Решение б/н Решение и предписание по делу № 19-08/2016 в отношении ООО «... от 9 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена 26 января 2017 года

В полном объеме решение изготовлено 01 февраля 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела № 19-08/2016 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…>

-

заместитель руководителя – начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…>

-

главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело  № 19-08/2016 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «МФО «Юнион Капитал Групп» (далее – ООО «МФО «Юнион Капитал Групп») статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в отсутствие сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление Уральского главного управления Отделения по Челябинской области Центрального банка Российской Федерации (далее – Заявитель, отделение Челябинск) о недобросовестных конкурентных действиях Общества с ограниченной ответственностью «МФО «Юнион Капитал Групп» (далее – ООО «МФО «Юнион Капитал Групп»), выразившихся в осуществлении деятельности по выдаче микрозаймов без включения организации в государственный реестр микрофинансовых организаций.

Из обращения и приложенных документов следует, что ООО «МФО «Юнион Капитал Групп» осуществляет деятельность по выдаче потребительских займов физическим лицам на территории Челябинской области, вместе с тем организация исключена из государственного реестра микрофинансовых организаций и в настоящее время не имеет статуса микрофинансовой организации, ввиду чего, по мнению Заявителя, не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов гражданам.

 По мнению Заявителя, в указанных действиях ООО «МФО «Юнион Капитал Групп» присутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

ООО «МФО «Юнион Капитал Групп» по запросу Челябинского УФАС России какие-либо письменные пояснения по существу рассматриваемого дела не представило, против доводов Заявителя не возражало.

 

Изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» товарный рынок – сфере обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – Определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4Федерального закона «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект – индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Из пункта 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» следует, что конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно данным, содержащимся в реестре микрофинансовых организаций от 21.10.2016, размещенном на официальном сайте Банка России, на территории г.Челябинска и области зарегистрировано более 100 организаций, осуществляющих деятельности микрофинансовых организаций и включенных в соответствующий реестр, например, ООО «МФО Мигомденьги-Челябинск», ООО МКХ «ВАША ВЫГОДА УРАЛ», ООО «Общая касса-Челябинск» и др.

В силу положений пунктов 4, 5 и 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» ООО «МФО «Юнион Капитал Групп» и иные организации, включенные в реестр микрофинансовых организаций, являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность на одном товарном рынке (рынок предоставления микрозаймов) в пределах одних географических границ (Челябинская область), следовательно, являются конкурентами по отношению друг к другу.

В заявлении указано, что отделением Челябинск проведена работа по обследованию деятельности ООО «МФО «Юнион Капитал Групп» в г. Магнитогорске по адресам, указанным в сети Интернет на разных сайтах, в том числе на сайте www.mfoweb.ru (ул. Герцена, д. 6, офис 409С; ул. Труда, д. 38 и 38/2; пр. Ленина д.130, офис 220) и установлено, что фактически деятельность обществом осуществляется по адресу: г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 130 в бизнес-центре «Форум», на втором этаже, офис 220. Имеется вывеска на входе, доступ в помещение, освещение помещения, работники присутствуют на рабочих местах, есть рабочие документы, рекламные материалы, в которых имеются данные позволяющие идентифицировать юридическое лицо (ИНН, наименование), а также подключенные к сети компьютеры, телефонные аппараты и средства печати. В ходе визита в офис были взяты информационные материалы, подтверждающие микрофинансовую деятельность ООО «МФО «Юнион Капитал Групп».

Согласно имеющемуся в материалах по заявлению акту о результатах проведения мероприятий по визуальной оценке местонахождения микрофинансовой организации от 02.02.2016, ООО «МФО «Юнион Капитал Групп» осуществляет деятельность по адресу: г.Магнитогорск, пр.Ленина, 130, оф.220, где распространяет информационные материалы с указанием перечня оказываемых услуг, в том числе услуг по «выдаче займов населению в сегменте pay day loans (микрозаймы до зарплаты)».

Частью 2 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой сторон (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

В силу части 3 статьи 807 ГК РФ особенности предоставления займа под проценты заемщику-гражданину в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью устанавливаются законами.

 

Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» устанавливает правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, определяет порядок регулирования деятельности микрофинансовых организаций, устанавливает размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности микрофинансовых организаций, а также права и обязанности Центрального банка Российской Федерации (статья 1).

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» микрозаем - заем, предоставляемый займодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей предельный размер обязательств заемщика перед займодавцем по основному долгу, установленный настоящим Федеральным законом.

Из пункта 4 статьи 2 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» следует, что договором микрозайма признается договор займа, сумма которого не превышает предельный размер обязательств заемщика перед займодавцем по основному долгу, установленный настоящим Федеральным законом.

Статьей 12 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» предельный размер обязательств заемщика перед займодавцем по основному долгу для юридического лица или индивидуального предпринимателя составляет три миллиона рублей, для физического – пятьсот тысяч рублей.

 

Положениями Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» определены основания для отказа юридическим лицам во внесении сведения о них в государственный реестр микрофинансовых организаций (статья 6), а также основания для исключения сведений о юридическом лице из такого реестра (статья 7).

 

Частью 1 статьи 5 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» определено, что юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведения о нем в госудрственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра.

Юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом для микрофинансовых организаций, со дня приобретения им статуса микрофинансовой организации.

Согласно части 6 статьи 4 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» за внесение сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

 

Государственный реестр микрофинансовых организаций, в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ведется Центральным банком Российской Федерации на бумажных и электронных носителях.

Согласно пункту 1.2 главы 1 Указания банка России от 11.03.2015 № 3588-У «О порядке ведения банком России государственного реестра микрофинансовых организаций, установлении формы свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций и утверждении формы для предоставления сведений об учредителях юридического лица» Банк России (Департамент допуска на финансовый рынок) размещает государственный реестр микрофинансовых организаций на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Вместе с тем, государственный реестр микрофинансовых организаций, размещенный на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации www.cbr.ru, не содержит сведений об ООО «МФО «Юнион Капитал Групп» по состоянию на 26.01.2017.

 

Действия ООО «МФО «Юнион Капитал Групп» по заключению договоров на предоставление потребительского займа в размере менее одного миллиона рублей, являются, по сути, действиями по заключению договоров микрозайма, направленными на оказание потребителям услуг, оказывать которые, с соответствии с действующим законодательством, имеют право лишь юридические лица, зарегистрированные в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенные в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренным Федеральным законом «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

ООО «МФО «Юнион Капитал Групп», обладая информацией об отсутствии сведений об организации в государственном реестре микрофинансовых организаций, фактически осуществляло деятельность на осуществление которой в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, не имеет оснований.

 

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно статье 10 bis «Парижской конвенции по охране промышленной собственности» от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий частным обычаям в промышленных и торговых делах.

В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. СССР подписал Конвенцию 12.10.1967, Российская Федерации как правопреемник СССР является государством участником Конвенции (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1-14.7 настоящего Федерального закона.

 

В действиях ООО «МФО «Юнион Капитал Групп» по выдаче микрозаймов без включения организации в реестр микрофинансовых организаций содержатся все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»:

1. Действия ООО «МФО «Юнион Капитал Групп» направлены на получение преимуществ над конкурентами, поскольку организацией не принимались меры по ее включению в государственный реестр микрофинансовых организаций, не оплачивалась соответствующая государственная пошлина, а Центральным банком Российской Федерации не проверялось соответствие такой организации установленным законодательством Российской Федерации требованиям.

2. Такие действия ООО «МФО «Юнион Капитал Групп» противоречат положениям статьи 807 ГК РФ, Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

3. Действия ООО «МФО «Юнион Капитал Групп» способны нанести убытки иным организациям, осуществляющим деятельность микрофинансовых организаций и включенных в государственный реестр микрофинансовых организаций, ввиду перераспределения спроса на предлагаемые финансовые продукты (упущенная выгода).

 

Действия ООО «МФО «Юнион Капитал Групп» по осуществлению деятельности по выдаче микрозаймов без включения организации в государственный реестр микрофинансовых организаций содержат признаки недобросовестного конкурентного поведения общества, так как указанные действия общества направлены на получение преимуществ над конкурентом, поскольку организацией не принимались меры по ее включению в государственный реестр микрофинансовых организаций, не оплачивалась соответствующая государственная пошлина, а Центральным банком Российской Федерации не проверялось соответствие такой организации установленным законодательством Российской Федерации требованиям. В данном случае ООО «МФО «Юнион Капитал Групп» осуществляет свою деятельность при отсутствии правовых оснований.

Указанные действия ООО «МФО «Юнион Капитал Групп» являются нарушением норм действующего законодательства, противоречат требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, кроме того, способны причинить убытки иным хозяйствующим субъектам – конкурентам, осуществляющим деятельность на рынке предоставления микрозаймов на территории Челябинской области, путем снижения размера получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании ООО «МФО «Юнион Капитал Групп» от указанных действий (упущенная выгода).

 

Действия ООО «МФО «Юнион Капитал Групп» по выдаче микрозаймов без включения сведений об организации в государственный реестр микрофинансовых организаций свидетельствуют о наличии нарушения статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции».

В материалах дела отсутствуют документы и иные доказательства, подтверждающие, что ООО «МФО «Юнион Капитал Групп» прекратило осуществлять деятельность по выдаче микрозаймов, в связи с чем ООО «МФО «Юнион Капитал Групп» необходимо выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «МФО «Юнион Капитал Групп» по выдаче микрозаймов без включения сведений об организации в государственный реестр микрофинансовых организаций нарушением статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции».

2. Выдать  ООО «МФО «Юнион Капитал Групп»  предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении  ООО «МФО «Юнион Капитал Групп»  и его должностного лица.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 19-08/2016

 

26 января 2017 года                                                                                           г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела № 17-08/2016 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…>

-

заместитель руководителя – начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…>

-

главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламной и недобросовестной Челябинского УФАС России;

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции, на основании своего решения от 26 января 2017 года по делу № 19-08/2016 о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «МФО «Юнион Капитал Групп» (далее – ООО «МФО «Юнион Капитал Групп») статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.  ООО «МФО «Юнион Капитал Групп» незамедлительно прекратить нарушение статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции», а именно: не осуществлять деятельность по выдаче микрозаймов до внесения ООО «МФО «Юнион Капитал Групп» в государственный реестр микрофинансовых организаций.

2. ООО «МФО «Юнион Капитал Групп» представить в срок до 10 марта 2017 года документы, подтверждающие исполнение пункта 1 настоящего предписания (приказы и иные внутренние документы ООО «МФО «Юнион Капитал Групп» по вопросу приостановления деятельности организации по выдаче микрозаймов до включения  ООО «МФО «Юнион Капитал Групп» в государственный реестр микрофинансовых организаций; заявление в Банк России о включении ООО «МФО «Юнион Капитал Групп»   в реестр микрофинансовых организаций с отметкой о его принятии, либо документы о прекращении деятельности по выдаче микрозаймов без включения ООО «МФО «Юнион Капитал Групп»  в реестр микрофинансовых организаций).

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны