Решение №14124/09 1. Признать жалобу ООО «ТехСтройПартнер» на действия заказчи... от 11 ноября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрация Аргаяшского

муниципального района

ул. 8 марта, д.38, Аргаяшский район,

Челябинская область, 456880

ООО «ТехСтройПартнер»

Власихинская улица, дом 49/1,

офис 141,

г. Барнаул, Алтайский край, 656016

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-2512/2020

по делу № 1166-ж/2020

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 05 ноября 2020 года

В полном объеме решение изготовлено 10 ноября 2020 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ТехСтройПартнер» (далее – ООО «ТехСтройПартнер», заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории парка им. Горького в с. Аргаяш Аргаяшского района Челябинской области (извещение № 0169300010320000282), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителя Администрации Аргаяшского муниципального района (далее – Администрации, Заказчик): начальника отдела муниципального заказа Администрации <…>., действующего на основании доверенности № 5022 от 09.10.2020;

- в отсутствие представителей заявителя, уведомленного о времени и месте заседания Комиссии, заявлений, ходатайств не представлено,

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 28.10.2020 поступила жалоба ООО «ТехСтройПартнер» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории парка им. Горького в с. Аргаяш Аргаяшского района Челябинской области (извещение № 0169300010320000282) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 21.10.2020 в 14:24.

Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по благоустройству территории парка им. Горького в с. Аргаяш Аргаяшского района Челябинской области составляет 10 911 144,00 рублей.

Согласно сведениям, указанным в извещении и документации о закупке, аукцион осуществляется в рамках национального проекта «Формирование комфортной городской среды» (КБК 5360503710F255550243).

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 29.10.2020 09:00.

В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № 0169300010320000282 от 02.11.2020 аукцион признан несостоявшимся.

На дату рассмотрения обращения контракт не заключен.

Согласно доводам жалобы ООО «ТехСтройПартнер» заказчиком в документации об аукционе положения об обеспечении исполнения контракта установлены не в соответствии с требованиями статьи 96 Закона о контрактной системе (срок действия банковской гарантии).

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, пояснил, что положения об обеспечении исполнения контракта соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и предусмотрены пунктом 8.4 контракта.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 8.1. проекта контракта исполнение контракта обеспечивается предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику. Способ обеспечения исполнения Контракта определяется Подрядчиком самостоятельно.

Пунктом 8.4 проекта контракта предусмотрено, что срок действия банковской гарантии определяется Подрядчиком самостоятельно в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, при этом данный срок должен превышать срок исполнения обеспечиваемых обязательств не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.

Таким образом, положения об обеспечении исполнения контракта, заключаемого по результатам аукциона, установлены заказчиком в соответствии с требованиями статьи 96 Закона о контрактной системе.

Довод жалобы заявителя не находит подтверждения, не обоснован.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

  1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Исходя из содержания части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе, к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документам, подтверждающим соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям установлены Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (далее – Дополнительные требования).

Из заключения государственной экспертизы проектной документации (далее – Заключение) следует, что видом работ по объекту «Благоустройство территории парка им. Горького в с. Аргаяш Аргаяшского района Челябинской области» является капитальный ремонт.

Согласно пункту 2.1.2 Заключения сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства: назначение – объекты жилищно-гражданского строительства; тип объекта – не линейный; вид работ – капитальный ремонт.

Пунктом 12.2. Информационной карты (часть 2) аукционной документации в качестве электронных документов (их копий), подтверждающих соответствие участника Дополнительным требованиям, предусмотрены документы, подтверждающие наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

Данное требование соответствует подпункту 2(4) Дополнительных требований, применяемых в случае, если объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.

Таким образом, из дополнительных требований, установленных к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, следует, что объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Из пояснений представителя Заказчика также следует, что работы, являющиеся объектом закупки, относятся к капитальному ремонту.

При этом, в соответствии с извещением, аукционной документацией объектом закупки является благоустройство территории парка им. Горького в с. Аргаяш Аргаяшского района Челябинской области.

Таким образом, указание в аукционной документации наименование объекта закупки (благоустройство) не соответствующее описанию объекта закупки (работы по капитальному ремонту), вводит в заблуждение потенциальных участников закупки относительно предмета контракта, заключаемого по итогам аукциона.

  1. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, единые требования к участникам закупки о соответствии участников требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 данной статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 указанной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

В силу частей 2, 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ), обязательным требованием к участнику закупки является наличие членства саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее – СРО), подтверждаемого выпиской из реестра членов СРО.

В силу пункта 8 части 8 статьи 55.20 ГрК РФ основной функцией национального объединения саморегулируемых организаций является ведение единого реестра членов саморегулируемых организаций, форма которого утверждается органом надзора за саморегулируемыми организациями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, и предоставление по запросам заинтересованных лиц сведений из указанного реестра.

Сведения о хозяйствующем субъекте, являющемся членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, должны содержаться в едином реестре членов саморегулируемых организаций с учетом части 1, пункта 8 части 8 статьи 55.20 ГрК РФ.

Поскольку из содержания аукционной документации следует, что объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, в нарушение пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная документация требования о наличии у участника закупки членства в СРО, что подтверждается действующей выпиской из реестра членов СРО по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 г. № 86, или копией данного документа, не содержит.

  1. Из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе утвержден Приказ Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства» (далее - Порядок).

Из пункта 29 раздела 6 Порядка следует, что начальная (максимальная) цена контракта на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений (далее - подрядные работы) осуществляется в виде проекта сметы контракта в пределах НМЦК на выполнение подрядных работ без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.

Согласно пункту 34 раздела 6 Порядка в проекте сметы контракта указывается наименование, единица измерения, количество (объем) конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, цена каждого конструктивного решения (элемента) и (или) комплекса (вида) работ на единицу измерения и с учетом объемов работ, определенные в пределах НМЦК на выполнение подрядных работ, а также цена конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ (на принятую единицу измерения и всего). Рекомендуемый образец проекта сметы контракта приведен в Приложении № 6 к Порядку.

С учетом указанных норм Порядка, а также законодательства о контрактной системе следует, что проект сметы контракта является неотъемлемой частью обоснования начальной (максимальной) цены контракта, которое в свою очередь должно быть размещено в документации о закупке.

В документации о закупке в качестве обоснования начальной максимальной цены контракта содержится расчет начальной (максимальной) цены контракта, включая проектно-сметную документацию, в том числе объектные сметные расчеты, локальные сметы, локальные ресурсные сметные расчеты, ведомость объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ.

Таким образом, наличие сметной документации, положенной в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, включая сводный сметный расчет, не исключает необходимость формирования проекты сметы контракта с учетом сведений, которые должны быть указаны в соответствии с пунктом 34 раздела 4 Порядка, Приложением № 6 к Порядку.

Следует отметить, что положения Порядка вступили в силу с 15.02.2020 и являются обязательными для применения в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-коммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, либо приглашения принять участие в которых направлены со дня вступления в силу указанного Порядка.

Поскольку из содержания аукционной документации следует, что объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту, утверждение аукционной документации, в обосновании начальной (максимальной) цены контракта которой отсутствует проект сметы контракта, является нарушением части 7 статьи 110.2, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и пунктов 29, 34 раздела 6 Порядка, Приложения 6 к Порядку.

В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ТехСтройПартнер» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории парка им. Горького в с. Аргаяш Аргаяшского района Челябинской области (извещение № 0169300010320000282) необоснованной.

2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и пунктов 29, 34 раздела 6 Порядка.

3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны