Решение б/н Решение по жалобе № 20-03-18.1/2016 от 23 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 16 марта 2016 года
В полном объеме решение изготовлено 18 марта 2016 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:    
«***» – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;
«***» — начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;
«***» – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 20-03-18.1/2016 по жалобе ИП «***» на действия федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) (далее - ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ») при проведении запроса цен на производство работ по ремонту санузлов здания по адресу: г. Челябинск, ул. Электростальская, д. 47А (извещение № 31603343798), в присутствии представителей ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ», ИП «***», ИП «***»;

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ИП «***» на действия ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (далее также - Заказчик, Учреждение) при проведении запроса цен на производство работ по ремонту санузлов здания по адресу: г. Челябинск, ул. Электростальская, д. 47А (извещение № 31603343798).
20.02.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении запроса цен на производство работ по ремонту санузлов здания по адресу: г. Челябинск, ул. Электростальская, д. 47А.
В жалобе ИП «***» (далее также - податель жалобы, предприниматель) изложено следующее.
01.03.2016 ИП «***» была направлена заявка с приложением документов, требуемых Заказчиком для участия в запросе цен.
04.03.2016 Заказчиком в единой информационной системе размещен протокол по данной закупке, согласно которому направленная предпринимателем заявка не допущена к закупке в силу следующих оснований:
1) форма предложения о цене не содержала разбивки по ценам на единицу услуги и применяемого материала;
2) участник не подтвердил принадлежности к субъектам малого/среднего предпринимательства в связи с указанием дохода по итогам 2015 года, выходящего за пределы, установленные законодательством.
С данными выводами закупочной комиссии податель жалобы не согласен по следующим основаниям.
1. Предложение по цене в направленной заявке было сформировано по группам работ на объекте с указанием итоговой цены выполняемых работ.  
Исходя из того факта, что Заказчик проводил закупку не по отдельным лотам (работы, услуги, материалы), а приобретал комплекс подрядных работ на объекте, отклонение заявки от участия в связи с несоблюдением требований о разбивке выполняемых работ с указанием цен продиктовано формальными требованиями Заказчика.
Кроме этого, положения Гражданского Кодекса РФ (статья 704 ГК РФ) предполагают, что подрядчик выполняет работу (по общему правилу), своим иждивением, т.е. своими силами и из своих материалов.
Данное правило Заказчиком из содержания извещения не было исключено, что давало основания для участников воспринимать закупку ремонтных работ как единую работу.
Кроме этого, согласно закупочной документации по итогам выполнения работ, подрядчик направляет Заказчику акты выполненных работ, в которых будет отражен перечень как выполненных работ (объем, стоимость), так и перечень использованных материалов (количество и стоимость).
Таким образом, Заказчик в любом случае будет иметь первоначальную документацию, соответствующую содержанию сметы, установленной договором, и владеть информацией о стоимости единицы работы/услуги, используемого материала, по факту исполнения договора.
2. В заявке на участие (Приложение 3, подпункт 5 пункта 5 «Выручка от реализации...») в колонке «показатель» указана цифра 71 580 руб., что подтверждает фактический критерий по выручке за 2015 год в размере 71 580 руб., в то время как единица измерения, установленная Заказчиком - млн.руб.
Исходя из данного ошибочного заполнения единицы измерения фактического показателя участника Заказчик сделал вывод о размере выручки участника, не соответствующий действительности.
Дополнительно к направленной заявке предпринимателем была представлена декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, где было прописано два критерия принадлежности к субъектам малого предпринимательства: численность наемных работников за 2015 год (0 человек) и совокупный доход за 2015 год 71 580 руб.
Таким образом, Заказчик имел возможность самостоятельно устранить противоречия представленных показателей по выручке участника.
На заседании Комиссии ИП «***» поддержал доводы, изложенные в поданной жалобе.
Доводы жалобы на заседании Комиссии также поддержаны ИП «***»
Представитель ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» представил письменные пояснения и на заседании Комиссии пояснил следующее.
20.02.2016 ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» было размещено извещение № 31603343798 о проведении открытого запроса цен на ремонт санузлов здания по адресу: г. Челябинск, ул. Электростальская, 47 А.
В соответствии Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках», Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) (далее также - Положение о закупке, Положение) Заказчиком разработана документация об открытом запросе цен на право заключения договора на производство работ по ремонту санузлов здания по адресу: г. Челябинск, ул. Электростальская, д.47 А.
Разделом 2 документации об открытом запросе цен установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в запросе цен.
Пунктом 2.2.2. документации о запросе цен, а также в форме заявки на участие в запросе цен предусмотрено обязательное указание сведений о цене договора, включая сведения о цене единицы работ.
Таким образом, при подаче заявки на участие в запросе цен участник закупки в заявке на участие в запросе цен должен указать сведения о цене единицы работ, а также сведения о цене договора.
Поскольку представленная ИП «***» заявка на участие в запросе цен не содержит сведения о цене единицы работ по всем позициям сметы, комиссия обоснованно отклонила заявку ИП «***»
Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее - Положение № 1352).
Положением № 1352 установлена обязательная форма декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно подпункту «а» пункта 2.2.3 документации о запросе цен заявка на участие в запросе цен должна содержать декларацию о принадлежности участника закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 9.4.1 документации о запросе цен, пункту 9 Информационной карты запроса цен указанная декларация подается в составе заявки по форме, установленной Приложением № 3 к документации о запросе цен, в которой предусмотрено обязательное заполнение пунктов 1-7 таблицы, а именно сведений о соответствии критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.
 Пунктом 5 таблицы декларации предусмотрено обязательное заполнение строки «Выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов)» с единицей измерения - млн. рублей.
Данная форма установлена Положением № 1352.
В представленной заявке ИП «***» указал сведения о том, что выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета налога на добавленную стоимость составляет 71 580 000 000 рублей, что не соответствует критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Рассмотрение иных документов, представленных не по форме, комиссией не предусмотрено.
Закупочная комиссия рассматривает заявки на участие в запросе цен на соответствие требованиям, установленным в документации о запросе цен, и не наделена полномочиями по самостоятельному устранению противоречий, в представленных участниками закупки документах.
Таким образом, нарушений при отклонении заявки предпринимателя допущено не было.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о том, что жалоба ИП «***» является необоснованной по следующим основаниям.
1. Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках, целями регулирования которого являются: обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также – закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В силу пункта 3 статьи 3 Закона о закупках в Положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Таким образом, Закон о закупках, определяя основные принципы и требования, не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения
При этом заказчик самостоятельно определяет способы закупки товаров, работ, услуг, условия применения, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в положении о закупке.
Положение о закупке ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) утверждено Заместителем министра образования и науки Российской Федерации 13.02.2014.
Разделом 3 Положения о закупке установлены следующие способы закупок:
- путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона, в том числе открытого аукциона в электронной форме;
- без проведения торгов (запрос предложений, запрос цен, прямая закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя).
Особенности проведения запроса цен установлены пунктом 6.7 раздела 6 Положения о закупке.
В соответствии с пунктом 6.7.6 Положения заявка на участие в запросе цен должна содержать сведения, установленные в частях «а», «в», «д» подпункта 1 и подпункта 2 пункта 6.4.4 Положения о закупке, а также сведения о цене договора, включая сведения о цене единицы продукции.
Согласно пункту 6.7.9 Положения о закупке закупочная комиссия рассматривает заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении и документации о проведении запроса цен.
Разделом 2 документации об открытом запросе цен установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в запросе цен.
Подпунктом 2.2.2 пункта 2.2 документации о запросе цен установлено, что сведения о цене договора, включая сведения о цене единицы работ, указываются в форме, установленной в Приложении № 3 к документации о запросе цен.
Участник закупки в заявке на участие в запросе цен должен предоставить сведения о цене договора за объем работ, указанный Заказчиком в настоящей документации о запросе цен (Приложение № 2 к документации о запросе цен). При этом цена договора, предлагаемая участником закупки, не должна превышать начальную цену договора, установленную в разделе 5 документации о запросе цен.   
Представленные участником закупки сведения о цене договора, включая сведения о цене единицы работ, должны позволять достоверно определить цену  договора и цену за единицу работ, предлагаемые таким участником закупки.
Согласно пункту 2.2.3 документации о запросе цен в составе заявки также подаются документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки и лица, выступающего на стороне участника закупки, установленным Заказчиком в разделе 9 настоящей документации требованиям, а именно:
а) декларация о принадлежности участника закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства, подтверждающая соответствие участника закупки требованиям, установленным в пункте 9.2.1 раздела 9 документации о запросе цен;
б) копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки и лица, выступающего на стороне участника закупки, обязательным требованиям, установленным в пункте 9.2.2, пункте 9.2.3 - 9.2.9 раздела 9 документации о запросе цен;
в) документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, если в документации о запросе цен  установлены квалификационные требования к участникам закупки (пункт 9.3 раздела 9 документации о запросе цен).
В разделе 9 документации о запросе цен установлены требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 9.1 документации о запросе цен участниками настоящего запроса цен могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Положением № 1352.
Согласно пункту 11 Положения № 1352 участники закупки обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Форма декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - декларация), установлена Положением № 1352.
В соответствии с пунктом 9.2.1 документации о запросе цен участник закупки должен соответствовать критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, определенным Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость, являющиеся одним из критериев отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установлены Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»:
- микропредприятия - 120 млн. рублей;
- малые предприятия - 800 млн. рублей;
- средние предприятия - 2 млрд. рублей.
В подпункте 9.4.1 документации о запросе цен установлено, что декларация о принадлежности участника закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства для подтверждения соответствия требованию, установленному пунктом 9.2.1 документации, представляется в составе заявки по форме, установленной в Приложении № 3 к документации о запросе цен.
Форма декларации в Приложении № 3 к документации о запросе цен соответствует форме декларации, установленной Положением № 1352.
В соответствии с пунктом 12.1 документации о запросе цен закупочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок на участие в запросе цен, рассматривает заявки на участие в запросе цен на соответствие требованиям, установленным в извещении и документации о запросе цен.
Согласно пункту 12.2 документации о запросе цен закупочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе цен в следующих случаях:
а) непредоставление документов и сведений, предусмотренных пунктом 2.2 документации о запросе цен, или предоставления недостоверных сведений (информации);
б) несоответствие сведений и документов, предусмотренных пунктом 2.2 документации о запросе цен, требованиям документации о запросе цен;
в) предложенная в заявке цена договора превышает начальную цену, указанную в документации о запросе цен;
г) несоответствие участника запроса цен требованиям, установленным в пункте 9.2 документации о запросе цен.
Заявка ИП «***» не соответствует форме, установленной приложением № 2 к документации о запросе цен, что является необходимым условием участия в запросе цен согласно пункту 2.2.2 документации о запросе цен.
В разделе 5 декларации, представленной ИП «***» в составе заявки, указан размер выручки от реализации товаров, работ, услуг без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за последние 3 года - 71 580 млн. руб., что превышает установленные Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 предельные значения.
Учитывая изложенное, закупочная комиссия правомерно не допустила заявку ИП «***» к участию в запросе цен.
Доводы подателя жалобы о том, что Заказчик в любом случае будет иметь первоначальную документацию, соответствующую содержанию сметы, установленной договором, и владеть информацией о стоимости единицы работы/услуги, используемого материала, по факту исполнения договора, а также о том, что Заказчик имел возможность самостоятельно устранить противоречия представленных показателей по выручке участника, не могут быть приняты во внимание, поскольку Заказчик обязан рассматривать заявку на участие в закупке на предмет соответствия требованиям, установленным в документации, самостоятельно устранять противоречия в заявке Заказчик не вправе.
Следует отметить, что, подавая заявку на участие в закупке, лицо соглашается на условия закупочной документации, соответственно, обязано соблюдать установленные документацией требования к содержанию и оформлению заявки.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:

Признать жалобу ИП «***» необоснованной.


Председатель Комиссии                                                                    «***»

Члены Комиссии                                                                                «***»

                                                                             «***»

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны