Определение б/н Определение по делу №19-07/17 от 2 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела №19-07/17

о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

«29» сентября 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия),

У С Т А Н О В И Л:

Распоряжением Администрации города Челябинска от 21.10.2016 № 11678-е принято решение о создании Муниципального бюджетного учреждения «Служба демонтажа и землеустройства» (далее - МБУ «Служба демонтажа и землеустройства», Учреждение).

Согласно Уставу МБУ «Служба демонтажа и землеустройства» учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления города Челябинска в сфере имущественных и земельных отношений, в том числе по демонтажу нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска (подпункты 5, 8 пункта 14).

Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее – Комитет) является учредителем МБУ «Служба демонтажа и землеустройства», для которого утверждает муниципальные задания.

Муниципальными заданиями МБУ «Служба демонтажа и землеустройства» на 2016, 2017 годы предусмотрены работы по разборке, перемещению и хранению незаконно установленных нестационарных торговых объектов, финансирование которых осуществляется посредством предоставления субсидий, предоставляемых на основании соглашений.

В целях хранения демонтированных нестационарных торговых объектов МБУ «Служба демонтажа и землеустройства» на основании договора УЗ № 014675-П-2016 от 29.04.2016 предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок с кадастровым номером 74:36:0000000:52725.

Согласно представленным Комитетом документам демонтаж незаконно установленных нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска осуществляется МБУ «Служба демонтажа и землеустройства» в порядке, установленном решением Челябинской городской Думы от 05.09.2013 № 45/1 «Об утверждении Порядка демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска».

Частью 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) предусмотрено, что бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) определено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицами и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Согласно статье 6 БК РФ государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Под государственными (муниципальными) услугами (работами) понимаются услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.

 

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах ОМСУ) к вопросам местного значения городского округа относится:

- создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания (пункт 15);

- утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (пункт 25);

- утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений (пункт 26).

Выполнение работ (исполнение функций) по разборке, перемещению и хранению незаконно установленных нестационарных торговых объектов относится к функциям органа местного самоуправления.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (пункт 3 части 1 статьи 17 Закона об общих принципах ОМСУ).

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Согласно статье 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса. Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 2 Закона о контрактной системе нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, должны соответствовать данному закону.

Согласно статье 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Следовательно, применение Закона о контрактной системе является обязательным условием при использовании средств местного бюджета, которые направляются на оплату услуг для муниципальных нужд.

 

Утверждение Комитетом Устава учреждения и муниципального задания, которыми предусмотрено выполнение работ, необходимых для решения вопросов местного значения и являющихся муниципальными нуждами, с нарушением требований БК РФ и Закона о контрактной системе противоречит требованиям антимонопольного законодательства.

Выполнение работ по разборке, перемещению и хранению незаконно установленных нестационарных торговых объектов является конкурентным видом деятельности и может осуществляться хозяйствующими субъектами любой организационно-правовой формы.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам.

Установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Создание конкретному хозяйствующему субъекту преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности является достаточным основанием для признания таких действий нарушающими положения антимонопольного законодательства, в частности, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

Положения данной нормы части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции направлены, в том числе на защиту неопределенного круга лиц.

Таким образом, действия Комитета по утверждению Учреждению Устава (подпункты 5, 8 пункта 14) и муниципального задания могли привести к созданию необоснованных преимуществ осуществления деятельности отдельному хозяйствующему субъекту и к устранению конкуренции при осуществлении закупок на выполнение работ, необходимых для решения вопросов местного значения и являющихся муниципальными нуждами, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в рассматриваемых действиях Комитета по утверждению Учреждению Устава (подпункты 5, 8 пункта 14) и муниципального задания признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Челябинским УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Комитет выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий, для чего Комитету необходимо совершить действия, направленные на устранение причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и принять меры по устранению последствий такого нарушения, а именно:

1) в срок до 01.09.2017 привести Устав МБУ «Служба демонтажа и землеустройства» в соответствие с требованиями действующего законодательства, в том исключить подпункты 5, 8 пункта 14 Устава Учреждения;

2) с даты получения настоящего предупреждения не включать в муниципальные задания МБУ «Служба демонтажа и землеустройства», в том числе на 2018 год и последующие годы, работы по разборке, перемещению и хранению незаконно установленных нестационарных торговых объектов, которые необходимы для решения вопросов местного значения и являются муниципальными нуждами.

В ответ на указанное предупреждение Комитетом сообщено, что он не усматривает в своих действиях по утверждению Устава МБУ «Служба демонтажа и землеустройства» и муниципального задания для подведомственного учреждения признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Следовательно, в установленный срок Комитетом предупреждение не исполнено.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Приказом Челябинского УФАС России № 198 от «15» сентября 2017 года о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Комитета возбуждено дело № 19-07/17 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

О П Р Е Д Е Л И Л:

1. Назначить дело № 19-07/17 к рассмотрению на 27 ноября 2017 года на 14 часов 00 минут по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 332.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 19-07/17в качестве ответчика – Комитет; заинтересованного лица - МБУ «Служба демонтажа и благоустройства».

3. Комитету необходимо представить в Челябинское УФАС России в срок до 01 ноября 2017 года с сопроводительным письмом и описью (с указанием номера дела) следующие надлежаще заверенные копии документов и информацию (должны быть прошиты и пронумерованы):

3.1) письменные пояснения о нормативных правовых основаниях несоответствия муниципальных заданий на 2016-2017 годы Учреждения части 1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации ввиду отсутствия категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;

3.2) письменные пояснения о нормативных правовых основаниях включения в Устав Учреждения и муниципальные задания Учреждению на 2016-2017 годы работ по разборке, перемещению и хранению незаконно установленных нестационарных торговых объектов, которые необходимы для решения вопросов местного значения и являются муниципальными нуждами;

3.3) правовой акт об утверждении ведомственного перечня муниципальных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями в качестве основных видов деятельности, в который включены работы (услуги) Учреждения по состоянию на 2016-2017 годы, со всеми приложениями, изменениями, дополнениями;

3.4) письменные сведения о базовом (отраслевом) перечне услуг, утвержденном федеральным органом исполнительной власти по состоянию на 2016-2017 годы, в соответствии с которым сформирован ведомственный перечень, указанный в пункте 3.3 настоящего определения;

3.5) экономическое обоснование размера предоставляемой Учреждению субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на 2016 - 2017 годы, либо письменные пояснения об его отсутствии с указанием причин;

3.6) утвержденные в соответствии с частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Учреждению нормативные затраты на оказание услуг (выполнение работ), предусмотренных муниципальным заданием на 2016 - 2017 годы;

3.7) подписанные акты выполненных работ (услуг) по муниципальному заданию Учреждения на 2016-2017 годы и (или) отчеты о выполнении муниципального задания на 2016-2017 годы;

3.8) правовые акты об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 74:36:0000000:52725;

3.9) кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 74:36:0000000:52725;

3.10) письменные пояснения о разрешенном и целевом использовании земельного участка с кадастровым номером 74:36:0000000:52725 с приложением подтверждающих документов;

3.11) письменные пояснения о сроке действия договора УЗ № 014675-П-2016 от 29.04.2016 о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером 74:36:0000000:52725;

3.12) письменные пояснения о предоставлении после 29.10.2016 Учреждению в пользование земельных участков, в том числе с кадастровым номером 74:36:0000000:52725, с приложением подтверждающих документов (правовых актов о предоставлении земельных участков в пользование, договоров о предоставлении в пользование земельных участков со всеми приложениями, изменениями, дополнениями, отметкой о государственной регистрации);

3.13) письменные пояснения с нормативным правовым обоснованием предоставления Учреждению в 2016-2017 годах земельных участков и приложением подтверждающих документов (по каждому земельному участку отдельно);

3.14) акты, представления и т.д. контрольно-ревизионного управления Администрации города Челябинска, иных контролирующих органов относительно правомерности деятельности Учреждения за 2015-2017 годы;

3.15) иные документы и сведения, которые имеют отношение к рассмотрению настоящего антимонопольного дела.

4. МБУ «Служба демонтажа и благоустройства» необходимо представить в Челябинское УФАС России в срок до 01 ноября 2017 года с сопроводительным письмом и описью (с указанием номера дела) следующие надлежаще заверенные копии документов и информацию (должны быть прошиты и пронумерованы):

4.1) письменные сведения о видах работ (услуг), выполняемых учреждением сверх предусмотренных муниципальными заданиями работ (услуг), с приложением подтверждающих документов;

4.2) правовые акты об утверждении штатного расписания Учреждения, действующие в период с 01.01.2016 по настоящее время, со всеми приложениями, изменениями, дополнениями;

4.3) письменные сведения в форме таблицы о всех заключенных Учреждением договорах в целях выполнения работ (услуг), предусмотренных муниципальным заданием на 2016 - 2017 годы (с указанием реквизитов договора, дополнительных соглашений, изменений, наименования и местонахождения, ИНН хозяйствующего субъекта, предмета и суммы договора, сведений о способе закупки), по каждой работе (услуге) отдельно;

4.4) Положение о закупке Учреждения;

4.5) акты, представления и т.д. контрольно-ревизионного управления Администрации города Челябинска, иных контролирующих органов относительно правомерности деятельности Учреждения за 2015-2017 годы;

4.6) иные документы и сведения, которые имеют отношение к рассмотрению настоящего антимонопольного дела.

Надлежит представить запрашиваемые документы и информацию по каждому пункту (с указанием нумерации пунктов настоящего определения), при отсутствии каких-либо документов и информации указать причину.

Запрашиваемые документы и информацию просим представить в Челябинское УФАС России в прошитом и пронумерованном виде с описью вложения и сопроводительным письмом.

За непредставление, несвоевременное представление либо представление заведомо недостоверных сведений по требованию антимонопольного органа информации, действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.

В соответствии со статьей 43 Закона о защите конкуренции с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать комиссии пояснения в письменной или устной форме, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других участвующих в деле лиц.

Информацию о производстве по настоящему делу и принятых Комиссией решениях можно получить в сети Интернет на сайте Челябинского УФАС России www.chel.fas.gov.ru (в разделе Решения).

Связанные организации

Связанные организации не указаны