Решение б/н 1. Признать жалобу ООО «Дорожник» на действия заказчика при ... от 20 августа 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Дорожник»

455049, область Челябинская, город Магнитогорск, улица Академика Заварицкого, дом 3, корпус 1, квартира 4

Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства»

455019, Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Профсоюзная 12а

Управление муниципального заказа администрации г. Магнитогорска

455044, Челябинская обл., г. Магнитогорск, пр. Ленина, 72, каб. 426

ООО «РТС-Тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д.23-А

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-1824/2020 (№ 896-ж/2020)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 17 августа 2020 года

В полном объеме решение изготовлено 20 августа 2020 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Дорожник» на действия заказчика при проведении электронного аукциона №48569-2020-ЭА-1451 Выполнение работ по объекту: "Ремонт тротуаров" (извещение № 0169300000320001475), в присутствии:

- представителей Муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» (далее – заказчик) <…>, действующих на основании доверенностей от 10.03.2020 № 41, от 10.03.2020 № 42;

- представителей Управления муниципального заказа администрации г. Магнитогорска (далее – уполномоченный орган) <…>, действующих на основании доверенностей от 27.07.2020 № АГ-02/4755, от 02.10.2019 № АГ-02/6563, от 27.07.2020 № АГ-02/4757,

в отсутствие представителя ООО «Дорожник» (далее – заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 10.08.2020 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона №48569-2020-ЭА-1451 Выполнение работ по объекту: "Ремонт тротуаров" (извещение № 0169300000320001475) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 04.08.2020.

Начальная (максимальная) цена контракта – 49 922 299,90 рублей.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Доводы жалобы заключаются в следующем.

Поскольку предметом контракта является выполнение работ по объекту: «Ремонт тротуаров», то дополнительные требования к участникам закупки должны быть установлены в соответствии пунктом 2.3 Приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99. Однако заказчиком в пункте 14.3 аукционной документации такие требования неправомерно установлены по пункту 2.5 Приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99.

С доводами жалобы заказчик не согласился, представил письменные пояснения, согласно которым пояснил, что в соответствии с пунктом 10.1. статьи 1 ГрК РФ, линейным объектом являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. При таких обстоятельствах заказчиком принято решение о признании тротуаров линейным объектом. В связи с чем установлено дополнительное требование по пункту 2.5 Приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99.

Документацией об электронном аукционе не установлены требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Установление такого требования необходимо только для видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. Но, учитывая, что предмет аукциона работы по текущему ремонту, наличие членства в саморегулируемой организации не требуется.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 49 922 299,90 рублей.

Наименованием объекта закупки является выполнение работ по ремонту тротуаров.

Как следует из пояснений представителей заказчика, указанный вид работ относится к работам по текущему ремонту, на выполнение которых не требуется наличие членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Заказчиком в пункте 14.3 аукционной документации установлено дополнительное требование к участникам закупки по пункту 2.5 Приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99:

«- наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта.

При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка (т.е. не менее 9 984 459,98 рублей)».

Вместе с тем, дополнительное требование, предусмотренное пунктом 2.5 Приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99, устанавливается к участникам закупки на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.

Поскольку из материалов дела не следует, что объектом закупки являются работы по капитальному ремонту, и при выполнении работ по ремонту тротуаров требуется наличие членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о несоответствии дополнительных требований к участникам закупки, установленных заказчиком в пункте 14.3 аукционной документации предмету закупки.

С учетом изложенного, дополнительные требования к участникам закупки установлены заказчиком в нарушение части 4 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении подрядчика, в том числе в части определения предмета контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к работам.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения подрядчика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по объекту: «Ремонт тротуаров».

Согласно пункту 3 аукционной документации описание объекта закупки указано в смете (Приложение №1 к документации), муниципальном контракте (Приложение №2 к документации).

В соответствии с пунктом 1.4 проекта муниципального контракта место выполнения работ: Россия, Челябинская область, г. Магнитогорск, согласно адресному перечню (Приложение №4).

Вместе с тем, указанный адресный перечень не содержит конкретных границ участков производства работ с привязкой к местности, что не позволяет определить объект, условия исполнения контракта, заключаемого по итогам рассматриваемой закупки.

Так, например, адресный перечень выполнения работ предусматривает ремонт тротуаров «в районе ул. Сталеваров, 3», «в районе ул. Чкалова, 14» и т.п.

Из совокупного толкования пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков работ, обусловливающих их способность удовлетворять потребность и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.

Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.

Таким образом, действия заказчика по описанию объекта закупки и условий исполнения контракта по рассматриваемому электронному аукциону не отражают в полной мере условия исполнения контракта по причине отсутствия информации о конкретных местах производства работ, что не соответствует пункту 1 части 1, части 2 статьи 33, пункту 2 статьи 42, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, и может привести к отказу хозяйствующих субъектов от участия в торгах ввиду неясности объекта закупки.

Документация об аукционе должна содержать всю необходимую информацию, определяющую условия исполнения контракта, в соответствии с принципами открытости и прозрачности в сфере закупок, предусмотренными статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.

В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Дорожник» на действия заказчика при проведении электронного аукциона №48569-2020-ЭА-1451 Выполнение работ по объекту: "Ремонт тротуаров" (извещение № 0169300000320001475) обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение части 4 статьи 31, части 3 статьи 64, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

ООО «Дорожник»

455049, область Челябинская, город Магнитогорск, улица Академика Заварицкого, дом 3, корпус 1, квартира 4

Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства»

455019, Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Профсоюзная 12а

Управление муниципального заказа администрации г. Магнитогорска

455044, Челябинская обл., г. Магнитогорск, пр. Ленина, 72, каб. 426

ООО «РТС-Тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д.23-А

Аукционной комиссии по закупке

(изв. № 0169300000320001475)

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе по делу № 074/06/105-1824/2020 (№ 896-ж/2020)

17 августа 2020 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России от 17.08.2020, по итогам рассмотрения жалобы ООО «Дорожник» на действия заказчика при проведении электронного аукциона №48569-2020-ЭА-1451 Выполнение работ по объекту: "Ремонт тротуаров" (извещение № 0169300000320001475) (далее — аукцион, закупка) и проведения внеплановой проверки, в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства» со дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – единая информационная система) предписания не заключать контракт по итогам аукциона, проведенного с нарушением законодательства о контрактной системе, до полного исполнения настоящего предписания.

2. Аукционной комиссии в срок до 28.08.2020 принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, и передать указанное решение Управлению муниципального заказа администрации г. Магнитогорска для размещения в единой информационной системе и направления оператору электронной площадки.

3. Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства» в срок до 04.09.2020 внести изменения в документацию о закупке с учетом положений законодательства о контрактной системе и с учетом решения Челябинского УФАС России по делу № 074/06/105-1824/2020 (№ 896-ж/2020), в том числе:

- в соответствии объектом закупки установить дополнительные требования к участникам аукциона, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям»;

- привести описание объекта закупки и условия исполнения контракта в соответствие с требованиями действующего законодательства о контрактной системе, в части указания конкретных границ участков производства работ с привязкой к местности;

- продлить срок подачи заявок на участие в аукционе не менее чем на 7 дней с даты размещения в единой информационной системе документации с внесенными изменениями;

- передать документацию с внесенными изменениями Управлению муниципального заказа администрации г. Магнитогорска для размещения в единой информационной системе;

- продолжить процедуру определения подрядчика.

4. Управлению муниципального заказа администрации г. Магнитогорска до 11.09.2020 разместить решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, и аукционную документацию с изменениями, указанными в пункте 3 настоящего предписания, в единой информационной системе.

5. ООО «РТС-Тендер»:

5.1. с 20.08.2020 обеспечить Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства», Управлению муниципального заказа администрации г. Магнитогорска, аукционной комиссии возможность исполнения настоящего предписания;

5.2. в срок до 11.09.2020 информировать участников закупки о том, что внесены изменения в документацию о закупке, что заявки на участие в аукционе могут быть отозваны и поданы заново с учетом измененной аукционной документации, о новой дате и времени проведения аукциона.

6. Управлению муниципального заказа администрации г. Магнитогорска в подтверждение исполнения предписания в срок до 18.09.2020 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно: решения об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, документацию с внесенными изменениями, документы, подтверждающие размещение документации с внесенными изменениями, решения об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, в единой информационной системе (информацию предоставить на электронном носителе (например, диск) с сопроводительным письмом) либо сведения о неисполнении настоящего предписания.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Председатель Комиссии <…>

Члены комиссии <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны