Решение №13907/09 Признать жалобу индивидуального предпринимателя <…> на дейст... от 6 ноября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

«Областная клиническая больница № 3»

пр-т Победы, д. 287,

г. Челябинск, 454021

 

Государственное казенное учреждение «Центр организации закупок Челябинской области»

ул. Кузнецова, 2А, г. Челябинск,

Челябинская область, 454087

Индивидуальный предприниматель

<…>

АО «ТЭК-Торг»

ул. Тимура Фрунзе, д. 24, г. Москва, 119021

Гамсоновский переулок, д. 5, стр. 2,

5-ый этаж, помещение VII,

г. Москва, 115191

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-2502/2020

по делу № 1162-ж/2020

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 03 ноября 2020 года

В полном объеме решение изготовлено 06 ноября 2020 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>., заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку шовного хирургического материала (извещение № 0869200000220002879), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областная клиническая больница № 3» (далее – Учреждение, Заказчик): начальника юридического отдела Учреждения <…>., действующего на основании доверенности № 1 от 29.01.2020, юрисконсульта Учреждения <…>., действующей на основании доверенности № 51 от 30.10.2020;

- представителей Государственное казенное учреждение «Центр организации закупок Челябинской области» (далее – Уполномоченный орган): заместителя директора Учреждения <…>., действующей на основании доверенности № 14 от 29.04.2020, начальника юридического отдела Учреждения <…>., действующей на основании доверенности № 16 от 29.04.2020, юрисконсульта юридического отдела Учреждения <…>, действующей на основании доверенности № 15 от 29.04.2020;

- индивидуального предпринимателя <…>., личность удостоверена паспортом,

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 28.10.2020 поступила жалоба ИП Ивановой Е.М. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку шовного хирургического материала (извещение № 0869200000220002879) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 20.10.2020 в 15:36.

Начальная (максимальная) цена контракта на поставку шовного хирургического материала составляет 2 984 470,86 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 28.10.2020 10:00.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0869200000220002879 от 29.10.2020 на участие в закупке поступило четыре заявки, три заявки признаны соответствующими аукционной документации и участники допущены к участию в аукционе.

На дату рассмотрения обращения контракт не заключен, аукцион находится на стадии подведения итогов.

Согласно доводам жалобы Заявителя, в позициях 6 -22 Технического задания аукционной документации размещена потребность в товаре, не имеющем аналогов на рынке Российской Федерации, единственного производителя - ООО «Балумед», Россия, с антимикробным составом хлоргексидина диацетат.

По мнению Заказчика, на территории Российской Федерации зарегистрирована также продукция иного производителя, обладающая теми же функциональными и потребительскими характеристиками, что и продукция ООО «Балумед», Россия, с иным антимикробным составом - хлоргексидин.

Заявитель считает, что хлоргексидин и хлоргексидин диацетат не являются идентичными по составу химической формулы. В жалобе приведена таблица химического состава нитей согласно сайту Росздравнадзора и регистрационному удостоверению производителей, имеющих антимикробные нити с хлоргексидином:

№ пп

Производитель

ООО «Балумед»/ РУ № РЗН 2016/4649 от 02.09.2016

ООО «Политехмед» /РУ № РЗН 2019/8479 от 18.11.2019

Наименование нити (согласно РУ)

ПОЛИГЛИКОЛИД ПЛЮС

Тисорб-100-АМХ (ПОЛИГЛИКОЛИД-АМХ)

Состав нити (согласно РУ)

полигликолевая кислота (PGA+)

нить хирургическая рассасывающаяся синтетическая плетеная из полигликолида

Покрытие нити (согласно РУ)

с покрытием из смеси сополимера гликолида с L-лактидом и стеарата кальция, с антимикробным агентом хлоргексидина диацетатом

с покрытием из поликапролактона и стеарата кальция, антимикробная с хлоргексидином, неокрашенная или фиолетовая

По мнению Заявителя, при размещении документации об электронном аукционе допущено нарушение требований части 2 статьи 8, пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, а также противоречат требованиям пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и резко ограничивают круг потенциальных участников, а также способствуют недобросовестной конкуренции.

Представители заказчика, с доводами жалобы не согласились, пояснили следующее.

Заказчиком при формировании объекта закупки учитывалось наличие как минимум двух производителей по каждой товарной позиции, при этом учтены также сведения из реестра контрактов, информация производителей шовного материала.

Так, Заказчиком в материалы дела представлено письмо ООО «Политехмед», Россия от 16.07.2019 № 138, из которого следует, что шовный материал ПГА-100-АМХ (ПОЛИГЛЕКОЛИД-АМХ) – нить хирургическая рассасывающаяся синтетическая плетеная из полиглеколида с покрытием из поликапролактона и стеарата кальция, антимикробная с хлоргексидином в качестве антимикробного агента применяется хлоргексидина диацетат (после замены Регистрационного удостоверения 18.11.2019 наименование продукции ТИСОРБ 100-АМХ (ПОЛИГЛЕКОЛИД-АМХ).

В подтверждение наличия данного свойства товара производителя ООО «Политехмед», Россия заказчиком представлены сведения о контрактах, заключенных с заказчиками Российской Федерации по итогам процедур, проведенных в соответствии с Законом о контрактной системе, предметом которых является продукция с торговым наименованием ТИСОРБ 100-АМХ (ПОЛИГЛЕКОЛИД-АМХ), в которой в качестве антимикробного агента указан хлоргексидина диацетат.

При этом, поставщиками по указанным заказчиком контрактам являются разные юридические лица.

Следовательно, по мнению Заказчика, товар с характеристиками, предусмотренными позициями 6-22 Технического задания аукционной документации, не является эксклюзивным товаром единственного производителя ООО «Балумед», Россия.

По мнению Заказчика, отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта по результатам закупки, возможности поставить товар, соответствующий потребности Заказчика, не свидетельствует о нарушении прав этих лиц или ограничении числа участников торгов.

Доводы жалобы Заявителя Заказчик считает необоснованными.

Представители уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, пояснили следующее.

Согласно п. 1.4.1, 1.4.2 Регламента работы Государственного казенного учреждения «Центр организации закупок Челябинской области» при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Приказом Министерства имущества Челябинской области от 27.07.2020 № 130-П в целях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчики:

- определяют потребность в товарах, работах, услугах;

- определяют объект закупки, осуществляют его описание, в том числе описание закупаемых товаров, работ, услуг, установление в отношении них параметров, свойств, функциональных особенностей и иных характеристик в соответствии с имеющейся у заказчика потребностью.

В соответствии с пп. 3 п. 4 Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным учреждением при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного распоряжением Правительства Челябинской области от 08.05.2020г. № 294-рп Заказчики формируют и направляют в уполномоченное учреждение заявки на организацию процедуры определения поставщика ("подрядчика, исполнителя), которые содержат утвержденное заказчиком описание объекта закупки (техническое задание).

Таким образом, поясняют представители Уполномоченного органа, определение потребности, составление Технического задания осуществляется Заказчиком самостоятельно.

Уполномоченный орган полагает, что Описание объекта закупки в Техническом задании Заказчиком составлено в соответствии с правилами описания объекта закупки, которые устанавливаются в статье 33 Закона о контрактной системе. Более того, Заказчик при описании объекта закупки (составлении технического задания) помимо требований, установленных в статье 33 Закона о контрактной системе, руководствовался существующей потребностью в приобретении необходимого для организации лечения пациентов товара.

По мнению Уполномоченного органа, возможность приобретения Заказчиком необходимого товара поддержана позицией Президиума Верховного Суда России в п.1 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 28 июня 2017, в котором сказано, что из буквального толкования части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки».

Уполномоченный орган считает, что Заказчик, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, в документации об электронном аукционе указал требования к закупаемым товарам, обусловленные потребностями медицинской организации. Так, Заказчику необходимо, чтобы нить была обработана антимикробным агентом хлоргексидина диацетат, поскольку данное покрытие обеспечивает антисептическую активность в отношении Staphylococcus aureus, Staphylococcus epidermidis, MRSA, MRSE, Escherichia coli, Klebsiella pneumonia. Указанная характеристика является значимым и необходимым для Заказчика требованием, которое направлено на профилактику инфекций в области хирургического вмешательства.

Уполномоченный орган поясняет, что по сведениям Заказчика под указанные в Техническом задании (Приложение № 1 к информационной карте документации об электронном аукционе) характеристики подходят как минимум 2 производителя:

1. ООО «Балумед», Россия.

2. ООО «Политехмед», Россия.

Таким образом, по мнению Уполномоченного органа, Техническое задание к аукционной документации составлено Заказчиком в рамках статьи 33 Закона о контрактной системе и обусловлено потребностями медицинской организации.

Доводы жалобы Заявителя Уполномоченный орган считает необоснованными.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Исходя из содержания части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Согласно части 4 статьи 23 Закона о контрактной системе наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из пункта 4 Правил применения следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 (далее – Правил формирования), с указанной в ней даты начала обязательного применения.

При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В пункте 5 Правил применения указано, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

Согласно пункту 6 Правил применения в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Из пояснений заказчика, Уполномоченного органа следует, что требования, установленные в Техническом задании, направлены на удовлетворение потребностей Заказчика для обеспечения своевременного, бесперебойного лечебного процесса, поскольку покрытие антимикробным агентом хлоргексидина диацетат обеспечивает антисептическую активность в отношении Staphylococcus aureus, Staphylococcus epidermidis, MRSA, MRSE, Escherichia coli, Klebsiella pneumonia.

Заявитель в доводах жалобы ссылается на отсутствие указания на обработку именно указанным антимикробным агентом (хлоргексидина диацетат) в Регистрационном удостоверении на требуемый Заказчику товар производителя ООО «Политехмед», Россия.

Однако, в материалы дела заказчиком представлены письма от 16.07.2019 № 138, от 02.11.2020 № 11-11 указанного производителя, адресованные «всем заинтересованным лицам» следующего содержания:

«В связи с регистрацией медицинского изделия и получением регистрационного удостоверения № РЗН 2019/8479 от 18.11.2019 на медицинское изделие "Материалы хирургические рассасывающиеся шовные стерильные с иглами атравматическими, хирургическими или без игл, с принадлежностями или без них по ТУ 9393-005-47295014-2016" информируем о выпуске линейки изделий с новыми наименованиями и применении маркировки продукции в соответствии с указанным регистрационным удостоверением.

Дополнительно сообщаем, что в следующих позициях:

3. ТИСОРБ 100-АМХ (ПОЛИГЛИКОЛИД-АМХ) (в письме от 16.07.2019 № 138 – ПГА-100-АМХ) - нить хирургическая рассасывающаяся синтетическая плетеная из полигликолида с покрытием из поликапролактона и стеарата кальция, антимикробная с хлоргексидином;

4. ТИСОРБ 910-АМХ (ПОЛИГЛАКЛАКТИН-АМХ) (в письме от 16.07.2019 № 138 – ПГЛА-910-АМХ) - нить хирургическая рассасывающаяся синтетическая плетеная из сополимера гликолида и L-лактида (в соотношении (90:10) с покрытием из гликолида и L-лактида (в соотношении 30:70) и стеарата кальция, антимикробная с хлоргексидином;

11. ЛОНСОРБ-АМХ (ПОЛИДИОКСАНОН-АМХ) (в письме от 16.07.2019 № 138 – ПДО-АМХ) - нить хирургическая рассасывающаяся синтетическая монофиламентная из полидиоксанона, антимикробная с хлоргексидином;

13. КВИСОРБ-АМХ (ПОЛИГЛЕКАПРОН-АМХ) (в письме от 16.07.2019 № 138 – ПГСЛ-25-АМХ) - нить хирургическая рассасывающаяся синтетическая из сополимера гликолида и капролактона (в соотношении 75:25) антимикробная с хлоргексидином;

в качестве антимикробного агента применяется хлоргексидина диацетат.

Данный антисептический препарат имеет широкий спектр антимикробной активности, в связи с чем данная линейка предлагаемых шовных материалов рекомендуется к применению в различных отраслях хирургии».

По содержанию письма от 16.07.2019 № 138, от 02.11.2020 № 11-11 идентичны, с учетом изменения торговых наименований на указанные в них изделия.

Из анализа представленных писем следует, что производителем «ООО «Политехмед» используется антимикробный агент хлоргексидина диацетат, требуемый Заказчику.

Указанное подтверждает наличие на соответствующем товарном рынке товаров двух производителей, продукция которых соответствует требованиям Технического задания аукционной документации.

На основании изложенного, установление Заказчиком требований к объекту закупки не противоречит положениям статьи 33 Закона о контрактной системе.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Хозяйствующие субъекты, принимая решение о возможности участия в конкретной закупке, имеют возможность оценить все риски, связанные с исполнением контракта, заключаемого по ее результатам.

При этом, Заявителем ни в составе жалобы, ни на заседании Комиссии не представлены доказательства, подтверждающие невозможность осуществить поставку товаров, являющихся объектом закупки, или нарушения прав и интересов участников закупки.

В этой связи доводы жалобы Заявителя не находят подтверждения, не обоснованы.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

Признать жалобу индивидуального предпринимателя <…> на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку шовного хирургического материала (извещение № 0869200000220002879) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны