Акт внеплановой камеральной проверки №ВЛ/3670/22 решение по делу № 59-ВП/2022 от 6 апреля 2022 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

4

 

решение по делу № 59-ВП/2022

 

Министерство образования и науки Челябинской области

454113, г. Челябинск,

пл. Революции, 4

 

ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области»

454087, г. Челябинск,

ул. Калинина, 21

 

Общество с ограниченной ответственностью «ЛЛС ГРУПП»

308002, г. Белгород,

ул. Садовая, д. 3а, офис 8/2

 

Электронная торговая площадка АО «ТЭК-Торг»

119021, г. Москва,

ул. Тимура Фрунзе, д. 24

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/99-712/2022

по делу № 59-ВП/2022

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 01 апреля 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 05 апреля 2022 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Кулезневой Е.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

Черенковой Е.Б.

 

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) на основании поступившего от Общества с ограниченной ответственностью «ЛЛС ГРУПП» (далее - ООО «ЛЛС ГРУПП», заявитель) обращения по вопросу законности осуществления действий заказчика при проведении электронного аукциона на поставку телевизоров в целях реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», в том числе на реализацию мероприятия «Государственная поддержка образовательных организаций в целях оснащения (обновления) их компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования» (извещение № 0869200000222000742) (далее – аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителя Министерства образования и науки Челябинской области (далее – Министерство, заказчик) начальника службы государственных закупок Министерства «<…>», действующего на основании доверенности № 4 от 31.03.2022г.;

- представителей ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» (далее – уполномоченное учреждение) начальника юридического отдела «<…>», действующих на основании доверенностей №№ 03, 04 от 08.04.2021г.;

- в отсутствие заявителя, уведомленного о времени и месте заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Челябинского УФАС России 28.03.2022 поступила информация о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку телевизоров в целях реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», в том числе на реализацию мероприятия «Государственная поддержка образовательных организаций в целях оснащения (обновления) их компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования» (извещение №0869200000222000742).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона размещено уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 16.03.2022 в 16:26.

Закупка осуществлялась в рамках национального проекта «Образование», федерального проекта «Цифровая образовательная среда». КБК 0120702035E452080242.

Начальная (максимальная) цена контрактов на поставку продукции радиоэлектронной промышленности (телевизоров) – 18 234 504,00 рублей.

Протокол проведения электронной закупки от 24.03.2022.

Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 0,5%.

Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по электронному аукциону № 0869200000222000742 от 25.03.2022.

На момент проведения внеплановой проверки контракт по итогам аукциона не заключен.

Согласно обращению заявителя в извещении о закупке отсутствует ограничение на допуск товаров в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878). Кроме того, заказчиком при формировании закупки нарушены требования Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» (далее - Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014) в части направления при обосновании НМЦК запроса о цене товара в адрес производителя, учета стоимости товаров, находящихся в Едином реестре радиоэлектронной промышленности.

Представители заказчика, возражая на доводы заявителя, пояснили, что Министерство при определении начальной (максимальной) цены контракта направляло запросы в адрес 11 хозяйствующих субъектов о предоставлении цены товара, в том числе и субъекту деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в ГИСП, а именно ООО «КВАНТ», которое является производителем телевизора. На запрос заказчика получен ответ, что компания не занимается продажами производимых телевизоров. В связи с чем при определении НМЦК Министерство руководствовалось ценовыми предложениями, полученными от хозяйствующих субъектов. Требования Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 заказчиком соблюдены.

Представители уполномоченного учреждения пояснили, что при размещении извещения о проведении электронного аукциона № 0869200000222000742 в связи с высокой загруженностью сотрудником уполномоченного учреждения не были установлены ограничения допуска в отношении товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.

 

Изучив размещенные в ЕИС сведения, представленные заказчиком информацию и документы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

1.1. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень). Так, в указанный перечень включен код в соответствии с кодом по ОКПД 2 – 26.40.20.120 «Приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения без устройств записи и воспроизведения звука и изображения», включающий в себя две подкатегории: 26.40.20.121 – «Приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения с электронно-лучевой трубкой»; 26.40.20.122 – «Приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения с жидкокристаллическим экраном, плазменной панелью».

Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.

Подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является одно из следующих условий: а) наличие сведений о такой продукции в реестре; б) наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза; в) наличие сертификата о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами (далее - сертификат по форме СТ-1).

Согласно пункту 3(1) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции условиям, предусмотренным подпунктами «а» - «в» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, участник закупки в составе заявки на участие в закупке представляет следующие документы и (или) информацию соответственно: номер реестровой записи из реестра; номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров; копия сертификата по форме СТ-1.

Следовательно, извещение о закупке должно содержать как ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, так и документы, представляемые участником закупки для подтверждения соответствия товара условиям, предусмотренным действующим законодательством.

Из содержания извещения о проведении электронного аукциона для закупки №0869200000222000742 следует, что объектом закупки является поставка телевизоров в целях реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», в том числе на реализацию мероприятия «Государственная поддержка образовательных организаций в целях оснащения (обновления) их компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования». Код позиции КТРУ установлен в извещении о закупке как 26.40.20.122-00000004. При этом, в рассматриваемой закупке установлены условия допуска в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Вместе с тем, учитывая, что код 26.40.20.120, включающий код 26.40.20.122 содержится в перечне, извещение о закупке не содержит информации об ограничении допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 в нарушение пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Кроме того, не установив указанное ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств в извещении о закупке, должностным лицом уполномоченного учреждения неправомерно не установлено требование к составу заявки о предоставлении участниками закупки номера реестровой записи из реестра российской радиоэлектронной продукции либо из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза. Указанное обстоятельство свидетельствует о допущенном нарушении пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

В связи с допущенным нарушением в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

1.2. Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 установлена минимальная обязательная доля закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств (далее - минимальная доля закупок), определенную в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 установлены особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) для цели достижения минимальной доли закупок.

Из пояснений представителя заказчика следует, что при обосновании начальной (максимальной) цены контракта Министерством направлен запрос информации о цене товара субъекту деятельности в сфере промышленности, информация о котором включена в государственную информационную систему промышленности. В связи с отсутствием у такого субъекта деятельности по продажи производимой продукции, цена товара не была предоставлена заказчику, использованы коммерческие предложения хозяйствующих субъектов.

Однако в силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе антимонопольный орган не обладает полномочиями в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги. Заявитель вправе обратиться с указанным вопросом в органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

 

Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях уполномоченного учреждения нарушение пункта 15 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

2. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии В.А. Ливончик

 

Члены Комиссии Е.В. Кулезнева

 

Е.Б. Черенкова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022-4049

 

 

Связанные организации

Министерство образования и науки Челябинской области
ИНН 7451208572, ОГРН 1047423522277
ГКУ "ЦОЗ"
ИНН 7451402146, ОГРН 1157451017888
АО "Тэк-Торг"
ИНН 7704824695, ОГРН 1127747285368
ООО "ЛЛС ГРУПП"
ИНН 3123331167, ОГРН 1133123019875