Связанные организации

Связанные организации не указаны