Решение б/н Решение по делу № 2-03/14 в отношении ООО «Теплоэнергетика» от 27 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 1 июля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 10 июля 2014 года.


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:


 

Председатель Комиссии:


 

Члены Комиссии:


 

<…> – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;


 

<…>– начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

в присутствии представителя ООО «Теплоэнергетика» по доверенности,

рассмотрев дело № 2-03/14 по признакам нарушения ООО «Теплоэнергетика» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление жителей многоквартирного дома № 39 микрорайона № 1 г. Усть-Катава на действия ООО «Теплоэнергетика», выразившиеся в затягивании ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.

Как следует из заявления жителей многоквартирного дома ООО «Теплоэнергетика» является теплоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по передаче (поставке) тепловой энергии, в том числе гражданам, проживающим в многоквартирном доме № 39 микрорайона № 1 г. Усть-Катава.

Одним из собственников жилого помещения, расположенного в указанном доме, является гр. <…>

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жителями многоквартирного дома № 39 микрорайона № 1 г. Усть-Катава выбран непосредственный способ управления. Кроме того, граждане выбрали ООО «Комфорт», как лицо, выполняющее работы по содержанию и ремонту общего имущества в доме, и выступающее в отношениях с ООО «Теплоэнергетика» по вопросам подготовки сведений об инженерном оборудовании, о сетях инженерно – технического обеспечения, о перечне инженерно - технических мероприятий, содержания технологических решений.

ООО «УК «Комфорт» и ООО «Горэлектро» заключен договор подряда № A-022-Пр на выполнение проектных работ узлов учета тепловой энергии, в том числе на многоквартирный дом 39, расположенный в микрорайоне № 1 г. Усть-Катава.

ООО «Горэлектро» является специализированной организацией, занимающейся проектированием, монтажом, сервисным обслуживанием узлов учёта тепловой энергии и теплоносителя.

24 декабря 2012 года ООО «Комфорт» направило в ресурсоснабжающую организацию проект на узел учёта тепловой энергии предполагаемые к установке в многоквартирного дома № 39 микрорайона № 1 г. Усть-Катава (далее также – проекты на узлы учёта тепловой энергии), которые до настоящего времени не согласованы ООО «Теплоэнергетика».

ООО «Теплоэнергетика» указанный проект на узел учета тепловой энергии не согласовало, указав на ряд замечаний (письмо от 11.01.2013 № 43).

Письмом от 06.02.2013 ООО «Горэлектро», изготовившее данный проект на узел учета, направило ответ на замечания в адрес ресурсоснабжающей организации.

ООО «Комфорт» уведомило ООО «Теплоэнергетика» о подготовке к комплектации и монтажу общедомового прибора учета.

12.07.2013 ООО «Комфорт» направило письмо в адрес ООО «Теплоэнергетика» с просьбой обеспечить участие представителя в комиссии по приемке в эксплуатацию узла учета тепловой энергии — 19 июля в 10.00.

25.07.2013 ООО «Теплоэнергетика» направило ООО «Комфорт» акт допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии в многоквартирный дом 39, расположенный в микрорайоне № 1 г. Усть-Катава, согласно которому ООО «Теплоэнергетика» отказало в допуске узла учета в рассматриваемом многоквартирном доме в эксплуатацию по следующим причинам:

  1. при приемке в эксплуатацию узла учета тепловой энергии представлен проект не согласованный с энергоснабжающей организацией.

  2. узел учета запроектирован только на отопление, учет тепловой энергии, затраченной на нагрев горячего водоснабжения не запроектирован.

  3. Размеры проходов не соответствует СП 41-101-95.

  4. отсутствует возможность проверить на работоспособность узел учета тепловой энергии.

10.10.2013 ООО «Комфорт» направило письмо в адрес ООО «Теплоэнергетика» с просьбой обеспечить участие представителя в комиссии по приемке в эксплуатацию узла учета тепловой энергии — 17 октября в 15.00. Явка представителя ООО «Теплоэнергетика» обеспечена не была.

Письмом от 18.10.2013 ООО «Комфорт» указало, что своими действиями теплоснабжающая организация нарушает п. 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя.

25.10.2013 ООО «Комфорт» повторно направило письмо с просьбой обеспечить участие представителя ООО «Теплоэнергетика» в комиссии по приемке в эксплуатацию узла учета тепловой энергии — 31 октября в 15.00.

Узел учета, установленный в данном многоквартирном доме, в эксплуатацию не введен.

Приказом Челябинского УФАС России от 11.02.2014 в отношении ООО «Теплоэнергетика» было возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

  1. Согласно пояснениям ООО «Теплоэнергетика», представленным в ходе рассмотерния дела, узел учета в многоквартирном доме № 39 запроектирован и установлен только на отопление. Учет тепловой энергии, затраченной на нагрев горячего водоснабжения, не запроектирован.

  2. Кроме того, по мнению ответчика, существующие проходы нарушают требования пункта 3.1.4 Правил техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей и п. 2.20, 2.2.1 СП41-101-95.

  3. ООО «Теплоэнергетика» сообщило, что нарушений антимонопольного законодательства не допускало.

  4. ООО «Комфорт» на доводы ответчика пояснило следующее.

  5. В рассматрвиаемый многоквартирный дом отдельно по сетям инженерно- технического обеспечения подаются коммунальные ресурсы - тепловая энергия на отопление жилых и нежилых помещений и горячая вода - для хоз- бытового потребления. На границе раздела внутридомовой системы горячего водоснабжения и наружных сетей установлены общедомовые счетчики горячей воды на подающем и циркуляционном трубопроводах, которые учитывают объем коммунального ресурса, потребленного данным домом. Для учета коммунального ресурса - тепловая энергия - устанавливается узел учета тепловой энергии.

  6. ООО «Теплоэнергетика», отказывая в согласовании проекта, требует дополнительно предусмотреть проектом учет тепла на горячее водоснабжение, что, по мнению ООО «Комфорт», противоречит действующему законодательству, так как в данном доме коммунальная услуга по горячему водоснабжению не производится с использованием ресурса тепловая энергия, а подается централизованно, а следовательно, учет тепловой энергии на производство горячей воды должна обеспечить теплоснабжающая организация, установив прибор учета на центральном тепловом пункте (ЦТП).

  7. По вопросу несоответствия проходов к узлу учета требованиям СП41-101-95 ООО «Комфорт» пояснило, что данный СНиП распространяется на вновь строящиеся либо реконструируемые тепловые пункты. Для эксплуатации и снятия показаний проектом обеспечены необходимые расстояния в помещении, где установлен узел учета.

    1.  

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО «Теплоэнергетика» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

 

1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче тепловой энергии.

ООО «Теплоэнергетика» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии.

Следовательно, общество подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.

2. Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со статьёй 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергосбережения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учёта потребления энергии.

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 13 Закона № 161-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В статье 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (части 1, 4, 6) сказано, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

В силу пункта 7.1 Правил учёта допуск в эксплуатацию узлов учёта потребления осуществляется представителем энергоснабжающей организации.

Таким образом, именно на энергоснабжающую организацию возложена обязанность по допуску в эксплуатацию узлов учёта.

Процедура допуска в эксплуатацию узлов учёта закреплена в Правилах учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936 (далее - Правила учета тепловой энергии и теплоносителя).

В соответствии с пунктом 7.1 Правил учёта для допуска узлов учёта тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить:

1 - принципиальную схему теплового пункта;

2 - проект на узел учёта, согласованный с энергоснабжающей организацией;

3 - паспорт на приборы узла учёта;

4- документы о поверке приборов узла учёта с действующим клеймом госповерителя;

5 - смонтированный и проверенный на работоспособность узел учёта тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя и иные.

Согласно п. 7.2 Правил учёта при допуске узла учета в эксплуатацию должны быть проверены:

- соответствие заводских номеров на приборы учета с указанными в их паспортах;

- соответствие диапазонов измерений устанавливаемых приборов учета со значениями измеряемых параметров;

- качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям паспортов и проектной документации;

- наличие пломб.

В случае выявления несоответствия требованиям Правил узел учета в эксплуатацию не допускается и в акте приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов Правил, положения которых нарушены.

Положениями пункта 7.5 Правил № Вк-4936 предусмотрено, что узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя.

Вызов потребителем представителя энергоснабжающей организации для оформления допуска узла учета потребителя осуществляется не менее чем за 5 дней до предполагаемого дня оформления узла учета, а решение о допуске в эксплуатацию должно быть принято не позднее чем через 10 дней с момента подачи заявки потребителем.

Материалами дела установлено, что ООО «Теплоэнергетика» является теплоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по передаче (поставке) тепловой энергии, в том числе гражданам, проживающим в многоквартирном доме 39, расположенном в микрорайоне № 1 г. Усть-Катава.

24 декабря 2012 года ООО «Комфорт» направило в ресурсоснабжающую организацию проект на узел учёта тепловой энергии предполагаемые к установке в многоквартирного дома № 39 микрорайона № 1 г. Усть-Катава (далее также – проекты на узлы учёта тепловой энергии), которые до настоящего времени не согласованы ООО «Теплоэнергетика».

ООО «Теплоэнергетика» указанный проект на узел учета тепловой энергии не согласовало, указав на ряд замечаний (письмо от 11.01.2013 № 43).

Письмом от 06.02.2013 ООО «Горэлектро», изготовившее данный проект на узел учета, направило ответ на замечания в адрес ресурсоснабжающей организации.

ООО «Комфорт» уведомило ООО «Теплоэнергетика» о подготовке к комплектации и монтажу общедомового прибора учета.

12.07.2013 ООО «Комфорт» направило письмо в адрес ООО «Теплоэнергетика» с просьбой обеспечить участие представителя в комиссии по приемке в эксплуатацию узла учета тепловой энергии — 19 июля в 10.00.

25.07.2013 ООО «Теплоэнергетика» направило ООО «Комфорт» акт допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии в многоквартирный дом 39, расположенный в микрорайоне № 1 г. Усть-Катава, согласно которому ООО «Теплоэнергетика» отказало в допуске узла учета в рассматриваемом многоквартирном доме в эксплуатацию по следующим причинам:

  1. при приемке в эксплуатацию узла учета тепловой энергии представлен проект не согласованный с энергоснабжающей организацией.

  2. узел учета запроектирован только на отопление, учет тепловой энергии, затраченной на нагрев горячего водоснабжения не запроектирован.

  3. Размеры проходов не соответствует СП 41-101-95.

  4. отсутствует возможность проверить на работоспособность узел учета тепловой энергии.

10.10.2013 ООО «Комфорт» направило письмо в адрес ООО «Теплоэнергетика» с просьбой обеспечить участие представителя в комиссии по приемке в эксплуатацию узла учета тепловой энергии — 17 октября в 15.00. Явка представителя ООО «Теплоэнергетика» обеспечена не была.

Письмом от 18.10.2013 ООО «Комфорт» указало, что своими действиями теплоснабжающая организация нарушает пункт 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя.

25.10.2013 ООО «Комфорт» повторно направило письмо с просьбой обеспечить участие представителя ООО «Теплоэнергетика» в комиссии по приемке в эксплуатацию узла учета тепловой энергии — 31 октября в 15.00.

На момент принятия решения по делу узел учета, установленный в данном многоквартирном доме, в эксплуатацию не введен.

Относительно доводов ООО «Теплоэнергетика» о том, что существующие проходы нарушают требования пункта 3.1.4 Правил техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей и п. 2.20, 2.2.1 СП41-101-95, Комиссия приходит к следующим выводам.

Данные правила обязательны для персонала, занятого эксплуатацией, ремонтом, наладкой и испытанием теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей. Кроме того, пункт 3.1.4 распространяется на проходы и проезды, входы и выходы внутри производственных помещений, а не жилых домов. Размеры походов и проемов в технических подпольях и технических этажах регламентируются СниП 31-01-20003 «Здания жилые многоквартирные». В соответствии с указанным СниПом п. 7.2.13 выходы и технических этажей следует предусматривать в соответствие с пунктом 6.21 СНиП 21-01 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», в котором указано, что выход наружу может быть через окно или дверь с размерами 0,75 х 1,5, а также через люк, размерами не менее 0,6х0,8 (п. 6.20, п.п.2).

Размеры проходов в технических этажах также регламентируются п. 8.5 вышеуказанного СниПа, где допускается на отдельных участках протяженностью не более 2м уменьшить высоту до 1,2 м, а ширину до 0,9 м.

Кроме того, Комиссия отмечает, что узел учета запроектирован в существующем помещении, ограниченном несущими стенами. Размер проема (входа в помещение узла учета) позволяет беспрепятственно пройти как обслуживающему персоналу, так и представителю теплоснабжающей организацией, прошедшему соответствующие инструктажи.

  1. Также Челябинское УФАС России считает несостоятельным довод ООО «Теплоэнергетика» о том, что запроектируемый узел не предусматривает учет горячего водоснабжения, таким образом, не подлежит согласованию.

Материалами дела установлено, что в многоквартирном доме 39 расположенном в микрорайоне № 1 г. Усть-Катава, на границе раздела внутридомовой системы горячего водоснабжения и наружных сетей установлены общедомовые счетчики горячей воды на подающем и циркуляционном трубопроводах, которые учитывают объем коммунального ресурса, потребленного данным домом. Для учета коммунального ресурса - тепловая энергия - устанавливается узел учета тепловой энергии.

Следовательно, данное требование теплоснабжающей организации неправомерно.

Также отмечаем, что в акте допуска в эксплуатацию узла учета не указано, по каким причинам отсутствует возможность проверить работоспособность узла учета тепловой энергии.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что ООО «Теплоэнергетика» необоснованно затягивает процесс ввода в эксплуатацию узел учета тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирном доме 39, расположенном в микрорайоне № 1 г. Усть-Катава.

Кроме того, указанные действия ООО «Теплоэнергетика» потенциально способствуют увеличению расходов граждан на оплату данного коммунального ресурса, то есть ущемили их интересы.

У ООО «Теплоэнергетика» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно: согласовать проект на узел учета тепловой энергии в многоквартирном доме 39, расположенном в микрорайоне № 1 г. Усть-Катава. Однако ООО «Теплоэнергетика» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства, что свидетельствует о виновности ООО «Теплоэнергетика» в совершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Теплоэнергетика», выразившиеся в уклонении от ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме 39, расположенном по адресу: г. Усть-Катав, мкр-1, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Выдать ООО «Теплоэнергетика» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии <…>

 

Члены Комисси <…>

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны