Решение №9789/04 Заключение об отсутствии оснований для включения в РНП от 14 августа 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFФедеральное государственное унитарное
предприятие
«Производственное объединение «Маяк»
456784, Челябинская область, г. Озерск,
пр. Ленина, д. 31
mayak@po-mayak.ru
ООО «Еврокурс»
236022, г. Калининград, проспект Мира,
д. 5-7, офис 202
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
№ 074/07/5-1800/2020
об отсутствии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков
12 августа 2020 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <…> - заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;
Члены Комиссии: <…> – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;
<…> - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,
рассмотрев обращение ФГУП «ПО «Маяк» от 05.08.2020 вх. № 111082 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Еврокурс» в связи с уклонением от заключения договора по результатам проведения открытого аукциона на поставку бензина неэтилированного марки АИ-92-К5 (извещение № 32009023054), в присутствии представителя ФГУП «ПО «Маяк», в присутствии представителя ООО «Еврокурс», надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступило обращение ФГУП «ПО «Маяк» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Еврокурс»: 236022, г. Калининград, проспект Мира, д. 5-7, офис 202, ИНН 0396350264.
Поводом к обращению послужили следующие обстоятельства.
ФГУП «ПО «Маяк» провело открытый аукцион на право заключения договора на поставку бензина неэтилированного марки АИ-92-К5 (извещение № 32009023054).
В соответствии с протоколом заседания аукционной комиссии по рассмотрению вторых частей заявок и подведению итогов аукциона на право заключения договора на поставку бензина неэтилированного марки АИ-92-К5 №1479515-4 от 14.05.2020 победителем Закупки признано ООО «Еврокурс».
В соответствии с пунктом 19 Извещения срок заключения договора составляет в течение 20 дней, но не ранее чем через 10 дней после размещения на официальном сайте и на ЭТП протокола подведения итогов закупки.
Заказчик в течение 3 рабочих дней со дня размещения протокола заседания закупочной комиссии по подведению итогов закупки на официальном сайте и ЭТП, либо со дня завершения выше указанных мероприятий, передает лицу, с которым заключается договор (победителю закупки или единственному участнику закупки), проект договора, который составляется путем включения условий исполнения договора, предложенных лицом, с которым заключается договор, в заявке на участие в закупке, с учетом преддоговорных переговоров, в проект договора, прилагаемый к закупочной документации.
Лицо, с которым заключается договор, обязано представить заказчику подписанный и заверенный печатью со своей стороны договор в течение 10 дней со дня направления указанного договора.
Однако, ООО «Еврокурс» не подписало договор на поставку бензина неэтилированного марки АИ-92-К5 и не направило договор в указанный срок, установленный Документацией.
На основании изложенного, ФГУП «ПО «Маяк» обратилось в Челябинское УФАС России с заявлением о включении сведений об ООО «Еврокурс» в реестр недобросовестных поставщиков.
ООО «Еврокурс» не согласно с доводами ФГУП «ПО «Маяк» об уклонении победителя от заключения договора, направило письменные пояснения.
ООО «Еврокурс» в письменных пояснениях указало следующее:
«ФГУП «ПО «Маяк» неоднократно изменялся срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе и подведения итогов аукциона и, следовательно, заключения договора.
Согласно информации о закупке существовало 4 редакции документации об указанной закупке.
Согласно пп. 18 и 19 п. 1 Закупочной документации для закупок в электронной форме на поставку бензина неэтилированного марки АИ 92-К5 (наименование файла «Том 1 Часть 1 не МСП», рассмотрение вторых частей заявок на участие в закупке и подведение итогов закупки [по лоту 1]: не позднее 30 апреля 2020 года. Срок заключения договора [по лоту 1]: в течение 20 дней, но не ранее чем через дней после размещения на официальном сайте и на ЭТП протокола подведения итогов закупки.
Вместе с тем, закупочной комиссией принято решение о продлении срока рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе: рассмотрение вторых частей заявок на участие в закупке и подведения итогов закупки [по лоту 1]: не позднее 30 апреля 2020 года. В результате этого, итоговый протокол был подписан только 14.05.2020, а не 08.05.2020, как было предусмотрено первоначальной закупочной документацией...»
«...Задержка заключения подведения аукциона и заключения договора повлекла ситуацию, когда из-за необоснованного ожидания принятия комиссией указанного решения, стоимость закупки бензина неэтилированного марки АИ-92-К5 на бирже существенно возросла.
За указанный период времени (с 8 по 15 мая 2020 года) стоимость закупки бензина неэтилированного марки АИ-92-К5 на бирже существенно изменилась в сторону повышения, в результате чего исполнение контракта стало связано с существенными многомиллионными убытками для ООО «Еврокурс» (сводная таблица по биржевым ценам на топливо в приложении). Заключение и исполнение договора на такую сумму стало бы основанием для обращения в суд с заявлением о банкротстве ООО «Еврокурс».
При этом, ООО «Еврокурс» изначально изъявляло желание принять участие в закупке с целью заключения договора, своевременно перечислило обеспечение заявки на участие в закупке.
В связи с этим, с целью не допустить недобросовестного неисполнения условий контракта, в течение нескольких дней после опубликования уведомления ООО «Еврокурс» уведомило ФГУП «ПО «Маяк» о невозможности заключить договор поставки по результатам итогового протокола по причине нарушения порядка заключения договора (нарушений условий правил порядка проведения аукциона), в котором сообщило об указанных обстоятельствах...»
«...Фактор распространения новой коронавирусной инфекции и введение ограничительных мероприятий в субъектах Российской Федерации.
Период подачи заявок на участие в закупке был с 24 марта 2020 года по 09 апреля 2020 года¸ то есть совпал с периодом введений ограничений. В этот период были неочевидны риски, с которыми предстоит столкнуться предпринимателям, которые подтвердила Торгово-промышленная палата Российской Федерации, а также торгово-промышленные палаты субъектов Федерации.
Введенные ограничения в связи с распространением коронавируса существенным образом отразились на деятельности ООО «Еврокурс», повлекли непредвиденные расходы и существенные убытки. При таких обстоятельствах, возможно было заключение и исполнения контракта только в случае и при тех ценах на закупку бензина, которые существовали на 08.05.2020, хотя и уже тогда сопряженные с незначительными убытками для ООО «Еврокурс» как поставщика, на которые Общество готово было пойти. Однако, неправомерное ожидание в течение дополнительной недели сделало размер потенциального убытка чрезмерно высоким».
Изучив представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков, которое осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на официальном сайте.
В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные Законом о закупках.
Согласно Приказу ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия территориального органа ФАС России по результатам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров даёт соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо отсутствии оснований для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков.
Из анализа положений Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков является инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения закупок, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Включение сведений о лице в РНП по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П, определения от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О).
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание Заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
ООО «Еврокурс» не подписало договор на поставку бензина неэтилированного марки АИ-92-К5 и не направило договор в указанный срок, установленный Документацией, в связи с возрастанием на бирже стоимости закупки бензина неэтилированного марки АИ-92-К5, а также в связи с тем, что ФГУП «ПО «Маяк» несколько раз был изменен срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе и подведения итогов аукциона, при этом срок поставки товара по договору остался без изменений.
Однако, 22.05.2020 (до окончания срока подписания договора) ООО «Еврокурс» уведомило ФГУП «ПО «Маяк» о невозможности заключения договора в связи с тем, что ФГУП «ПО «Маяк» несколько раз изменяло срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе и подведения итогов аукциона, а также в связи с возрастанием на бирже стоимости закупки бензина неэтилированного марки АИ-92-К5.
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает в данном случае признаков недобросовестного поведения ООО «Еврокурс», направленного на уклонение от подписания договора.
Вина ООО «Еврокурс» в уклонении от заключения договора по результатам проведения открытого аукциона на право заключения договора на поставку бензина неэтилированного марки АИ-92-К5 (извещение № 32009023054), Комиссией Челябинского УФАС России не установлена.
Принимая во внимание указанные факты, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о невозможности принятия решения о включении Поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь положениями Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211, положениями Приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О введении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках,
РЕШИЛА:
Направить в Федеральную антимонопольную службу заключение об отсутствии оснований для включения ООО «Еврокурс» (236022, г. Калининград, проспект Мира, д. 5-7, офис 202, ИНН 0396350264) в реестр недобросовестных поставщиков.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии <…>
<…>