Решение №14714/09 1. Признать жалобу ООО «МАССИВ» на поставку демонстрационных... от 20 ноября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Челябинский областной многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей»

454014, г.Челябинск,

ул. Ворошилова, 2

Общество с ограниченной ответственностью «МАССИВ»

344116, г. Ростов-на-Дону,

ул. 2-я Володарского, д.157

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А

РЕШЕНИЕ№ 074/06/105-2618/2020

(по делу № 1220-ж/2020)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 17 ноября 2020 года

В полном объеме решение изготовлено 20 ноября 2020 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

 

«<…>»

-

«<…>»

руководствуясь частью 15 статьи 99,статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «МАССИВ» (далее – ООО «МАССИВ», заявитель)на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку демонстрационных комплектов для учителя в лаборатории естественно-научного цикла (извещение № 0369200032820000032), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителяГосударственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Челябинский областной многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей» (далее – ГБОУ «ЧОМЛИ», заказчик) «<…>», действующего на основании доверенности № 4 от 06.07.2020;

- представителя ООО «МАССИВ» «<…>», действующего на основании доверенности № 1 от 16.11.2020.

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 11.11.2020 поступила жалоба ООО «МАССИВ»на поставку демонстрационных комплектов для учителя в лаборатории естественно-научного цикла (извещение № 0369200032820000032)(далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 14.11.2020 в 11:10.

КБК 033E251890.

Начальная (максимальная) цена контракта на поставку демонстрационных комплектов для учителя в лаборатории естественно-научного цикла – 19 988 297, 84 рублей.

Протокол № 0369200032820000032-01 о признании электронного аукциона №0369200032820000032 несостоявшимся от 13.11.2020.

Закупка признана несостоявшейся в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе, поскольку по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки.

На дату заседания Комиссии контракт по итогам аукциона не заключен.

Доводы жалобы ООО «МАССИВ» заключаются в следующем.

1. Заказчиком неправомерно установлены требования к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе. Так, указанные требования не содержат положения о предоставлении участником закупки в составе заявки документов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617).

2. Содержание инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе не позволяет участнику закупки указать в заявке соответствующие действительности характеристики товара.

3. Товары, входящие в состав объекта закупки - демонстрационных комплектов для учителя в лаборатории естественно-научного цикла, подлежат приобретению заказчиком отдельно, поскольку у товаров, входящих в состав комплекта, страна происхождения может отличаться.

4. Положения проекта контракта противоречат положениям документации об аукционе, устанавливающим требования к описанию объекта закупки, в части установления гарантийного срока на товар.

Представитель заказчика с доводами жалобы ООО «МАССИВ» не согласился, пояснил следующее. При применении ограничений и условий допуска товаров в соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона №44-ФЗ соответствующий функционал предоставления документов предусмотрен площадкой. Также данная необходимость предусмотрена п.18 Часть I «Общая часть» документации о проведении аукциона.

В соответствии с инструкцией, в случае, если значения указаны с использованием союза «или», - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ, что не противоречит Техническому заданию. Участник закупки должен был оставить одно из предложенных значений, кроме случаев, где указано «или», а после характеристики «наличие/соответствие».

Объектом закупки являются учебные комплексы, что предусматривает необходимость методической или функциональной совместимости, которая находит отражение в описании объекта закупки. Приобретение данных элементов без совместимости или комплексной взаимосвязанности для заказчика не представляется возможным.Ответственность за декларацию страны происхождения лежит исключительно на участнике закупки.

Требования гарантии поставляемого оборудования не должны противоречить положениям проекта контракта. В описании объекта закупки допущена техническая ошибка.

Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

1.1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системевторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержатьдокументы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов.

В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (часть 4 статьи 14 Закона о контрактной системе).

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).

В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 при осуществлении закупок отдельных видов промышленных товаров для государственных и муниципальных нужд подтверждением соблюдения ограничений, установленных настоящим постановлением, является представление участником закупки в составе заявки информации о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». Информация о реестровой записи об отдельном виде промышленного товара включается в контракт.

Принимая во внимание, что из содержания части 1 статьи 34, части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе следует, что контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, а подтверждением соблюдения ограничений, установленных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617, является представление участником закупки в составе заявки информации о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи, данная информация должна указываться участником закупки в составе второй части заявки как предусмотренное нормативным правовым актом, принятым в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, условие.

Вместе с тем, пункт 13.2 информационной карты документации об аукционе не содержит требование к составу заявки об обязательном указании информации о нахождении предлагаемого участником закупки товара в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи.

Таким образом, требования к составу второй части заявки установлены заказчиком с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Довод жалобы заявителя обоснован.

1.2. В пункте 13.3 информационной карты документации об аукционе установлена инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе.

По мнению заявителя, инструкция, разработанная заказчиком, является ненадлежащей по следующим причинам. Инструкцией установлено, что в случае, если значения указаны с использованием союза «или», - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ. Согласно инструкции слово «более» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя, более указанного значения или равное. При этом, устанавливая требования к частоте среза ФНЧ/ФВЧ демонстрационного прибора аналитический для проведения полимеразной цепной реакции в режиме реального времени, заказчик определяет, например, Гц 15, 30; 40; 70; 100 (или более широкий диапазон).

Согласно пункту 10.2 информационной карты документации об аукционе описание объекта закупки, содержится в части II «Описание объекта закупки».

Частью II документации об аукционе установлены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости) поставляемых товаров. Так, например, товар денситометр - прибор может рассчитывать любую хроматограмму, видимую в дневном или ультрафиолетовом свете с длинами волн 365 и 254 нм. В нагревательном устройстве - подогрев пластин после нанесения проб и проявляющего реагента обеспечивает их ускоренную сушку или проявление для последующего анализа. В вегетотестере - одновременный просмотр на экране нескольких обследований или нескольких проб одного обследования. Наличие. В Модуле психофизиологического тестирования - наличие режима «самостоятельного тестирования», когда психолог запускает методику или шаблон тестирования и оставляет обследуемого проходить её самостоятельно, пользуясь приборами и инструкциями на мониторе. Наличие.

Из содержания инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе следует:

…Слово «более» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя, более указанного значения или равное ему; союзы «от» и «до» - означает, что участнику следует указать конкретный диапазон значений, входящий в указанный диапазон с указанием союзов «от» и «до».

В случае, если значения указаны с использованием союза «или», - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ.

Как пояснил представитель заказчика, указание диапазонов частот среза по демонстрационному психофизиологическому модулю телеметрическому с обратной связью с формулировкой «или более широкий диапазон» предполагает возможность предложения участником закупки товара с превышающими значениями диапазона.

Кроме того, в случае, если значения указаны с использованием союза «или», - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ.

В силу части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Из анализа частей 1, 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.

Жалоба заявителя не содержит доказательств, свидетельствующих о том, что содержание инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе не позволяет участнику закупки указать в заявке соответствующие действительности характеристики товара.

Так, согласно «материалу из Википедии — свободной энциклопедии» диапазон - интервал значений какой-либо величины. Следовательно, положения инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе позволяют участнику закупки предложить товар, не ограничиваясь значениями диапазона частот среза, установленным заказчиком.

Кроме того, положения инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе не содержат запрета на указание участником закупки значений, установленных с использованием союза «или», поскольку союз «или» не является символом, о котором идет речь в инструкции по заполнению заявки.

Указанное обстоятельство не позволяет сделать вывод о нарушении заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Довод жалобы заявителя не находит подтверждения, не обоснован.

При этом, Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что довод заявителя о необходимости выбора участником закупки одного из предложенных значений показателей товара, кроме случаев, где дополнительно после характеристики указано «наличие/соответствие» соответствующего отражения в инструкции по заполнению заявки не находит.

2. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

2.1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона для закупки № 0369200032820000032 части II документации об аукционе заказчиком приобретается следующий товар:Учебно-наглядный комплекс для учителя по направлению: Аналитическая Химия; Биохимический Анализ; Функциональная диагностика; Экология, код по ОКПД 2 32.99.53.130.

Важно отметить, что указанный код по ОКПД 2 включен в перечень, установленный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 (32.99.53.130 - Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные).

В свою очередь, заявителем не представлено достаточно доказательств, позволяющих сделать вывод о невозможности участником закупки указать сведения о стране происхождения предлагаемого к поставке товара - учебно-наглядного комплекса.

Кроме того,законодательством о контрактной системе не установлензапрет на закупку составных товаров.

Довод жалобы заявителя не находит подтверждения, не обоснован.

2.2. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Таким образом, условия проекта контракта должны соответствовать требованиям документации об аукционе, в том числе в части положений, касающихся гарантийного срока на приобретаемый заказчиком товар.

Статьей 470 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) регламентируется гарантия качества товара.

В соответствии с пунктом 2 статьи 470 ГК РФ в случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 ГК РФ, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).

Пунктом 4.16 проект контракта установлено, чтогарантийный срок на «товар» составляет 1 год от даты приемки товара, и действует с момента подписания акта приема-передачи.

Вместе с тем, описание объекта закупки (части II документации об аукционе) определяет, что гарантийный срок демонстрационного анализатора жидкости люминесцентно-фотометрического установлен заказчиком не менее 18 месяцев, а гарантийный срок термореактора (предназначенного для нагревания проб в реакционных сосудах до заданной температурыи выдержке при ней заданного времени), входящего в комплект демонстрационного анализатора жидкости люминесцентно-фотометрического – не менее 12 месяцев; гарантия на вегетотестер – 2 года.

Таким образом, условия о гарантийном сроке предлагаемого к поставке товара, установленные в проекте контракта, противоречат условиям, содержащимся в описании объекта закупки документации об аукционе, что свидетельствует о допущенном ГБОУ «ЧОМЛИ» нарушении пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и может привести к невозможности заключить контракт на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.

Довод заявителя обоснован.

Действия должностного лица заказчика могут быть квалифицированы по главе 7 КоАП РФ.

Принимая во внимание, чторассматриваемая закупка не состоялась, Комиссия считает возможным предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «МАССИВ» на поставку демонстрационных комплектов для учителя в лаборатории естественно-научного цикла (извещение № 0369200032820000032) обоснованной в частинеправомерного установления требований к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе, наличия противоречий в требованиях к гарантийному сроку товара, содержащихся в проекте контракта и описании объекта закупки документации об аукционе, в остальной части не нашедшей подтверждения, необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с тем, что закупкане состоялась.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии «<…>»

Члены Комиссии «<…>»

«<…>»

Связанные организации

Связанные организации не указаны