Решение б/н Решение по делу № 19-04/15 в отношении ЗАО «Электросеть» от 17 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

- <…> – руководитель Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

- <…> — главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

- <…> — ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 19-04/15 по признакам нарушения ЗАО «Электросеть» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила присоединения), выразившегося в нарушении сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО «Союзпереработка»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

06.03.2013 ООО «Союзпереработка» заключен с ЗАО «Электросеть» договор на технологическое присоединение № ЧЛ 1211-59п выданы технические условия № ЧЛ 1211-59п.

В соответствии с пунктом 1.5 договора от 06.03.2013 № ЧЛ 1211-59п мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, расположенных по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Промышленная, д. 1, должны быть осуществлены в пределах 2 лет, то есть до 06.03.2015.

03.03.2015 в Челябинское УФАС России поступило письмо Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области о нарушении сроков технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства ООО «Союзпереработка», осуществляемого для нужд ЗАО «Южуралпак».

11.03.2015 в Челябинское УФАС России поступило заявление (вх. № 3643) от ООО «Союзпереработка» на действия ЗАО «Электросеть», выразившиеся в нарушении срока технологического присоединения к электрическим сетям.

Приказом от 11.06.2015 № 167 по заявлению ООО «Союзпереработка» Челябинское УФАС России возбудило дело № 19-04/15 в отношении ЗАО «Электросеть» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

08.06.2015 ООО «Союзпереработка» и ЗАО «Электросеть» подписано дополнительное соглашение № 3 к договору от 06.03.2013 № ЧЛ 1211-59п в соответствии с которым мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, расположенных по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Промышленная, д. 1, должны быть осуществлены до 06.03.2016.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Союзпереработка» поддержал доводы, изложенные в письмах от 12.03.2015 № 3643, от 10.07.2015 № 10308, и пояснил следующее.

По заявке основного арендатора (ООО «Южуралпак») ООО «Союзпереработка» была приобретена площадка с целью расширения производства по изготовлению упаковочной продукции, а именно упаковки из полимерных материалов.

В рамках реализации проекта по строительству цеха по производству полимерной продукции в ЗАО «Электросеть» была подана заявка на технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства. На основании поданной заявки между ООО «Союзпереработка» и ЗАО «Электросеть» был заключен договор от 06.03.2013 № ЧЛ 1211-59п.

Согласно п. 3.1. договора размер платы за технологическое присоединение составил 14 530 135 руб. 32 коп. Заявитель внес авансовый платеж в 100% размере от стоимости услуг по договору.

Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 2 года со дня заключения договора, то есть мероприятия должны быть выполнены не позднее 06.03.2015.

С момента заключения договора между ООО «Союзпереработка» и ЗАО «Электросеть» неоднократно проводились совместные совещания по вопросу технологического присоединения. На момент рассмотрения дела технологическое присоединение не осуществлено.

В результате бездействия ЗАО «Электросеть» был причинен значительный материальный ущерб, который по расчетам составил 10 661 210 руб. 78 коп.

Необходимо отметить, что ООО «Союзпереработка» было инициатором подписания 08.06.2015 дополнительного соглашения № 3 к договору от 06.03.2013 № ЧЛ 1211-59п, так как после окончания действия договора работы по осуществления технологического присоединения со стороны ЗАО «Электросеть» были приостановлены.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Южуралпак» поддержал доводы, изложенные в письмах от 06.04.2015 № 5187, от 10.07.2015 № 10307, и пояснил следующее.

ООО «Южуралпак» является промышленным предприятием, осуществляющим деятельность по производству упаковочной продукции, а именно упаковки из полимерных материалов.

В настоящее время в стадии разработки находится инвест-проект по расширению производственных мощностей. Проект включает в себя строительство нового производственного корпуса общей площадью 2800 кв.м. и установку восьми производственных линий. С этой целью (совместно с ООО «Союзпереработка») был приобретен участок земли, построен производственный корпус.

В результате отсутствия лимитов электроэнергии развитие указанного проекта невозможно.

Заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям ЗАО «Электросеть» была подана ООО «Союзпереработка» по просьбе ООО «Южуралпак».

Затягивание сроков технологического присоединения объекта недвижимого имущества ООО «Союзпереработка» к электросетевому оборудованию ЗАО «Электросеть» затягивает сроки введения в эксплуатацию производственного предприятия.

Сетевая организация злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии.

В ходе рассмотрения дела представитель ЗАО «Электросеть» поддержал доводы, изложенные в письмах от 22.07.2015 № 10900, от 13.04.2015 № 5646, и пояснил следующее.

Нарушения сроков технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства ООО «Союзпереработка» к электрическим сетям ЗАО «Электросеть» не было т.к. после получения ЗАО «Электросеть» от ООО «Союзпереработка» заявки о продлении индивидуальных технических условий на 1 год до 06.03.2016 между сторонами подписано дополнительное соглашение № 3 к договору.

Несмотря на то, что дополнительным соглашением установлен срок выполнения мероприятий - 06.03.2016 ЗАО «Электросеть» обязуется выполнить технологическое присоединение ООО «Союзпереработка» в более короткие сроки

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о нарушении ЗАО «Электросеть» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции» и пункта 16 Правил присоединения по следующим основаниям.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, ЗАО «Электросеть», как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.

Таким образом, в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ЗАО «Электросеть» на данном товарном рынке признается доминирующим.

В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям ЗАО «Электросеть» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

2. Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы уполномочены возбуждать и рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением Правил присоединения в рамках своих полномочий.

В соответствии с пунктом 3 Правил присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению и не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора при условии соблюдения им настоящих Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.

При этом в пункте 6 Правил присоединения указано, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными правилами.

 

В соответствии с пунктом 18 Правил присоединения мероприятия по технологическому присоединению предусматривают несколько этапов выполнения обязанностей как со стороны сетевой организации, так и со стороны заказчика (гражданина):

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таки х устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 данных Правил, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя);

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).

В соответствии с пунктом 16 Правил присоединения договор технологического присоединения должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон.

В соответствии с выданными техническими условиями максимальная мощность энергопринимающих устройств ООО «Союзпереработка» составляет 1800 кВт.

Таким образом, в данном случае срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению должен быть определен в соответствии с пунктом 16 Правил и не может превышать 2 лет, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон.

Материалами дела установлено, что Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области» (в настоящее время Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области) вынесено постановление от 29.12.2012 № 58/18 для ООО «Союзпереработка» установлена плата за технологическое присоединение к электрическим сетям ЗАО «Электросеть» по индивидуальному проекту в размере 12 313 674, 00 руб. (без учета НДС). Также указанным постановлением приняты к учету в составе инвестиционной программы ЗАО «Электросеть» расходы, связанные с реконструкцией ГПП-16 (замена выкатного элемента ячейки ф. 16-23 с вакуумным выключателем, монтаж учета) в сумме 459 243,00 руб.

Инвестиционная программа ЗАО «Электросеть» утверждена Министерством энергетики России на 2013-2015 гг. по объектам и по объемам финансирования в рамках предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977. По данным за 4 квартал 2014 года ЗАО «Электросеть» фактически выполнило работы по реконструкции ГПП-16 в полном объеме.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации, срок исполнения обязательств по подключению объектов заявителя взаимосвязан со сроками реализации утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы сетевой организации и должен согласовываться сторонами по договору при его заключении.

В соответствии с частью 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

В соответствии с частями 4-5 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Материалами дела установлено, что 08.06.2015 (по истечении трех месяцев с момента окончания срока действия договора) ООО «Союзпереработка» и ЗАО «Электросеть» подписано дополнительное соглашение № 3 к договору от 06.03.2013 № ЧЛ 1211-59п в соответствии с которым мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, расположенных по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Промышленная, д. 1, должны быть осуществлены до 06.03.2016.

При этом в ходе рассмотрения дела установлено, что инициатором подписания явилось ООО «Союзпереработка», так как ЗАО «Электросеть» не выполнило мероприятия в установленные сроки, бездействовало после окончания срока действия договора.

Комиссия считает, что в рассматриваемой ситуации пунктом 16 Правил присоединения определен предельный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может быть увеличен, а ЗАО «Электросеть» совершило действия по существенному увеличению срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению, не осуществляя действий по технологическому присоединению с 06.03.2015 по 06.08.2015, тем самым нарушив требования пункта 16 Правил присоединения.

Челябинское УФАС России запросило у ЗАО «Электросеть» информацию о выполненных со стороны ЗАО «Электросеть» мероприятиях по технологическому присоединению, а также иных действиях, связанных с технологическим присоединением заявителя, с момента подачи ООО «Союзпереработка» заявки.

Письмом от 22.07.2015 № 10900 ЗАО «Электросеть» представило информацию о том, что в настоящее время для исполнения договора от 06.03.2013 № ЧЛ 1211-59п выполнены следующие мероприятия:

  • Разработано техническое задание на проектирование и выполнена проектная и рабочая документация в отношении обязательств ЗАО «Электросеть», предусмотренных техническими условиями;

  • Техническое задание на проектирование, проектная и рабочая документация согласованы с системным оператором филиалом ОАО «СО ЕЭС» Челябинское РДУ;

  • Подрядчиком ведутся работы в рамках исполнения договора, производится закуп необходимого и недостающего оборудования.

Представленные ЗАО «Электросеть» документы (письмо от 22.07.2015 № 10900) не подтверждают фактическую невозможность для соблюдения правил и норм, а именно, пункта 16, подпункта «б» пункта 18 Правил присоединения, части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Следовательно, ЗАО «Электросеть» допущено злоупотребление доминирующим положением, выразившееся в нарушении сроков выполнения со своей стороны мероприятий по технологическому присоединению, что повлекло ущемление интересов заявителя.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями принятия указанного закона и деятельности антимонопольного органа являются защита конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Именно поэтому требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции направлены не на защиту интересов хозяйствующих субъектов, а на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции.

Более того, в соответствии с абзацем 5 пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.06.2008 № 30 «не подлежит признанию недействительным решение или предписание антимонопольного органа только на основании квалификации соответствующих правоотношений с участием хозяйствующего субъекта, которому выдано предписание антимонопольного органа или к которому данным органом подан иск, как гражданско-правовых».

Перечень части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не является исчерпывающим (абзацем 3 пункта 4 Постановления № 30), поэтому антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

При этом, согласно пункту 4 Постановления ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольному органу, оценивая такие действия (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10 Закона о защите конкуренции, и, в частности определять, совершены ли данные действия в допустимых пределах гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям ЗАО «Электросеть» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного, Комиссия расценивает действия ЗАО «Электросеть», выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению, бездействию по технологическому присоединению в период с 06.03.2015 по 06.08.2015, заключению дополнительного соглашения от 08.06.2015 к договору на технологическое присоединение о продлении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению по истечении трех месяцев с момента окончания срока действия договора, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и пункта 16 Правил присоединения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Учитывая, что на момент вынесения настоящего решения мероприятия по технологическому присоединению в соответствии с договором от 06.03.2013 № ЧЛ 1211-59п сетевой организацией не выполнены, однако, стороны пришли к соглашению об осуществлении мероприятий по технологическому присоединению до 03.06.2016 Челябинским УФАС России принято решение обязательное для исполнения предписание ЗАО «Электросеть» не выдавать.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частями 1-2 статьи 48 Закона о защите конкуренции, пунктом 16 Правил присоединения, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ЗАО «Электросеть», выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению, бездействию по технологическому присоединению в период с 06.03.2015 по 06.08.2015, заключению дополнительного соглашения от 08.06.2015 к договору на технологическое присоединение о продлении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению по истечении трех месяцев с момента окончания срока действия договора, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и пункта 16 Правил присоединения.

2. Предписание по делу № 19-04/15 не выдавать.

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны