Постановление б/н Постановление по делу № 19А-03/14 в отношении ООО «Теплоэнер... от 13 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

19А-03/14

 

26 марта 2014 года г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59

Я, <….>, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, рассмотрев протокол и материалы дела № 19А-03/14 об административном правонарушении, возбуждённого в отношении ООО «Теплоэнергетика», по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее − КоАП РФ), в отсутствие законного представителя ООО «Теплоэнергетика», надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (уведомление о вручении почтового отправления от 24.03.2014), в присутствии ведущего специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области <…>.,

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление <….> на действия ООО «Теплоэнергетика», выразившиеся в нарушении антимонопольного законодательства.

1. Как следует из заявлений жителей многоквартирных домов ООО «Теплоэнергетика» является теплоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по передаче (поставке) тепловой энергии, в том числе гражданам, проживающим в многоквартирных домах № 12 и № 27 микрорайона № 2 Усть - Катавского городского округа.

Одним из собственников жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме № 12, является гр. <….>.

Одним из собственников жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме № 27, является гр. <….>.

12 марта 2013 года в соответствии с пунктом 7.1 Правил учёта тепловой энергии и теплоносителя, утверждённых Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12 сентября 1995 года № Вк-4936 (далее - Правила учёта тепловой энергии и теплоносителя), ООО «Теплоэнергетика» был осуществлён допуск узлов учёта тепловой энергии в эксплуатацию, что подтверждается актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в доме № 27 от 12 марта 2013 года и актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в дому № 12 от 12 марта 2013 года.

Однако, ООО «Теплоэнергетика» продолжает осуществлять расчёты с потребителями многоквартирных домов № 12 и № 27 микрорайона № 2 Усть - Катавского городского округа по нормативам, установленным Собранием депутатов Усть - Катавского городского округа Челябинской области.

На указанный довод ответчик пояснил, что начисление платы за отопление производится по утвержденному решением Собрания депутатов Усть-Катавского городского округа от 07.05.2009 № 66 нормативу потребления тепловой энергии на отопление и нагрев воды для населения равномерно в течении года, с корректировкой платы в феврале 2014 года.

2. По мнению заявителей, ООО «Теплоэнергетика» неправомерно используют при расчете платы данные объема горячей воды только потребителей, предоставивших показания индивидуальных приборов учета.

Заявители пояснили, что в многоквартирных домах № 12 и № 27 микрорайона № 2 Усть - Катавского городского округа горячее водоснабжение осуществляется посредством бойлера, который входит в состав общего имущества собственников помещения. На входе в бойлер установлен общедомовой прибор учета воды, предназначенный для нагрева, который принят теплоснабжающей организацией к коммерческому учету.

При расчёте платы за горячую воду по формуле 20 п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354), ООО «Теплоэнергетика» использует весь объём тепловой энергии (в Гкал) исходя из показаний общедомовых приборов учёта (далее также - ОПУ), но не весь объем (в кубических метрах) холодной воды, потреблённой жителями для нагрева, а только суммарный объём горячей воды (в кубических метрах) тех потребителей, которые предоставляют показания индивидуальных приборов учета (далее ИПУ), и «норматив» тех потребителей, которые не имеют ИПУ. Вместе с тем, на основании требований п. 54 Правил 354, должен учитываться весь объём коммунального ресурса, так как на входе в бойлер установлен водосчётчик, который принят тепловой организацией к коммерческому учёту.

При анализе расчёта платы за тепловую энергию на нагрев воды по указанным домам за апрель 2013 года заявителями установлено, что собственникам, не предоставившим показания ИПУ, ООО «Теплоэнергетика» начислений не производит, объем фактического потребления тепловой энергии распределяется на собственников, подающих показания ИПУ.

Согласно письменным пояснениям ООО «Теплоэнергетика» начисление платы за отопление жителям рассматриваемых домов МКР-2 было произведено в соответствии с постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 14.09.2012 года №30/77 «О применении при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307», используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года, с равномерной разбивкой в течение года.

Раздел VII Правил № 354 распространяет свое действие на оснащение жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными), комнатными приборами учета.

Таким образом, жителям многоквартирных домов, у которых установлены внутриквартирные приборы учета, начисление платы произведено на основании показаний приборов учета, а при отсутствии приборов учета произведено на основании нормативов на нагрев воды.

По мнению заявителей, ООО «Теплоэнергетика» не вправе производить начисления за ГВС жителям, не подающим показания индивидуальных приборов.

Ответчик с доводами граждан не согласен, произведенные расчеты платы за оказанные услуги считает правомерными.

Решением Комиссии Челябинского УФАС России от 18 декабря 2013 года по делу № 32-03/13 действия ООО «Теплоэнергетика», выразившиеся в нарушении порядка произведения расчета размера платы за услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения жителям многоквартирного дома № 12 и № 27 микрорайона № 2 Усть - Катавского городского округа, а именно: применении при расчете платы за услуги теплоснабжения нормативов потребления при наличии введенного в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии, а также использовании при расчете размера платы для потребителей за услуги горячего водоснабжения только данных собственников, подающих показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Считаю, что Комиссия правомерно квалифицировала указанные действия ООО «Теплоэнергетика» как злоупотребление доминирующим положением по следующим основаниям.

1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче тепловой энергии.

ООО «Теплоэнергетика» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии.

Кроме того, Челябинским УФАС России проведен анализ конкуренции на рынке поставки (распределения) пара и горячей воды (тепловой энергии) микрорайона 1,2,3 Центральной части города, п. Первомайский, п. Паранино, п. Новостройка Усть-Катавского городского округа Челябинской области по итогам 2011 года. На основании проведенного анализа положение ООО «Теплоэнергетика» на указанном рынке было признано доминирующим.

Следовательно, общество подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.

2.В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В пункте 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные статьями 539 — 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

В соответствии со статьёй 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергосбережения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учёта потребления энергии.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 13 Закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (ч. 1, 4, 6) сказано, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

Материалами дела установлено, что ООО «Теплоэнергетика» является теплоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по передаче (поставке) тепловой энергии, в том числе гражданам, проживающим в многоквартирных домах № 12 и № 27 микрорайона № 2 Усть - Катавского городского округа.

12 марта 2013 года в соответствии с пунктом 7.1 Правил учёта тепловой энергии и теплоносителя, утверждённых Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12 сентября 1995 года № Вк-4936 (далее - Правила учёта тепловой энергии и теплоносителя), ООО «Теплоэнергетика» был осуществлён допуск узлов учёта тепловой энергии в эксплуатацию, что подтверждается актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в доме № 27 от 12 марта 2013 года и актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в дому № 12 от 12 марта 2013 года.

Согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предусматривает определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из норматива потребления коммунальной услуги только при отсутствии коллективного (общедомового) многоквартирного дома.

Однако, материалами дела подтверждается, что в нарушение указанных норм ООО «Теплоэнергетика» продолжает осуществлять расчёты с потребителями многоквартирных домов № 12 и № 27 микрорайона № 2 Усть - Катавского городского округа за оказанные услуги по нормативам, установленным Собранием депутатов Усть - Катавского городского округа Челябинской области, и не принимает к расчетам показания прибора учета, введенных в эксплуатацию.

Правовые основания у ООО «Теплоэнергетика» производить расчет платы за теплоснабжение рассматриваемых многоквартирных домов по нормативу потребления отсутствуют.

Указанные действия ООО «Теплоэнергетика» потенциально способствуют увеличению расходов граждан на оплату данного коммунального ресурса, то есть ущемляют их интересы.

3. Согласно Правилам № 354 горячее водоснабжение — это снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).

Материалами дела установлено, что в многоквартирных домах № 12 и № 27 микрорайона № 2 Усть - Катавского городского округа горячее водоснабжение осуществляется посредством бойлера. На входе в бойлерную установлен общедомовой прибор учета воды, предназначенный для нагрева, который принят теплоснабжающей организацией к коммерческому учету.

В соответствии с пунктом 2 «а» Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 бойлерные входят в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Бойлеры (водоподогреватели) - это устройства, обогреваемые горячей водой и служащие для нагревания воды, используемой впоследствии для горячего водоснабжения жилых и нежилых помещений.

Согласно п. 54 Правил № 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения. При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии на цели отопления или горячей воды на цели горячего водоснабжения рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объемы приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии или горячей воды, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, и объемов потребления тепловой энергии или горячей воды, определенных по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению или горячему водоснабжению теми потребителями, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета.

Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения № 2 к настоящим Правилам как сумма 2-х составляющих:

произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;

стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.

Согласно документам, представленным ООО «Теплоэнергетика» в антимонопольный орган, при расчёте платы за горячую воду по формуле 20 п. 54 Правил 354 ООО «Теплоэнергетика» использует весь объём тепловой энергии (в Гкал) исходя из показаний общедомовых приборов учёта, но не весь объем (в кубических метрах) холодной воды, потреблённой жителями для нагрева, а только суммарный объём горячей воды (в кубических метрах) тех потребителей, которые предоставляют показания индивидуальных приборов учета, и нормативный объем горячей воды тех потребителей, которые не имеют ИПУ.

По мнению Челябинского УФАС России, ООО «Теплоэнергетика» должно учитывать весь объём коммунального ресурса, так как на входе в бойлер установлен водосчётчик, который принят водонсабжающей организацией к коммерческому учёту.

При анализе расчёта платы за тепловую энергию на нагрев воды по указанным домам установлено, что собственникам, не предоставившим показания ИПУ, ООО «Теплоэнергетика» начислений не производит, объем фактического потребления тепловой энергии распределяется на собственников, подающих показания ИПУ, что является неправомерным.

У ООО «Теплоэнергетика» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Однако ООО «Теплоэнергетика» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства, что свидетельствует о виновности ООО «Теплоэнергетика» в совершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство.

На основании изложенного, Комиссия правомерно признала действия ООО «Теплоэнергетика» нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, является принятие решения комиссией антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Закон о защите конкуренции не устанавливает, что датой вступления в силу решения антимонопольного органа является иная дата нежели дата принятия этого решения (то есть дата его изготовления в полном объеме).

Решение Челябинского УФАС России вступило в законную силу 18 декабря 2013 года, что в соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.31 КоАП РФ.

В силу части 6 статьи 4.5 КоАП РФ с 18 декабря 2013 года исчисляется годичный срок давности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, ООО «Теплоэнергетика» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, т.е. совершило действия, признанные злоупотреблением доминирующим положением и недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством.

13 февраля 2014 года на основании части 1 статьи 28 КоАП РФ по делу об административном правонарушении № 19А-03/14 начальником отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России Дозморовой Д.А. в отношении ООО «Теплоэнергетика» составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

26 марта 2014 года на рассмотрение дела об административном правонарушении № 19А-03/14 законный представитель ООО «Теплоэнергетика», надлежащим образом уведомленный о дате и времени рассмотрения административного дела, не явился, защитника не направил.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 19А-03/14 должностное лицо Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.

Рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным, и должностное лицо антимонопольного органа в данном случае не может ограничиться устным замечанием, поскольку по своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности, что выражается в ущемлении прав граждан на коммунальные ресурсы.

При этом, должностное лицо Челябинского УФАС России отмечает, что в пунктах 18 и 21 Постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 и от 24.03.2005 № 5 соответственно разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, отсутствие материального ущерба, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания (пункт 18).

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).

Таким образом, должностное лицо Челябинского УФАС России считает, что совершенное ООО «Теплоэнергетика» административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

Обстоятельств, исключающих производство по делу № 19А-03/14, в ходе рассмотрения материалов настоящего дела не выявлено.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность ООО «Теплоэнергетика», предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ, не выявлено.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность — продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его (неисполнение предписания антимонопольного органа от 5 декабря 2013 года № 29 по делу № 32-03/13).

В соответствии с пунктом 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

У ООО «Теплоэнергетика» имелась возможность для соблюдения правил и норм антимонопольного законодательства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.31 КоАП РФ, является правонарушением в области предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование в области поддержки конкуренции и нормального функционирования товарных рынков обусловлено необходимостью защиты экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Доказательств того, что ООО «Теплоэнергетика» были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» представлено не было.

При назначении наказания ООО «Теплоэнергетика» учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение правонарушителя.

Учитывая характер совершенного правонарушения должностным лицом Челябинского УФАС России принято решение о необходимости наложить на ООО «Теплоэнергетика» административный штраф.

Определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, должностное лицо Челябинского УФАС России запросило у ООО «Теплоэнергетика» информацию, необходимую для расчета суммы штрафа, а именно:

1. Сведения о совокупной сумме выручки, полученной ООО «Теплоэнергетика» от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2012 год, определенную в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса РФ, т.е. без учета НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей;

2. Копии бухгалтерской отчетности ООО «Теплоэнергетика» за 2012 год с отметкой налогового органа: форму № 1 по ОКУД «Бухгалтерский баланс», форму № 2 по ОКУД «Отчет о прибылях и убытках», утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 № 66н (в редакции от 04.12.2012). В случае если вашей организацией применяется специальный налоговый режим необходимо представить налоговую отчетность с отметкой налогового органа, заполняемые в связи с применением специального налогового режима: налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.06.2009 № 58н (редакции от 20.04.2011, с изменениями от 20.08.2012), или налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, утвержденную приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 23.01.2012 № ММВ-7-3/13;

3. Сведения о сумме выручки, полученной ООО «Теплоэнергетика» от оказания услуг по передаче тепловой энергии физическим лицам на территории микрорайона № 2 Усть-Катавского городского округа Челябинской области по итогам 2012 года;

4. Сведения о сумме выручки, полученной ООО «Теплоэнергетика» от оказания услуг по передаче тепловой энергии юридическим лицам на территории микрорайона № 2 Усть-Катавского городского округа Челябинской области по итогам 2012 года.

Согласно представленной информации совокупная сумма выручки, полученная ООО «Теплоэнергетика» от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2012 год, составляет 229 373 000, 00 рублей.

Выручка, полученная ООО «Теплоэнергетика» от оказания услуг по передаче тепловой энергии физическим лицам на территории микрорайона № 2 Усть-Катавского городского округа Челябинской области по итогам 2012 года составляет 8 179 000, 00 рублей.

На основании расчетов, произведенных Челябинским УФАС России, минимальный административный штраф - 0,3 % выручки ООО «Теплоэнергетика» от оказания услуг по передаче тепловой энергии физическим лицам на территории микрорайона № 2 Усть-Катавского городского округа Челябинской области по итогам 2012 года, составляет 24 537, 00 рублей.

Максимальный административный штраф - 3 % выручки ООО «Теплоэнергетика» от оказания услуг по передаче тепловой энергии физическим лицам на территории микрорайона № 2 Усть-Катавского городского округа Челябинской области по итогам 2012 года, составляет 245 370, 00 рублей.

Согласно примечанию к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Учитывая отягчающее обстоятельство минимальный размер штрафа в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ равен 162 557, 63 рублей.

При назначении наказания ООО «Теплоэнергетика» учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение правонарушителя.

Руководствуясь положениями Европейской конвенции от 20 марта 1952 года о разумном балансе публичного и частного интересов, конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, должностное лицо Челябинского УФАС России решило наложить на ООО «Теплоэнергетика» административное наказание, предусмотренное санкцией части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, а именно – административный штраф в размере 162 557, 63 рублей

На основании изложенного и руководствуясь статьями 14.31, 23.48, 29.9 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать ООО «Теплоэнергетика» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

2. Наложить на ООО «Теплоэнергетика» административный штраф в размере 100 000 рублей (сто тысяч рублей 00 копеек).

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в федеральный бюджет по коду <….>

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня вступления его в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд или вышестоящему должностному лицу в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 года в присутствии: ведущего специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области <….>

По решению лица, рассматривающего настоящее дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления отложено до 28.03.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено 28.03.2014.

Связанные организации

Связанные организации не указаны