Решение б/н Решение № 199-ВП/2016 от 30 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

    

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 199-ВП/2016

 

07 сентября 2016 года                                                          г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

            Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

-

специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

            руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на основании поступившей в адрес Челябинского УФАС России информации о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона № 0169300033416000058 на благоустройство прилегающей территории многофункционального центра по ул. Волошина, 18А в с. Чесма, Чесменского района, Челябинской области, в присутствии (после перерыва) представителя Районного управления инженерного обеспечения и строительства администрации Чесменского муниципального района, действующего на основании выписки из Приказа исх. № 63-л/с от 06.09.2016,

в отсутствие ООО «Разработка технологий строительства» и Управления экономики, недвижимости и предпринимательства администрации Чесменского муниципального района, надлежащим образом уведомленных о времени и месте проведения внеплановой проверки,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

            В адрес Челябинского УФАС России поступила информация о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона № 0169300033416000058 на благоустройство прилегающей территории многофункционального центра по ул. Волошина, 18А в с. Чесма, Чесменского района, Челябинской области (далее - аукцион).

Согласно представленным документам 10.08.2016 Управление экономики, недвижимости и предпринимательства администрации Чесменского муниципального района объявило о проведении аукциона.

            Начальная (максимальная) цена контракта – 2 821 101 рублей 00 копеек.

            Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 18.08.2016 в 10:00.

На момент рассмотрения обращения контракт № Ф.2016.242569 от 05.09.2016 заключен с ООО «Разработка технологий строительства» 

            Согласно доводам обращения в аукционной документации заказчиком в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлены требования к сырью и материалам, используемым при изготовлении таких товаров как бетон тяжелый, раствор кладочный цементный, что подтверждается требованиям государственных стандартов.

            Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.

С целью использования качественного товара при выполнении работ заказчиком указаны сведения как о характеристиках товаров, так и материалов, используемых для производства товаров с указанием ГОСТов, которым должен соответствовать товар, используемый при выполнении работ, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.

 

Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно подпункту «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

При этом, из совокупного толкования указанных требований следует, что при осуществлении закупки на выполнение подрядных работ заказчик должен потребовать в составе первой части заявки исключительно предоставление конкретных показателей товаров, используемых для производства работ.

Таким образом, в документации об аукционе заказчик должен установить такие качественные свойства товаров, которые характеризуют товар, как индивидуально-определенную вещь и являются необходимыми для получения результатов работ, удовлетворяющих потребности заказчика. 

В пункте 20 информационной карты документации об аукционе в требованиях к содержанию и составу первой части заявки, а также инструкции по ее заполнению указано, что первая часть заявки должна содержать, в том числе конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в пункте 7.3 раздела 2 «Техническое задание» документации об электронном аукционе.

В техническом задании документации об электронном аукционе указаны сведения о технических и функциональных характеристиках применяемых материалов, используемых при выполнении работ, а именно:

- позиция 1 «бетон тяжелый» содержит требования, установленные заказчиком к песку, являющемуся мелким заполнителем бетона: модуль крупности, Мк., содержанию зерен (частиц, глины), крупному заполнителю (крупность заполнителя, мм, содержание зерен пластинчатой и игловатой формы, %); требования к щебню.

- позиция 17 «раствор кладочный цементный марки 100» содержит требования к заполнителю (песок): модуль крупности, плотности зерен, содержанию зерен, классу песка и другим характеристикам растовора.

Согласно столбцу 5 Технического задания указаны строительные нормы и правила, которым должен соответствовать товар (материал), применяемые для производства работ, в том числе:

- ГОСТ 28013-98 Растворы строительные. Общие технические условия (далее – ГОСТ 28013-98);

- ГОСТ 26633-2012 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия (далее – ГОСТ 26633-2012).

Как следует из содержания ГОСТа 28013-98 в пункте 4.1-4.13 раскрыты требования к строительным растворам: подвижность, водоудерживающая способность, расслаиваемость, температура применения, средняя плотность, влажность (для сухих растворных смесей) (для основных свойств растворных смесей);  прочность на сжатие, морозостойкость, средняя плотность (для основных свойств затвердевшего раствора).

Тогда как в пункте 4.14.7 ГОСТа 28013-98 содержатся требования к материалам, используемым  для приготовления строительных растворов, в том числе те, которые указал заказчик в Приложении 1, а именно:

- песок для строительных работ по ГОСТ 8736;

- золы-уноса по ГОСТ 25818;

- золошлаковый песок по ГОСТ 25592;

- пористые пески по ГОСТ 25820;

- песок из шлаков тепловых электростанций по ГОСТ 26644;

- песок из шлаков черной и цветной металлургии для бетонов по ГОСТ 5578.

Как следует из содержания ГОСТ 26633-2012 в пункте 3.3 указаны характеристики бетона, а в пункте 3.5 – требования к материалам для бетона, а  именно: к мелкому и крупному заполнителям (щебень, гравий, песок)

На основании изложенного следует, что участнику закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе необходимо представить конкретные показатели не только используемого при выполнении работ товара, но и конкретные показатели материала, из которого изготавливается указанный товар.

Между тем, в силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Таким образом, заказчиком в документации об аукционе  в нарушение  пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, установлены требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе в части необходимости предоставления сведений о конкретных характеристиках материалов, используемых для изготовления раствора кладочного цементного, бетона тяжелого, тогда как законодательство о контрактной системе предусматривает требование о предоставлении только конкретных показателей товаров, используемых для производства работ.

 

2. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, определяющим общие правила описания объекта закупки, в том числе для проведения открытого конкурса, при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, при закупке товаров (работ, услуг) заказчик обязан раскрыть содержание объекта закупки, то есть указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться через применение стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающейся технических и качественных характеристик объекта закупки.

В соответствии с позициями 5 (грунтовка), 6 (эмаль серая), 16 (лак битумный) Технического задания указаны ГОСТы, которым должен соответствовать применяемый материал: ГОСТ 25129-82 Грунтовка ГФ-021. Технические условия; ГОСТ 6465-76 Эмали ПФ-115. Технические условия; Лак БТ-577 и Краска БТ-177 Технические условия. ГОСТ 5631-79.

Вместе с тем, в техническом задании по позициям грунтовка и эмаль серая указан показатель - эластичность пленки при изгибе должна превосходить 2мм, тогда как согласно пункту 1.4 ГОСТа 25129-82, пункту 1.4 ГОСТа 6465-76 указано, что эластичность пленки при изгибе не более 1 мм, что не соответствует требованиям государственных стандартов.

Кроме того, в техническом задании по позиции «лак битумный» указан ряд показателей:

- условная вязкость по ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при Т (20±0,5)оС должна быть 10-40с;

- массовая доля нелетучих веществ не должна быть менее 30%;

- время высыхания плёнки лака до степени 3 при Т (20±0,5)оС не должно быть более 32ч;

- время высыхания при Т (100-110)оС не должно быть более 40 мин;

- твёрдость плёнки по маятниковому прибору М-3 не должна быть менее 0,1;

- эластичность пленки при изгибе должна превосходить 2 мм.

Вместе с тем, в ГОСТе 5631-79 указанные показатели лака битумного отличаются от установленных в техническом задании.  

Таким образом, в документации о закупке при описании показателей материалов заказчиком применены нестандартные показатели, при этом в документации о закупке отсутствует обоснование необходимости использования характеристик товаров, отличных от указанных в нормативной документации в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

 

3. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в требованиях к составу второй части заявки указано на предоставление участником закупки декларации о его соответствии пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

 

4. В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Согласно Указу Президента РФ от 28.11.2015 N 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» и от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» Правительство Российской Федерации должно утвердить прилагаемый перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года. В указанный перечень входит выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является выполнение работ по благоустройству прилегающей территории многофункционального центра.

Таким образом, в нарушение пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 в извещении и о проведении электронного аукциона заказчиком не установлен запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

 

5. Как следует из пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

В части 1 статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

С учетом изложенного, в документации об аукционе должна содержаться дата окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации об аукционе с учетом того, что запрос от участника закупки должен поступить не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в пункте 21 документации об аукционе не указаны даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

 

6. Согласно пункту 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64  Закона о контрактной системе в извещении о закупке, документации об аукционе и проекте контракта, являющемся неотъемлемо часть документации об аукционе, должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Таким образом, документация об аукционе должна содержать единообразные и непротиворечивые условия исполнения контракта, в том числе сведения о сроке выполнения работ.

В пункте 7 информационной карты, пункте 3.3 проекта контракта указано, что срок выполнения работ составляет 50 календарных дней с момента заключения контракта, тогда как в извещении о проведении закупки  срок определен конкретной датой – до 30.09.2016.

С учетом изложенного, в нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64  Закона о контрактной системе в извещении и документации об аукционе содержится противоречивая информация в части срока выполнения работ, что может привести к заключению контракта не на условиях извещения об аукционе в нарушение части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.

 

7. Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

В  силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Таким образом, заказчик в документации о закупке наряду со сроком и порядком предоставления обеспечения исполнения контракта должен указать требования к самому обеспечению, в том числе о сроке действия обеспечения исполнения контракта.

В пункте 13.9 проекта контракта указано, что контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств, что свидетельствует об указании срока, обусловленного событием, которое неизбежно должно наступить.

Таким образом, отсутствие в проекте контракта конкретной даты, обуславливающей срок действия контракта, является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку не позволяет определить срок действия банковской гарантии, превышающий на один месяц срок действия контракта.  

       

Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

 

 

РЕШИЛА:

 

            1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пунктов 1,2,11 части 1, части 4 статьи 64, пункта 2 части 5, части 6 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 7 части 5 статьи 63, пункту 2 статьи 42, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

            2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как на момент проведения внеплановой проверки контракт заключен.

            3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

            Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны