Решение №7996/07 жалобу признать обоснованной, признать действия Муниципально... от 19 июня 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальное унитарное предприятие «Управление автомобильного транспорта» Озерского городского округа

Озерское шоссе, 7, г. Озерск, Челябинская область, 456780

urist-uat@mail.ru

Заявитель:

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 074/01/18.1-968/2019

14 июня 2019 года г. Челябинск, ул. Ленина, 59

Комиссия Челябинского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции; Комиссия), в составе:

Председателя

Комиссии:

<…>

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

<…>

-

специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

при рассмотрении жалобы физического лица (далее – Заявитель) на неправомерные действия Муниципального унитарного предприятия «Управление автомобильного транспорта» (далее – Управление, Организатор торгов), выразившиеся в нарушении порядка подачи заявок на участие в торгах и порядка организации и проведения аукциона по продаже имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за Муниципальным унитарным предприятием «Управление автомобильного транспорта» Озерского городского округа, лот № 1, извещение № 290419/0574235/01 (далее – Аукцион, торги),

в присутствии:

- <…>, являющегося Заявителем,

Организатор торгов не явился, о дате, времени заседания Комиссии, месте рассмотрения жалобы надлежащим образом извещен,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступила жалоба Заявителя на неправомерные действия Управления, выразившиеся в нарушении порядка организации и проведения Аукциона.

В качестве доводов Заявитель в жалобе указал следующее.

  1. По мнению Заявителя, в нарушение п. 6 ст. 18 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации), Организатором торгов не установлен обеспечительный задаток в размере 20 % от цены лота.
  2. Заявителем 23.05.2019 направлена заявка на участие в Аукционе, по адресу, указанному в Аукционной документации, поступившая в почтовое отделение по адресу Организатора торгов 25.05.2019.

Однако, на дату окончания срока подачи заявок, определенного Аукционной документацией 31.05.2019, заявка Заявителя Организатором торгов не получена.

Заявитель считает, что указанными действиями Организатор торгов лишил Заявителя возможности принять участие в Аукционе.

Управлением представлены письменные пояснения (№ 13-10/163 от 13.06.2019), которые изложены на заседании Комиссии, и указано следующее.

Согласно п.п. 9 п. 2 ст. 3 Закона о приватизации, данный Закон не распространяется на отношения по отчуждению государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными актами.

Соответственно, при проведении Аукциона Управление руководствовалось Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), которым не предусмотрено обязательное внесение обеспечительного задатка.

До окончания срока подачи заявок 31.05.2019 Управление извещений о поступлении заявок от ФГУП «Почта России» или заявок не получало и не отказывалось получать почтовые отправления любых отправителей.

Управлением пояснено, что получение почтовых отправлений от ФГУП «Почта России» осуществляется представителями Управления по смс-коду на телефон и на момент окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе 17 часов 00 минут 31.05.2019 была подана 1 заявка.

Конверт с заявкой Заявителя Управлением в ФГУП «Почта России» получен 10.06.2019, и в связи с поступлением заявки Организатору торгов после окончания срока подачи заявок, она возвращена 11.06.2019 Заявителю без рассмотрения.

В этой связи, по мнению Управления, довод Заявителя является необоснованным.

Изучив представленные материалы и заслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов.

Извещение о проведении Аукциона в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов (www.torgi.gov.ru) опубликовано 29.04.2019.

Дата окончания приема заявок – 31.05.2019.

Дата и время проведения аукциона – 05.06.2019 11:00.

Начальная цена продажи имущества – цена лота составляет – 48 628 руб.

Согласно представленным документам на участие в Аукционе поступила 1 заявка, Аукцион признан несостоявшимся.

Как следует из пояснений Управления, по состоянию на дату рассмотрения Комиссией настоящей жалобы договор по результатам проведения торгов не заключен.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными актами.

Порядок управления и распоряжением имуществом, находящимся в собственности Озерского городского округа утвержден Решением Собрания депутатов Озерского городского округа от 26.03.2015 № 37 (далее – Порядок).

  1. В соответствии с п. 8 Порядка передача в аренду, безвозмездное пользование движимого имущества муниципального предприятия, заключение иных сделок, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении движимого имущества муниципального предприятия, осуществляется таким предприятием самостоятельно по результатам конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, установленных законом.

Таким образом, проведение торгов является для Управления обязательным, и процедура их проведения регулируется ГК РФ, а не Законом о приватизации.

ГК РФ не предусматривает обязательного установления обеспечительного задатка.

Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что Управлением в нарушение Закона о приватизации в Аукционной документации не установлен обеспечительный задаток, является необоснованным.

  1. П. 4.6. и п. 9.1. Аукционной документации предусмотрено, что заявки для участия в Аукционе представляются в письменной форме на бумажном носителе Организатору торгов по адресу: 456780, Челябинская область, г. Озерск, Озерское шоссе, 7, каб. 411, 4 этаж, контактный телефон (7-79-37), а также нарочно курьером в рабочие дни с 09-00 до 17-00 часов (пятница до 16-00), с 30.04.2019 по 31.05.2019 до 17-00 местного времени (включительно).

Также в п. 4.6. указано, что в Управлении действует пропускная система, при доставке нарочно (курьером или представителем претендента на участие в Аукционе) рекомендуется учитывать время на получение пропуска и регистрацию заявки.

В соответствии со ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Согласно п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение. Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

Заявителем заявка на участие в Аукционе направлена 23.05.2019, что подтверждается оттиском штампа ФГУП «Почта России» на почтовом конверте, с присвоенным ему почтовым идентификатором 45403834616912.

В соответствии с отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 45403834616912 по состоянию на 05.06.2019, статус «Ожидает адресата в месте вручения» отделением связи адресата данному отправлению присвоен 25.05.2019 в 16-10.

Таким образом, заявка Заявителя поступила в отделение связи, почтовый индекс 456780, 25.05.2019.

В соответствии с Порядком приема и регистрации внутренних почтовых сообщений, утвержденным Приказом ФГУП «Почта России» от 07.03.2019 № 98-П (далее – Порядок 98-П), Пользователь услугами почтовой связи вправе отказаться от направления в его адрес извещений формы 22, заменив их на электронное извещение о поступлении регистрируемого почтового отправления (далее – РПО) - после доработки ИС Предприятия.

Следовательно, смс-информирование о получении РПО отделением ФГУП «Почты России» соответствует Порядку № 98-П.

Однако, из представленного Управлением на заседание Комиссии отчета о детализации оказанных услуг за 10.06.2019 не следует, что смс-информирование от ФГУП «Почты России» поступило Управлению 10.06.2019 именно в отношении получения почтового отправления с почтовым идентификатором 45403834616912.

Иных доказательств, подтверждающих дату, время поступления информации о получении указанного РПО отделением связи и готовности к передаче адресату от ФГУП «Почты России» Управлением не представлено.

Предоставленный Управлением отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 45403834616912 по состоянию на 10.06.2019 не подтверждает невозможность получения Управлением РПО с почтовым идентификатором 45403834616912 ранее 10.06.2019.

Ч. 3 ст. 54 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ) при разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу п.п. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом.

П.1 Постановления Пленума ВАС РФ также предусматривает, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица ( п. 2. ст. 51 ГК РФ).

Адрес, указанный Организатором торгов в 4.6. и п. 9.1. Аукционной документации, является адресом места нахождения юридического лица, в соответствии с зарегистрированными данными в ЕГРЮЛ.

Обязанность своевременно получать почтовую корреспонденцию, в данном случае доставляемую по адресу регистрации Организатора торгов, как и обязанность организовать порядок получения почтовой документации, является исключительно обязанностью Организатора торгов. Соответственно, действуя разумно и добросовестно, Управление должно было обеспечить надлежащее получение направляемой на его адрес, указанный в Аукционной документации, корреспонденции по его месту нахождения, следовательно, именно на Управлении лежал риск возникновения неблагоприятных последствий в результате неполучения входящей почты.

Управлением не предоставлены на рассмотрение Комиссии доказательства, бесспорно свидетельствующие о том, что неполучение почтового отправления с почтовым идентификатором 45403834616912 до окончания срока подачи заявок обусловлено не зависящими от Организатора торгов причинами, а также, что им проявлена требуемая степень заботливости и осмотрительности и приняты какие-либо меры, направленные на получение корреспонденции по месту своей регистрации (например, обращение в почтовое отделение по месту своей регистрации с заявлением о перенаправлении почтовой корреспонденции, поступающей на ее имя, в почтовое отделение по ее фактическому месту жительства и т.п.).

Управлением не доказана невозможность получения заявки Заявителя в срок, предусмотренный Аукционной документацией, следовательно, риск неполучения почтовых отправлений до окончания срока подачи заявок несет Управление.

В этой связи в силу ст. 165.1 ГК РФ заявка является представленной Организатору торгов до истечения срока подачи заявок.

В соответствии с п. 2.8 Аукционной документации Организатор торгов производит прием, регистрацию и хранение представленных заявок.

Бездействие Управления, выразившееся в неисполнении обязанности Организатора торгов по приему представленной заявки на участие в Аукционе, направленной на его адрес места нахождения, указанный в Аукционной документации, посредством почтовой связи, является нарушением порядка, предусмотренного п. 2.8 Аукционной документации.

Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что неисполнение Управлением обязанности Организатора торгов по приему представленной заявки на участие в Аукционе лишило Заявителя возможности принять участие в Аукционе, является обоснованным.

  1. В соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
    1. Аукционная документация не содержит суммы и срока внесения обеспечительного задатка.

Вместе с тем, в разделе 10 Аукционной документации «Размер, порядок и срок внесения задатка в обеспечение исполнения обязательства по заключению договора купли-продажи» указаны реквизиты для внесения задатка претендентом на участие в Аукционе, а п. 10.4 данного раздела Аукционной документации предусмотрено, что оригинал платежного документа, с отметкой банка об исполнении, подтверждающего внесение задатка в обеспечение исполнения обязательства по заключению договора купли-продажи, прикладывается к заявке на участие в Аукционе.

В п. 9.2. Аукционной документации в перечне документов, предоставляемых претендентом на участие в Аукционе в составе заявки, оригинал платежного документа, с отметкой банка об исполнении, подтверждающего внесение задатка в обеспечение исполнения обязательства по заключению договора купли-продажи не предусмотрен.

Следовательно, в Аукционной документации содержатся противоречащие друг другу сведения, которые могут привести к введению в заблуждение потенциальных участников торгов в части состава документов заявки.

Таким образом, действия Управления по указанию в Аукционной документации размера, порядка и сроков внесения задатка в обеспечение исполнения обязательства по заключению договора купли-продажи являются нарушением п. 9.2 Аукционной документации, так как содержат требования к документу, прилагаемому к заявке, но не предусмотренному требованиями о составе заявки на участие в Аукционе.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу физического лица обоснованной.
  2. Признать действия Муниципального унитарного предприятия «Управление автомобильного транспорта» Озерского городского округа (ИНН 7422001051, ОГРН 1027401180465) при организации и проведении Аукциона нарушением порядка, предусмотренного п. 2.8, 9.2 Аукционной документации.
  3. Муниципальному унитарному предприятию «Управление автомобильного транспорта» выдать предписание в порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.
  4. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

<…>

<…>

8 (351)265-93-79

Муниципальное унитарное предприятие «Управление автомобильного транспорта» Озерского городского округа

Озерское шоссе, 7, г. Озерск, Челябинская область, 456780

urist-uat@mail.ru

ПРЕДПИСАНИЕ

по жалобе № 074/01/18.1-968/2019 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов

  1. 14 июня 2019 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) (далее – Комиссия), в составе:

Председателя

Комиссии:

<…>

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, на основании решения № 074/01/18.1-968/2019 от 14.06.2019 по жалобе физического лица (далее – Заявитель) на неправомерные действия Муниципального унитарного предприятия «Управление автомобильного транспорта» (далее – Управление, Организатор торгов), выразившиеся в нарушении порядка подачи заявок на участие в торгах и порядка организации и проведения аукциона по продаже имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за Муниципальным унитарным предприятием «Управление автомобильного транспорта» Озерского городского округа, лот № 1, извещение № 290419/0574235/01 (далее – Аукцион, торги),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Управлению в срок до 03 июля 2019 года совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, а именно:

1.1) отменить протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона;

1.2) разместить на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru решение, принятое по итогам исполнения пункта 1.1. настоящего предписания, об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов;

1.3) направить лицам, подавшим заявки на участие в торгах, уведомление о принятии решения по итогам исполнения пункта 1.1. настоящего предписания, об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов.

2. Управлению в срок до 15 июля 2019 года совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, а именно:

2.1) внести изменения в Аукционную документацию, продлив срок подачи заявок на участие в Аукционе на срок не менее пятнадцати дней с даты размещения изменений на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru с учетом требований Аукционной документации и Решения Челябинского УФАС России по жалобе № 074/01/18.1-968/2019 от 14.06.2019;

2.2) разместить на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru решение, принятое по итогам исполнения пункта 2.1. настоящего Предписания;

2.3) направить лицам, подавшим заявки на участие в торгах, уведомление о принятии решения по итогам исполнения пункта 2.1. настоящего Предписания.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Челябинское УФАС России в срок до 26 июля 2019 года с приложением подтверждающих документов (надлежащим образом заверенные копии решений, принятых по результатам исполнения п.п. 1.1. и 2.1. настоящего предписания, сведения о датах размещения указанной информации на сайте, копии уведомлений, направленных в соответствии с п.п. 1.3. и 2.3. настоящего предписания).

Документы, представленные в доказательство исполнения предписания, должны быть заверены печатью организации и подписью должностного лица, прошиты и пронумерованы, представлены с сопроводительным письмом и описью документов.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

<…>

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

<…>

8 (351)265-93-79

Связанные организации

Связанные организации не указаны