Решение б/н Решение по делу № 19-08нк_2018 от 9 февраля 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Акционерное общество «Газпром газораспределение Челябинск»

ул. Сони Кривой, д. 69А,

г. Челябинск, 454080

 

Общество с ограниченной ответственностью «Уралрегионгаз»

ул. Объездная дорога, д. 4/36,

г. Миасс, Челябинская область, 456300

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена «24» января 2018 года

В полном объеме решение изготовлено «09» февраля  2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела № 19-08нк/2017 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя – начальника отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

 

 

<…>

 

-

 

 

-

 

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 19-08нк/2017 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Уралрегионгаз» (ОГРН 1037400872717 ИНН 7415038540, зарегистрировано по адресу: Объездная дорога, д. 4/36, г. Миасс, Челябинская область, 456300) (далее – ООО «Уралрегионгаз», Ответчик) статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии:

представителей Акционерного общества «Газпром газораспределение Челябинск» (далее – АО «Газпром газораспределение Челябинск», Заявитель):

- по доверенности № 238 от 29.12.2017 – <…>;

- по доверенности № 9 от 23.01.2018 – <…>;

представителя ООО «Уралрегионгаз» по доверенности № 03 от 29.12.2017 – <…>,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России обратилось АО «Газпром газораспределение Челябинск» с заявлением о недобросовестных конкурентных действиях ООО «Уралрегионгаз», выразившихся во включении в договор технического обслуживания внутридомового газового оборудования индивидуального жилого дома (далее – договор на ТО ВДГО), сведений о телефонных номерах аварийной службы АО «Газпром газораспределение Челябинск».

Из заявления следует, что 31 мая 2017 года в 16 часов 09 минут в филиал АО «Газпром Газораспределение Челябинск» в городе Миассе Челябинской области по телефонному номеру 04 поступила заявка о том, что по адресу: Челябинская область, ул. Заповедная, д. 9 не поступает газ на газовые приборы.

Авариной бригадой осуществлен выезд на место, устранена аварии и восстановлено газоснабжение, а также разъяснена необходимость заключения договора на ТО ВДГО, на что заявителем был предъявлен договор, заключенный с ООО «Уралрегионгаз».

Из содержания указанного договора следует, что в пункте 3.1.6. закреплена обязанность заказчика при неисправности внутридомового газового оборудования, нарушения тяги дымоходов или вентиляционных каналов, появления запаха газа, аварийном состоянии жилого дома (осадка, фасада, повреждение несущих конструкций), наличие разрушений штукатурки потолков и стен или сквозных отверстий в перекрытиях и стенах, возникновении аварийной или иной чрезвычайной ситуации незамедлительно прекратить пользование газом и сообщить об этом исполнителю по тел. 04; 57-46-73. Исполнителем по договору является ООО «Уралрегионгаз».

Заявитель указывает, что номера телефонов, в том числе указанные в пункте 3.1.6. Договра, принадлежат АО «Газпром Газораспределение Челябинск» на основании договора № 120305 от 01.05.2008

Из заявления также следует, что между АО «Газпром газораспределение Челябинск» и ООО «Уралрегионгаз» какие-либо договорные отношения либо внедоговорные соглашения отсутствуют по вопросу круглосуточного приема АО «Газпром газораспределение Челябинск» аварийных заявок по договорам, заключенным ООО «Уралрегионгаз» с потребителями, отсутствуют.

По мнению Заявителя, указание ООО «Уралрегионгаз» в договоре телефонных номеров для сообщения о неисправности газового оборудования, содержит признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В подтверждение своих доводов Заявителем представлены копии договора № 25/09-15ТО от 28.09.2015, заключенный между <…>и ООО «Уралрегионгаз», Договор № 120350 об оказании услуг электросвязи юридическому лицу (ИП) от 01.05.2008, заключенный между ООО «Сервиском» и АО «Газпром газораспределение Челябинск»

Заявителем в материалы дела представлено письменное мнение на заключение об обстоятельствах дела, в котором он указывает, что материалы дела не содержат реестр договоров на ТО ВДГО, заключенных ООО «Уралрегионгаз» с физическими лицами, что, по мнению Заявителя, свидетельствует о том, что дополнительные соглашения в части изменения телефонного номера подписаны не по всем договорам на ТО ВДГО.

АО «Газпром газораспределение Челябинск» также указывает, что в октябре 2017 года внесены изменения в Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 (далее – Постановление № 410) в части необходимости направления специализированной организацией, осуществляющей деятельность по техническому обслуживанию ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

В материалах дела отсутствует уведомление о начале осуществления деятельности со стороны ООО «Уралрегионгаз» по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо соглашение об аварийно-диспетчерском обеспечении внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного Ответчиком с газораспределительной организацией.

С учетом приведенного, Заявитель считает, что устранением допущенных нарушений с учетом внесенных изменений в действующее законодательство является предоставление заключенного договора на аварийно-диспетчерское обеспечение в отношении всех объектов, принятых на обслуживание ООО «Уралрегионгаз», либо подписание дополнительных соглашений ко всем договорам на ТО ВДГО об изменении сведений о номерах телефонов, принадлежащих АО «Газпром газораспределение Челябинск» на номера телефонов аварийно-диспетчерской службы соответствующей газораспределительной организации, с которой у ООО «Уралрегионгаз» заключено указанное соглашение.

Ответчиком в материалы дела № 19-08нк/2017 представлены письменные пояснения, из которых следует, что в пункте 3.1.6. Договоров на ТО ВДГО, заключенных ООО «Уралрегионгаз» с физическими лицами (потребителями) в 2015 году, телефонный номер «57-46-73», размещенный для обращения в случае возникновения неисправности газового оборудования, указан ошибочно. В настоящее время с потребителями заключены дополнительные соглашения к Договорам на ТО ВДГО, в соответствии с которыми внесены изменения относительно телефонных номеров указанных для обращения в случае возникновения аварийной ситуации, а именно исключены телефонные номера, принадлежащие АО «Газпром газораспределение Челябинск», и указаны номера, принадлежащие ООО «Уралрегионгаз». В подтверждение внесения изменений в Договоры на ТО ВДГО Ответчиком представлены 3 экземпляра дополнительных соглашений, заключенных с потребителями.

ООО «Уралрегионгаз» также поясняет, что выезд бригады аварийно-диспетчерской службы АО «Газпром газораспределение Челябинск» был единичным и оплачен своевременно по предъявленному Заявителем счету.

ООО «Уралрегионгаз» представлены письменные пояснения в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела от 08.11.2017, согласно которым Ответчик не согласен с доводами, изложенными антимонопольным органом в Заключении.

Из пояснений Ответчика следует, что он не выполняет аварийно-восстановительные и ремонтные работы по заключенным Договорам на ТО ВДГО по причине отсутствия оборудования и соответствующего персонала для выполнения таких работ, а исполняет условия по договорам посредством привлечения к его исполнению третьих лиц, что соответствует положениям заключенных договоров, а именно пункту 2.1 Договоров на ТО ВДГО, что, по мнению ООО «Уралрегионгаз», свидетельствует об отсутствии конкурентных отношений между ним и Заявителем, ввиду различных видов деятельности, согласно Выпискам из ЕГРЮЛ, оказываемых обществами.

ООО «Уралрегионгаз» в качестве довода также приводит следующее – указание в Договорах на ТО ВДГО телефонных номеров, принадлежащих Заявителю, не может вводить потребителя в заблуждение относительно исполнителя услуг по договору, поскольку из договора прямо не следует, что услуги оказываются исключительно ООО «Уралрегионгаз», и что спорный номер является контактным номером Ответчика.

В письменных пояснениях Ответчик указал, что телефонные номера, принадлежащие Заявителю, в Договоре на ТО ВДГО, заключенном с <…>, были указаны ошибочно и в настоящий момент внесены изменения, что подтверждает устранение допущенного нарушения.

Изучив материалы дела, заслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 4 статьи Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который  не  может  быть  заменен  другим  товаром,  или  взаимозаменяемых  товаров  (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 5 названной статьи хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Из пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица 30 декабря 2003 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области. Основным видом деятельности Заявителя является транспортирование по трубопроводам газа. Как усматривается из заявления, осуществляет свою деятельность, в том числе на территории Челябинской области.

Также Заявителем представлены Уведомление ГУ «ГЖИ ЧО» о Уведомление Управления Ростехнадзора по Челябинской области о начале осуществления предпринимательской деятельности от 04 октября 2017 года, что свидетельствует о том, что АО «Газпром газораспределение» является специализированной организацией, осуществляющей деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

ООО «Уралрегионгаз» зарегистрировано в качестве юридического лица 18 марта 2003 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области. Основным видом деятельности является строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения. Осуществляет свою деятельность на территории Челябинской области, что следует из представленных в Челябинское УФАС России пояснений.

Вместе с тем, материалы дела содержат договоры на ТО ВДГО, заключенные Ответчиком с потребителями, предметом заключения которых является оказание услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, а также обеспечить аварийно-диспетчерское обслуживание.

В силу указанных положений АО «Газпром газораспределение Челябинск» и ООО «Уралрегионогаз» являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность на одном товарном рынке (техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание внутридомового газового оборудования) в пределах одних географических границ (г. Миасс Челябинской области), следовательно, являются конкурентами по отношению друг к другу.

Согласно сведениям, имеющимся в открытом доступе в сети «Интернет», помимо ООО «Уралрегионгаз» и АО «Газпром газораспределение Челябинск», деятельность по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию внутридомового газового оборудования на территории Миасского городского округа Челябинской области осуществляют такие хозяйствующие субъекты, как ООО «ИнженерИнвест», ООО «Миассгоргаз» и иные.

В соответствии с пунктом 4.3 Приложения № 1 к Договору № 120350 от 01.05.2008 АО «Газпром газораспределение Челябинск» предоставлены телефонные номера, в том числе расположенные по адресу: г. Миасс, ул. Академика Павлова, 2, в перечне которых значится номер «56-46-73», а также серийная линия «04».

Согласно Договору № 25/09-15ТО от 28.09.2015, заключенному между физическим лицом – <…> и ООО «Уралрегионгаз», Исполнитель (ООО «Уралрегионгаз») обязуется своими и (или) привлеченными силами оказывать Заказчику (в данном случае, <…>) услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, выполнять аварийно-восстановительные и ремонтные работы, а Заказчик обязуется принять оказанные услуги и (или) выполненные работы и оплатить их (пункт 2.1. Договора № 25/09-15ТО от 28.09.2015).

Пункт 3.1.6. Договора № 25/09-15ТО от 28.09.2015 определяет, что при неисправности внутридомового газового оборудования, нарушения тяги дымоходов или вентиляционных каналов, появления запаха газа, аварийном состоянии жилого дома (осадка, фасада, повреждение несущих конструкций), наличие разрушений штукатурки потолков и стен или сквозных отверстий в перекрытиях и стенах, возникновении аварийной или иной чрезвычайной ситуации незамедлительно прекратить пользование газом и сообщить об этом исполнителю по тел. 04; 57-46-73.

Телефонные номера, указанные в договоре, заключенном ООО «Уралрегионгаз» с физическим лицом, принадлежат АО «Газпром газораспределение Челябинск», что подтверждается представленными материалами (Договор № 120350 от 01.05.2008), пояснениями Заявителя и не оспаривается Ответчиком.

Доказательств, свидетельствующих о наличии между Заявителем и ООО «Уралрегионгаз» договорных и (или) иных отношений, в том числе по передаче телефонных номеров «04», «57-46-73», по аварийному обслуживанию физических лиц, с которыми у Ответчика заключены договоры не получено, следовательно, указание ООО «Уралрегионгаз» в договорах номеров, принадлежащих Заявителю, для обращения в случае возникновения аварийной ситуации может ввести потребителей в заблуждение относительно лица, осуществляющего выезд на место аварии для ее устранения и которому принадлежат номера телефонов.

Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении изготовителя товара.

В действиях ООО «Уралрегионгаз» по указанию в договорах на техническое обслуживание телефонного номера, который принадлежит АО «Газпром газораспределение Челябинск», при отсутствии на прав на использование указанного телефонного номера содержатся признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции:

1. Действия ООО «Уралрегионгаз» направлены на получение преимуществ, которые обеспечивают обществу возможность увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий. Так, указывая номера АО «Газпром газораспределение Челябинск» в договорах на ТО ВДГО, ООО «Уралрегионгаз» получает преимущество в предпринимательской деятельности в виде получения прибыли согласно условиям заключенного договора, в то время как осуществление устранения аварийных ситуации, принятие заявок на их устранение оказывает иная организация – АО «Газпром газораспределение Челябинск».

2. Такие действия ООО «Уралрегионгаз» противоречат требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, обычаям делового оборота.

3. Указание ООО «Уралрегионгаз» телефонного номера, который принадлежит АО «Газпром газораспределение Челябинск», способно привести к неполучению доходов в виде упущенной выгоды Заявителя.

В связи с наличием в действиях ООО «Уралрегионгаз» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных статьей 14.2 Закона о защите конкуренции, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, 20 июля 2017 Челябинским УФАС России ООО «Уралрегионгаз» выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В установленный срок ООО «Уралрегионгаз» предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, не исполнило, что послужило поводом для возбуждения дела № 19-08нк/2017 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Уралрегионгаз».

Действия ООО «Уралрегионгаз», связанные с указанием в договорах на ТО ВДГО телефонных номеров, принадлежащих Заявителю, без имеющихся на то оснований, являются нарушением статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.

Заключение об обстоятельствах дела в порядке статьи 48.1 Закона о защите конкуренции принято 08 ноября 2017 года, получено сторонами.

 

Довод Ответчика об отсутствии конкурентных отношений между ним и АО «Газпром газораспределение Челябинск» является несостоятельным по причине того, что не являются доказательствами наличия конкурентных отношений исключительно сведения о видах деятельности, включенные в ЕГРЮЛ, поскольку юридические лица при выборе видов осуществляемой деятельности не связаны указанными перечнями. В данном случае, Заявитель и Ответчик осуществляют аналогичные виды деятельности в соответствии с имеющимися в материалах дела документами. Сам факт заключения Ответчиком Договоров на ТО ВДГО с потребителями свидетельствует о том, что он является полноценным участником рынка технического и аварийного обслуживания газового оборудования.

Комиссия критически относится к доводу Ответчика об ошибочном указании в Договоре на ТО ВДГО с <…>телефонного номера, принадлежащего АО «Газпром газораспределение Челябинск», поскольку указанный довод также не находит своего подтверждения, ввиду представления ООО «Уралрегионгаз» в материалы дела копии договоров на ТО ВДГО, а также дополнительных соглашений к ним, согласно которым внесены изменения в части телефонных номеров, указанных для обращения в случае возникновения аварийной ситуации, заключенные ООО «Уралрегионгаз» с иными лицами. Из анализа представленных документов следует, что Ответчик неоднократно и систематически указывал телефонные номера Заявителя в заключаемых им с потребителями договорах на ТО ВДГО, следовательно, указание телефонных номеров АО «Газпром газораспределение Челябинск» не может быть рассмотрено как техническая ошибка.

Довод АО «Газпром газораспределение Челябинск» о том, что материалы дела содержат не полный реестр Договоров на ТО ВДГО, заключенных ООО «Уралрегионогаз» с потребителями, несостоятелен, поскольку для установления в действиях ООО «Уралрегионгаз» нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося во включении в договоры на ТО ВДГО телефонных номеров, принадлежащих Заявителю, не имеет определяющего значения количество заключенных ООО «Уралрегионгаз» договоров.

По мнению Комиссии, довод Заявителя о том, что устранением нарушения по данному делу будет являться заключение ООО «Уралрегионгаз» соглашения на аварийно-диспетчерское обслуживание с газораспределительной организацией не будет иметь значение для рассмотрения настоящего дела, поскольку предметом рассмотрения являлся факт введения в заблуждение потребителей услуг по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию посредством включения ООО «Уралрегионгаз» в договоры сведений о телефонных номерах, принадлежащих АО «Газпром газораспределение Челябинск», и, соответственно, для установления в действиях Ответчика нарушения антимонопольного законодательства в данном случае не будет иметь значение факт отсутствия у ООО «Уралрегионгаз» документов либо соглашений на оказание таких услуг.

 

В силу пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Документов, указывающих, что во все Договоры на ТО ВДГО, заключенные ООО «Уралрегионгаз» с физическими лицами, внесены изменения в части исключения телефонных номеров, принадлежащих АО «Газпром газораспределение Челябинск», не представлено, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Уралрегионгаз» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО «Уралрегионгаз», выразившиеся во включении в договоры технического обслуживания внутридомового газового оборудования индивидуального жилого дома сведений о телефонных номерах аварийной службы, принадлежащих АО «Газпром газораспределение Челябинск», нарушением статьи 14.4 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать ООО «Уралрегионгаз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Уралрегионгаз» и его должностного лица.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

           

 

Председатель Комиссии                                                                                  <…>

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                  <…>

 

                                                                                                           

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 (351) 266-68-85

Связанные организации

Связанные организации не указаны