Решение №9789/04 Заключение об отсутствии оснований для включения в РНП от 14 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Федеральное государственное унитарное

предприятие

«Производственное объединение «Маяк»

456784, Челябинская область, г. Озерск,

пр. Ленина, д. 31

mayak@po-mayak.ru

ООО «Еврокурс»

236022, г. Калининград, проспект Мира,

д. 5-7, офис 202

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

074/07/5-1800/2020

об отсутствии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков

12 августа 2020 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…> - заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии: <…> – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

<…> - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение ФГУП «ПО «Маяк» от 05.08.2020 вх. № 111082 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Еврокурс» в связи с уклонением от заключения договора по результатам проведения открытого аукциона на поставку бензина неэтилированного марки АИ-92-К5 (извещение № 32009023054), в присутствии представителя ФГУП «ПО «Маяк», в присутствии представителя ООО «Еврокурс», надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило обращение ФГУП «ПО «Маяк» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Еврокурс»: 236022, г. Калининград, проспект Мира, д. 5-7, офис 202, ИНН 0396350264.

Поводом к обращению послужили следующие обстоятельства.

ФГУП «ПО «Маяк» провело открытый аукцион на право заключения договора на поставку бензина неэтилированного марки АИ-92-К5 (извещение № 32009023054).

В соответствии с протоколом заседания аукционной комиссии по рассмотрению вторых частей заявок и подведению итогов аукциона на право заключения договора на поставку бензина неэтилированного марки АИ-92-К5 №1479515-4 от 14.05.2020 победителем Закупки признано ООО «Еврокурс».

В соответствии с пунктом 19 Извещения срок заключения договора составляет в течение 20 дней, но не ранее чем через 10 дней после размещения на официальном сайте и на ЭТП протокола подведения итогов закупки.

Заказчик в течение 3 рабочих дней со дня размещения протокола заседания закупочной комиссии по подведению итогов закупки на официальном сайте и ЭТП, либо со дня завершения выше указанных мероприятий, передает лицу, с которым заключается договор (победителю закупки или единственному участнику закупки), проект договора, который составляется путем включения условий исполнения договора, предложенных лицом, с которым заключается договор, в заявке на участие в закупке, с учетом преддоговорных переговоров, в проект договора, прилагаемый к закупочной документации.

Лицо, с которым заключается договор, обязано представить заказчику подписанный и заверенный печатью со своей стороны договор в течение 10 дней со дня направления указанного договора.

Однако, ООО «Еврокурс» не подписало договор на поставку бензина неэтилированного марки АИ-92-К5 и не направило договор в указанный срок, установленный Документацией.

На основании изложенного, ФГУП «ПО «Маяк» обратилось в Челябинское УФАС России с заявлением о включении сведений об ООО «Еврокурс» в реестр недобросовестных поставщиков.

ООО «Еврокурс» не согласно с доводами ФГУП «ПО «Маяк» об уклонении победителя от заключения договора, направило письменные пояснения.

ООО «Еврокурс» в письменных пояснениях указало следующее:

«ФГУП «ПО «Маяк» неоднократно изменялся срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе и подведения итогов аукциона и, следовательно, заключения договора.

Согласно информации о закупке существовало 4 редакции документации об указанной закупке.

Согласно пп. 18 и 19 п. 1 Закупочной документации для закупок в электронной форме на поставку бензина неэтилированного марки АИ 92-К5 (наименование файла «Том 1 Часть 1 не МСП», рассмотрение вторых частей заявок на участие в закупке и подведение итогов закупки [по лоту 1]: не позднее 30 апреля 2020 года. Срок заключения договора [по лоту 1]: в течение 20 дней, но не ранее чем через дней после размещения на официальном сайте и на ЭТП протокола подведения итогов закупки.

Вместе с тем, закупочной комиссией принято решение о продлении срока рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе: рассмотрение вторых частей заявок на участие в закупке и подведения итогов закупки [по лоту 1]: не позднее 30 апреля 2020 года. В результате этого, итоговый протокол был подписан только 14.05.2020, а не 08.05.2020, как было предусмотрено первоначальной закупочной документацией...»

«...Задержка заключения подведения аукциона и заключения договора повлекла ситуацию, когда из-за необоснованного ожидания принятия комиссией указанного решения, стоимость закупки бензина неэтилированного марки АИ-92-К5 на бирже существенно возросла.

За указанный период времени (с 8 по 15 мая 2020 года) стоимость закупки бензина неэтилированного марки АИ-92-К5 на бирже существенно изменилась в сторону повышения, в результате чего исполнение контракта стало связано с существенными многомиллионными убытками для ООО «Еврокурс» (сводная таблица по биржевым ценам на топливо в приложении). Заключение и исполнение договора на такую сумму стало бы основанием для обращения в суд с заявлением о банкротстве ООО «Еврокурс».

При этом, ООО «Еврокурс» изначально изъявляло желание принять участие в закупке с целью заключения договора, своевременно перечислило обеспечение заявки на участие в закупке.

В связи с этим, с целью не допустить недобросовестного неисполнения условий контракта, в течение нескольких дней после опубликования уведомления ООО «Еврокурс» уведомило ФГУП «ПО «Маяк» о невозможности заключить договор поставки по результатам итогового протокола по причине нарушения порядка заключения договора (нарушений условий правил порядка проведения аукциона), в котором сообщило об указанных обстоятельствах...»

«...Фактор распространения новой коронавирусной инфекции и введение ограничительных мероприятий в субъектах Российской Федерации.

Период подачи заявок на участие в закупке был с 24 марта 2020 года по 09 апреля 2020 года¸ то есть совпал с периодом введений ограничений. В этот период были неочевидны риски, с которыми предстоит столкнуться предпринимателям, которые подтвердила Торгово-промышленная палата Российской Федерации, а также торгово-промышленные палаты субъектов Федерации.

Введенные ограничения в связи с распространением коронавируса существенным образом отразились на деятельности ООО «Еврокурс», повлекли непредвиденные расходы и существенные убытки. При таких обстоятельствах, возможно было заключение и исполнения контракта только в случае и при тех ценах на закупку бензина, которые существовали на 08.05.2020, хотя и уже тогда сопряженные с незначительными убытками для ООО «Еврокурс» как поставщика, на которые Общество готово было пойти. Однако, неправомерное ожидание в течение дополнительной недели сделало размер потенциального убытка чрезмерно высоким».

Изучив представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков, которое осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на официальном сайте.

В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные Законом о закупках.

Согласно Приказу ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия территориального органа ФАС России по результатам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров даёт соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо отсутствии оснований для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков.

Из анализа положений Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков является инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения закупок, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Включение сведений о лице в РНП по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.

При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П, определения от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О).

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание Заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

ООО «Еврокурс» не подписало договор на поставку бензина неэтилированного марки АИ-92-К5 и не направило договор в указанный срок, установленный Документацией, в связи с возрастанием на бирже стоимости закупки бензина неэтилированного марки АИ-92-К5, а также в связи с тем, что ФГУП «ПО «Маяк» несколько раз был изменен срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе и подведения итогов аукциона, при этом срок поставки товара по договору остался без изменений.

Однако, 22.05.2020 (до окончания срока подписания договора) ООО «Еврокурс» уведомило ФГУП «ПО «Маяк» о невозможности заключения договора в связи с тем, что ФГУП «ПО «Маяк» несколько раз изменяло срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе и подведения итогов аукциона, а также в связи с возрастанием на бирже стоимости закупки бензина неэтилированного марки АИ-92-К5.

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает в данном случае признаков недобросовестного поведения ООО «Еврокурс», направленного на уклонение от подписания договора.

Вина ООО «Еврокурс» в уклонении от заключения договора по результатам проведения открытого аукциона на право заключения договора на поставку бензина неэтилированного марки АИ-92-К5 (извещение № 32009023054), Комиссией Челябинского УФАС России не установлена.

Принимая во внимание указанные факты, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о невозможности принятия решения о включении Поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь положениями Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211, положениями Приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О введении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках,

РЕШИЛА:

Направить в Федеральную антимонопольную службу заключение об отсутствии оснований для включения ООО «Еврокурс» (236022, г. Калининград, проспект Мира, д. 5-7, офис 202, ИНН 0396350264) в реестр недобросовестных поставщиков.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны