Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 26-07/21 от 3 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 26-07/21 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

«02» декабря 2021 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) на основании материалов, поступивших из Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, рассмотрен вопрос о соблюдении требований антимонопольного законодательства Администрацией Варненского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области (далее - Администрация) при заключении договора аренды муниципального имущества б/н от 01.09.2021 с АО «Челябоблкоммунэнерго» в отношении нежилого здания - районной котельной, ст. Тамерлан, общей площадью 576 кв.м, кадастровый номер "...", расположенной по адресу: Челябинская область, Варненский район, с. Варна, ул. Ленина, д. 16, стр. 1, тепловых сетей общей протяженностью 2664 м, кадастровый номер 74:05:0000000:765, расположенных по адресу: Челябинская область, Варненский район, с. Варна, тепловых сетей ст. Тамерлан, а также иного оборудования, образующего единое целое с объектом теплоснабжения (далее - Объекты). При рассмотрении представленных документов и материалов установлено следующее. Нежилое здание - районная котельная, ст. Тамерлан, общей площадью 576 кв.м, кадастровый номер "...", расположенная по адресу: Челябинская область, Варненский район, с. Варна, ул. Ленина, д. 16, стр. 1 (далее - котельная), принадлежит Администрации на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись регистрации №"..." от 03.05.2007. Тепловые сети общей протяженностью 2664 м, кадастровый номер "...", расположенные по адресу: Челябинская область, Варненский район,  с. Варна, тепловые сети ст. Тамерлан (далее – тепловые сети), также принадлежат Администрации на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись регистрации № "..." от 09.12.2009. 27 августа 2020 года между Администрацией и ООО «Стройкомплекс» заключен договор № 1 безвозмездного пользования муниципальным имуществом в отношении котельной и тепловых сетей для их эксплуатации в целях теплоснабжения объектов социального значения и граждан на территории Варненского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области сроком на 1 год по 27.08.2021. Указанный договор заключен без проведения торгов. 01 июля 2021 год между сторонами договора заключено соглашение о расторжении договора № 1 от 27.08.2020 безвозмездного пользования муниципальным имуществом. 25 августа 2021 года Администрацией издано Распоряжение № 57 о предоставлении в аренду АО «Челябоблкоммунэнерго» социально-значимых объектов, а именно котельной и тепловых сетей, в целях предотвращения чрезвычайной ситуации, связанной с прекращением обеспечения социально-значимых объектов тепловой энергией и ГВС. 01.09.2021 между Администрацией и АО «Челябоблкоммунэнерго» заключен договор аренды муниципального имущества б/н от 01.09.2021 в отношении котельной, тепловых сетей, а также иного оборудования, образующего единое целое с объектом теплоснабжения, на срок до заключения концессионного соглашения. Данный договор также заключен без проведения торгов. Согласно письменным пояснениям, представленным Администрацией по запросу антимонопольного органа, указанный договор заключен с целью предотвращения чрезвычайной ситуации, связанной с прекращением обеспечения социально-значимых объектов тепловой энергией и ГВС. Такая ситуация сложилась в связи с отсутствием в Варненском муниципальном районе организаций, которые могли бы принять рассматриваемое имущество на условиях концессионного соглашения. Кроме того, Администрацией указано, что в июле-августе 2021 года проводились устные консультации с руководителями АО «Челябоблкоммунэнерго» по вопросам заключения концессионного соглашения, по результатам которых принято решение о заключении договора аренды временно до заключения концессионного соглашения. Вместе с тем, согласно части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных Закон о теплоснабжении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты. Частью 3 Закон о теплоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и 2021-16850 3 датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженернотехнического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Таким образом, если все объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае - только концессионное соглашение. При этом, согласно части 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении договор аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 данной статьи, является ничтожным. В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации со дня официального опубликования указанного Федерального закона, т.е. с 8 мая 2013 года, и до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества. Таким образом, законодательством Российской Федерации был установлен переходный период, позволяющий до 01.01.2015 заключать договоры аренды на срок до 3 лет по правилам, предусмотренным, в том числе Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Так, в соответствии частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за рядом исключений. Необходимо отметить, что согласно части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 такой статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. При этом в указанный трехлетний период необходимо было проводить мероприятия по подготовке к заключению концессионного соглашения. 2021-16850 4 Таким образом, в настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности передавать объекты теплоснабжении без учета требований законодательства о теплоснабжении. Из полученных антимонопольным органом документов и материалов следует, что объекты теплоснабжения введены в эксплуатацию более, чем 5 лет назад, соответственно, в отношении таких объектов может быть заключено только концессионное соглашение. Более того, органом местного самоуправления на протяжении длительного времени не организована процедура передачи прав владения и (или) пользования муниципальными объектами теплоснабжения на основании концессионного соглашения в установленном порядке. При этом именно на органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечивать надежное и бесперебойное теплоснабжение. Предотвращение чрезвычайной ситуации, связанной с прекращением обеспечения социально-значимых объектов тепловой энергией и горячим водоснабжением, не является основанием для заключения договоров безвозмездного пользования, аренды объектов теплоснабжения, в отношении которых права владения и (или) пользования должны передаваться только на основании концессионного соглашения. При этом в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Вместе с тем, полученные антимонопольным органом материалы свидетельствуют о том, что органом местного самоуправления Варненского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области не обеспечено своевременное заключение концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения в соответствии с законодательством о теплоснабжении, а также законодательством о концессионных соглашениях, что привело к необходимости рассмотрения органом местного самоуправления вопроса о передаче котельной и тепловых сетей в целях обеспечения теплоснабжения перед началом отопительного сезона. Также необходимо отметить, что отсутствие в Варненском муниципальном районе организаций, которые могли бы принять рассматриваемое имущество на условиях концессионного соглашения, не является основанием для передачи имущества без соблюдения установленных законом требований. Более того, в настоящее время имущество передано АО «Челябоблкоммунэнерго», которое зарегистрировано в г. Челябинске, вместе с тем иные организации, оказывающие услуги по теплоснабжению на территории Челябинской области, были лишены возможности претендовать на право заключения концессионного соглашения в установленном порядке. При этом сведений о принятии мер по передаче прав владения и (или) пользования котельной и тепловыми сетями в порядке, предусмотренном законодательством о теплоснабжении, например, путем проведения торгов на право заключения концессионного соглашения, либо по инициативе инвестора о заключении такого соглашения, антимонопольным органом не получено, Администрацией не представлено. 2021-16850 5 Обращаем внимание, что отсутствие заявок на участие в конкурсе может быть связано также с нежеланием потенциальных инвесторов заключить концессионное соглашение на предложенных концедентом условиях, в том числе в связи с некачественной подготовкой конкурсной документации, отсутствием ряда существенных условий концессионного соглашения, нарушениями со стороны организаторов торгов и т.д. На основании изложенного, Администрацией предоставлено право ООО «Стройкомплекс» безвозмездного пользования муниципальным имуществом, АО «Челябоблкоммунэнерго» пользования таким имуществом на праве аренды в целях оказания услуг теплоснабжения объектов социального значения и граждан на территории Варненского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области без учета требований, установленных Законом о теплоснабжении и Законом о концессионных соглашениях. Действия Администрации по предоставлению объектов теплоснабжения, а именно котельной и тепловых сетей, в безвозмездное пользование ООО «Стройкомплекс» путем заключения договора № 1 от 27.08.2020 безвозмездного пользования муниципальным имуществом, а также в аренду АО «Челябоблкоммунэнерго» путем издания Распоряжения Администрации № 57 от 25.08.2021 и заключения договора б/н от 01.09.2021 аренды муниципального имущества, в нарушение части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, в соответствии с которой права владения и (или) пользования рассматриваемым имуществом с учетом даты его ввода в эксплуатацию могут передаваться только на основании концессионного соглашения, приводят и (или) могут привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции ввиду создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 8 указанной нормы. Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам. Установленный частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов. Создание конкретному хозяйствующему субъекту преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности является достаточным основанием для признания таких действий нарушающими положения антимонопольного законодательства, в частности, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. 2021-16850 6 Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами. Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке. Положения данной нормы части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции направлены, в том числе на защиту неопределенного круга лиц. В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. Необходимо отметить, что договор № 1 от 27.08.2020 безвозмездного пользования муниципальным имуществом, заключенный между ООО «Стройкомплекс» и Администрацией, расторгнут по соглашению сторон, договор аренды б/н от 01.09.2021, заключенный между АО «Челябоблкоммунэнерго» и ООО «Стройкомплекс» в силу части 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении является ничтожным, при этом Распоряжение Администрации № 57 от 25.08.2021 является действующими. На основании изложенного, в связи с наличием в действиях Администрации, выразившихся в предоставлении объектов теплоснабжения, а именно котельной и тепловых сетей, в безвозмездное пользование ООО «Стройкомплекс» путем заключения договора № 1 от 27.08.2020 безвозмездного пользования муниципальным имуществом, а также в аренду АО «Челябоблкоммунэнерго» путем издания Распоряжения Администрации № 57 от 25.08.2021 и заключения договора б/н от 01.09.2021 аренды муниципального имущества, в нарушение части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, в соответствии с которой права владения и (или) пользования рассматриваемым имуществом с учетом даты его ввода в эксплуатацию могут передаваться только на основании концессионного соглашения, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе ввиду создания отдельным хозяйствующим субъектам преимущественных условий доступа к муниципальному ресурсу, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закон о защите конкуренции, в том числе пункта 8 указанной нормы, Челябинское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите 2021-16850 7 конкуренции предупреждает Администрацию о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в срок до 30 апреля 2022 года Администрации необходимо совершить действия, направленные на устранение причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и принять меры по устранению последствий такого нарушения путем: 1 отмены Распоряжения Администрации № 57 от 25.08.2021 «О предоставлении в аренду АО «Челябоблкоммунэнерго» социальнозначимых объектов» и информирования АО «Челябоблкоммунэнерго» о принятом решении; 2 принятия мер по возврату в муниципальную казну имущества (котельной и тепловых сетей), переданных АО «Челябоблкоммунэнерго» по договору аренды муниципального имущества б/н от 01.09.2021, в том числе путем обращения в суд о признании сделки недействительной и о применении последствий недействительности сделки; 3 принятия мер, направленных на устранение причин и условий нарушения антимонопольного законодательства, путем обеспечения соблюдения требований антимонопольного законодательства при предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам котельной и тепловых сетей. О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов (надлежащим образом заверенных копий актов об отмене Распоряжения Администрации № 57 от 25.08.2021, документов, подтверждающих информирование АО «Челябоблкоммунэнерго» об отмене такого акта с приложением документов о направлении указанной информации в адрес хозяйствующего субъекта, подписанного акта приема-передачи имущества, подтверждающего возврат имущества в казну, документов, подтверждающих основания передачи имущества в пользование в соответствии с требованиями действующего законодательства, в случае принятия решения о предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества – объектов теплоснабжения, например, решения, распоряжения, акты о проведении торгов на право заключения договора, предусматривающего переход прав в отношении муниципального имущества, с приложением извещения о проведении торгов (с указанием сайта и даты размещения), протоколов, составленных при их проведении, договоров в отношении имущества).

Руководитель "..."

Связанные организации

Связанные организации не указаны