Решение б/н Решение и предписание по делу № 2-03-18.1/2016 по жалобе ООО... от 21 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе №  2-03-18.1/2016

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 15 января 2016 года

В полном объеме решение изготовлено 19 января 2016 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

«***» – руководитель Челябинского УФАС России;

«***» — начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

«***» – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 2-03-18.1/2015 по жалобе ООО Охранная организация «Магнитогорское охранно-сервисное агентство» (далее - ООО ОО «М’ОСА») на действия МАУ «Многофункциональный центр по предоставлению  государственных и муниципальных услуг города Магнитогорска» (далее - МАУ «МФЦ») при проведении открытого аукциона в электронной форме (электронный аукцион) на оказание услуг по охране объектов и (или) имущества Заказчика, находящегося в его оперативном управлении, с использованием технических средств охранной, пожарной сигнализации, техническому обслуживанию и ремонту средств охранной, пожарной сигнализации объектов Заказчика для нужд МАУ «МФЦ» (извещение № 31503026652), в присутствии представителя МАУ «МФЦ» по доверенности, в отсутствие представителя ООО ОО «М’ОСА»;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО ОО «М’ОСА» на действия МАУ «МФЦ» при проведении открытого аукциона в электронной форме (электронный аукцион) на оказание услуг по охране объектов и (или) имущества Заказчика, находящегося в его оперативном управлении, с использованием технических средств охранной, пожарной сигнализации, техническому обслуживанию и ремонту средств охранной, пожарной сигнализации объектов Заказчика для нужд МАУ «МФЦ» (извещение № 31503026652).

01.12.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликованы извещение и документация по открытому аукциону в электронной форме (электронный аукцион) на оказание услуг по охране объектов и (или) имущества Заказчика, находящегося в его оперативном управлении, с использованием технических средств охранной, пожарной сигнализации, техническому обслуживанию и ремонту средств охранной, пожарной сигнализации объектов Заказчика для нужд МАУ «МФЦ».

Место размещения информации: электронная торговая площадка tender.otc.ru, zakupki.gov.ru

Заказчик: МАУ «МФЦ».

Начальная цена: 153 999,96 руб. с НДС.

Дата и время окончания подачи заявок: 24.12.2015 в 13.00 (время московское (далее - МСК).

Дата и время рассмотрения заявок: 24.12.2015 в 15.00 (МСК).

Дата и время подведения итогов открытого аукциона: 25.12.2015 в 14:00 (МСК).

Согласно протоколу от 24.12.2015 № U1602918-1622640-2 на участие в открытом аукционе в электронной форме была подана 1 заявка (ООО Частная охранная организация «Кодекс»).

Заявка ООО Частная охранная организация «Кодекс» по результатам рассмотрения была отклонена, аукцион признан несостоявшимся.

30.12.2015 на официальном сайте размещено извещение № 31503178341 о проведении закупки у единственного источника на оказание услуг по охране объектов и (или) имущества Заказчика, находящегося в его оперативном управлении, с использованием технических средств охранной, пожарной сигнализации, техническому обслуживанию и ремонту средств охранной, пожарной сигнализации объектов Заказчика для нужд МАУ «МФЦ» и документация о проведении данной закупки.

31.12.2015 заключен договор на оказание указанных услуг с ООО Частная охранная организация «Кодекс».

По мнению подателя жалобы, в нарушение части 9 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) срок представления документации о закупке и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов, указанные в извещении (часть 2 аукционной документации), не соответствуют датам, установленным на официальном сайте закупок.

В нарушение части 11 статьи 4 Закона о закупках после опубликования последних изменений в извещение о закупке от 22.12.2015 сроки проведения аукциона не были продлены.

Кроме того, в нарушение пунктов 8.8.10, 8.8.11 Положения о закупках МАУ «МФЦ» заключен договор с участником аукциона, чья заявка была отклонена как не соответствующая требованиям аукционной документации.

Представитель МАУ «МФЦ»  представил письменные пояснения и на заседании Комиссии пояснил следующее.

01.12.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме (электронного аукциона) и документация об открытом аукционе в электронной форме (электронном аукционе).

Предмет закупки: оказание услуг по охране объектов и (или) имущества Заказчика, находящегося в его оперативном управлении, с использованием технических средств охранной, пожарной сигнализации, техническому обслуживанию и ремонту средств охранной, пожарной сигнализации объектов Заказчика для нужд МАУ «МФЦ».

Документация закупки была подготовлена в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАУ «МФЦ», утвержденным протоколом заседания Наблюдательного совета МАУ «МФЦ» от 24.12.2013 (далее - Положение, Положение о закупке).

Закупка проводилась на электронной площадке «OTC-TENDER» ЗАО «Внебиржевые рынки» по адресу в сети Интернет http://www.otc-tender.ru (далее - электронная площадка).

При проведении закупки были установлены следующие сроки проведения закупки:

- срок начала подачи заявок на участие в аукционе: 02.12.2015 11:00 (МСК);

- дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме: 22.12. 2015 11:00 (МСК);

- дата окончания срока рассмотрения 1 частей заявок на участие в электронном аукционе: 22.12.2015 13:00 (МКС);

- дата проведения электронного аукциона: 23.12.2015 11:00 (МСК).

В связи с отсутствием утром 22.12.2015 заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (электронном аукционе) с целью обеспечения проведения конкурентной закупки Заказчиком было принято решение об изменении сроков проведения закупки в части их увеличения, были установлены следующие сроки:

- дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме: 24.12.2015 11:00 (МСК);

- дата окончания срока рассмотрения I частей заявок на участие в электронном аукционе: 24.12.2015 13:00 (МСК);

- дата проведения электронного аукциона: 25.12.2015 11:00 (МСК).

Изменение сроков проведения процедуры было произведено с использованием функционала электронной площадки, соответствующая информация была размещена и на официальном сайте, что отвечает принципу информационной открытости закупки, установленному частью 1 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках.

При этом, даже с учетом увеличения срока для подачи заявок на участие в электронном аукционе на момент окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме 24.12.2015 11:00 (время московское) была подана одна заявка.

Учитывая тот факт, что податель жалобы в числе других потенциальных участников закупки был уведомлен о размещении закупки на электронной площадке с указанием ее адреса в сети Интернет можно прийти к выводу, что Заявитель, а также иные потенциальные участники закупки не имели намерения участвовать в процедуре.

В связи с тем, что на момент окончания срока подачи заявок была подана только одна заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме, открытый аукцион в электронной форме был признан несостоявшимся на основании пункта 8.7.7 раздела 8 Положения о закупке, пункта 10.7 Документации об открытом аукционе в электронной форме (электронном аукционе).

Протокол открытия доступа к заявкам № U1602918-1622640-1 от 24.12.2015 был размещен на официальном сайте и электронной площадке 24.12.2015.

Рассмотрение первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (электронном аукционе) состоялось 24.12.2015 в 13:00 (время московское).

При рассмотрении первых частей заявок были выявлены основания для признания единственной заявки не соответствующей требованиям, установленным аукционной документацией в соответствии с пунктом 12.3 документации об открытом аукционе в электронной форме (электронном аукционе), а именно:

- непредставления в составе заявки документов, а также сведений, требование о наличии которых установлено аукционной документацией;

- несоответствия аукционной заявки требованиям к аукционным заявкам, установленным аукционной документацией.

Участнику закупки было отказано в признании его участником аукциона и допуске к дальнейшему участию в процедуре электронного аукциона в соответствии с пунктом 8.8.2 Положения, пунктом 12.3 Документации в связи с несоответствием аукционной заявки требованиям, установленным аукционной документацией.

Протокол заседания комиссии по рассмотрению первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме № U1602918-1622640-2 от 24.12.2015 с указанием на то, что электронный аукцион был признан несостоявшимся, был размещен на официальном сайте и электронной площадке 24.12.2015.

В связи с необходимостью обеспечения безопасности объектов Заказчика с 01.01.2016, учитывая, что конкурентная процедура закупки была признана несостоявшейся, Заказчиком в соответствии с пунктом 5.6.4 Положения было принято решение о заключении договора на оказание услуг по охране объектов без проведения торгов с единственным источником на тех же условиях, что были предусмотрены документацией признанного несостоявшимся аукциона.

Единственным источником было выбрано ООО Частная охранная организация «Кодекс».

Извещение № 31503178341 о проведении закупки у единственного источника, документация о проведении закупки у единственного источника, а также проект договора были размещены на официальном сайте 30.12.2015, договор был заключен 31.12.2015, сведения о нем размещены в реестре договоров на официальном сайте также 31.12.2015 (договор № 57446059389150000180000).

Таким образом, процедура открытого аукциона в электронной форме (электронного аукциона), а также процедура закупки у единственного источника были проведены в соответствии с требованиями Закона о закупках и Положения о закупке.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о том, что жалоба ООО ОО «М’ОСА» является обоснованной по следующим основаниям.

1. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Открытый аукцион в электронной форме (электронный аукцион) на оказание услуг по охране объектов и (или) имущества Заказчика, находящегося в его оперативном управлении, с использованием технических средств охранной, пожарной сигнализации, техническому обслуживанию и ремонту средств охранной, пожарной сигнализации объектов Заказчика для нужд МАУ «МФЦ» (далее  также - аукцион) проводился в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке МАУ «МФЦ».

В соответствии с частью 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.

В первой редакции извещения о проведении аукциона (часть 2 документации об аукционе) были установлены следующие даты:

- срок начала подачи заявок на участие в аукционе: 02.12.2015 11:00 (МСК);

- дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме: 22.12. 2015 11:00 (МСК);

- дата окончания срока рассмотрения 1 частей заявок на участие в электронном аукционе: 22.12.2015 13:00 (МСК);

- дата проведения электронного аукциона: 23.12.2015 11:00 (МСК).

22.12.2015, то есть в последний день приема заявок, в документацию об открытом аукционе были внесены изменения в части сроков его проведения:

- дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме: 24.12. 2015 11:00 (МСК);

- дата окончания срока рассмотрения 1 частей заявок на участие в электронном аукционе: 24.12.2015 13:00 (МСК);

- дата проведения электронного аукциона: 25.12.2015 11:00 (МСК).

Положения части 11 статьи 4 Закона о закупках не выделяют при внесении каких именно изменений в аукционную документацию продлевается срок подачи заявок, следовательно, при внесении изменений, в том числе в даты проведения аукциона, срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.

МАУ «МФЦ» срок подачи заявок был продлен на два дня, что является нарушением части 11 статьи 4 Закона о закупках.

В этой части доводы жалобы ООО ОО «М’ОСА» являются обоснованными.

Довод подателя жалобы о том, что несоответствие срока представления документации о закупке, даты рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов, указанные в извещении (часть 2 аукционной документации), установленным на официальном сайте закупок, является нарушением Закона о закупках, необоснованный, поскольку 22.12.2015 в аукционную документацию были внесены изменения в части продления данных сроков. Сроки, указанные на официальном сайте и электронной площадке, установлены с учетом внесенных изменений.

Довод подателя жалобы о нарушении пунктов 8.8.10, 8.8.11 Положения о закупках действиями МАУ «МФЦ» по заключению договора с участником аукциона, чья заявка была отклонена как не соответствующая требованиям аукционной документации, также является необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 5.6.4 Положения о закупке заказчик вправе применять процедуру закупки у единственного источника в случае, если конкурентная процедура закупки была признана несостоявшейся и (или) ее проведение не привело к заключению договора - подана одна заявка или  не подана ни одна заявка, ни одна из поданных заявок не соответствует документации конкурентной процедуры, договор не был заключен с единственным участником, победитель и участник конкурентной процедуры, заявке которого был присвоен второй номер <...> признаны уклонившимися от заключения договора.

Данное положение не противоречит Закону о закупках.

Единственная заявка, поданная на участие в аукционе, была признана не соответствующей требованиям аукционной документации, соответственно, аукцион был признан несостоявшимся.

Таким образом, в соответствии с пунктом 5.6.4 Положения МАУ «МФЦ» вправе было провести процедуру закупки у единственного источника.

2. Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.

В пунктах 7.2.1, 8.2.1 Положения о закупке установлено, что заказчик размещает на официальном сайте извещение о проведении конкурса, аукциона не менее чем за пятнадцать дней до дня окончания подачи заявок, а в случае, если начальная (максимальная) цена договора (цена лота) не превышает три миллиона рублей - не менее чем за семь дней до даты окончания приема заявок, что является нарушением части 2 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, действия МАУ «МФЦ» по утверждению пунктов 7.2.1, 8.2.1 Положения в указанной редакции являются нарушением части 2 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 11 статьи 4 Закона о закупках в случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.

Согласно пунктам 7.2.4, 8.2.5 Положения о закупках в случае, если закупка производится путем проведения конкурса, аукциона и изменения в извещении о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за десять дней до дня окончания подачи заявок, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения изменений до даты окончания подачи заявок срок составлял не менее чем пятнадцать дней, что противоречит части 11 статьи 4 Закона о закупках.

Кроме того, согласно пунктам 7.2.5, 8.2.6 Положения о закупке в случае, если закупка осуществляется путем проведения конкурса, аукциона начальная (максимальная) цена договора которых не превышает трех миллионов рублей и изменения в извещение и (или) документацию внесены заказчиком позднее чем за три дня до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем семь дней, что также противоречит части 11 статьи 4 Закона о закупках.

Таким образом, действия МАУ «МФЦ» по утверждению пунктов 7.2.4, 7.2.5, 8.2.5, 8.2.6 Положения являются нарушением части 11 статьи 4 Закона о закупках.

3. Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Перечень нарушений, перечисленный в части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим, и для квалификации действий по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений законодательства с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.

Пунктом 6.2.3 Положения о закупке закреплено, что дополнительно могут быть установлены квалификационные требования к участникам закупок, в том числе:

- требования к наличию опыта выполнения аналогичных проектов, предоставления услуг, выполнения работ;

- требования к наличию производственных (в том числе складских) помещений и технологического оборудования (могут устанавливаться требования к наличию  сервисных центров и оборудования необходимого для выполнения специальных работ), иных материально-технических ресурсов;

- требования к наличию трудовых ресурсов (наличие в штате (или на основе договоров гражданско-правового характера) специалистов в соответствующих областях с указанием требуемого опыта работы данных специалистов в указанной области, и т.п.).

Согласно пунктам 7.9.1, 8.8.2, 9.8.3, 10.7.2 Положения о закупке при несоответствии участника закупки требованиям, установленным извещением и документацией о закупке, Комиссия отказывает такому участнику закупки в допуске к процедурам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе  индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам (часть 6 статьи 3 Закона о закупках).

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, определенные Положением о закупке.

Включение МАУ «МФЦ» квалификационных требований к участникам, изложенных в пункте 6.2.3 Положения о закупке, не отвечает принципам, установленным в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, поскольку такие требования необоснованно ограничивают количество претендентов на участие в закупке, кроме того не являются измеряемыми.

Установление на стадии допуска к участию в закупке таких критериев  ограничивает конкуренцию, поскольку предусматривает допуск для участия в закупке участников, существующих на рынке продолжительное время, исключая при этом, вновь созданные предприятия, способные на достойном уровне выполнить поставку, работы, услуги.

Установление таких критериев на стадии допуска участников к закупке не позволяет выявить участника закупки, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере, а также, не способно обеспечить равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, действия МАУ «МФЦ» по закреплению в пункте 6.2.3 Положения о закупке квалификационных требований к участникам как условия допуска к участию в закупке являются нарушением части 1, статьи 1, части 1 статьи 3 Закона о закупках и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

4. Пунктом 7.4 Положения предусмотрено право заказчика принять решение об отказе от проведения открытого конкурса в сроки, указанные в извещении о проведении открытого конкурса.

Пунктом 8.4 Положения установлено, что при осуществлении закупки в форме аукциона заказчик вправе принять решение об отказе от проведения открытого аукциона в сроки, указанные в извещении о проведении открытого аукциона.

В пункте 9.4 Положения установлено право заказчика на любом этапе отказаться от проведения запроса предложений, не возмещая понесенные участниками затраты.

Пунктом 10.4 Положения о закупке установлено право заказчика на любом этапе отказаться от проведения запроса котировок.

При этом, основания отказа в допуске к участию в соответствующих процедурах закупок определены в пунктах 7.9.1, 7.9.3, 8.8.2, 8.8.4, 8.8.6, 9.8.3, 10.7.2 Положения.

Таким образом, в Положении содержится исчерпывающий перечень оснований для отклонения заказчиком поступившей на участие в закупке заявки. Следовательно, в Положении не предусмотрена возможность заказчика отклонять заявку, соответствующую установленным Положением и документацией о закупке требованиям.

Однако перечень случаев и оснований, при которых заказчик вправе отказаться от проведения соответствующих закупок и от заключения договоров по их результатам, Положением не определен.

Отсутствие в Положении исчерпывающего перечня случаев, при которых заказчик вправе отказаться от проведения открытого конкурса, открытого аукциона, запроса котировок и от заключения договоров по их результатам, не соответствует целям и принципам, установленным частью 1 статьи 1 и частью 1 статьи 3 Закона о закупках, поскольку такой отказ при отсутствии установленных законодательством оснований может носить субъективный дискриминационный характер и привести к злоупотреблениям со стороны организатора закупки, так как может быть основан на субъективном усмотрении заказчика, а также может привести к ограничению конкуренции, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, Комиссия считает возможным выдать МАУ «МФЦ» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов.

Поскольку аукцион в электронной форме (электронный аукцион) на оказание услуг по охране объектов и (или) имущества Заказчика, находящегося в его оперативном управлении, с использованием технических средств охранной, пожарной сигнализации, техническому обслуживанию и ремонту средств охранной, пожарной сигнализации объектов Заказчика для нужд МАУ «МФЦ» (извещение № 31503026652) признан несостоявшимся и договор на оказание указанных услуг заключен с единственным источником, у Комиссии отсутствуют правовые основания для аннулирования данной процедуры торгов.

На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО ОО «М’ОСА» обоснованной;

2. Признать действия (бездействие) МАУ «МФЦ» при проведении открытого аукциона в электронной форме (электронный аукцион) на оказание услуг по охране объектов и (или) имущества Заказчика, находящегося в его оперативном управлении, с использованием технических средств охранной, пожарной сигнализации, техническому обслуживанию и ремонту средств охранной, пожарной сигнализации объектов Заказчика для нужд МАУ «МФЦ»), выразившиеся в продлении срока подачи заявок на участие в аукционе менее чем на пятнадцать дней, нарушением части 11 статьи 4 Закона о закупках.

3.  Признать действия (бездействие) МАУ «МФЦ», выразившиеся в:

- закреплении в пунктах 7.2.1, 8.2.1 Положения о закупках норм, противоречащих Закону о закупках, нарушением части 2 статьи 3 Закона о закупках.

- закреплении в пунктах 7.2.4, 7.2.5, 8.2.5, 8.2.6 Положения о закупках норм, противоречащих Закону о закупках, нарушением части 11 статьи 4 Закона о закупках;

- закреплении в пункте 6.2.3 Положения о закупке квалификационных требований к участникам как условия допуска к участию в закупке, нарушением части 1, статьи 1, части 1 статьи 3 Закона о закупках и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции;

4. Признать бездействие МАУ «МФЦ», выразившееся в неустановлении в Положении о закупке перечня случаев, при которых заказчик вправе отказаться от проведения конкурса, аукциона, запроса предложений и запроса котировок и от заключения договоров по их результатам, нарушением части 1 статьи 1, части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции;

 5. Выдать МАУ «МФЦ» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 1

  по делу № 2-03-18.1/2016

 

15 января 2016 года                                                  г. Челябинск, пр. Ленина, 59 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

«***» - руководитель Челябинского УФАС России;

«***»  - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

«***» – ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 15.01.2016 № 2-03-18.1/2016 по жалобе ООО Охранная организация «Магнитогорское охранно-сервисное агентство» на действия МАУ «Многофункциональный центр по предоставлению  государственных и муниципальных услуг города Магнитогорска» (далее - МАУ «МФЦ») при проведении открытого аукциона в электронной форме (электронный аукцион) на оказание услуг по охране объектов и (или) имущества Заказчика, находящегося в его оперативном управлении, с использованием технических средств охранной, пожарной сигнализации, техническому обслуживанию и ремонту средств охранной, пожарной сигнализации объектов Заказчика для нужд МАУ «МФЦ» (извещение № 31503026652),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. МАУ «МФЦ» в срок до 01 марта 2016 года прекратить нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся в закреплении в пункте 6.2.3 Положения о закупках товаров, работ, услуг МАУ «МФЦ» следующих квалификационных требований к участникам как условия допуска к участию в закупке:

- наличие опыта выполнения аналогичных проектов, предоставления услуг, выполнения работ;

- наличие производственных (в том числе складских) помещений и технологического оборудования (могут устанавливаться требования к наличию  сервисных центров и оборудования необходимого для выполнения специальных работ), иных материально-технических ресурсов;

- наличие трудовых ресурсов (наличие в штате (или на основе договоров гражданско-правового характера) специалистов в соответствующих областях с указанием требуемого опыта работы данных специалистов в указанной области, и т.п.), а именно:

- исключить из пункта 6.2.3 Положения о закупках товаров, работ, услуг МАУ «МФЦ» указанные квалификационные требования;

2. МАУ «МФЦ» в срок до 01 марта 2016 года прекратить нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в неустановлении в Положении о закупках товаров, работ, услуг МАУ «МФЦ» перечня случаев, при которых заказчик вправе отказаться от проведения закупок и от заключения договоров по их результатам, а именно:

- установить в Положении о закупках товаров, работ, услуг МАУ «МФЦ» закрытый перечень случаев, при которых заказчик вправе отказаться от проведения закупок и от заключения договоров по их результатам;

3. МАУ «МФЦ» в срок до 01 марта 2016 года прекратить нарушение Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) выразившееся в:

- закреплении в пунктах 7.2.1, 8.2.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг МАУ «МФЦ» норм, противоречащих Закону о закупках;

- закреплении в пунктах 7.2.4, 7.2.5, 8.2.5, 8.2.6 Положения о закупках товаров, работ, услуг МАУ «МФЦ» норм, противоречащих Закону о закупках, а именно:

- привести пункты 7.2.1, 8.2.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг МАУ «МФЦ» в соответствие с нормами части 2 статьи 3 Закона о закупках;

- привести пункты 7.2.4, 8.2.5 Положения о закупках товаров, работ, услуг МАУ «МФЦ» в соответствие с нормами части 11 статьи 4 Закона о закупках;

- исключить пункты 7.2.5, 8.2.6 из Положения о закупках товаров, работ, услуг МАУ «МФЦ»;

 4. МАУ «МФЦ» с момента получения настоящего предписания не допускать нарушение порядка организации и проведения торгов, а именно: при проведении аукциона в соответствии с Законом о закупках при внесении изменений, в том числе в даты проведения аукциона, продлевать срок подачи заявок так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней;

5. МАУ «МФЦ» в срок до 07 марта 2016 года представить доказательства исполнения пунктов 1-3 настоящего предписания;

6. МАУ «МФЦ» в доказательство исполнения пункта 4 настоящего предписания в течение 2 дней после опубликования извещения о проведении в январе-марте 2015 года аукционов в соответствии с Законом о закупках, представить в Челябинское УФАС России копии: извещения о проведении закупки, утвержденной документации со всеми приложениями, доказательства размещения извещения о проведении закупки на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru).

Связанные организации

Связанные организации не указаны