Решение №1318/04 решение по жалобе № 074/07/3-107/2020 Жалоба признана обосно... от 7 февраля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

МАОУ «СОШ № 112 г. Челябинска»

454071, г. Челябинск,

ул. Героев Танкограда, 104

shcooll12@mail.ru

ООО «УРАЛ-СНАБ»

456440, Челябинская область,

г. Чебаркуль, ул. Суворова, 24

razvitie_74@mail.ru

АО «OTC»

115230, г. Москва, 1-й Нагатинский проезд, д.10 стр.1

info@otc.ru

ayapeeva@otc.ru

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе № 074/07/3-107/2020

3 февраля 2020 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

   

Председателя Комиссии:

Членов Комиссии:

Козловой Анны Алексеевны – руководителя Челябинского УФАС России;

Копылова Станислава Александровича – заместителя руководителя управления - начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

Нуштаевой Дарьи Владимировны – специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

   

рассмотрев жалобу № 074/07/3-107/2020 ООО «УРАЛ-СНАБ» от 17.01.2020 вх. № 612 на действия закупочной комиссии МАОУ «СОШ № 112 г. Челябинска» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронном виде на оказание услуг по организации питания на 2020 год (извещение № 31908546621), в присутствии представителей Заявителя, Заказчика, участников закупки по доверенности,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «УРАЛ-СНАБ» на действия закупочной комиссии МАОУ «СОШ № 112 г. Челябинска» при проведении открытого конкурса в электронном виде на оказание услуг по организации питания на 2020 год (извещение № 31908546621) (далее – закупка).

По мнению подателя жалобы, закупочной комиссией неправомерно присвоено заявке ООО «УРАЛ-СНАБ» 0 баллов по критерию «наличие у участника закупки опыта по оказанию услуг с учетом правопреемства».

Заявитель подал заявку в полном соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и требованиями закупочной документации.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил пояснения, которые приобщены к материалам жалобы.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Российской Федерации для размещений информации о размещении заказов http://www.zakupki.gov.ru (извещение № 31908546621) Заказчиком размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронном виде, а также соответствующая закупочная документация.

Предметом закупки является услуги организации питания на 2020 год.

Начальная (максимальная) цена договора 1 884 600 (один миллион восемьсот восемьдесят четыре тысячи шестьсот) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 25 Информационной карты закупки установлен показатель оценки заявки участника «Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (опыт, образование. Квалификация персонала, деловая репутация)». Одним из критериев оценки по указанному показателю является «наличие у участника закупки опыта оказания услуг с учетом правопреемства (длительность работы участника закупки по оказанию услуг организации питания обучающихся в образовательных организациях подтверждается документально)».

Заказчиком установлена следующая формула расчета рейтинга по указанному критерию:

от 0 до 1 лет – 25 баллов

от 1 до 3 лет – 50 баллов

от 3 до 5 лет – 100 баллов

Максимальный балл по критерию – 100.

Протоколом заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 14.01.2020 заявке ООО «УРАЛ-СНАБ» по критерию «наличие у участника закупки по оказанию услуг с учетом правопреемства» присвоено 0 баллов.

Основание присвоения 0 баллов заявке Заявителя: «В соответствии с информационной картой участнику для получения баллов необходимо подтвердить опыт оказания услуг с учетом правопреемства (длительность работы участника закупки по оказанию услуг организации питания обучающихся в образовательных организациях подтверждается документально). Из представленных Участником договоров, только один Заказчик (договор №26/27 от 08.05.2018) имеет действующую лицензию на образовательные услуги, т.е. является образовательной организацией. Однако в данном договоре отсутствуют сведения о предоставлении услуг для обучающихся. В иных договорах, представленных Участником, у Заказчиков отсутствует лицензия на образовательную деятельность и не соответствует предмет договора (организация питания сотрудников, организация питания клиентов Заказчика, организация питания допризывной молодежи и т.д.). Согласно пункту 18 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2020 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Согласно пункту 15 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2020 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу. Из представленной Участником документации ни один из договоров на услуги полностью не соответствует критерию установленного Заказчиком. Согласно данным открытых источников, размещенным в сети интернет (ЕИС), у участника закупки основным видом деятельности является поставка продуктов питания».

В соответствии с документами, представленными ООО «УРАЛ-СНАБ» в составе заявки на участие в Закупке, в качестве подтверждения наличия опыта оказания услуг по организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, обществом представлены 5 договоров.

Реквизиты договора

Заказчик

Предмет договора

1

Договор № ИКЗ - 193741000428074570100100020010000244 от 10.04.2019

Управление образования Администрации Катав-Ивановского муниципального района

оказание услуг по организации питания допризывной молодежи

2

Договор № 01/19 от 16.05.2019

Муниципальное казённое учреждение «Центр сопровождения образования»

оказание услуг по организации питания участников учебных сборов, обучающихся 10 классов города Трехгорного

3

Договор № 26/17 от 08.058.2018

ГБПОУ «Курганский промышленный техникум»

оказание услуг по организации питания командиров юнармейских отрядов

4

Договор № 107/17 от 23.05.2017

Управление образования Администрации Катав-Ивановского муниципального района

Организации питания допризывной молодежи

5

Договор № 050 от 15.05.2014

Управление образования Администрации города Муравленко

оказание услуг по организации питания учащихся 10-х классов МБОУ «Многопрофильный лицей»

Как следует из пояснений Заказчика, опыт ООО «УРАЛ-СНАБ» не принят комиссией по причине отсутствия у заказчиков лицензии на оказание образовательных услуг. А из текста договора, заключенного ООО «УРАЛ-СНАБ» с ГБПОУ «Курганский промышленный техникум» невозможно сделать вывод о наличии опыта именно в организации питания обучающихся.

Комиссия Челябинского УФАС России не принимает указанный довод Заказчика, поскольку закупочная документация не содержит указания на наличие заключенных договоров именно с образовательными организациями. Кроме того, Заказчиками услуг по организации питания обучающихся в образовательных организациях могут выступать не только непосредственно образовательные организации, а также иные лица, действующие в их интересах. В качестве Заказчиков могут выступать, в том числе Управления образования муниципалитетов.

Изучив договоры, представленные ООО «УРАЛ-СНАБ» в качестве подтверждения наличия опыта оказания услуг по организации питания обучающихся в образовательных учреждениях и принятых для расчета баллов по данному критерию, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о неправомерности присвоения закупочной комиссией Заказчика 0 баллов заявке ООО «УРАЛ-СНАБ» по критерию «наличие у участника закупки по оказанию услуг с учетом правопреемства».

Из предметов изученных договоров явно следует, что услуги по организации питания оказывались ООО «УРАЛ-СНАБ» обучающимся образовательных учреждений.

В соответствии с пунктом 13 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010, обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.

Таким образом, подготовка граждан по основам военной службы, в том числе прохождение учебных сборов, осуществляется в рамках прохождения программ среднего образования.

Следовательно, опыт оказания услуг ООО «УРАЛ-СНАБ» по организации питания допризывной молодежи, также может считаться в качестве опыта оказания услуг обучающимся образовательных организаций.

Следует отметить, что в соответствии с итоговым протоколом от 09.12.2019, который отменен Заказчиком в соответствии с предписанием Челябинского УФАС России по жалобе № 074/07/3-2667/2019 от 24.12.2019, опыт ООО «УРАЛ-СНАБ» по организации питания обучающихся в образовательных организациях был принят закупочной комиссией.

Кроме того, Челябинским УФАС России ранее рассмотрена жалоба № 074/07/3-2755/2019 АО «Уральский комбинат питания» на действия конкурсной комиссии МАОУ «Средняя образовательная школа № 50 г. Челябинска», МАОУ «Средняя образовательная школа № 78 г. Челябинска» при проведении совместного открытого конкурса в электронной форме (извещение № 31908581938). В рамках указанного конкурса ООО «УРАЛ-СНАБ», в качестве подтверждения опыта оказания услуг по организации питания обучающихся в образовательных организациях, представлены такие же договоры, что и в заявке на участие в конкурсе № 31908546621. При рассмотрении жалобы Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о правомерности учета Заказчиками представленных ООО «УРАЛ-СНАБ» договоров при оценке баллов по рассматриваемому критерию.

Заказчик в пояснениях указал, что договоры, представленные Заявителем выполнены им в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей» (СанПиН 2.4.4.3048-13). Заказчик полагает, что ООО «УРАЛ-СНАБ» при исполнении договоров на организацию питания допризывной молодежи во время учебных сборов оказывает услугу по СанПиН 2.4.4.3048-13, который не уместен при организации питания обучающихся в школе.

Челябинским УФАС России не принимается указанный довод Заказчика по следующим основаниям.

Закупочная документация не содержит требований к представлению участниками закупки договоров, подтверждающих оказание услуг по организации питания непосредственно «в стенах» организации, оказывающей образовательные услуги по конкретным СанПиН. Кроме того, закупочная документация не устанавливает требований к опыту оказания услуг по СанПиН 2.4.5.4909-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

Пунктом 2 Технического задания установлены требования соответствия нормативным документам, в которых помимо прочих документов поименован СанПин 2.4.5.4909-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что указанные требования относятся к качеству оказания услуг в соответствии с предметом закупки, и не являются требованием к опыту оказания услуг по организации питания обучающихся в образовательных организациях..

Оказание услуг ООО «УРАЛ-СНАБ» в соответствии с СанПином, отличным от указанного в закупочной документации, в рамках представленных договоров, подтверждающих его опыт по организации питания обучающихся, не противоречит положениям закупочной документации.

Таким образом, действия закупочной комиссии, выразившиеся в неверном расчете баллов заявке ООО «УРАЛ-СНАБ» по критерию оценки «наличие у участника закупки опыта оказания услуг с учетом правопреемства», в нарушение положений пункта 25 Информационной карты, противоречат принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленному частью 1 статьи 3 Закона о закупках, и являются нарушением части 6 части 3 Закона о закупках .

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Учитывая, что ООО «УРАЛ-СНАБ» является участником рассматриваемой закупки, заявителем правомерно подана жалоба на действия закупочной комиссии в антимонопольный орган.

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России считает, что жалоба ООО «УРАЛ-СНАБ»» является обоснованной.

Следует, отметить, что Челябинским УФАС России также рассмотрена жалоба другого участника рассматриваемой закупки - ООО «Гермес» по доводам, отличным от доводов ООО «УРАЛ-СНАБ», которая признана обоснованной (жалоба № 074/07/3-162/2020). По результатам рассмотрения жалобы ООО «Гермес» Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о необходимости выдачи предписания.

Учитывая, что выданное предписание затрагивает права и законные интересы всех участников закупки, Челябинским УФАС России принято решение о выдаче одного предписания по обеим жалобам.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.

2. Признать действия закупочной комиссии, выразившиеся в неверном расчете баллов заявке ООО «УРАЛ-СНАБ» по критерию оценки «наличие у участника закупки опыта оказания услуг с учетом правопреемства», нарушением порядка проведения и организации закупки, предусмотренного пунктом 25 Информационной карты, нарушением части 6 статьи 3 Закона о закупках, а также противоречащим принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленному частью 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов.

4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии А.А. Козлова

Члены Комиссии С.А. Копылов

Д.В. Нуштаева

Связанные организации

Связанные организации не указаны