Решение №ВЛ/12423/22 решение по делу № РНП-74-434/2022 от 11 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

8

 

решение по делу № РНП-74-434/2022

 

Администрация Верхнеуфалейского городского округа

456800, Челябинская область,

г. Верхний Уфалей

ул. Ленина д.188

 

Общество с ограниченной ответственностью группа компаний «АБСОЛЮТНЫЕ СИСТЕМЫ»

454091, г. Челябинск,

ул. Российская, д. 275, неж. пом. 17, офис 61

 

Директору, участнику

ООО ГК «АБСОЛЮТНЫЕ СИСТЕМЫ»

«<…>»

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А,

25 этаж, помещение 1

 

РЕШЕНИЕ № 074/10/104-2753/2022

(№ РНП-74-434/2022)

об отказе во включении сведений в Реестр недобросовестных

поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 05 октября 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 10 октября 2022 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Фадеевой Н.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

Черенковой Е.Б.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Администрации Верхнеуфалейского городского округа (далее - Администрация, заказчик) о включении Общества с ограниченной ответственностью группа компаний «АБСОЛЮТНЫЕ СИСТЕМЫ» (далее - ООО ГК «АБСОЛЮТНЫЕ СИСТЕМЫ», Общество, участник закупки, подрядчик), участника, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО ГК «АБСОЛЮТНЫЕ СИСТЕМЫ», в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением муниципального контракта № Ф.2020.024 на выполнение работ от 18.03.2020, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: «Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом 42*24» по адресу: Челябинская область, г. Верхний Уфалей, ул. Широкова, 1б (извещение № 0169300027120000024), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Администрации Верхнеуфалейского городского округа «<…>», действующих на основании доверенностей № 35-22 от 04.10.2022, № 32-21 от 02.04.2021;

- в отсутствие представителей ООО ГК «АБСОЛЮТНЫЕ СИСТЕМЫ», уведомленного о времени и месте заседания комиссии, ходатайство о проведении заседания Комиссии без участия представителя № 2243 от 05.10.2022.

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 28.09.2022 поступило обращение Администрации Верхнеуфалейского городского округа о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО ГК «АБСОЛЮТНЫЕ СИСТЕМЫ», его участника, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением муниципального контракта № Ф.2020.024 на выполнение работ от 18.03.2020, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: «Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом 42*24» по адресу: Челябинская область, г. Верхний Уфалей, ул. Широкова, 1б (извещение № 0169300027120000024) в порядке, определенном статьей 104 Закона о контрактной системе.

Согласно материалам дела Администрацией Верхнеуфалейского городского округа объявлен аукцион путем размещения заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 14.02.2020 в 14:23 извещения о проведении закупки.

Начальная (максимальная) цена контракта – 101 461 290, 00 рублей.

Протокол проведения электронного аукциона от 26.02.2020.

Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 1,5 %.

Протокол подведения итогов электронного аукциона № 0169300027120000024 от 02.03.2020.

Муниципальный контракт № Ф.2020.024 на выполнение работ заключен 18.03.2020.

Из обращения Администрации следует, что несмотря на заключение сторонами дополнительных соглашений, которыми утверждены графики выполнения строительно-монтажных работ и оплаты выполненных работ, изменены (увеличены) сроки выполнения работ, подрядчиком выполнена только часть работ по контракту (общестроительные работы, наружные сети водоотведения, металлоконструкции, внутриплощадные сети электроснабжения, теплотрасса, тепловые сети на общую сумму 90 871 271,07 рублей. После заключения дополнительного соглашения № 4 от 30.11.2022 никакие работы на объекте не велись. Претензионная переписка не привела ни к какому результату. После проведения оценки фактической стоимости строительства объекта установлено, что фактически на объекте отсутствовали работы на сумму 12 221 873 рубля. Так как указанная сумма не была возвращена подрядчиком в добровольном порядке, Гаранту по независимой гарантии выставлено требование, которое было удовлетворено. Поскольку с января 2022 года работы на объекте строительства не производились, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Изучив представленные документы, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Пунктом 1 статьи 711 ГК РФ установлено, что если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Пунктом 3 статьи 715 ГК РФ установлено, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

Согласно пункту 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Согласно положениям статьи 717 ГК РФ если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.

Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (пункт 1 статьи 720 ГК РФ).

Статьей 729 ГК РФ установлено, что в случае прекращения договора подряда по основаниям, предусмотренным законом или договором, до приемки заказчиком результата работы, выполненной подрядчиком (пункт 1 статьи 720 ГК РФ), заказчик вправе требовать передачи ему результата незавершенной работы с компенсацией подрядчику произведенных затрат.

Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.

Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе определено, что информация, указанная в пунктах 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта. При этом, что если в соответствии с Законом о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписано с использованием единой информационной системы, такой документ, а также информация, содержащаяся в нем и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания решения.

Между Администрации Верхнеуфалейского городского округа и ООО ГК «АБСОЛЮТНЫЕ СИСТЕМЫ» 18.03.2020 заключен муниципальный контракт № Ф.2020.024 на выполнение работ (далее - контракт).

Согласно пункту 1.2 контракта подрядчик обязуется в сроки, установленные контрактом, выполнить работы (далее - работы) по строительству объекта: «Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом 42*24» по адресу: Челябинская область, г. Верхний Уфалей, ул. Широкова, 1б (далее - Объект), в соответствии с условиями контракта и требованиями действующего законодательства Российской Федерации, проектно-сметной документацией (Приложение № 1 к контракту), техническим заданием (Приложение №2 к контракту), графиком выполнения работ (Приложение №4 к контракту) и графиком оплаты выполненных работ (Приложение №5), являющимися неотъемлемой частью контракта, и сдать их результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в соответствии с условиями контракта. В проектно-сметную документацию включены: проектная документация, рабочая документация, сметная документация.

Место выполнения работы: Челябинская область, г. Верхний Уфалей, ул. Широкова, 1Б (пункт 1.4 контракта).

В силу пункта 1.5 контракта результатом выполненной работы по контракту является построенный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также акт приемки законченного строительством объекта ф.КС-14 и полученное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно пункту 2.1 контракта объем и содержание работ определены проектно-сметной документацией объекта (далее – проектно-сметная документация) (Приложение № 1 к контракту) и контрактом.

Срок начала строительства объекта - со дня, следующего за днем заключения контракта, срок окончания строительства объекта (конечный срок) – 31 марта 2021 года. Работы выполняются в соответствии с утвержденным заказчиком графиком выполнения работ (Приложение № 4 к контракту), а сроки и размеры оплаты выполненных работ и иных предусмотренных контрактом работ (за исключением сроков и размеров оплаты выполненных работ в случае досрочного исполнения контракта) – графиком оплаты выполненных работ (Приложение № 5 к контракту). Окончание срока действия контракта не влечет прекращение неисполненных обязательств по контракту. График выполнения работ и график оплаты выполненных работ в совокупности составляют график исполнения контракта (пункт 2.2 контракта).

В соответствии с пунктом 3.1 контракта цена контракта (цена работ) составляет 99 938 174 (девяносто девять миллионов девятьсот тридцать восемь тысяч сто семьдесят четыре) руб. 00 коп., в том числе НДС 16 656 362 руб. 33 коп./НДС не облагается. (НДС не указывается, если лица не являются плательщиками НДС). Стоимость работ в 2020 году 46 294 445 руб. 68 коп., в том числе НДС 7715740 руб. 95 коп., стоимость работ в 2021 году 53643728 руб. 32 коп., в том числе НДС 8940621 руб.39 коп. /НДС не облагается (НДС не указывается, если лица не являются плательщиками НДС).

Согласно пункту 3.6 контракта оплата по контракту производится заказчиком поэтапно, исходя из объема работ и цены контракта, в соответствии графиком выполнения работ и графика оплаты выполненных работ.

Права и обязанности сторон регламентированы разделом 4 контракта.

Так, в обязанности заказчика входит:

- в течение 3 (трех) рабочих дней с момента заключения настоящего контракта передать подрядчику проектно-сметную документацию (Приложение № 1), получившую положительное заключение экспертизы, выданное ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» (Приложение №3 к контракту) на бумажном в 2 экз. и электронном носителе в графических редакторах в формате dwg,, word, excel, pdf, а также утверждённую рабочую документацию в производство работ, разрешение на строительство по акту приема-передачи (пункт 4.1.2 контракта);

- до начала работ передать по акту приема-передачи строительную площадку для выполнения работ, при этом заказчик гарантирует пригодность (наличие) подъездного пути к месту выполнения работ по строительству объекта (пункт 4.1.3 контракта);

- провести экспертизу предоставленных подрядчиком результатов выполнения работ на соответствие их условиям контракта (пункт 4.1.8 контракта).

К обязанностям подрядчика относится:

- своими или привлеченными силами выполнить работы в сроки, предусмотренные контрактом, с учетом графика выполнения работ (Приложение № 5 к контракту) и в соответствии с проектно-сметной документацией и сдать выполненные работы с качеством, соответствующим условиям контракта и приложений к нему (пункт 4.3.1 контракта);

- подрядчик, при получении актов или предписаний о приостановке работ в случае нарушения технологии производства работ, применения некачественных материалов, брака в работе, в установленный срок обязан устранить замечания или дефекты, изложенные в предписании, за свой счет (пункт 4.3.8 контракта);

- обеспечить и содержать за свой счет охрану объекта, материалов, оборудования, стоянки строительной техники и другого имущества и строящихся сооружений, необходимых для выполнения работ на объекте, ограждения мест производства работ с момента начала до окончания работ (пункт 4.3.19 контракта);

- выполнить все работы по строительству объекта в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом и приложениями к нему, в соответствии с требованиями действующего законодательства и сдать объект заказчику в установленный срок в состоянии, обеспечивающем нормальную эксплуатацию объекта. Подрядчик обязуется соблюдать как итоговый, так и промежуточные сроки, установленные графиком выполнения работ (Приложение №4) (пункт 4.7 контракта).

В силу пункта 5.1 контракта приемка выполненных работ, результата работы на соответствие требованиям, установленным в контракте, осуществляется поэтапно в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение № 4).

Подрядчик не реже одного раза в месяц информирует заказчика о готовности к сдаче выполненных объемов работ, направляет заказчика извещение (уведомление) о готовности к сдаче работы, подписанные акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 в двух экземплярах, счет и счет-фактуру (при наличии), а также предоставить фото- и видеофиксацию выполненных работ. В случае непредставления подрядчиком документов, указанных в настоящем пункте, заказчик имеет право отказать в приемке до момента их представления в полном объеме (пункт 5.2 контракта).

Порядком приемки работ, в частности, определено, что при обнаружении в ходе приемки объекта недостатков, подлежащих исправлению, стороны составляют акт, где указывают, какие недостатки должны быть устранены, срок их устранения, а также назначают новый срок для сдачи результата работ с учетом положений контракта о сроках (пункт 5.18 контракта).

Согласно пункту 10.5 контракта в случае, если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом о контрактной системе, предоставления подрядчиком в соответствии с Законом о контрактной системе обеспечения исполнения контракта.

Расторжение муниципального контракта допускается в одностороннем порядке, по соглашению сторон или решению суда по основаниям и порядке, предусмотренным Законом о контрактной системе, а также действующим законодательством РФ (пункт 11.1 контракта).

Пунктом 12.5 контракта определено, что контракт вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до 31.12.2021 года.

Сторонами заключены дополнительные соглашения: № 1 от 01.07.2020; № 2 от 25.12.2020; № 3 от 26.03.2021; № 4 от 30.11.2021, которыми, в том числе, увеличен срок выполнения работ по контракту первоначально до 30.11.2021, впоследствии до 01.08.2022, скорректированы сроки выполнения этапов строительства, срок действия контракта изменен на 31.12.2022.

В материалах дела представлена переписка между заказчиком и подрядчиком по вопросам, касающимся исполнения контракта.

Согласно письму № 748 от 20.04.2020 в соответствии с пунктом 4.1.2 контракта Администрацией передана проектная документация в бумажном и электронном виде, направленно распоряжение Администрации о назначении ответственных лиц № 275-р от 14.04.2020. Выдано разрешение на строительство (заверенная копия), также передано распоряжение Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа о назначении ответственных лиц № 210-р от 10.03.2020, акт приема-передачи земельного участка администрации Верхнеуфалейского городского округа. Заказчик обозначил подрядчику необходимость приступить к выполнению работ по конракту.

Оплата за выполнение работ по строительству осуществлялась в 2020, 2021 года, что подтверждается платежными поручениями.

Письмом № 1457 от 15.03.2021 Общество сообщило заказчику, что на основании договора № 160-20А на ведение авторского надзора Администрация Верхнеуфалейского городского округа вносит изменения в проектную документацию (ШИФР 01-18) по строительству объекта «Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом 42х24м» по адресу: Челябинская область, г. Верхний Уфалей, ул. Широкова, №1Б в рамках экспертного сопровождения. Обязательство по осуществлению авторского надзора исполняет ООО «А-Холдинг». Вносимые изменения в разделы проектной документации меняют конструктив, материалы, используемые при строительстве, а также улучшают технические характеристики здания. В связи с длительными сроками по согласованию изменений ООО ГК «АБСОЛЮТНЫЕ СИСТЕМЫ» попросило перенести сроки исполнения муниципального контракта.

