Решение (комиссия) №ВЛ/7044/23 271ж решение от 1 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

 

 

Администрация Чебаркульского городского округа

 

456440, г. Чебаркуль, ул. Ленина, д. 13а

 

МКУ Чебаркульского городского округа

«Благоустройство»

 

456440, г.Чебаркуль, ул. Мира, д. 18

 

АО «Единая электронная торговая площадка»

 

115114, г. Москва, ул. Кожевническая,

14, стр. 5

 

ИП <...>

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/105-1203/2023 (№ 271-ж/2023)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 29.05.2023

В полном объеме решение изготовлено 31.05.2023

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>    

Членов Комиссии:

<...>    

 

<...>    

в ходе рассмотрения жалобы ИП <...>, при участии в дистанционном режиме:

- представителя Администрации Чебаркульского городского округа <...>, действующего на основании доверенности № 4 от 12.04.2023;

- директора МКУ Чебаркульского городского округа «Благоустройство» <...>, личность подтверждена паспортом,

в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 22.05.2023 поступила жалоба ИП <...> на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектно - сметной документации: «Строительство физкультурно - оздоровительного комплекса в г. Чебаркуль Челябинской области» (извещение № 0369300008423000125) (далее - конкурс).

Согласно представленным документам 04.05.2023 Администрация Чебаркульского городского округа объявила о проведении конкурса.

Заказчиком выступило МКУ Чебаркульского городского округа «Благоустройство».

Начальная (максимальная) цена контракта - 4 835 000, 00 рублей.

Срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе - 22.05.2023.

На момент рассмотрения жалобы ИП <...> контракт не заключен.

В жалобе указано, что в порядке оценки заявок заказчиком неправомерно установлены требования к стоимости контракта, подтверждающего опыт выполнения работ, а также ограничения в части возможности подтверждения опыта выполнения работ только контрактами, заключенными в рамках законодательства о контрактной системе.

Представители заказчика и уполномоченного органа представили письменные пояснения и указали, что заказчиком правомерно установлены показатели критерия оценки заявок в части опыта выполнения работ, так как предъявленные требования к стоимости контракта установлены в качестве условия сопоставимости с предметом заключаемого контракта, а условие о выполнении работ в соответствии с законодательством о контрактной системе обусловлено спецификой предмета закупки.

 

Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе следует, что в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).

Согласно подпункту «г» пункта 3 раздела I Положения предусмотрено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяется критерий оценки: квалификация участников закупки.

В пункте 8 раздела I Положения указано, что в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктом «г» пункта 3 настоящего Положения:

- применяются детализирующие показатели;

- в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;

- оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

В подпунктах «в, д» пункта 24 раздела V Положения предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

- наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

- наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Подпунктами «в-е» пункта 28 раздела V Положения предусмотрено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения, в порядке оценки должны быть установлены следующие параметры оценки:

- предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);

- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);

- последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;

- к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;

- к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.

Таким образом, перечень требований к содержанию показателя критерия оценки заявки «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» является исчерпывающим, в связи с чем при формировании извещения о закупке заказчик не вправе изменять (сужать или расширять) требования к порядку оценки, предусмотренному Положением.

Более того, требования к предмету контракта (договора), представляемого в качестве подтверждения опыта выполнения работ, предъявляются только в части условия о сопоставимости с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Как установлено при рассмотрении жалобы в разделе III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (далее – Порядок), являющегося приложением № 5 к извещению о закупке, заказчик определил в качестве предмета договора (договоров), сопоставимого с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика – выполнение работ по проектированию объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) с предоставлением положительного заключения государственной экспертизы проектной, сметной документации и результатов инженерных изысканий.

Вместе с тем, в требованиях к опыту выполнения работ указано, что стоимость каждого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 45 (сорок пять) % от начальной (максимальной) цены контракта настоящей закупки, однако данное условие фактически свидетельствует о предъявлении требований к минимальному значению цены представленного контракта, что не предусмотрено пунктом 28 Положения, который устанавливает только условие к предмету контракта, а не к его цене.

Более того, в подпункте «а» пункта 28 раздела V Положения указано, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

- общая цена исполненных участником закупки договоров;

- общее количество исполненных участником закупки договоров;

- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

Согласно порядку оценки заявок, установленному заказчиком, в качестве детализирующего показателя установлено общее количество исполненных участником закупки договоров, в связи с чем дополнительное требование к цене такого договора (-ов) также не соответствует детализирующему показателю, который предполагает оценку только количества таких контрактов, а не их цены.

Кроме того, в нарушение подпункта «д» пункта 28 раздела 5 Положения в разделе III Порядка к оценке принимается исключительно исполненный контракт по Закону о контрактной системе, что также ограничивает возможность участника закупки предоставить гражданско-правовой договор любой правовой природы для подтверждения наличия опыта выполнения работ, как это прямо предусмотрено требованиями Положения.

 

Следует отметить, что ни объем, ни характер работ, ни качество выполнения указанных работ, не зависят от того, в чьих интересах они выполняются: публичных или частных, при этом подобное требование дает преимущество тем хозяйствующим субъектам, которые имеют опыт выполнения указанных работ для государственных или муниципальных нужд по сравнению с теми хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют.

Таким образом, заказчиком предусмотрен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в части установления детализирующего показателя «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта», который предусматривает необоснованное требование как к цене представляемого контракта (договора), так и требование к виду контракта (договора), который должен быть заключен в рамках законодательства о контрактной системе, что противоречит пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, абзацу 2 подпункта «в», подпункту д» пункта 28 раздела V Положения.

В связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ИП <...> на действия заказчика обоснованными.

2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, абзаца 2 подпункта «в», подпункта д» пункта 28 раздела V Положения.

3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, конкурсной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

<...>

 

 

<...>

 

 

 

 

2023-7982

 

 

Связанные организации

МКУ Чебаркульского ГО "Благоустройство"
ИНН 7415099575, ОГРН 1187456001204
ИП Блинова Надежда Алексеевна
ИНН 450145959160, ОГРН 322450000017135
Администрация Чебаркульского городского округа
ИНН 7420001828, ОГРН 1027401141360
АО «ЕЭТП»
ИНН 7707704692, ОГРН 1027739521666