Решение (комиссия) №ВЛ/4017/24 104ж решение от 20 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

 

 

ОГКУ «Центр экологического мониторинга Челябинской области»

 

454084, г. Челябинск, ул. Калинина, д. 21, пом. 15

 

ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области»

 

454084, г. Челябинск, ул. Калинина, д. 21

 

ООО «СТРОЙСЕРВИС»

 

356236, Ставропольский край, Шпаковский

р-н, с. Верхнерусское, ул. Батайская, д. 3,

каб. 1

 

ООО «РТС-тендер»

 

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А, 25 этаж, пом. 1

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/106-516/2024 (№104-ж/2024)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 13.03.2024

В полном объеме решение изготовлено 19.03.2024

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу ООО «СТРОЙСЕРВИС», при участии в дистанционном режиме:

- представителя ОГКУ «Центр экологического мониторинга Челябинской области» , действующего на основании доверенности 15.01.2024,

- представителя ОГКУ «Центр экологического мониторинга Челябинской области» действующего на основании доверенности 15.01.2024,

- представителя ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» действующей на основании доверенности от 04.07.2023,

- представителя ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области»  действующего на основании доверенности от 19.01.2024,

в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 06.03.2024 поступила жалоба ООО «СТРОЙСЕРВИС» на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому надзору (строительному контролю) за выполнением работ в соответствии с проектно-сметной документацией по мероприятию «Восстановление и экологическая реабилитация реки Миасс в черте города Челябинска» (извещение № 0869200000224001438) (далее – аукцион).

Согласно представленным документам 27.02.2024 ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» объявило о проведении аукциона.

Заказчиком выступило ОГКУ «Центр экологического мониторинга Челябинской области».

Начальная (максимальная) цена контракта – 46 881 370,00 рублей.

Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе – 06.03.2024.

На момент рассмотрения жалобы ООО «СТРОЙСЕРВИС» контракт не заключен.

В жалобе заявитель указал, что заказчиком в нарушение требования законодательства о контрактной системе и Градостроительного кодекса РФ не установлено требование к участнику закупки о наличии членства в саморегулируемой организации, так как предметом контракта является оказание услуг по строительному контролю, при этом предметом контракта в том числе является выполнение земляных работ, строительство отдельных сооружений в рамках проектной документации.

Представители заказчика, уполномоченного учреждения на заседании Комиссии представил письменные пояснения, с доводами жалобы не согласился и пояснил, что для выполнения работ, являющихся объектом закупки, не требуется наличие членства в СРО, так как предметом контракта не является контроль за выполнением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, а за проведением экологических мероприятий по реабилитации реки Миасс, в том числе в целях выполнения контроля измерений объемов донных отложений.

 

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в требованиях к составу и содержанию заявки в силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

При этом, в соответствии с подпунктом «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в составе заявки участника закупки должны находить отражение документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

С учетом изложенного, в извещении об электронном аукционе должны содержаться конкретные документы о необходимости подтверждения участника закупки требованиям действующего законодательства по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, то есть описанием объекта закупки.

При этом, установление действующим законодательством требований к лицу, оказывающему услуги, фактически означает требование к исполнителю, что порождает для участника закупки обязанность по подтверждению соответствия указанным требования путем предоставления соответствующих документов на стадии подачи заявок на участие в аукционе.

Таким образом, при установлении единых требований к участнику закупки заказчик обязан установить условия, подтверждающие наличие участника закупки специальной правоспособности, при этом объем и конкретизация таких условий должна позволять ему на легитимных основаниях исполнять обязательства по контракту.

В силу пункта 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ, Кодекс) технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также - функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 настоящего Кодекса.

 

Частью 1 статьи 53 ГрК РФ предусмотрено, что строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, поскольку строительный контроль проводится при осуществлении строительства (реконструкции, капитального ремонта) объекта капитального строительства, договор, в соответствии с которым исполнитель принимает на себя обязательства выполнить функции строительного контроля должен выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Вместе с тем, квалифицирующим основанием необходимости членства в саморегулируемой организации является осуществление контроля в отношении работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) объекта капитального строительства.

В описании объекта закупки (Приложение № 1 к извещению о закупке) установлено, что целью закупки является проведение технического надзора (строительного контроля) за выполнением работ по государственному контракту № ГК 83 от 25.12.2023 (далее – контракт № 83) в соответствии с проектной и рабочей документацией по мероприятию «Восстановление и экологическая реабилитация реки Миасс в черте города Челябинска» (ООО «ГеоТехПроект», ГТП-143/2023) (далее именуются - контролируемые работы) на соответствие проектной и рабочей документации, требованиям действующего законодательства и сроков выполнения работ.

При этом в описании объекта закупки также указано, что цель выполнения контролируемых работ - улучшение экологического состояния, восстановление и экологическая реабилитация реки Миасс в черте города Челябинска.

В разделе Приложения № 1 к извещению о закупке указаны требования к содержанию контролируемых работ:

1. Проведение работ по подготовке площадок №1, 2, 3, в том числе:

- валка деревьев и корчевка кустарников;

- устройство временных подъездных дорог к площадкам;

- устройство основания площадок №1, 2, 3;

- устройство экрана площадок №1, 2, 3 с использованием геомембраны профилированной скрепленной с геотекстилем, Гидрокс 3D;

- устройство колодцев и оголовков, узлов присоединения, водопропускных труб на площадках №1, 2, 3;

- работы по очистке береговой линии и пруда Коммунар (площадка №4);

- прокладка береговых пульпопроводов на участках от ПК 0.00 до ПК 12.40, от ПК 12.60 до ПК 58.40, от ПК 60.20. до ПК 96.60;

- установка и монтаж очистных сооружений контейнерного типа;

- укладка геотуб на площадках №1, 2, 3, 4.

2. Гидромеханизированные работы: разработка донных отложений плавучими землесосными снарядами производительностью 200 м3/ч, подача пульпы на площадку обезвоживания с использованием пульпопровода напорного фланцованного, заполнение донных отложений в геотекстильные контейнеры (геотубы). Дозирование флокулянта катионного на основе полиакриламида для очистки и обезвоживания донных отложений.

3. Вывоз обезвоженных донных отложений на утилизацию с площадок №1, 2, 3, 4;

4. Проведение демонтажных работ на площадках №1, 2, 3 ,4;

5. Проведение компенсационных лесопосадок на площадках №1, 2, 3, 4,

6. Проведение мероприятий по выпуску в водный объект молоди сазана.

И иные работы, предусмотренные проектной и рабочей документацией по мероприятию «Восстановление и экологическая реабилитация реки Миасс в черте города Челябинска».

В техническом задании, которое является приложением к государственному контракту № ГК83 от 25.12.2023 предусмотрены аналогичные работы, в отношении которых необходимо проводить строительный контроль.

В разделе 9 тома 9.2, 9.3 проектной документации «Восстановление и экологическая реабилитация реки Миасс в черте города Челябинска». ГТП-143/2023-СМЗ содержатся ведомости объемов работ, сметая документация, в которых в том числе указаны следующие разделы работ по первому этапу реабилитации:

- земляные работы;

- устройство экрана;

- устройство временного проезда;

- установка очистных сооружений.

- разработка донных отложений;

- укладка плавучего и берегового пульпопровода;

- укладка геотуб;

- устройство колодца;

- устройство оголовка.

В разделе 9, в разделе 9 тома 9.2 проектной документации «Восстановление и экологическая реабилитация реки Миасс в черте города Челябинска». ГТП-143/2023-СМЗ.2 содержится ведомость объемов работ ГТП-143/2023-ПОС, сметая документация, в которых в том числе указаны следующие разделы работ по второму этапу на отдельных участках реабилитации:

- демонтаж плавучего и берегового пульпопровода;

- демонтаж узла врезки;

- демонтаж колодца;

- демонтаж узла присоединения рукава к геотубе;

- демонтаж оголовка;

- демонтаж площадки № 1;

- демонтаж временной подъездной автодороги;

- демонтаж очистных сооружений площадки № 1.

Из указанных положений проектной документации не следует, что в ходе выполнения работ будет достигнут результата в виде построенного, реконструированного или отремонтированного объекта капитального строительства. Более того, работы по устройству отдельных объектов (очистные сооружения, колодцы, временный проезд и т.д.), являющиеся предметом контроля, носят временный характер и подлежат демонтажу после выполнения комплекса работ по очистке реки.

Заявителем также не представлены доказательства того, что результатом выполнения работ является объект капитального строительства, в отношении которого должны быть произведены работы по строительству/реконструкции/капитальному ремонту.

Ссылка заявителя на Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному объектов капитального строительства, которые оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства» не может быть принят во внимание, так как указанный нормативный акт не применяется для целей установления членства в саморегулируемой организации в соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ.

Кроме того, заявитель указывает, что в пункте 8.1.1 контракта № 83 предусмотрена необходимость осуществления строительного контроля в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», вместе с тем ссылка на указанный нормативный правовой акт еще не свидетельствует о том, что строительный контроль проводится в части соблюдения проектной документации, предусматривающей строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства.

При этом Комиссия Челябинского УФАС России в рамках рассмотрения жалобы не уполномочена давать оценку положениям контракта № 83, в том числе на предмет их соответствия требованиям градостроительного законодательства.

При этом, в материалы дела заказчиком представлен запрос заказчика (от 05.10.2023 исх. 1369) о необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации «Восстановление и экологическая реабилитация реки Миасс в черте города Челябинска», и ответ ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» (от 09.10.2023 исх. 529), в котором указано, что государственная экспертиза не требуется в отношении проектов, не предусматривающих строительство, снос, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Таким образом, установленные на заседании Комиссии обстоятельства в совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о том, что предметом строительного контроля в рассматриваемом случае является выполнения комплекса мероприятий для улучшения экологического состояния, восстановления и экологической реабилитации реки Миасс в черте города Челябинска, при этом выполнение работ, целью которых бы являлось строительство нового объекта капитального строительства или выполнение работ по реконструкции/капитальному ремонту уже существующего объекта капитального строительства, не является предметом контракта № 83, а, следовательно, предметом строительного контроля в рамках оспариваемой закупки.

Таким образом, наличие членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства для целей осуществления строительного контроля не требуется в рамках выполнения работ, являющихся предметом закупки, в связи с чем действия заказчика по неустановлению единых требований к участнику закупки не противоречат пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,

 

 

 

РЕШИЛА:

 

Признать доводы жалобы ООО «СТРОЙСЕРВИС» на действия заказчика необоснованными.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

2024-4588

 

 

Связанные организации

ООО "СТРОЙСЕРВИС"
ИНН 2623015143, ОГРН 1022603024828
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ОГКУ "ЦЭМ"
ИНН 7447269156, ОГРН 1177456002679
ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области"
ИНН 7451402146, ОГРН 1157451017888