Предупреждение б/н Предупреждение № 2-03/16 ОАО «РЖД» от 14 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 2-03/16

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

9 сентября 2016 года                                                            г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) рассмотрено обращение ООО «Пермтранссервис» о неправомерных действиях ОАО «РЖД» (Южно-Уральской дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД») по взиманию платы за оказание услуг по комиссионному осмотру локомотивов, выполнению контрольно-инструкторских поездок и проверке знаний локомотивных бригад.

При рассмотрении представленных документов установлено, что оказание указанных услуг на договорной основе предусмотрено Регламентом организации эксплуатации локомотивов промышленных предприятий на путях общего пользования, утвержденным Распоряжением Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» от 16.02.2011 (далее - Регламент).

В соответствии с разделом 3 Регламента выезд локомотивов промышленных предприятий на пути общего пользования (вновь) допускается при наличии:

- комиссионного осмотра технического состояния локомотивов (согласно п. 3.2 настоящего Регламента) на соответствие требованиям п. 12.1- 12.7 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации от 26 мая 2000 № ЦРБ-756 и утверждения списков локомотивов, допущенных к выезду на пути общего пользования начальником Дирекции тяги по согласованию с аппаратом главного ревизора ЮУЖД.

Техническое состояние и пригодность локомотивов для работы на путях железной дороги устанавливается комиссионным осмотром по заявке руководителя промышленного предприятия на договорных условиях (пункт 3.1.2 Регламента);

- заключения на самостоятельную работу на станции, участке обслуживания (обкатка), выданного машинистом-инструктором эксплуатационного локомотивного депо по результатам проведения контрольно-инструкторских поездок с локомотивными бригадами промышленного предприятия на договорных условиях (пункт 3.1.3 Регламента);

- проверки знаний работников локомотивных бригад, техников по расшифровке скоростомерных лент, машиниста-инструктора промышленного предприятия в соответствии с требованиями приказа МПС России от 17.11.2000 № 28Ц в комиссии, назначаемой начальником Дирекции тяги (пункт 3.1.7 Регламента).

Согласно пункту 4.2 Регламента проверке знаний подвергаются локомотивные бригады, составители поездов, имеющие право выезда на пути общего пользования, машинисты-инструкторы, техники по расшифровке скоростемерных лент, осмотрщики вагонов (работники, проводящие техническое обслуживание и опробование тормозов в составах с выдачей справки формы ВУ- 45) промышленных предприятий, на договорных условиях.

Таким образом, данный Регламент обязывает промышленные предприятия для получения права выхода на пути общего пользования локомотива и локомотивных бригад заключать договоры с Южно-Уральской Дирекцией тяги - филиалом Дирекции тяги ОАО «РЖД» на оказания услуг по комиссионному осмотру технического состояния локомотивов, контрольно-инструкторских поездок с локомотивными бригадами и проверке знаний локомотивных бригад.

В соответствии с данным Регламентом между ОАО «РЖД» (Южно-Уральской дирекции тяги - структурного подразделения Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД») и ООО «Пермтранссервис» заключены договоры от 16.02.2015 № 1358304 на оказание услуг по осмотру локомотива, принадлежащего ООО «Пермтранссервис» (цена договора 221800,16 руб.), от 02.03.2016 № 1813479 на оказание услуг по проведению комиссионного осмотра локомотивов, теоретических испытаний машинистов и помощников машинистов с выдачей заключения, контрольно-заключительных поездок с машинистом-инструктором, контрольно-инструкторских поездок с машинистом-инструктором (цена договора 384834,00 руб.).

Изучив имеющиеся материалы, Челябинское УФАС России приходит к следующим выводам.

Правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования установлены Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Закон о железнодорожном транспорте), а также Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав железнодорожного транспорта).

В соответствии со статьей 4 Закона о железнодорожном транспорте государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется, в частности, путём:

- определения основы деятельности органов государственного регулирования в области железнодорожного транспорта;

- утверждения обязательных для исполнения всеми участниками перевозочного процесса, иными физическими и юридическими лицами нормативных правовых актов и иных актов;

- регулирования в области железнодорожного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях и антимонопольным законодательством;

- организации и осуществления государственного надзора в области железнодорожного транспорта.

Статьёй 3 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании настоящего Устава с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов железнодорожным транспортом и правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

Федеральным законом от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» предусмотрено создание единого хозяйствующего субъекта в сфере железнодорожного транспорта, учредителем которого является Российская Федерация, а решение об учреждении единого хозяйствующего субъекта принимается Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 6 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» единый хозяйствующий субъект осуществляет следующие виды деятельности, в том числе: эксплуатацию содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. При этом он осуществляет свою деятельность исходя из следующих основных принципов, в частности, исходя из обеспечения гарантированного недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585 учреждено открытое акционерное общество «Российские железные дороги» и утверждён его устав (далее – Устав).

Согласно пункту 10 Устава основными задачами общества является, в том числе:

- обеспечение недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей обществу;

- обеспечение безопасности движения поездов.

В силу пункта 11 Устава для достижения целей, указанных в настоящем уставе, общество вправе осуществлять такие виды деятельности как оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных услуг, связанных с предоставлением этой инфраструктуры (её элементов).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2003 № 703 утверждены Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее – Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры).

Пунктом 3 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры определено, что услуги по использованию инфраструктуры оказываются на основании заключаемого владельцем инфраструктуры и перевозчиком публичного договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры (далее - договор), примерная форма которого приведена в приложении № 1.

Согласно пункту 4 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры в соответствии с договором владелец инфраструктуры оказывает перевозчику, в том числе, следующие услуги:

а) предоставление перевозчику права на использование принадлежащих владельцу инфраструктуры железнодорожных путей общего пользования, иных необходимых для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа объектов инфраструктуры, включая установление и согласование маршрута пропуска поезда перевозчика исходя из определения кратчайшего расстояния между железнодорожной станцией отправления поезда и железнодорожной станцией назначения поезда;

б) обеспечение доступа железнодорожного подвижного состава, принадлежащего перевозчику или привлеченного им для перевозок (далее - железнодорожный подвижной состав перевозчика), на железнодорожные пути общего пользования, являющиеся частью инфраструктуры, включая выполнение следующих работ (операций): осуществление приема и передачи железнодорожного подвижного состава перевозчика на железнодорожные пути (с железнодорожных путей) общего пользования при отсутствии у перевозчика возможности самостоятельно осуществить данные операции; формирование поезда из железнодорожного подвижного состава перевозчика на железнодорожных путях общего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, с использованием технических средств железнодорожных станций при отсутствии у перевозчика возможности самостоятельно осуществить такое формирование;

в) управление движением поездов, включая выполнение следующих работ (операций): организация продвижения железнодорожного подвижного состава  перевозчика по железнодорожным путям общего пользования, принадлежащим владельцу инфраструктуры, в соответствии с условиями договора, предусмотренными для осуществления конкретной перевозки; контроль технического состояния железнодорожного подвижного состава перевозчика (технический осмотр);

При этом наличие возможности своими силами осуществить работы (операции), указанные в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта, определяется перевозчиком.

Согласно пункту 6 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры владелец инфраструктуры и перевозчик вправе заключать договоры об оказании услуг, не указанных в пункте 4 настоящих Правил.

Однако в силу пункта 7 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры владелец инфраструктуры не вправе обуславливать оказание перевозчику услуг по использованию инфраструктуры обязательным оказанием других услуг.

Пунктом 13 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры установлено, что существенными условиями договора являются, в частности, предполагаемые объем и сроки осуществления перевозок, перечень и стоимость оказываемых услуг, положения об организации вагонопотоков, регулирование обращения локомотивов и вагонов, установление порядка технического обслуживания и эксплуатации железнодорожного подвижного состава.

ООО «Пермтранссервис» осуществляет маневровые работы по перевозке по путям необщего пользования с использованием собственных локомотивов грузов (вагонов), прибывающих в адрес грузополучателей, в частности ОАО «ВРК-2», на станции общего пользования.

Для осуществления данной деятельности необходим выезд локомотивов ООО «Пермтранссервис» на пути общего пользования, являющиеся частью инфраструктуры, владельцем которой является ОАО «РЖД».

Следовательно, в данных отношениях ООО «Пермтранссервис» выступает в качестве перевозчика, в связи с чем их правоотношения должны быть урегулированы в рамках публичного договора на оказание услуг по использованию инфраструктуры.

Указанный договор между ОАО «РЖД» и ООО «Пермтранссервис» не заключен.

При этом установлено, что в течение ряда лет (с 2011 по настоящее время) ОАО «РЖД» на основании Регламента обуславливает возможность выдачи разрешения на выход локомотивов с путей необщего пользования на принадлежащие обществу пути общего пользования в пределах соответствующей железнодорожной станции наличием, в частности:

- комиссионного осмотра технического состояния локомотивов;

- заключения на самостоятельную работу на станции, участке обслуживания (обкатка);

- проверки знаний локомотивных бригад и составителей поездов техническо-распорядительных актов станций;

- проверки знаний работников локомотивных бригад, техников по расшифровке скоростомерных лент, машиниста-инструктора промышленного предприятия в соответствии с требованиями приказа МПС России от 17.11.2000 № 28Ц в комиссии, назначаемой начальником Дирекции тяги.

Комиссионный осмотр локомотивов, заключение на самостоятельную работу на станции, участке обслуживания (обкатка), проверка знаний локомотивных бригад и составителей поездов техническо-распорядительных актов станций, проверка знаний работников локомотивных бригад, техников по расшифровке скоростомерных лент, машиниста-инструктора промышленного предприятия осуществляются на договорных условиях за плату.

Возможность представления акта технического состояния локомотива, заверенного ремонтным предприятием, производящим техническое обслуживание или ремонт локомотивов, принадлежащим владельцу инфраструктуры общего пользования или предприятием вне зависимости от принадлежности, прошедшим сертификацию производственного процесса технического обслуживания и ремонта локомотивов в соответствующей системе сертификации на железнодорожном транспорте, аттестации членов локомотивной бригады в комиссии самого перевозчика, а равно проведение контрольно-инструкторских поездок собственными силами владельца локомотива Регламентом не предусмотрена.

В таких условиях ООО «Пермтранссервис» вынуждено заключать с ОАО «РЖД» договоры возмездного оказания услуг по проведению комиссионного осмотра локомотивов; теоретических испытаний машинистов и помощников машинистов с выдачей соответствующего заключения; контрольно-заключительных поездок с машинистом-инструктором; контрольно-инструкторских поездок с машинистом-инструктором.

В соответствии с частью 4 статьи 25 Закона о железнодорожном транспорте работники организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и заключившие трудовые договоры с работодателями - индивидуальными предпринимателями работники, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Работники, не прошедшие аттестаций, не допускаются к выполнению определенных в настоящем пункте работ.

Порядок и сроки проведения указанных аттестаций, а также порядок формирования аттестационных комиссий устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Министерство путей сообщения Российской Федерации приказом от 18.06.2003 № 26 утвердило Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (далее – Правила), в которых воспроизвело положения статьи 25 Закона о железнодорожном транспорте, уточнив, что порядок и сроки проведения указанных аттестаций, а также порядок формирования аттестационных комиссий устанавливаются МПС России.

Порядок и сроки проведения указанных аттестаций были утверждены Минтрансом России только приказом от 11.07.2012 № 231, в соответствии с которым работодателю дано право формировать аттестационную комиссию.

В случае если работодатель не имеет возможности сформировать аттестационную комиссию, соответствующую требованиям настоящего Порядка, то он направляет работников в аттестационную комиссию владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, на инфраструктуре которого осуществляется деятельность аттестуемого работника (далее - владелец инфраструктуры).

Владелец инфраструктуры проводит аттестацию данных работников в соответствии с настоящим Порядком.

Однако в период утверждения Регламента действовало Положение о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом на путях общего пользования и присвоения класса квалификации машинистам локомотивов и моторвагонного подвижного состава, утверждение приказом МПС РФ от 11.11.1997 № 23Ц (далее – Положение №23Ц), которое распространялось как на работников предприятий и организаций федерального железнодорожного транспорта, так и на работников предприятий и организаций, не входящих в систему МПС России, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

Согласно Положению № 23Ц теоретические испытания на право управления локомотивом проводятся дорожными квалификационными комиссиями при службе локомотивного хозяйства в составе: начальника службы локомотивного хозяйства или его заместителя (председатель), начальника отдела ремонта службы локомотивного хозяйства, старшего ревизора службы локомотивного хозяйства, машиниста - инструктора, ведающего вопросами работы тормозов подвижного состава, представителя ревизорского аппарата по безопасности движения поездов железной дороги, а также представителя соответствующего выборного профсоюзного органа.

Помощники машинистов и машинисты локомотивов, представляемые для прохождения теоретических испытаний на право управления локомотивом в дорожной квалификационной комиссии при службе локомотивного хозяйства, подвергаются предварительным теоретическим испытаниям в комиссии локомотивного депо в составе: начальника локомотивного депо (председатель), машиниста - инструктора локомотивных бригад, инженера - технолога по ремонту локомотивов, а также представителя соответствующего выборного профсоюзного органа (далее - комиссия локомотивного депо).

Результаты испытаний оформляются актом формы ТУ-139, который подписывают все члены комиссии локомотивного депо. Акт направляется в дорожную квалификационную комиссию при службе локомотивного хозяйства (п. 11).

Дорожная квалификационная комиссия при службе локомотивного хозяйства результаты теоретических испытаний на право управления локомотивом оформляет актом формы ТУ-139. Акт подписывается всеми членами комиссии (п. 13).

При необходимости выезда на железнодорожные пути общего пользования машинисты локомотивов, имеющие указанное свидетельство, должны пройти теоретические испытания на право выезда на железнодорожные пути общего пользования в комиссии отделения железной дороги, а в случае отсутствия отделения железной дороги - в дорожной квалификационной  комиссии при службе локомотивного хозяйства железной дороги, к которой примыкают пути предприятий, не входящих в систему МПС России, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, в объеме знаний, перечисленных в пункте 3 настоящего Положения, за исключением подпунктов 2, 4, 5, 9.

Результаты испытаний оформляются актом формы ТУ-139 за подписями всех членов комиссии. Практические испытания (пробная поездка) производятся с машинистом – инструктором локомотивных бригад ближайшего локомотивного депо.

Машинистам, выдержавшим указанные испытания, руководством отделения железной дороги, а там, где его нет, начальником службы локомотивного хозяйства железной дороги выдается разрешение, заверенное печатью отделения железной дороги (печатью железной дороги) о том, что данному машинисту разрешается выезд на железнодорожные пути общего пользования в пределах конкретной железнодорожной станции примыкания.

Такой же порядок выезда на железнодорожные пути общего пользования в пределах конкретной железнодорожной станции примыкания распространяется на машинистов, имеющих общесетевое свидетельство на право управления локомотивом, но работающих на предприятиях, не входящих в систему МПС России, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

Свидетельство на право управления локомотивом, выданное предприятиями, не входящими в систему МПС России, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности не дает права выезда машинисту на железнодорожные пути общего пользования (п. 19).

Таким образом, Положение № 23Ц устанавливало, по сути, монополию владельца инфраструктуры на приём указанных экзаменов, что не учитывало новые правовые реалии – создание акционерного общества «РЖД» как коммерческой организации, которая при этом получила явные естественно-монопольные преимущества как владелец инфраструктуры.

Кроме того, в тот же период действовал приказ МПС РФ от 17.11.2000 № 28Ц «О порядке проверки знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов МПС России и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации», который устанавливал, что испытания в знании указанных в пункте 2 настоящего Приказа нормативных актов работниками, перечисленными в приложении 1 к настоящему Приказу, производятся при приеме на работу, восстановлении в должности и переводе на другую работу, связанную с движением поездов и маневровой работой, а также периодически с 1 февраля по 1 июня в соответствии с установленными в этом приложении сроками для каждой должности и профессии; работники организаций, имеющих железнодорожные подъездные пути, связанные с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, и работники транспортных строительных организаций, связанные с выполнением строительных работ на железнодорожных путях общего  пользования, испытываются в знании Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации в соответствующих комиссиях отделений железных дорог и железных дорог, в порядке и сроки, установленные настоящим Приказом для аналогичных должностей и профессий работников федерального железнодорожного транспорта.

Минтранс России приказом от 15.02.2008 № 28 внёс изменения в приказ МПС России от 18.06.2003 № 26, дополнив его Порядком подачи (выхода) локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования (приложение № 8, далее – Порядок).

В соответствии с Порядком подача локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования осуществляется при условии выполнения процедуры проверки технической готовности локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава (далее - допуск локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава) и проверки готовности локомотивной бригады (машиниста и помощника машиниста локомотива и моторвагонного подвижного состава) к предстоящей работе (далее - допуск локомотивной бригады к предстоящей работе) в соответствии с подпунктами 5 и 6 пункта 1 настоящего Порядка (подпункт 1 пункта 1 Порядка).

Допуск локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава и допуск локомотивной бригады к предстоящей работе осуществляется работниками организации - владельца инфраструктуры (подпункт 2 пункта 1 Порядка).

Допуск локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава по техническому состоянию (подтверждение технической готовности), в том числе подтверждение наличия и исправности приборов безопасности, радиосвязи, иного оборудования, осуществляется путем проверки наличия акта технического состояния локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава, составленного по форме (приложение № 1 к настоящему Порядку).

Акт технического состояния локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава составляется владельцем локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава не реже одного раза в месяц для локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава, допускающегося к следованию в поездах по железнодорожным путям общего пользования, и не реже одного раза в шесть месяцев - для локомотивов, выходящих с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования железнодорожных станций и с железнодорожных путей общего пользования железнодорожных станций на железнодорожные пути необщего пользования вне зависимости от принадлежности.

Акт заверяется подписью уполномоченного лица и печатью предприятия владельца локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава и ремонтного предприятия, производящего техническое обслуживание или ремонт локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава, принадлежащего владельцу инфраструктуры общего пользования или предприятия вне зависимости от принадлежности, прошедшего сертификацию производственного процесса технического обслуживания и ремонта локомотивов моторвагонного подвижного состава в соответствующей системе сертификации на железнодорожном транспорте.

Акт технического состояния локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава, бортовой журнал (приложение № 2 к настоящему Порядку) должны находиться на локомотиве, моторвагонном железнодорожном подвижном составе, предъявляемом к подаче (выходу) на железнодорожные пути общего пользования (подпункт 5 пункта 1 Порядка).

Возможность допуска локомотивной бригады к предстоящей работе устанавливается работниками владельца инфраструктуры, указанными в подпункте 2 пункта 1 настоящего Порядка, путем проверки наличия надлежащим образом оформленных следующих документов:

- свидетельства на право машиниста управления локомотивом данного типа;

- удостоверения на право эксплуатации электроустановок с соответствующей группой допуска;

- служебного формуляра с заключением машиниста-инструктора локомотивных бригад владельца инфраструктуры или машиниста-инструктора локомотивных бригад владельца локомотива, моторвагонного подвижного состава о допуске к самостоятельной работе машиниста локомотива, моторвагонного подвижного состава на конкретной станции примыкания или участке обслуживания со сведениями о проведении контрольно-инструкторских поездок;

- технического формуляра;

- маршрута машиниста с отметкой о прохождении предрейсового медицинского осмотра.

Форма и порядок заполнения служебного формуляра, технического формуляра и маршрута машиниста, а также порядок проведения контрольно-инструкторских поездок устанавливаются владельцем инфраструктуры одинаковыми для всех локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава, локомотивных бригад независимо от их принадлежности (подпункт 6 пункта 1 Порядка).

В соответствии с пунктом 3 Порядка при подаче (выходе) на железнодорожные пути общего пользования локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава машинист и помощник машиниста локомотива и моторвагонного железнодорожного подвижного состава должны:

- пройти профессиональное обучение в учебных учреждениях, имеющих лицензию на соответствующий вид деятельности;

- пройти профессиональный отбор в соответствии с Приказом МПС России от 11.11.1997 № 23Ц «О порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом на путях общего пользования и присвоения класса квалификации машинистам локомотивов и моторвагонного подвижного состава»;

- выдержать испытания и в последующем периодически проходить проверку знаний в соответствии с Приказом МПС России от 17.11.2000 № 28Ц «О порядке проверки знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов МПС России и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Приказом МПС России от 11.11.1997 № 23Ц «О порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом на путях общего пользования и присвоения класса квалификации машинистам локомотивов и моторвагонного подвижного состава».

Таким образом, новый Порядок, хотя и несколько ослабил монополию общества, в частности, допустив возможности допуска локомотивной бригады при наличии служебного формуляра с заключением машиниста-инструктора локомотивных бригад владельца локомотива, но в целом сохранил за обществом контрольные (разрешительные) функции в отношении иных (равных) хозяйствующих субъектов.

Указанные контрольные (разрешительные) функции ОАО «РЖД» присущи не гражданско-правовым, а именно публичным отношениям, что свидетельствует о наличии в действиях общества признаков осуществления государственной функции упраздненного МПС России в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Кроме того, взимание платы за производство комиссионных осмотров локомотивов, теоретических и практических проверок знаний локомотивных бригад действующим законодательством не предусмотрено.

В соответствии со статьёй 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2);

- установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг (пункт 9).

Поскольку действия общества при осуществлении им контрольных (разрешительных) функций могут привести к необоснованному препятствованию в осуществлении деятельности иными хозяйствующими субъектами путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, в том числе, в части комиссионного осмотра локомотивов и порядка теоретической и практической аттестации локомотивных бригад, а также во взимании непредусмотренной за оказание данных услуг платы, то в таких действиях ОАО «РЖД» содержатся признаки нарушения пунктов 2, 9 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях ОАО «РЖД» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктами 2 и 9 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Челябинское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ОАО «РЖД» о необходимости прекращения указанных действий, а именно:

  1.  в срок до 28 октября 2016 года исключить из прейскуранта стоимости услуг, предоставляемых Южно-Уральской дирекцией тяги - структурным подразделением Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» сторонним организациям, тарифов на оказание услуг по комиссионному осмотру локомотивов, проведению контрольно-инструкторских поездок,  теоретическим испытаниям локомотивных бригад; направить хозяйствующим субъектам письма о прекращении взимания платы по договорам об оказании названных услуг.
  2. с 28 октября 2016 года прекратить взимание платы за оказание услуг по комиссионному осмотру локомотивов, проведению контрольно-инструкторских поездок,  теоретическим испытаниям локомотивных бригад.

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов (надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих исключение из прейскуранта тарифов на указанные услуги, а также направление соответствующих писем хозяйствующим субъектам, иные документы, например приказ (распоряжение) о прекращении взимания платы за оказание услуг по комиссионному осмотру локомотивов, проведению контрольно-инструкторских поездок,  теоретическим испытаниям локомотивных бригад).

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны