Решение №13939/08 по факту распространении рекламы ООО МКК «СтоЯрд» от 16 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявителю

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

ООО МКК «СтоЯрд»

г. Челябинск,

ул. Тернопольская, д. 23, оф. 8

РЕШЕНИЕ

10 октября 2019 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председателя Комиссии: <…>, руководителя

Челябинского УФАС России;

 

членов Комиссии: <…> , начальника отдела контроля

за рекламой и недобросовестной

конкуренцией Челябинского УФАС России;

<…>, главного специалиста-эксперта

отдела контроля за рекламой и

недобросовестной конкуренцией,

 

рассмотрев дело № 074/05/28-1900/2019, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «СтоЯрд» (далее – ООО МКК «СтоЯрд») по факту распространении рекламы в поселке Бердяуш Саткинского района по адресу: ул. Советская, дом 29, с признаками нарушения требований частей 1, 3 статьи 28, пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило заявление физического лица о распространении ненадлежащей рекламы ООО МКК «СтоЯрд» по адресу: Саткинский район, поселок Бердяуш, ул. Советская, д. 29.

В заявлении указано, что реклама в виде листовок размещена на входной двери здания, в котором расположен офис ООО МКК «СтоЯрд», и на штендере внутри помещения офиса общества. По мнению Заявителя, в рекламе не указаны реквизиты ООО МКК «Стоярд», отсутствуют все условия предоставления займов при указании одного из условий, что является нарушением рекламного законодательства.

С заявлением представлены фотоматериалы рекламы и видеозапись осмотра рекламы Заявителем.

Управление земельными и имущественными отношениями Администрации Саткинского муниципального района (далее – Управление) в письме вх. № 13488 от 16.09.2019 указало, что рекламные конструкции ООО МКК «Стоярд» по адресу: Саткинский район, поселок Бердяуш, ул. Советская, д. 29, отсутствуют.

Из представленных Управлением сведений и фотоматериалов усматривается, что офис ООО МКК «Стоярд» расположен в здании по адресу: Саткинский район, поселок Бердяуш, ул. Советская, д. 29. На здании присутствует вывеска «Радуга». На остеклении входной двери размещены листовки с информацией о ООО МКК «Стоярд».

ООО МКК «Стоярд» в письменных пояснениях указало, что общество имеет зарегистрированное обособленное подразделение по адресу: Челябинская область, Саткинский район, рп.Бердяуш, ул. Советская, д. 29. В указанном подразделении ведется деятельность по выдаче займов физическим лицам. Листовки на стеклянных дверях офиса были размещены в теплый период времени, с мая, когда двери офиса были открыты. Листовка с информацией о процентных ставках была двусторонней. На второй стороне листовки, обращенной внутрь помещения, были указаны все условия займов. В настоящее время на стеклянных входных дверях офиса размещена одна листовка, содержащая информацию о режиме работы, в том числе наименование организации, ИНН, ОГРН и юридический адрес. Штендер установлен внутри офиса, рядом со столом менеджера. Штендер - двусторонняя конструкция, вторая сторона штендера содержит информацию, предусмотренную частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». Штендер на улицу не выносится, постоянно стоит в офисе. В правилах о порядке и условиях выдачи микрозаймов ООО МКК «СтоЯрд» указано, что оформление необходимого пакета документов составляет не более 24 часов, то есть в правилах указан максимальный срок рассмотрения заявления и принятия по нему решения. ООО МКК «Стоярд» собирает статистическую информацию о своей деятельности. Проанализировав данные о времени выдачи займов, общество пришло к выводу, что фактически время оформления договора занимает 15 минут, что и было впоследствии указано на штендере. ООО МКК «Стоярд» считает, что реклама общества не нарушает рекламное законодательство.

Рассмотрение заявления и материалам приводит к следующим выводам.

В поселке Бердяуш Саткинского района, по адресу: ул. Советская, д. 29 расположен офис ООО МКК «СтоЯрд».

Факт размещения офиса подтверждается договором аренды нежилого помещения от 01.01.2017 между ИП Яковлевой С.С. и ООО МКК «СтоЯрд», дополнительным соглашением № 01 от 12.08.2019 к договору аренды.

В указанном офисе ООО МКК «СтоЯрд» осуществляет деятельность по выдаче микрозаймов физическим лицам под 0,4 % и 0,5 % в день, что подтверждается договорами микрозайма № БД0001296 от 19.08.2019, № БД0001327 от 26.08.2019, № БД0001362 от 02.09.2019, № БД000985 от 26.06.2019, № БД0001106 от 18.07.2019, № БД0001175 от 30.07.2019.

На входной двери здания, в котором расположен офис общества, на стекле в мае 2019 года размещены листовки со сведениями:

«ООО МКК «СтоЯрд» выдает займы населению. Часы работы…»;

«ООО МКК «СтоЯрд». Займы за 15 минут до зарплаты и пенсии. Пенсионерам под 0,4 % в день всем остальным категориям граждан под 0,5 % в день…» (далее – Реклама 1).

На штендере внутри помещения офиса ООО МКК «СтоЯрд» размещена информация: «от 0,4 % Выгодный займ. Займы от 0 %. За 15 минут до зарплаты и пенсии» (далее – Реклама 2).

Факт размещения Рекламы 1,2 подтверждается фотоматериалами и видеозаписью, представленной Заявителем с заявлением вх. № 6782 от 17.05.2019.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В силу пункта 6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» к финансовым организациям относятся в том числе микрофинансовые организации.

В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2010 №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон №151-ФЗ) микрофинансовая деятельность - деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности, микрофинансовая организация - юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций.

По данным государственного реестра микрофинансовых организаций, размещенных на Интернет-сайте https://www.cbr.ru Центрального Банка Российской Федерации, ООО МКК «СтоЯрд» (ОГРН 1167456117674, ИНН 7453300012, 454080, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Тернопольская, д. 23, оф. 8, www.stoyard.ru, stoyard@mail.ru) внесено в реестр микрофинансовых организаций 07.11.2016 свидетельство № 002486.

По сведениям из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО МКК «СтоЯрд» является предоставление займов и прочих видов кредита. Сведения о наличии филиалов или представительств общества в ЕГРЮЛ отсутствуют.

На основании пункта 2 статьи 8 Закона №151-ФЗ порядок и условия предоставления микрозаймов устанавливаются микрофинансовой организацией в правилах предоставления микрозаймов, утверждаемых органом управления микрофинансовой организации.

Также в силу части 2.1 статьи 3 Закона №151-ФЗ микрофинансовые организации вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2013 №353-Ф «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон №353).

В соответствии со статьей 3 Закона № 353 потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования. Заемщиком выступает физическое лицо, обратившееся к кредитору с намерением получить, получающее или получившее потребительский кредит (заем).

Из содержания распространенной информации следует, что она является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и, соответственно, направлена на формирование интереса и привлечение внимания со стороны потребителей к конкретным услугам, оказываемым ООО МКК «СтоЯрд», а именно: деятельности по предоставлению Обществом займов.

1.Реклама 1 со сведениями: «ООО МКК «Стоярд». Займы за 15 минут до зарплаты и пенсии. Пенсионерам под 0,4 % в день всем остальным категориям граждан под 0,5 % в день…» распространялась в мае 2019 года с использованием листовки путем ее размещения на стекле входной двери в здание, в котором расположен офис общества.

Факт распространения Рекламы 1, подтверждается фотоматериалами, представленными Заявителем и Управлением.

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В силу части 4 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» в расчет полной стоимости потребительского кредита (займа) включаются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, следующие платежи заемщика:

1) по погашению основной суммы долга по договору потребительского кредита (займа);

2) по уплате процентов по договору потребительского кредита (займа);

3) платежи заемщика в пользу кредитора, если обязанность заемщика по таким платежам следует из условий договора потребительского кредита (займа) и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от совершения таких платежей;

4) плата за выпуск и обслуживание электронного средства платежа при заключении и исполнении договора потребительского кредита (займа);

5) платежи в пользу третьих лиц;

6) сумма страховой премии по договору страхования в случае, если выгодоприобретателем по такому договору не является заемщик или лицо, признаваемое его близким родственником;

7) сумма страховой премии по договору добровольного страхования в случае, если в зависимости от заключения заемщиком договора добровольного страхования кредитором предлагаются разные условия договора потребительского кредита (займа), в том числе в части срока возврата потребительского кредита (займа) и (или) полной стоимости кредита (займа) в части процентной ставки и иных платежей.

Таким образом, к условиям, влияющим на стоимость займа, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке займа, платежах и комиссиях по заемным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением займа (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.) (Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»).

В Рекламе 1 присутствует слово «займы», указаны процентные ставки «под 0, 4 %...под 0,5 % в день...». Сведения о минимальной или максимальной сумме займов, сроке и т.п. в Рекламе 1 отсутствует.

Отсутствие в рекламе услуг (Реклама 1), связанных с предоставлением займа, иных условий, определяющих фактическую стоимость займа для заемщика и влияющие на нее, при указании одного условия (процентной ставки) нарушает часть 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Комиссия не принимает доводы ООО МКК «СтоЯрд» о том, что листовка с Рекламой 1 была двусторонней и на второй стороне листовки были указаны все существенные условия займов по следующим основаниям.

Из представленных с заявлением фотоматериалов усматривается, что стеклянная входная дверь в помещение офиса ООО МКК «СтоЯрд» по адресу: поселок Бердяуш Саткинского района ул. Советская, дом 29, закрыта. При этом на стекле входной двери размещена листовка с Рекламой 1, вторая (обратная) часть листовки обращена внутрь помещения и недоступна потребителям для ознакомления при условии закрытой двери во внерабочее время офиса и т.п. При таких обстоятельствах нельзя признать, что в рекламе присутствуют все существенные условия выдачи займов.

2. Реклама 2 со сведениями: «от 0,4 % Выгодный займ. Займы от 0 %. За 15 минут до зарплаты и пенсии» распространялась с использованием штендера, расположенного внутри помещения офиса общества.

Факт распространения Рекламы 2 подтверждается фотоматериалами, представленными Заявителем и ООО МКК «СтоЯрд».

В силу письма ФАС России от 15.05.2012 N АК/14984 «О порядке размещения рекламы на штендерах» реклама размещенная на штендерах, должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к рекламе Федеральным законом «О рекламе».

В соответствии с Определением об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № ВАС-294/14 от 14 апреля 2014 года понятие «рекламная конструкция» охватывает все виды размещения наружной рекламы, указанные в части 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», и данный перечень носит открытый характер в отношении иных технических средств стабильного территориального размещения. Штендеры относят к средствам стабильного территориального размещения и представляют собой два щита скрепленных металлическим каркасом, обладают признаками рекламной конструкции, поскольку размещаются с целью распространения рекламы.

Комиссия принимает доводы ООО МКК «СтоЯрд» о том, что штендер являлся двусторонним и на второй стороне штендера были указаны все существенные условия займов, наименование и имя лица, предоставляющего услуги займов по следующим основаниям.

Заявитель представил фотоматериал рекламы только на одной стороне штендера.

ООО МКК «СтоЯрд» представило фотоматериалы рекламы внутри офиса, в том числе на штендере, из которых усматривается, что штендер размещен внутри помещения рядом со столом. На столе размещена печатная продукция со всеми условиями выдачи займов. На второй стороне штендера содержится информация об обществе с указанием его реквизитов. В офисе также имеется стенд с информацией о ООО МКК «СтоЯрд» и его услугах.

В данном случае, Реклама 2 на штендере размещена внутри помещения, содержит информацию, предусмотренную частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». Потребители имеют возможность ознакомиться со всеми условиями выдачи займов, указанными в печатной продукции, размещенной рядом со штендером, а также на стенде и сделать выбор в пользу тех или иных услуг.

При таких условиях признаки нарушения частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в Рекламе 2, размещенной внутри помещения офиса ООО МКК «СтоЯрд», не подтвердились.

3. Пункт 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе устанавливает, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 8.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В Рекламе 1,2 присутствуют сведения: «Займы за 15 минут», «За 15 минут до зарплаты и пенсии».

Комиссия принимает доводы ООО МКК «СтоЯрд» о том, что фактически время оформления договора занимает 15 минут.

Так, согласно Правил о порядке и условиях предоставления микройзаймов физическим лицам, утвержденным директором ООО МКК «СтоЯрд» 28 июня 2019 года и размещенным на сайте общества http://www.stoyard.ru общее время по рассмотрению заявления на предоставление микрозайма и принятия решения о предоставлении мийрозайма (или решения об отказе в предоставлении микрозайма) и оформление необходимого пакета документов (при положительном решении о выдаче микрозайма), составляет не более 24 часов с момента обращения (пункт 3.5).

В соответствии с информацией об условиях предоставления, использования и возврата микрозаймов ООО МКК «СтоЯрд», утвержденной директором общества 28 июня 2019 года и размещенной на Интернет-сайте общества http://www.stoyard.ru, рассмотрение оформленного Заемщиком заявления и принятие Кредитором решения относительно этого заявления происходит в срок не более 24-х часов с момента подачи заявления. Данный срок может быть увеличен по решению кредитора при необходимости проведения дополнительных проверочных мероприятий (пункт 7).

Из анализа имеющихся сведений следует, что ООО МКК «СтоЯрд» оставляет за собой право рассмотрения заявки на получение микрозайма не более 24 часов, что позволяет прийти к выводу о возможности оформления займа и за 15 минут.

Заявитель доводов в части недостоверности сведений о сроке оформления займа не заявлял. У Челябинского УФАС России доказательств недостоверности данных сведений также не имеется. С учетом изложенного, признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в Рекламе 1,2 не подтвердились.

На основании части 6,7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 28 несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем следует признать ООО МКК «СтоЯрд».

Согласно пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при добровольном устранении лицом совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Из представленных ООО МКК «СтоЯрд» фотоматериалов усматривается, что по состоянию на 10.10.2019 на стекле входной двери офиса помещения общества по адресу: поселок Бердяуш Саткинского района, ул. Советская, д. 29 размещен режим работы организации, иная информация отсутствует, в связи с этим оснований для выдачи предписания не имеется.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей, размещенную в мае 2019 года на стекле входной двери в помещение офиса ООО МКК «Стоярд» по адресу: поселок Бердяуш Саткинского района, ул. Советская, д. 29, рекламу со сведениями «ООО МКК «Стоярд». Займы за 15 минут до зарплаты и пенсии. Пенсионерам под 0,4 % в день всем остальным категориям граждан под 0,5 % в день…», в которой отсутствуют условия, определяющие фактическую стоимость займа для заемщика и влияющие на нее, при указании одного условия (процентной ставки), поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО МКК «СтоЯрд» не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО МКК «СтоЯрд» и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны