Акт внеплановой камеральной проверки №ВЛ/3350/22 решение по делу № 47-ВП/2022 от 31 марта 2022 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

8

 

решение по делу № 47-ВП/2022

 

Администрация Калининского района города Челябинска

454084, г. Челябинск,

ул. Кирова, д.10

 

АО «Единая Электронная

Торговая Площадка»

115114, г. Москва,

ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ 074/06/99-560/2022

по делу 47-ВП/2022

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 28 марта 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 31 марта 2022 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Фадеевой Н.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

Черенковой Е.Б.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

руководствуясь частью 15 статьи 99,статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), на основании поступивших от следственного отдела по Калининскому району города Челябинска документов и сведений (материалов уголовного дела № 12102750003000116), возбужденного по признакам преступления, предусмотренного пунктом частью 1 статьи 293 УК РФ, по факту ненадлежащего исполнения должностными лицами Администрации Калининского района г. Челябинска своих должностных обязанностей, выразившихся в принятии работ по муниципальному контракту, не отвечающих требованиям контракта № 0015_315264 от 16.06.2020 года, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по комплексному поэтапному благоустройству Зеленой зоны на ул. Салавата Юлаева (1 этап), расположенной между Ледовой ареной «Трактор» (ул. 250-летия Челябинска, 38) и земельным участком для размещения комплекса храмовой застройки в границах улицы Салавата Юлаева, улицы 250-летия Челябинска, проспекта Героя России Родионова Е.Н., Новоградского проспекта: поставка, сборка, установка детских игровых площадок (извещение № 0169300061620000015) (далее –аукцион, закупка),

в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Администрации Калининского района г. Челябинска (далее – Администрация Калининского района, заказчик) «<…>», действующих на основании доверенности № 7 от 17.03.2022 (до объявления перерыва), «<…>», действующих на основании доверенности № 7 от 17.03.2022, решения № 12/1 от 27.08.2020 (после перерыва);

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 28.02.2022 поступила информация о признаках нарушения законодательства о контрактной системе при проведении Администрацией Калининского района электронного аукциона на выполнение работ по комплексному поэтапному благоустройству Зеленой зоны на ул. Салавата Юлаева (1 этап), расположенной между Ледовой ареной «Трактор» (ул. 250-летия Челябинска, 38) и земельным участком для размещения комплекса храмовой застройки в границах улицы Салавата Юлаева, улицы 250-летия Челябинска, проспекта Героя России Родионова Е.Н., Новоградского проспекта: поставка, сборка, установка детских игровых площадок (извещение № 0169300061620000015), а также при заключении дополнительного соглашения к контракту, пописанного по результатам осуществления указанного аукциона. Проведение внеплановой проверки назначено на 17 марта 2022 года.

Определением от 17.03.2022 в заседании Комиссии объявлен перерыв до 28.03.2022.

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 27.05.2020 в 11:43.

Закупка осуществлялась в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». КБК 7570503К70F255551244.

Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по комплексному поэтапному благоустройству Зеленой зоны на ул. Салавата Юлаева (1 этап), расположенной между Ледовой ареной «Трактор» (ул. 250-летия Челябинска, 38) и земельным участком для размещения комплекса храмовой застройки в границах улицы Салавата Юлаева, улицы 250-летия Челябинска, проспекта Героя России Родионова Е.Н., Новоградского проспекта: поставка, сборка, установка детских игровых площадок – 7 327 272, 40 рублей.

Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе 0169300061620000015 от 05.06.2020.

Муниципальный контракт № 0015_315264 на выполнение работ для муниципальных нужд заключен 16.06.2020 года между Администрацией Калининского района г. Челябинска и Обществом с ограниченной ответственностью «Ландшафт и Декор».

Уголовное дело № 12102750003000116 возбуждено по признакам преступления, предусмотренного пунктом частью 1 статьи 293 УК РФ, по факту ненадлежащего исполнения должностными лицами Администрации Калининского района г. Челябинска своих должностных обязанностей, выразившихся в принятии работ по муниципальному контракту, не отвечающих требованиям контракта.

Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Согласно части 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 утверждены «Методические рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее – Методические рекомендации).

В соответствии с пунктом 2.1. Методических рекомендаций обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию. Оригиналы использованных при определении, обосновании НМЦК документов, снимки экрана («скриншот»), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ.

В составе документации о закупке приложено обоснование НМЦК, согласно которому заказчик в качестве способа определения НМЦК использовал метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом в Таблице расчета начальной (максимальной) цены контракта (Приложение к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта) отсутствуют реквизиты документов, на основании которых выполнен расчет. Кроме того, не обеспечено хранение оригиналов документов, использованных при определении, обосновании НМЦК с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ, целесообразность которого установлена пунктом 2.1 Методических рекомендаций.

Таким образом, пункт 2.1. Методических рекомендаций заказчиком не соблюден.

 

Порядок определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) установлен разделом III Методических рекомендаций. Так, метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах (далее - ценовая информация) идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (пункт 3.1. Методических рекомендаций).

...

В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется по результатам изучения рынка определить:

товары, работы, услуги, представленные на функционирующем рынке и соответствующие описанию объекта закупки, сформированному в соответствии с пунктом 2.2.4 настоящих Рекомендаций (пункт 3.3.1. Методических рекомендаций);

товар, работу, услугу, наиболее полно соответствующие описанию объекта закупки, сформированному в соответствии с пунктом 2.2.4 настоящих Рекомендаций (пункт 3.3.1. Методических рекомендаций);

В целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить несколько следующих процедур:

направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети «Интернет») (пункт 3.7.1. Методических рекомендаций);

В случае направления запроса о предоставлении ценовой информации потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) такой запрос рекомендуется направлять в том числе поставщикам (подрядчикам, исполнителям), имевшим в течение последних трех лет, предшествующих определению НМЦК, опыт выполнения аналогичных контрактов, заключенных с заказчиком и (или) другими заказчиками без применения к поставщику (подрядчику, исполнителю) неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных соответствующим контрактом. Если таких поставщиков (подрядчиков, исполнителей) было более пяти, то запрос рекомендуется направлять не менее чем пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), исполнявшим контракты в течение последних трех лет, предшествующих определению НМЦК (пункт 3.9. Методических рекомендаций).

Запрос на предоставление ценовой информации, направляемый потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю), и (или) запрос о предоставлении ценовой информации, размещаемый в ЕИС (на официальном сайте или иных сайтах) или в печатных изданиях, может содержать:

подробное описание объекта закупки, включая указание единицы измерения, количества товара, объема работы или услуги (пункт 3.10.1. Методических рекомендаций);

перечень сведений, необходимых для определения идентичности или однородности товара, работы, услуги, предлагаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (пункт 3.10.2. Методических рекомендаций);

основные условия исполнения контракта, заключаемого по результатам закупки, включая требования к порядку поставки продукции, выполнению работ, оказанию услуг, предполагаемые сроки проведения закупки, порядок оплаты, размер обеспечения исполнения контракта, требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества (пункт 3.10.3. Методических рекомендаций);

...

Все документы, содержащие ценовую информацию, полученные, по запросам, предусмотренным пунктами 3.7.1 и 3.7.2 настоящих Рекомендаций, рекомендуется регистрировать в делопроизводстве заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения и использовать в расчетах НМЦК (пункт 3.12. Методических рекомендаций).

...

При использовании в целях определения НМЦК ценовой информации из источников, указанных в пункте 3.7 настоящих Рекомендаций, целесообразно в порядке, предусмотренном пунктом 3.16 настоящих Рекомендаций, привести полученные цены товара, работы, услуги к сопоставимым с условиями планируемой закупки коммерческим и (или) финансовым условиям поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также привести цены прошлых периодов (более шести месяцев от периода определения НМЦК) к текущему уровню цен в порядке, предусмотренном пунктом 3.18 настоящих Рекомендаций (пункт 3.14. Методических рекомендаций).

Коммерческие и (или) финансовые условия поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг признаются сопоставимыми, если различия между такими условиями не оказывают влияния на соответствующие результаты или эти различия могут быть учтены с применением корректировок таких условий (пункт 3.15. Методических рекомендаций).

Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что Администрацией Калининского района в материалы дела не представлены запросы, направляемые заказчиком потенциальным подрядчикам. Согласно пояснениям представителей Администрации Калининского района не все коммерческие предложения, использованные при обосновании НМЦК рассматриваемой закупки, сохранились у заказчика. В свою очередь, представленные после объявления перерыва два коммерческих предложения не позволяют установить идентичность и сопоставимость предлагаемых условий исполнения контракта потребности заказчика.

Указанное обстоятельство свидетельствует о несоблюдении заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе, предъявляемых к процедуре обоснования НМЦК, и, как следствие, о нарушении Администрацией Калининского района части 20 статьи 22 Закона о контрактной системе.

 

2. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе (в ред. от 24.04.2020, действовавшей до 18.06.2020) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Закона о контрактной системе и статьей 95 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе (в ред. от 24.04.2020, действовавшей до 18.06.2020) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе (в ред. от 24.04.2020, действовавшей до 18.06.2020) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Заказчик в документации о закупке, техническом задании, исходя из своих потребностей, самостоятельно, с учетом действующего законодательства формирует объект закупки, в том числе устанавливает требования к объекту закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Таким образом, Законом о контрактной системе установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, установленными контрактом, документацией о закупке.

Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (пункт 1 статьи 740 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

Требования к содержанию муниципального контракта определены статьей 766 ГК РФ. Так, муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон (пункт 1 статьи 766 ГК РФ); в случае, если муниципальный контракт заключается по результатам торгов, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд, условия муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов и предложением подрядчика, признанного победителем торгов (пункт 2 статьи 766 ГК РФ).

Тем самым, существенными условиями договора подряда являются предмет (содержание, виды и объем подлежащих выполнению работ), а также начальный и конечный срок их выполнения.

В силу пункта 3 статьи 767 ГК РФ изменения условий муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 статьи 767 ГК РФ, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе (в ред. от 24.04.2020, действовавшей до 18.06.2020) изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом: а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта; б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара; в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта.

В силу части 7 статьи 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Закона о контрактной системе) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

Таким образом, по общему правилу изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, исключением являются случаи, которые установлены частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе; при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, характеристики которого являются улучшенными по сравнению с установленными в контракте.

Из содержания извещения о проведении электронного аукциона для закупки №0169300061620000015, пункта 1.1 части 2 информационной карты документации об аукционе следует, что объектом закупки является выполнение работ по комплексному поэтапному благоустройству Зеленой зоны на ул. Салавата Юлаева (1 этап), расположенной между Ледовой ареной «Трактор» (ул. 250-летия Челябинска, 38) и земельным участком для размещения комплекса храмовой застройки в границах улицы Салавата Юлаева, улицы 250-летия Челябинска, проспекта Героя России Родионова Е.Н., Новоградского проспекта: поставка, сборка, установка детских игровых площадок.

Согласно пунктам 1.3, 1.4, 1.5, 1.6 части 2 информационной карты документации об аукционе описание объекта закупки, объем выполняемых работ, место выполнения работ, сроки (периоды) выполнения работ определены Техническим заданием.

В соответствии с техническим заданием Администрацией Калининского района в табличной форме установлены требования к товару, используемому при выполнении работ. Так, по 20 позиции (детская площадка от 7 лет до 14 лет) определены описание МАФ (и примерные изображения для сведения при наличии); показатель (наименование характеристики); максимальные и (или) минимальные значения показателей объекта закупки; значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно позиции 20 (детская площадка от 7 лет до 14 лет) МАФ представляет собой конструкцию, состоящую из двух башен, большой и малой; количество уровней малой башни – 7; количество уровней большой башни – 10; материал внешних стен малой башни, внешних стен большой башни – цельная доска из хвойных пород; наличие на малой башне игрового элемента – прямого туннельного ската. Описание МАФ (и примерные изображения для сведения при наличии) указано следующим образом.

 

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе 0169300061620000015 от 05.06.2020, по окончании срока подачи заявок была подана единственная заявка. На основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе (в ред., действовавшей до 31.12.2021) по результатам рассмотрения единственной заявки аукцион признан несостоявшимся.

Необходимо отметить, что заявка единственного участника закупки содержала описание МАФ, соответствующее установленным заказчиком требованиям и изображение, идентичное указанному в техническом задании.

Муниципальный контракт № 0015_315264 на выполнение работ для муниципальных нужд между Администрацией Калининского района г. Челябинска и Обществом с ограниченной ответственностью «Ландшафт и Декор» (единственный участник закупки) заключен 16.06.2020 года.

Пунктом 1.5 Технического задания (Приложение № 1 к муниципальному контракту) определены сроки выполнения работ – с 01 августа по 30 октября 2020 года.

Из представленных в материалы дела информации и документов следует, что по состоянию на 30.10.2020 работы в полном объеме не выполнены.

Кроме того, 14.12.2020г. между сторонами контракта заключено дополнительное соглашение, которым 20 позиция технического задания (требований к товару, используемому при выполнении работ) изложена в новой редакции, а именно: конструкция, состоящую из двух башен, большой и малой изменена на конструкцию, состоящую из двух малых, двух средних и двух больших башен; количество уровней малой башни изменены на 2 малые – 4; 2 средние – 8; количество уровней большой башни изменено на две большие – 10; материал внешних стен малой и большой башен изменен на защитное ограждение в виде сетчатого заполнения из металлической сетки; игровой элемент прямой туннельный скат изменен на два туннельных ската. Примерное изображение установлено следующим образом:

 

 

Таким образом, заключением дополнительного соглашения сторонами допущено изменение существенных условий исполнения контракта, а именно изменена МАФ (детская площадка от 7 лет до 14 лет) в части конструкции, материала внешних стен башен, игрового элемента – туннельного ската.

Довод представителей заказчика о том, что работы, указанные в приложении к дополнительному соглашению, являются «с улучшенными характеристиками» не принимается во внимание Комиссией Челябинского УФАС России, поскольку Администрацией Калининского района не подтверждено, что измененные конструкция, материал, игровой элемент улучшают параметры, качество, технические и функциональные характеристики товара, определенные потребностью заказчика и установленные в документации об аукционе.

Так, конструкция башен (большая и малая); материал внешних стен малой и большой башен (цельная доска из хвойных пород) в соответствии с Техническим заданием (Приложение 2 к Техническому заданию) являлись показателями, изначально установленными заказчиком как неизменяемые. Именно в них и выражена потребность Администрации Калининского района города Челябинска при объявлении процедуры рассматриваемого электронного аукциона. Администрацией Калининского района в отношении указанных характеристик не использовались формулировки «не более», «не менее», какие-либо диапазонные значения, что позволило бы оценить потребность заказчика, предпочтения по тем или иным параметрам, и впоследствии применить право на предоставление улучшенных характеристик в пределах заявленных в документации об аукционе параметров (диапазонов).

Важно также отметить, что изменения в Проект благоустройства зеленой зоны на ул. Салавата Юлаева (участок ограничен улицей Салавата Юлаева, Новоградским проспектом, улицей 250-летия Челябинска и проспектом Героя России Евгения Родионова) на территории Калининского района города Челябинска, на основании которого заказчиком составлено техническое задание, ни до, ни после заключения сторонами дополнительного соглашения, не вносились, анализ рынка с целью установления стоимости товара с измененным конструктивом не осуществлялся, что делает невозможным вывод о соответствии товара, поставляемого в рамках выполнения работ по рассматриваемому контракту, потребности заказчика, сопоставимости условий объявленной закупки.

Сравнительный анализ цен, экспертиза, оценка на предмет улучшенности характеристик товара, используемого при выполнении работ, не проводились.

Кроме того, принимая во внимание, что к детским площадкам применяется ГОСТ Р 52169-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», пунктом 4.3.1 которого, в свою очередь, определено, что оборудование и элементы оборудования должны соответствовать возрастной группе детей, для которой они предназначены; соответствовать общим требованиям безопасности и мерам защиты по ГОСТ Р ИСО/МЭК 50, достижение сторонами соглашения по вопросу изменения МАФ, являющегося предметом контракта, свидетельствует о несоблюдении заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе, запрещающих изменение существенных условий исполнения контракта, и, как следствие, о нарушении Администрацией Калининского района части 2 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе (в ред. от 24.04.2020, действовавшей до 18.06.2020).

Комиссия антимонопольного органа отмечает следующее. Несмотря на то, что Законом о контрактной системе не регламентированы конкретные параметры качества, технических и функциональных характеристик (потребительских свойств), являющихся улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте, представители заказчика не смогли пояснить на основании каких критериев Аминистрацией Калининского района сделан вывод о том, что изменения в муниципальный контракт являются улучшенными по сравнению с теми, которые были объявлены при размещении рассматриваемой закупки.

Согласно письменным пояснениям заказчика выполнение работ по комплексному поэтапному благоустройству Зеленой зоны на ул. Салавата Юлаева (1 этап), расположенной между Ледовой ареной «Трактор» (ул. 250-летия Челябинска, 38) и земельным участком для размещения комплекса храмовой застройки в границах улицы Салавата Юлаева, улицы 250-летия Челябинска, проспекта Героя России Родионова Е.Н., Новоградского проспекта: поставка, сборка, установка детских игровых площадок осуществлялось на основании проекта, разработанного по результатам электронного аукциона на оказание услуг по разработке эскизного проекта, рабочей документации и сметного расчета благоустройства Зеленой зоны на ул. Салавата Юлаева (участок ограничен улицей Салавата Юлаева, Новоградским проспектом, улицей 250-летия Челябинска, проспектом Героя России Евгения Родионова) на территории Калининского района города Челябинска (извещение № 0169300061620000001). В связи с невозможностью своевременной поставки детского игрового оборудования Администрацией района было принято решение о замене детского игрового комплекса с обязательным улучшением функциональных, технических и качественных характеристик игрового комплекса. Показатели улучшения функциональных, технических и качественных характеристик игрового комплекса прописаны в Приложении к дополнительному соглашению от 14.12.2020 к муниципальному контракту № 0015_315264 от 16.06.2020. Новый игровой комплекс имеет дополнительное игровое оборудование, что и рассматривалось улучшением технических характеристик комплекса.

Однако невозможность своевременной поставки детского игрового оборудования не является уважительной причиной и основанием для заключения сторонами дополнительного соглашения к муниципальному контракту, которым фактически изменяются существенные условия такого контракта.

Впоследствии выполненные работы приняты заказчиком, произведена оплата, кроме того, сторонами активно осуществлялась претензионная переписка.

 

3. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1011 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. № 1042» внесены изменения в Постановление Правительства РФ № 1042. Так, слова «начисленной неустойки (штрафов, пени)» в пунктах 11, 12 Постановления Правительства РФ № 1042 заменены словами «начисленных штрафов».

Вместе с тем, пункты 8.5, 8.11 проекта контракта устанавливают, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком/подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Таким образом, положение об общей сумме ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом установлено Администрацией Калининского района в редакции, действовавшей до 14.08.2019 года, что не соответствует части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктам 11, 12 Постановления Правительства РФ № 1042.

Действия должностного лица заказчика могут быть квалифицированы по главе 7 КоАП РФ. Вместе с тем, срок давности привлечения к административной ответственности составляет 1 год.

Принимая во внимание, что контракт по результатам рассматриваемого электронного аукциона заключен, Комиссией Челябинского УФАС России предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не может быть выдано.

 

Дополнительно Комиссия антимонопольного органа отмечает, что Челябинское УФАС России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства о контрактной системе.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы», Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Челябинское УФАС России не обладает полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе после заключения контракта, в том числе на стадии исполнения контракта.

Кроме того, в силу пунктов 3, 5 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги; соблюдения предусмотренных Законом о контрактной системе требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях заказчика нарушение части 20 статьи 22, частей 2, 4 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктов 11, 12 Постановления Правительства РФ № 1042.

2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт заключен.

3. Материалы внеплановой проверки должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать в связи с истечение срока давности привлечения к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии В.А. Ливончик

 

Члены Комиссии Н.В. Фадеева

 

Е.Б. Черенкова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022-3694

 

 

Связанные организации

АО «ЕЭТП»
ИНН 7707704692, ОГРН 1027739521666
АДМИНИСТРАЦИЯ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА Г. ЧЕЛЯБИНСКА
ИНН 7447248519, ОГРН 1157447001436