В письме от 30.03.2021 подрядчику установлен срок для предоставления общего журнала работ, специальных журналов работ, журнала входного контроля материалов, актов входного контроля на оборудование, актов освидетельствования на скрытые работы, исполнительных схем на выполненные работы, актов освидетельствования ответственных конструкций, исполнительских съемок.

По словам представителя заказчика в процессе исполнения контракта было принято решение об увеличении стоимости работ практически в двукратном размере в связи с изменение проекта в части замены металлоконструкций, из которых требуется выполнять работы.

Протоколом совещания по строительству «Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом 42*24м по адресу: Челябинская область, г. Верхний Уфалей, ул. Широкова, №1б» от 03.11.2021 зафиксировано, что работы по строительству объекта по состоянию на 03.11.2022 не ведутся; предложено ООО ГК «АБСОЛЮТНЫЕ СИСТЕМЫ» направить в адрес Администрации сметную документацию, подготовить акты выполненных работ на законченные работы, Администрации проработать вопрос заключения дополнительного соглашения о продлении муниципального контракта.

Согласно писем № 2030 от 01.12.2021, № 2034 от 02.12.2021 подрядчик, сославшись на выявленные при строительстве здания нарушения проектной документации и ее значительное изменение, указал на повторную попытку прохождения государственной экспертизы, попросил продлить срок действия контракта до 31.12.2022.

Протокол совещания от 21.12.2021 содержит выводы и решения относительно продолжения осуществления действий по получению положительного заключения ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области»; погашению задолженности перед субподрядчиками; заключению дополнительного соглашения о продлении контракта на строительство объекта; предоставлению плана производства работ на объекте; заключению дополнительного соглашения на оказание услуг по осуществлению строительного контроля с ООО «Уралстройгрупп».

Претензия от 22.02.2022 № 368 по муниципальному контракту № Ф.2020.024 определяет нарушение подрядчиком условий исполнения контракта, в частности, содержит предположение, что работы не будут выполнены в установленный дополнительным соглашением к контракту срок; содержит требование заказчика выполнить работы по контракту в десятидневный срок с момента получения претензии, возможный размер штрафа, который может быть удержан из средств банковской гарантии, а также просьбу обеспечить сохранность имущества на объекте.

В письме № 2137 от 02.03.2022 изложена просьба Общество провести инвентаризацию оборудования и материалов, принадлежащих ООО ГК «АБСОЛЮТНЫЕ СИСТЕМЫ», приобретенных для исполнения контракта, находящихся на территории объекта.

В ответе № 2153/2 от 28.03.2022 на претензию заказчика подрядчик указал, что по состоянию на 28.03.2022 проектно-сметная документация заказчиком подрядчику не предоставлена, заключение ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» на проектно-сметную документацию, рассчитанную в ценах 2 квартала 2021г. в связи с корректировкой проектной документации в объеме, превышающем 90%, не получено, в связи с чем работы подрядчиком в январе-феврале 2022, согласно графика выполнения работ, не выполнены.

Письмом от 29 марта 2022 № 419 Администрация, повторно высказав опасение, что работы не будут выполнены в установленный срок (до 1 августа 2022 года), попросила Общество сообщить планируется ли продолжение работ по контракту, попросила предоставить план производства работ, новый график производства строительно-монтажных работ, договоры на приобретение материалов для продолжения работ по строительству, список сотрудников, осуществляющих работу на объекте, журнал входного контроля материалов, общий журнал работ, акты скрытых работ, паспорта и сертификаты на материалы, которые были использованы при строительстве.

Претензия заказчика от 30.03.2022 № 426 содержит требование принять меры по уплате штрафа.

В письме от 04.04.2022 № 455 Администрация запросила подрядчика сообщить кто будет представлять интересы Общества, пояснила, что информация о дате и времени инвентаризации будет сообщена дополнительно.

Ответ № 2171 от 25.04.2022 на претензию подрядчик высказал несогласие со штрафом.

Письмо подрядчика № 2163 от 11.04.2022 также касалось планируемой инвентаризации.

Как следует из информации, содержащейся в ЕИС, «стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств», «фактически оплачено» составляет 90 871 271,00 руб.

В претензии от 07.07.2022 № 1109 Администрация предложила подрядчику подписать и направить акты выполненных работ с минусовой суммой и произвести возврат денежных средств в сумме 12 350 368,40 рублей, оплатить штраф в размере 1 % от суммы контракта, оплатить стоимость по договору на оказание услуг по охране здания в сумме 144 000 рублей.

Претензия исполнителю по контракту по разработке проектно-сметной документации на объект строительства (ООО «А-Холдинг» договор № 160.20 от 17.09.2021) от 11.07.2022 № 1132 содержит просьбу Администрации предоставить результат выполненных работ и уплатить неустойку за просрочку исполнения обязательств.

Ответным письмом № 2227 от 15.07.2022 ООО ГК «АБСОЛЮТНЫЕ СИСТЕМЫ» указало, что причиной невыполнения условий контракта в установленные сторонами сроки явилось изменение (корректировка) проектной документации, высказало несогласие с начисленным штрафом.

Требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии от 26.08.2022 заказчиком определена сумма, подлежащая уплате Гарантом Бенефициару в размере13 365 254,74 рубля.

Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта № 1 принято Администрацией, а также сформировано с использованием единой информационной системы 14.09.2022.

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, датой уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта является 14.09.2022. Контракт расторгнут 26.09.2022, информация о расторжении контракта размещена заказчиком 28.09.2022.

Таким образом, заказчиком соблюден порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения обязательств, предусмотренный Законом о контрактной системе.

Основания для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта фактически подтверждаются материалами дела (представленными документами и информацией), результат требуемых к выполнению работ не достигнут, объект капитального строительства в полном объеме не построен, заключение органа государственного строительного надзора о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов не получен, построенный объект подрядчиком не сдан, а заказчиком не принят.

Вместе с тем, основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе является совершение подрядчиком (стороны по контракту) действий, свидетельствующих о его недобросовестном поведения, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе и гражданского законодательства, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушению обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.

Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий по следующим основаниям.

Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.

С учетом характера правовых последствий включения юридического лица в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлению подлежит субъективная сторона действий подрядчика, предполагающая наличие вины (умысла, неосторожности).

Правовая конструкция части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предполагает право сторон принять решения об одностороннем отказе от исполнения контракта только в соответствии с гражданским законодательством и договором.

Челябинское УФАС России обращает внимание, что согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

С учетом изложенного, предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет хозяйствующий субъект, принявший решение об участии в закупке и снижении начальной (максимальной) цены контракта.

Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, юридическое лицо несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта им как лицом, признанным победителем закупки (подрядчиком).

Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Антимонопольный орган обращает внимание, что, подавая заявку, участник закупки выразил согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных извещением о закупке, снизил цену контракта.

Несмотря на то, что ООО ГК «АБСОЛЮТНЫЕ СИСТЕМЫ» приступило к выполнению работ по контракту, но работы по строительству объекта капитального строительства в полном объеме не выполнило, объект не построен.

Исходя из содержания части 3 статьи 307 Гражданского кодекса РФ, при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

Комиссия антимонопольного органа отмечает, что между сторонами осуществлялась переписка. Однако должный результат не достигнут.

В рассматриваемом случае, обстоятельства свидетельствуют об отсутствии взаимодействия сторон в рамках исполнения контракта, тогда как взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта, включено в исполнение контракта в силу положений части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе. Факт отсутствия проектно-сметной документации на объект с учетом планируемых изменений, а, следовательно, факт не передачи подрядчику измененной проектно-сметной документации представителями заказчик не отрицался.

В то же время действия ООО ГК «АБСОЛЮТНЫЕ СИСТЕМЫ» явились причиной нарушения публичных интересов, поскольку потребность муниципального образования в построенном «Физкультурно-оздоровительном комплексе с универсальным игровым залом 42*24» не удовлетворена.

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

С учетом изложенного, антимонопольному органу не представляется возможным сделать однозначный вывод о совершении Обществом виновных действий, направленных исключительно на умышленное уклонение от исполнения контракта.

Принимая во внимание указанные факты и совокупность обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и имеющихся в материалах дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации возможным не принимать решение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО ГК «АБСОЛЮТНЫЕ СИСТЕМЫ».

 

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные Администрацией Верхнеуфалейского городского округа об ООО ГК «АБСОЛЮТНЫЕ СИСТЕМЫ» (ИНН 7451364451), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии В.А. Ливончик

 

Члены Комиссии Н.В. Фадеева

 

Е.Б. Черенкова

 

 

2022-13435

 

 

Связанные организации

ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
Администрация Верхнеуфалейского городского округа
ИНН 7402003149, ОГРН 1027400545061
ООО ГК "Абсолютные Системы"
ИНН 7451364451, ОГРН 1137451019640