Определение б/н Определение о назначении дела № 074/01/15-1792/2024 о наруше... от 16 августа 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 074/01/15-1792/2024 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

«15» августа 2024 года                                                                                   г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)

У С Т А Н О В И Л:

В Челябинское УФАС России поступило заявление ООО «Каскад» (далее Заявитель) на бездействие Администрации Вознесенского сельского поселения Сосновского муниципального района (далее - Администрация), выразившееся в непроведении торгов на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 74:19:2101002:1375, 74:19:2101002:1377.

Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 12.04.2013 № 302 в собственность Вознесенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области передан земельный участок общей площадью 119 000,00 кв. м, находящийся в границах военного городка № 66, расположенный по адресу: Челябинская область, Сосновский район, пос. Вознесенка.

Актом приема-передачи от 24.03.2017 земельные участки, в том числе с кадастровым номером 74:19:2101002:720, площадью 28 520 кв. м, с кадастровым номером 74:19:210102:721, площадью 25 102 кв. м переданы в муниципальную собственность Вознесенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области.

В связи с уточнением площади земельного участка, находящегося в границах военного городка № 66, расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, пос. Вознесенка, ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России актом приема-передачи от 18.05.2017 в муниципальную собственность Вознесенского сельского поселения Сосновского муниципального района переданы указанные земельные участки.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости из земельного участка с кадастровым номером 74:19:2101002:720 образован земельный участок, расположенный по адресу: Челябинская область, Сосновский район, с.

Вознесенка, ул. Военная, земельный участок 4а, кадастровый номер 74:19:2101002:1375, общей площадью 5709 +/- 132 кв. м, разрешенное использование – для эксплуатации зданий и сооружений (далее – Земельный участок 1).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости из земельного участка с кадастровым номером 74:19:2101002:721 образован земельный участок, расположенный по адресу: Челябинская область, Сосновский район, с.

Вознесенка, ул. Военная, земельный участок 5а, кадастровый номер 74:19:2101002:1377, общей площадью 8005 +/- 157 кв. м, разрешенное использование – для эксплуатации зданий и сооружений (далее – Земельный участок 2).

ООО «Каскад» в адрес Администрации направлено заявление (вх. № 671 от 06.06.2023) о предоставлении в аренду без проведения торгов на основании подпункта «б» пункта 1 постановления Правительства РФ от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 - 2024 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы» (далее - постановление Правительства РФ от 09.04.2022 № 629) сроком на 49 лет Земельного участка 1, Земельного участка 2.

Письмом (исх. № 508 от 24.06.2023) Администрацией отказано ООО «Каскад» в предоставлении Земельного участка 1, Земельного участка 2 без проведения торгов, ввиду отсутствия Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Передача в аренду без проведения торгов земельных участков для использования с целью осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций».

Кроме того, Администрацией указано о невозможности предоставления указанных земельных участков без проведения торгов, ввиду необходимости запроса в Администрацию Сосновского муниципального района сведений для определения соответствия цели предоставления земельных участков проекту планировки соответствующей территории, проекту межевания территории, генеральному плану Вознесенского сельского поселения и Правилам землепользования и застройки сельского поселения.

В связи с этим Администрацией указано о том, что обоснованный ответ о возможности предоставления Земельного участка 1, Земельного участка 2 без проведения торгов будет направлен в адрес ООО «Каскад» после утверждения и вступления в законную силу административного регламента, а также после установления соответствия цели предоставления в аренду испрашиваемых земельных участков.

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов установлены статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

В силу пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства РФ от 09.04.2022 № 629 в 2022 - 2024 годах наряду со случаями, предусмотренными ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 09.04.2022 № 629 договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по основаниям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 1 настоящего постановления, должен предусматривать запрет на изменение вида разрешенного использования такого земельного участка и условие об одностороннем отказе арендодателя от такого договора в случае неиспользования земельного участка для целей, указанных в подпункте «б» пункта 1 названного постановления. Арендодатель обязан направить арендатору уведомление об отказе от указанного договора.

Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 09.04.2022 № 629 установлено, что предоставление земельных участков в целях осуществления деятельности, указанной в подпункте «б» пункта 1 названного постановления, может осуществляться независимо от содержания документации по планировке территории (за исключением документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов федерального значения), документов территориального планирования (за исключением документов территориального планирования Российской Федерации), документов градостроительного зонирования, за исключением случаев, если осуществление указанной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства РФ от 09.04.2022 № 629 в случае если предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с пунктом 3 названного постановления не соответствует утвержденной для соответствующей территории документации по планировке территории и документам градостроительного зонирования, документация по планировке территории и документы градостроительного зонирования подлежат изменению в части приведения их в соответствие с целями предоставления указанного земельного участка в течение 6 месяцев со дня его предоставления.

Таким образом, при предоставлении земельных участков на основании подпункта «б» пункта 1 постановления Правительства РФ от 09.04.2022 № 629 не учитываются виды разрешенного использования, указанные в градостроительном регламенте для соответствующей территориальной зоны. Вместе с тем положения пункта 3 данного постановления применяются с учетом особенностей правового режима земельных участков в связи с их отнесением к определенным категориям земель, территориям, зонам.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определены статьей 39.16 ЗК РФ. Указанный перечень оснований является исчерпывающим.

В соответствии подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

При этом положения статьи 39.16 ЗК РФ не содержат такого основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов как отсутствие административного регламента, устанавливающего порядок предоставления муниципальной услуги предоставления земельных участков.

ООО «Каскад» в адрес Администрации направлено заявление (вх. № 1386 от 28.12.2023) о проведении аукциона на право заключения договора аренды или куплипродажи Земельного участка 1, Земельного участка 2, сроком действия - 49 лет.

Письмом Администрации (исх. № 64 от 26.01.2024) ООО «Каскад» сообщается об отсутствии возможности проведения торгов на право заключения договора аренды или купли-продажи Земельного участка 1, Земельного участка 2, ввиду необходимости определения рыночной стоимости данных земельных участков.

Администрацией также указано о невозможности проведения данных торгов, ввиду приостановления операций по расходованию средств, находящихся на лицевом счете в УФК по Челябинской области, до осуществления полной выплаты суммы, подлежащей к взысканию с Администрации по исполнительному документу в размере 30 081 166,22 руб.

В силу пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.

Пунктом 8 статьи 39.11 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований, при которых земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона.

Вместе с тем, пункт 8 статьи 39.11 ЗК РФ не содержит такого основания, при котором земельный участок не может быть предметом аукциона, как необходимость установления рыночной стоимости земельных участков.

Таким образом, действия Администрации по принятию решения об отказе в предоставлении Земельного участка 1, Земельного участка 2 без проведения торгов, оформленного письмом (исх. № 508 от 24.06.2023), по основаниям, не предусмотренным пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ, а также решения об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды или купли-продажи данных земельных участков, оформленного письмом (исх. № 64 от 26.01.2024), в отсутствие оснований, установленных пунктом 8 статьи 39.11 ЗК РФ, приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем рынке, в том числе к необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующим субъектом, то есть к ограничению доступа на товарный рынок и содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 названной нормы.

В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным органам, организациям, осуществляющим функции указанных органов, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2).

Установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в статье 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в рассматриваемых действиях Администрации признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктом 2 названной нормы, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, Челябинским УФАС России 21.06.2024 выдано предупреждение № 08-07/24 Администрации о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в срок до 24 июля 2024 года, путем:

  1. отзыва писем Администрации (исх. № 508 от 24.06.2023, № 64 от 26.01.2024);
  2. информирования ООО «Каскад» об отзыве писем (исх. № 508 от 24.06.2023,№ 64 от 26.01.2024);
  3. повторного рассмотрения заявлений ООО «Каскад» (вх. № 671 от 06.06.2023,№ 1386 от 28.12.2023) и принятия решений, в соответствии с положениями ЗК РФ.

В установленный предупреждением № 08-07/24 срок Администрацией документы, подтверждающие выполнение предупреждения, не представлены.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Приказом Челябинского УФАС России № 65/24 от «07» августа 2024 года возбуждено дело № 074/01/15-1792/2024 по признакам нарушения Администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и создана Комиссия по его рассмотрению.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

О П Р Е Д Е Л И Л :

  1. Назначить дело № 074/01/15-1792/2024 к рассмотрению на «24» сентября 2024 года на 14 часов 30 минут по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 324.
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 074/01/15-1792/2024 в качестве:
  • заявителя: ООО «Каскад» (ул. 3-го Интернационала, д. 119, кв. 33, 34,г. Челябинск, 454090);
  • ответчика: Администрация Вознесенского сельского поселения Сосновского муниципального района (ул. Центральная, д. 8, п. Полевой, Сосновский район, 456505).
  1. Администрации необходимо направить в Челябинское УФАС России в срок до 19 сентября 2024 года с сопроводительным письмом (с указанием номера дела № 074/01/15-1792/2024) следующие документы и информацию:
    1. письменные пояснения о причинах невыполнения предупреждения№ 08-07/24, в том числе при условии, что уточнение границ земельных участков не является воспрепятствованием для повторного рассмотрения заявлений ООО «Каскад» (вх. № 671 от 06.06.2023, № 1386 от 28.12.2023);
    2. иные документы и информацию, имеющие отношение к рассматриваемому делу.

Запрашиваемые документы и информацию просим направить в Челябинское УФАС России в прошитом и пронумерованном виде с описью вложения и сопроводительным письмом.

В соответствии со статьей 43 Закона о защите конкуренции с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать комиссии пояснения в письменной или устной форме, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других участвующих в деле лиц. Явка лиц, участвующих в деле, или их представителей не обязательна.

Дополнительно сообщаем, что в целях обеспечения реализации прав на участие в рассмотрении дела № 074/01/15-1792/2024 о нарушении антимонопольного законодательства сообщаем о возможности принять участие в дистанционном режиме посредством интернет-видеоконференции через систему TrueConf по адресу:/ https://fas4.tconf.rt.ru/c/4680797258. Инструкция по дистанционному участию размещена по адресу: https://fas.gov.ru/in_ca.pdf.

Связанные организации

Связанные организации не указаны