Решение б/н Решение и предписание по делу № 191-ж/2016 от 5 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

30 марта 2016 года                                                                               г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

            Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

 

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

  -

специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ», в присутствии представителя Войсковой части 7438, действующего на основании доверенности № 13 от 01.12.2015,

в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

            В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия заказчика при проведении электронного аукциона № 0369100005816000012 на капитальный ремонт помещений здания столовой (солдатской) войсковой части 7438  (далее – аукцион).

            Согласно представленным документам 09.03.2016 ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 7438 объявила о проведении аукциона.

            Начальная (максимальная) цена контракта – 5 140 000, 00 рублей.

            Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе -  24.03.2016 10:00.

На момент рассмотрения жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» контракт не заключен.

            В жалобе заявителя указано, что в нарушение требований законодательства о контрактной системе заказчиком не опубликован предмет запроса, а также ответ на запрос не раскрывает содержание документации об аукционе.

            Кроме того, заказчиком установлены меры ответственности в отношении заказчика и подрядчика, не соответствующие начальной (максимальной) цене контракта.

            Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, указав следующее.

             Заказчиком размещен вопрос участника закупки в тексте ответа на запрос, который в регламентированные сроки размещен в единой информационной системе в сфере закупок.

            Меры ответственности в отношении заказчика и подрядчика установлены с учетом возможности изменения сторонами условия контракта в части размера штрафа в случае, если цена участника закупки не будет соответствовать размеру ответственности, установленному в проекте контракта.

 

            Изучив представленные документы и материалы, заслушав пояснения заказчика, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

           

1. В нарушение частей 5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе в пунктах 9.2, 9.4 проекта контракта предусмотрены меры ответственности заказчика и подрядчика в виде фиксированного штрафа в размере 2,5% и 10%, сумма которого не соответствует размеру санкций, предусмотренных Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063  (далее - Правила).

Так, в соответствии с пунктами 4,5 Правил размер штрафа в отношении поставщика и заказчика равен 5 % и 2% от цены контракта соответственно в случае, если цена контракта превышает 3 млн. рублей.

В рассматриваемом случае начальная (максимальная) цена контракта составляет  5 140 000, 00 рублей, что превышает 3 миллиона рублей и увеличивает вероятность предложения участником закупки цены контракта больше указанной суммы.

На момент формирования документации об аукционе заказчик не обладает сведениями о цене контракта, которую предложат на аукционе участники закупки, что обязывает заказчика предусмотреть вариативный размер штрафа как в отношении заказчика, так и подрядчика в случае, если участники закупки предложат цену контракта в том числе более 3 млн. рублей.

 

 

2. Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

Как следует из информации, размещенной в личном кабинете заказчика, в адрес заказчика 10.03.2016 через функционал электронной площадки поступил запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе с вопросом, касающимся требований к составу первой части заявки на участие в аукционе.

12.03.2016 в единой информационной системе в сфере закупок заказчиком размещен как текст самого вопроса, так и ответ на указанный запрос участника закупки, не противоречащий сути документации об аукционе.

Таким образом, при опубликовании в единой информационной системе разъяснения документации об аукционе, заказчиком соблюдены требования частей 4, 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.

 

            3.1 Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться предъявляемые к участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1  части 1 и частями 2, 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника размещения заказа должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в статье 31 Федерального закона.

Указанные единые требования к участникам закупки и вытекающие их них требования к составу второй части заявки продиктованы необходимостью указания как в документации, так и извещении о проведении электронного аукциона,  максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.

В извещении о закупке отсутствуют конкретные требования о соответствии  участника такого аукциона пункту 1 части 1 статьи 31 и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника указанному требованию в нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.

При этом, объектом закупки является капитальный ремонт помещений здания столовой (солдатской) войсковой части 7438, что в соответствии с пунктами 2, 13 раздела 1.2 части 1 документации об аукционе требует от участника закупки предоставления в составе второй части заявки свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства (далее – свидетельство СРО), однако в извещении о закупке отсутствует информация об установлении указанного требования к участнику закупки.

 

3.2 В нарушение частей 2, 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки, сформированном в электронном виде, установлены требования о наличии у участника закупки финансовых ресурсов для исполнения контракта, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта, предъявление которых возможно исключительно в случаях проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, при соблюдении требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Кроме того, указанные требования не нашли своего отражения в извещении, утвержденном заказчиком, а также документации о закупке, в которых установлены требования к участнику закупки о соответствии его исключительно положениям части 1 стати 31 Закона о контрактной системе.

 

3.3 Как следует из части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации  лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.     

Таким образом, условием допуска к участию в закупке в случае осуществления закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации об аукционе в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе должно являться обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства с указанием конкретного вида работ по организации строительства, соответствующего объекту закупки.

В нарушение части 3 статьи 64, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, , пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в пунктах 2, 13 раздела 1.2 части 1 документации об аукционе установлено требование к участнику закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и требование о предоставлении в составе второй части заявки свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а также свидетельства о допуске к отдельным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, что не соответствует части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей обязательное наличие у хозяйствующего субъекта свидетельства о допуске к работам по организации строительства.

         

4. Согласно пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленного в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе.

Частью 4 статьи 27 Закона о контрактной системе установлено, что преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе предоставляются при осуществлении закупок:

1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;

2) организациям инвалидов;

3) субъектам малого предпринимательства;

4) социально ориентированным некоммерческим организациям.

Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Из системного толкования положений статей 27 и 30 Закона о контрактной системе следует, что преимущества (ограничения) предоставляются субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям в целом, а не раздельно для каждого вида.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, сформированного в электронном виде, субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям предоставляются преимущества.

Однако, в пункте 13 извещения о проведении закупки, утвержденного заказчиком, преимущества установлены только субъектам малого предпринимательства, что противоречит части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

            1. Признать доводы жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия заказчика обоснованными в части указания размера штрафных санкций в отношении заказчика и подрядчика.

            2. Признать в действиях заказчика нарушения частей 5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 1 статьи 30, пункта 1 части 1, частей  2,5,6 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

            4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

            Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                    

 

Члены Комиссии                                                                                                               

                                                                                                        

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 191-ж/2016

об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе

30 марта 2016 года                                                                г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

комиссии:

 

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов комиссии:

 

-

специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России

 

 

-

главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России от 30.03.2016, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия заказчика при проведении электронного аукциона № 0369100005816000012 на капитальный ремонт помещений здания столовой (солдатской) войсковой части 7438  (далее – аукцион) и проведения внеплановой проверки указанной закупки, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Войсковой части 7438 со дня размещения предписания в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система) не заключать контракт по итогам аукциона, проведенного с нарушением законодательства о контрактной системе.

2. Аукционной комиссии рассмотреть вторые части заявок участников закупок в соответствии с решением № 191-ж/2016 от 30.03.2016 с учетом необходимости обязательного наличия у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства с указанием конкретного вида работ по организации строительства, соответствующего объекту закупки.

3. Войсковой части 7438 после исполнения аукционной комиссией пункта 2 предписания продолжить процедуру определения поставщика, в том числе направить проект контракта победителю закупки (единственному участнику), сформировав проект контракта с учетом решения № 191-ж/2016 от 30.03.2016, в том числе предусмотреть в проекте контракта размер штрафа, взыскиваемого с заказчика и подрядчика, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

4. ЗАО «Сбербанк-АСТ» с 04.04.2016 обеспечить Войсковой части 7438 возможность исполнения данного предписания.

5. Войсковой части 7438 в качестве подтверждения исполнения предписания в срок до 22.04.2016 представить в Челябинское УФАС России с сопроводительным письмом надлежащим образом заверенную копию протокола рассмотрения вторых частей заявок, а также заключенный государственный контракт со всеми приложениями.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает его действие.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей на должностных лиц и в размере 500 тысяч рублей на юридических лиц.

 

 

Председатель Комиссии                                                                               

 

Члены комиссии                                                                                            

                                                                                                                     

                                                                                             

Связанные организации

Связанные организации не указаны