Решение б/н Решение по делу № 19-04/15 в отношении ЗАО «Электросеть» от 17 августа 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
- <…> – руководитель Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
- <…> — главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; - <…> — ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело № 19-04/15 по признакам нарушения ЗАО «Электросеть» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила присоединения), выразившегося в нарушении сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО «Союзпереработка»,
УСТАНОВИЛА:
06.03.2013 ООО «Союзпереработка» заключен с ЗАО «Электросеть» договор на технологическое присоединение № ЧЛ 1211-59п выданы технические условия № ЧЛ 1211-59п.
В соответствии с пунктом 1.5 договора от 06.03.2013 № ЧЛ 1211-59п мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, расположенных по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Промышленная, д. 1, должны быть осуществлены в пределах 2 лет, то есть до 06.03.2015.
03.03.2015 в Челябинское УФАС России поступило письмо Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области о нарушении сроков технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства ООО «Союзпереработка», осуществляемого для нужд ЗАО «Южуралпак».
11.03.2015 в Челябинское УФАС России поступило заявление (вх. № 3643) от ООО «Союзпереработка» на действия ЗАО «Электросеть», выразившиеся в нарушении срока технологического присоединения к электрическим сетям.
Приказом от 11.06.2015 № 167 по заявлению ООО «Союзпереработка» Челябинское УФАС России возбудило дело № 19-04/15 в отношении ЗАО «Электросеть» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
08.06.2015 ООО «Союзпереработка» и ЗАО «Электросеть» подписано дополнительное соглашение № 3 к договору от 06.03.2013 № ЧЛ 1211-59п в соответствии с которым мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, расположенных по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Промышленная, д. 1, должны быть осуществлены до 06.03.2016.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Союзпереработка» поддержал доводы, изложенные в письмах от 12.03.2015 № 3643, от 10.07.2015 № 10308, и пояснил следующее.
По заявке основного арендатора (ООО «Южуралпак») ООО «Союзпереработка» была приобретена площадка с целью расширения производства по изготовлению упаковочной продукции, а именно упаковки из полимерных материалов.
В рамках реализации проекта по строительству цеха по производству полимерной продукции в ЗАО «Электросеть» была подана заявка на технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства. На основании поданной заявки между ООО «Союзпереработка» и ЗАО «Электросеть» был заключен договор от 06.03.2013 № ЧЛ 1211-59п.
Согласно п. 3.1. договора размер платы за технологическое присоединение составил 14 530 135 руб. 32 коп. Заявитель внес авансовый платеж в 100% размере от стоимости услуг по договору.
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 2 года со дня заключения договора, то есть мероприятия должны быть выполнены не позднее 06.03.2015.
С момента заключения договора между ООО «Союзпереработка» и ЗАО «Электросеть» неоднократно проводились совместные совещания по вопросу технологического присоединения. На момент рассмотрения дела технологическое присоединение не осуществлено.
В результате бездействия ЗАО «Электросеть» был причинен значительный материальный ущерб, который по расчетам составил 10 661 210 руб. 78 коп.
Необходимо отметить, что ООО «Союзпереработка» было инициатором подписания 08.06.2015 дополнительного соглашения № 3 к договору от 06.03.2013 № ЧЛ 1211-59п, так как после окончания действия договора работы по осуществления технологического присоединения со стороны ЗАО «Электросеть» были приостановлены.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Южуралпак» поддержал доводы, изложенные в письмах от 06.04.2015 № 5187, от 10.07.2015 № 10307, и пояснил следующее.
ООО «Южуралпак» является промышленным предприятием, осуществляющим деятельность по производству упаковочной продукции, а именно упаковки из полимерных материалов.
В настоящее время в стадии разработки находится инвест-проект по расширению производственных мощностей. Проект включает в себя строительство нового производственного корпуса общей площадью 2800 кв.м. и установку восьми производственных линий. С этой целью (совместно с ООО «Союзпереработка») был приобретен участок земли, построен производственный корпус.
В результате отсутствия лимитов электроэнергии развитие указанного проекта невозможно.
Заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям ЗАО «Электросеть» была подана ООО «Союзпереработка» по просьбе ООО «Южуралпак».
Затягивание сроков технологического присоединения объекта недвижимого имущества ООО «Союзпереработка» к электросетевому оборудованию ЗАО «Электросеть» затягивает сроки введения в эксплуатацию производственного предприятия.
Сетевая организация злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии.
В ходе рассмотрения дела представитель ЗАО «Электросеть» поддержал доводы, изложенные в письмах от 22.07.2015 № 10900, от 13.04.2015 № 5646, и пояснил следующее.
Нарушения сроков технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства ООО «Союзпереработка» к электрическим сетям ЗАО «Электросеть» не было т.к. после получения ЗАО «Электросеть» от ООО «Союзпереработка» заявки о продлении индивидуальных технических условий на 1 год до 06.03.2016 между сторонами подписано дополнительное соглашение № 3 к договору.
Несмотря на то, что дополнительным соглашением установлен срок выполнения мероприятий - 06.03.2016 ЗАО «Электросеть» обязуется выполнить технологическое присоединение ООО «Союзпереработка» в более короткие сроки
Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о нарушении ЗАО «Электросеть» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции» и пункта 16 Правил присоединения по следующим основаниям.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, ЗАО «Электросеть», как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.
Таким образом, в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ЗАО «Электросеть» на данном товарном рынке признается доминирующим.
В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям ЗАО «Электросеть» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
2. Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы уполномочены возбуждать и рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением Правил присоединения в рамках своих полномочий.
В соответствии с пунктом 3 Правил присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению и не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора при условии соблюдения им настоящих Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.
При этом в пункте 6 Правил присоединения указано, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными правилами.
В соответствии с пунктом 18 Правил присоединения мероприятия по технологическому присоединению предусматривают несколько этапов выполнения обязанностей как со стороны сетевой организации, так и со стороны заказчика (гражданина):
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;
е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таки х устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 данных Правил, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя);
ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).
В соответствии с пунктом 16 Правил присоединения договор технологического присоединения должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон.
В соответствии с выданными техническими условиями максимальная мощность энергопринимающих устройств ООО «Союзпереработка» составляет 1800 кВт.
Таким образом, в данном случае срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению должен быть определен в соответствии с пунктом 16 Правил и не может превышать 2 лет, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон.
Материалами дела установлено, что Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области» (в настоящее время Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области) вынесено постановление от 29.12.2012 № 58/18 для ООО «Союзпереработка» установлена плата за технологическое присоединение к электрическим сетям ЗАО «Электросеть» по индивидуальному проекту в размере 12 313 674, 00 руб. (без учета НДС). Также указанным постановлением приняты к учету в составе инвестиционной программы ЗАО «Электросеть» расходы, связанные с реконструкцией ГПП-16 (замена выкатного элемента ячейки ф. 16-23 с вакуумным выключателем, монтаж учета) в сумме 459 243,00 руб.
Инвестиционная программа ЗАО «Электросеть» утверждена Министерством энергетики России на 2013-2015 гг. по объектам и по объемам финансирования в рамках предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977. По данным за 4 квартал 2014 года ЗАО «Электросеть» фактически выполнило работы по реконструкции ГПП-16 в полном объеме.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации, срок исполнения обязательств по подключению объектов заявителя взаимосвязан со сроками реализации утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы сетевой организации и должен согласовываться сторонами по договору при его заключении.
В соответствии с частью 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В соответствии с частями 4-5 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Материалами дела установлено, что 08.06.2015 (по истечении трех месяцев с момента окончания срока действия договора) ООО «Союзпереработка» и ЗАО «Электросеть» подписано дополнительное соглашение № 3 к договору от 06.03.2013 № ЧЛ 1211-59п в соответствии с которым мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, расположенных по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Промышленная, д. 1, должны быть осуществлены до 06.03.2016.
При этом в ходе рассмотрения дела установлено, что инициатором подписания явилось ООО «Союзпереработка», так как ЗАО «Электросеть» не выполнило мероприятия в установленные сроки, бездействовало после окончания срока действия договора.
Комиссия считает, что в рассматриваемой ситуации пунктом 16 Правил присоединения определен предельный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может быть увеличен, а ЗАО «Электросеть» совершило действия по существенному увеличению срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению, не осуществляя действий по технологическому присоединению с 06.03.2015 по 06.08.2015, тем самым нарушив требования пункта 16 Правил присоединения.
Челябинское УФАС России запросило у ЗАО «Электросеть» информацию о выполненных со стороны ЗАО «Электросеть» мероприятиях по технологическому присоединению, а также иных действиях, связанных с технологическим присоединением заявителя, с момента подачи ООО «Союзпереработка» заявки.
Письмом от 22.07.2015 № 10900 ЗАО «Электросеть» представило информацию о том, что в настоящее время для исполнения договора от 06.03.2013 № ЧЛ 1211-59п выполнены следующие мероприятия:
-
Разработано техническое задание на проектирование и выполнена проектная и рабочая документация в отношении обязательств ЗАО «Электросеть», предусмотренных техническими условиями;
-
Техническое задание на проектирование, проектная и рабочая документация согласованы с системным оператором филиалом ОАО «СО ЕЭС» Челябинское РДУ;
-
Подрядчиком ведутся работы в рамках исполнения договора, производится закуп необходимого и недостающего оборудования.
Представленные ЗАО «Электросеть» документы (письмо от 22.07.2015 № 10900) не подтверждают фактическую невозможность для соблюдения правил и норм, а именно, пункта 16, подпункта «б» пункта 18 Правил присоединения, части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, ЗАО «Электросеть» допущено злоупотребление доминирующим положением, выразившееся в нарушении сроков выполнения со своей стороны мероприятий по технологическому присоединению, что повлекло ущемление интересов заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями принятия указанного закона и деятельности антимонопольного органа являются защита конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Именно поэтому требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции направлены не на защиту интересов хозяйствующих субъектов, а на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции.
Более того, в соответствии с абзацем 5 пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.06.2008 № 30 «не подлежит признанию недействительным решение или предписание антимонопольного органа только на основании квалификации соответствующих правоотношений с участием хозяйствующего субъекта, которому выдано предписание антимонопольного органа или к которому данным органом подан иск, как гражданско-правовых».
Перечень части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не является исчерпывающим (абзацем 3 пункта 4 Постановления № 30), поэтому антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При этом, согласно пункту 4 Постановления ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольному органу, оценивая такие действия (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10 Закона о защите конкуренции, и, в частности определять, совершены ли данные действия в допустимых пределах гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям ЗАО «Электросеть» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании изложенного, Комиссия расценивает действия ЗАО «Электросеть», выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению, бездействию по технологическому присоединению в период с 06.03.2015 по 06.08.2015, заключению дополнительного соглашения от 08.06.2015 к договору на технологическое присоединение о продлении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению по истечении трех месяцев с момента окончания срока действия договора, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и пункта 16 Правил присоединения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Учитывая, что на момент вынесения настоящего решения мероприятия по технологическому присоединению в соответствии с договором от 06.03.2013 № ЧЛ 1211-59п сетевой организацией не выполнены, однако, стороны пришли к соглашению об осуществлении мероприятий по технологическому присоединению до 03.06.2016 Челябинским УФАС России принято решение обязательное для исполнения предписание ЗАО «Электросеть» не выдавать.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частями 1-2 статьи 48 Закона о защите конкуренции, пунктом 16 Правил присоединения, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия ЗАО «Электросеть», выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению, бездействию по технологическому присоединению в период с 06.03.2015 по 06.08.2015, заключению дополнительного соглашения от 08.06.2015 к договору на технологическое присоединение о продлении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению по истечении трех месяцев с момента окончания срока действия договора, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и пункта 16 Правил присоединения.
2. Предписание по делу № 19-04/15 не выдавать.
3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.