Решение б/н Решение и предписание по делу № 20-07/17 в отношении Админис... от 21 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение

              •  

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена «26» апреля 2018 года.

  • полном объеме решение изготовлено «15» мая 2018 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

<…>

 

-

 

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

 

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 20-07/17 по признакам нарушения Администрацией города Челябинска (пл. Революции, 2, г. Челябинск, 454113; далее – Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившимся в неутверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче материалов из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории города Челябинска, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в отсутствие лиц, привлеченных к участию в рассмотрении настоящего дела,

 

 

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило заявление Саморегулируемой организации Ассоциация «Инженерные изыскания в строительстве», направленное ФАС России, по вопросу соблюдения антимонопольного законодательства органами местного самоуправления города Челябинска при предоставлении заявителям материалов инженерно-геологических и инженерно-геодезических изысканий.

В ходе рассмотрения документов и материалов установлено, что бездействие Администрации по неутверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче материалов из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории города Челябинска может привести к созданию для хозяйствующих субъектов препятствий при предоставлении муниципальной услуги, в том числе путем установления не предусмотренных действующим законодательством требований, а также к созданию преимущественных условий осуществления деятельности отдельному хозяйствующему субъекту - МУП «Архитектурно-планировочный центр» (далее- МУП «АПЦ»), что содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в указанном бездействии Администрации признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Челябинским УФАС России Администрации выдано предупреждение № 10-07/17 о необходимости в срок до 01 сентября 2017 года (с учетом продления срока его исполнения) прекращения таких действий (бездействия) путем утверждения административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче материалов из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории города Челябинска.

Администрацией письмом от 28.08.2017 № 01-11/453 в адрес Челябинского УФАС России в ответ на предупреждение № 10-07/17 направлена информация о том, что в настоящее время утвердить административный регламент не представляется возможным.

Таким образом, в установленный срок Администрацией предупреждение не исполнено.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В связи с изложенным Челябинским УФАС России возбуждено производство по делу № 20-07/17.

 

Администрацией представлены письменные пояснения и документы (исх. от 10.01.2017 № 5-18719/16, от 01.06.2017 № 09-11/297, от 28.08.2017 № 09-11/453, от 11.10.2017 № 4-12673/17-0-1, от 30.11.2017 № 08-09/945), в том числе указано следующее.

Утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче материалов из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории города Челябинска не представляется возможным поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность расчета платы за предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в случае, если за предшествующий год предоставление таких сведений за плату не осуществлялось.

Основания, послужившие причиной, по которым у Администрации отсутствует возможность утверждения рассматриваемого административного регламента, указаны в заключениях Правового управления Администрации на проект постановления «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности» от 25.07.2017 № 20-04/46 от 19.06.2017 № 20-04/28

На основании изложенного Администрация полагает, что в ее действиях отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства, в том числе части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Комитетом градостроительства и архитектуры города Челябинска (далее – Комитет) представлены письменные пояснения и документы (от 06.10.2017 № 40-14793/юр, от 30.11.2017 № 40-17876/юр, от 31.01.2018 № 40-1412/юр, от 02.03.2018 № 40-3144/юр, от 25.04.2018 № 40-6358/юр), которые поддержаны представителем на заседаниях Комиссии, при этом также пояснено следующее.

Ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляется Комитетом. Доступ к указанной системе, в том числе графическим материалам, имеется только у Комитета. Сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности за плату физическим и юридическим лицам Комитетом не предоставлялись.

На основании изложенного Комитет полагает, что в действиях Администрации отсутствуют нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения настоящего дела Комитетом заявлялись ходатайства об ознакомлении с материалами дела, в связи с чем указанному лицу такая возможность предоставлена.

 

МУП «АПЦ» представлены письменные пояснения и документы (от 10.01.2017 №171/юм, от 11.10.2017 № 15032/юм, от 30.11.2017 № 17904/юм, от 31.01.2018 № 155-юм, от 02.03.2017 № 3135/юм), в том числе указано следующее.

МУП «АПЦ» является коммерческой организацией и осуществляет деятельность по подготовке исходных данных для предпроектной проработки, подготовке и выдаче материалов инженерно-геологических и инженерно-геодезических изысканий. Источником данных, на основании которых осуществляются указанные работы, являются фондовые материалы, которые хранятся в Комитете. Получение таких сведений осуществляется предприятием на общих основаниях путем направления в Комитет запросов.

 

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив письменные пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) информационные системы обеспечения градостроительной деятельности представляют собой организованный в соответствии с требованиями ГрК РФ систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.

Согласно части 2 статьи 56 ГрК РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).

Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства (часть 3 статьи 56 ГрК РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 56 ГрК РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя:

1) сведения: а) о документах территориального планирования Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований; б) о документах территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования субъекта Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований; в) о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию; г) о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений; д) о документации по планировке территории; е) об изученности природных и техногенных условий на основании материалов и результатов инженерных изысканий; ж) о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд; з) о геодезических и картографических материалах; и) о создании искусственного земельного участка;

2) дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках;

3) иные документы и материалы.

При этом согласно части 5 статьи 56 ГрК РФ дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках открываются на каждый земельный участок, в которые помещаются копии следующих документов и карт (схем), в том числе градостроительный план земельного участка, результаты инженерных изысканий, заключение государственной экспертизы проектной документации, разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, иные документы и материалы.

Сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа (части 8 статьи 56 ГрК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 57 ГрК РФ ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.

Порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 57 ГрК РФ).

В соответствии с частью 6 статьи 57 ГрК РФ органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны предоставлять сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.

Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляется бесплатно или за плату. Максимальный размер платы за предоставление указанных сведений и порядок взимания такой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 57 ГрК РФ).

Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 09.06.2006 № 363 "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности" установлены следующие максимальные размеры платы:

а) за предоставление сведений, содержащихся в одном разделе информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, - в размере 1000 рублей;

б) за предоставление копии одного документа, содержащегося в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, - в размере 100 рублей.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 09.06.2006 № 363 "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности" определено, что размер платы за предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, устанавливается органами местного самоуправления на основании методики определения размера платы за предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, утверждаемой Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, и не должен превышать максимальный размер платы, установленный пунктом 2 указанного Постановления.

Методика определения размера платы за предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 26.02.2007 N 57 (далее – Методика).

В соответствии с пунктом 9 статьи 57 ГрК РФ органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов бесплатно осуществляют предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по запросам:

1) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

2) физических и юридических лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 10 статьи 57 ГрК РФ порядок предоставления сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 № 363 утверждено Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности (далее - Положение), которое определяет структуру, порядок формирования и ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.

Предоставление органом местного самоуправления сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по запросам физических и юридических лиц попадает под действие Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ).

Так, согласно пункту 2 статьи 2 Закона № 210-ФЗ под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, отнесено к вопросам местного значения городского округа.

Аналогичное положение также установлено в пункте 29 части 1 статьи 8 Устава города Челябинска.

Нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, является административный регламент (пункт 4 статьи 2 Закона № 210-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Согласно части 1 статьи 11 Закона № 210-ФЗ государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

Частью 1 статьи 29 Закона № 210-ФЗ установлено, что административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу Закона № 210-ФЗ (то есть до 30.07.2012).

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 210-ФЗ государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 названной статьи.

Так, согласно части 3 статьи 8 Закона № 210-ФЗ в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя впредь до признания утратившими силу положений федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, в соответствии с которыми государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя.

Постановлением Администрации города Челябинска от 18.04.2011 N 80-п утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления Администрацией муниципальных услуг, согласно пункту 6 которого административный регламент принимается в форме постановления Администрации.

Согласно подпункту 11 пункта 13 Положения о Комитете градостроительства и архитектуры города Челябинска, утвержденного Постановлением Администрации от 10.07.2017 № 288-п (далее – Положение о Комитете), Комитет для решения основных задач осуществляет ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

До принятия Постановления Администрации от 10 июля 2017 года N 288-п указанные функции возложены на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска (подпункт 14 пункта 11 Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска, утвержденного Постановлением Администрации от 12.08.2010 N 232-п).

Распоряжением Администрации от 28.07.2015 № 8199 утвержден Перечень муниципальных и государственных услуг, предоставляемых Администрацией города Челябинска.

Распоряжением Администрации от 05.05.2017 № 5270 в указанный перечень внесены изменения, согласно которым такой перечень дополнен муниципальной услугой «Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности», в качестве исполнителя муниципальный услуги указано Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска (в последующем Комитет).

Вместе с тем, административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности» на территории города Челябинска отсутствует.

Отсутствие указанного административного регламента делает непрозрачной и неопределенной процедуру предоставления такой муниципальной услуги, в том числе в части отсутствия у хозяйствующих субъектов сведений о составе, последовательности и сроках выполнения административных процедур, наименования органа, предоставляющего муниципальную услугу, результате предоставления муниципальной услуги, сроке предоставления муниципальной услуги, исчерпывающем перечне документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, об основаниях для отказа в приеме документов, размере платы, взимаемой с заявителя при предоставлении муниципальной услуги.

Комитетом представлен журнал входящей и исходящей документации за 2017 год, содержащий сведения о поступивших заявках о предоставлении сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и ответах на ни них.

Из указанного следует, что физические и юридические лица обращаются в Комитет за предоставлением сведений и документов из названной системы (например, копий геосъемки, документации по планировке территории, проекта планировки и межевания территории, генплана, сведений о координатах красных линий и т.д.). При этом по каждому обращению Комитетом готовится письменный ответ заявителю.

С октября 2017 года МУП «АПЦ» также обращалось в Комитет (вх. № 25590 от 21.11.2017, № 25362 от 17.11.2017, № 25268 от 16.11.2017, № 25129 от 15.11.2017, № 24720 от 09.11.2017, № 24508 от 08.11.2017, № 24718 от 08.11.2017, № 24405 от 07.11.2017, № 24316 от 03.11.2017, № 24108 от 01.11.2017, № 24118 от 01.11.2017, № 24035 от 01.11.2017, № 23823 от 30.10.2017, № 23618 от 26.10.2017, № 23643 от 26.10.2017, № 23638 от 26.10.2017, № 23647 о 26.10.2017, № 23417 от 24.10.2017, № 23901 от 31.10.2017, № 23148 от 20.10.2017, № 23108 от 20.10.2017, № 23109 от 20.10.2017), указывая на необходимость получения фондовых материалов, планшетов.

При этом действующее законодательство не содержит понятия «фондовые материалы».

Запрашиваемая МУП «АПЦ» информация не позволяет определить какие именно документы и сведения истребуются из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, в том числе не позволяет определить наименование справочника, раздела, книги, тома, документа и т.д. в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.08.2007 N 85 «Об утверждении документов по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности», наименования раздела, документа и т.д. в соответствии с Положением об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 № 363.

Несмотря на это, Комитетом выдаются документы МУП «АПЦ» по названным запросам.

Оплата представленных Комитетом сведений по запросам МУП «АПЦ» не осуществляется, документы предоставляются на безвозмездной основе (письмо МУП «АПЦ» исх. № 1455/ЮМ от 30.01.2018).

При этом рассмотрение обращений МУП «АПЦ» о предоставлении сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в 2017 году осуществляется Комитетом в ином порядке, а именно без подготовки ответов на них, нежели обращений иных физических и юридических лиц. Необходимо отметить, что из полученных антимонопольным органом документов также не следует предоставлялись ли предприятию копии материалов, либо истребуемая документация предоставлялась в оригиналах.

Таким образом, отсутствие утвержденного Администрацией административного регламента по предоставлению органом местного самоуправления муниципальной услуги «Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности», устанавливающего равный и единый подход к предоставлению такой муниципальной услуги, может привести к созданию МУП «АПЦ» преимущественных условий получения муниципальной услуги и получения документов и сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности таким предприятием в приоритетном порядке, а также к созданию иным хозяйствующим субъектам препятствий в получении таких сведения, в том числе ввиду установления требований, не предусмотренных действующим законодательством.

Более того, согласно сведениям, представленным МУП «АПЦ» (письмо исх. № 1455/ЮМ от 30.01.2018), предприятием осуществлялись работы и направлялись в Комитет запросы о предоставлении фондовых материалов инженерно-геодезических изысканий по заявлениям хозяйствующих субъектов, с которыми заключались договоры на выполнение работ (услуг).

Так, МУП «АПЦ» осуществлялись работы и направлялись в Комитет запросы о предоставлении фондовых материалов инженерно-геодезических изысканий исх. от 16.11.2017 № 17018/иосл, от 01.11.2017 № 16221/иосл, от 26.10.2017 № 15941/ис, от 31.10.2017 № 16134/ис в связи с заключением следующих договоров:

- договор б/н от 15.11.2017 с физическим лицом на выполнение работ (услуг) по подбору и выдаче материалов топографо-геодезической съемки для предпроектной проработки участка по адресу: Свердловский тр., остановочный комплекс Орбита (цена договора 689 руб.), по обращению физического лица о выдаче фондовой съемки для предпроектной проработки;

- договор б/н от 26.10.2017 с физическим лицом на выполнение работ (услуг) по подготовке исходных данных на трассу газопровода для газоснабжения кв. 4 в жилом доме № 19 по ул. Балтийской в Советском р-не г. Челябинска (цена договора 2007 руб.), по обращению физического лица о выдаче выкопировки масштаба 1:500 для получения технических условий на подключение к сетям;

- договор б/н от 26.10.2017 с физическим лицом на выполнение работ (услуг) по подбору и выдаче материалов топографо-геодезической съемки на участке по адресу: Ак.Королева, 18-41 (цена договора 1377 руб.), по обращению физического лица о предоставлении схемы в целях размещения парковочных мест к нежилому помещению, расположенному на 1 этаже жилого дома;

- договор б/н от 26.10.2017 с физическим лицом на выполнение работ (услуг) по подбору и выдаче материалов топографо-геодезической съемки для предпроектной проработки размещения временного нестационарного павильона по адресу: ул. Скульптора Головницкого – Александра Шмакова (цена договора 689 руб.), по обращению физического лица о выдаче ситуационного плана с инженерными сетями для предварительного размещения временного нестационарного павильона;

- договор б/н от 31.10.2017 с физическим лицом на выполнение работ (услуг) по подбору и выдаче материалов топографо-геодезической съемки для ремонтных работ кабельной линии по ул. Марченко и ул. 1 Пятилетки (цена договора 689 руб.), по обращению физического лица о выдаче копии съемки для ремонтных работ кабельной линии.

Из указанных документов следует, что физические лица обращались в МУП «АПЦ» для получения документов и сведений, необходимых им для осуществления хозяйственной деятельности.

МУП «АПЦ» также представлены реестры оплаченных работ с аналогичными предметами за 2015 год на 279 страницах на сумму 5 179 816,60 руб., за 2016 год на 248 страницах на сумму 4 750 562, 80 руб.

В материалах дела имеются договоры № 1140 от 16.12.2016, № 1452 от 23.12.2016, № 1455 от 26.12.2016 с юридическими лицами на выполнение работ по подготовке и выдаче материалов инженерно-геодезических изысканий, стоимость работ (услуг) по которым составляет 2 381,00 руб., 7 850,00 руб., 10 007,00 руб.

Из письма АО «Уралгипромез» исх. от 11.10.2016 № 5-818-эл также следует, что для регистрации инженерных изысканий, получения архивных материалов изученности и последующей сдачи отчетов по объекту на территории города Челябинска необходимо заключение договора с МУП «АПЦ» на выполнение работ по подготовке и выдаче материалов инженерно-геологических и инженерно-геодезических изысканий для предпроектной проработки территории по объекту. При этом стоимость таких работ (услуг) органом местного самоуправления не утверждена и рассчитывается на основании справочника базовых цен на инженерно-геологические и инженерно-геодезические изыскания для строительства. Так, согласно проекту договора № 382 от 06.05.2016 между АО «Уралгипромез» и МУП «АПЦ» стоимость услуг предусмотрена в размере 30 887, 00 рублей.

В ходе рассмотрения настоящего дела Челябинским УФАС России в ряд организаций, с которыми МУП «АПЦ» заключало аналогичные договоры, направлен запрос о предоставлении сведений по вопросу получения информации из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в МУП «Архитектурно-планировочный центр».

Так, ООО «Инженерные изыскания» сообщило, что обращалось за получением сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности как в Комитет, так и в МУП «АПЦ», при этом в последнее - только за получением инженерно-геодезических изысканий и геосъемки. Обществом указано, что о бесплатном представлении геосъемки ему известно не было (письмо ООО «Инженерные изыскания» от 24.04.2018 № 40/04).

ОАО «МРСК Урала» филиалом «Челябэнерго» представлены сведения о том, что в связи с отсутствием закрепленных в муниципальных актах полномочий Комитета и ГУАиГ о предоставлении сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, а также в связи с отсутствием утвержденного соответствующего административного регламента, обращение общества в органы местного самоуправления за получением таких сведений не представлялось возможным (письмо ОАО «МРСК Урала» филиала «Челябэнерго» от 26.04.2018 № 17/07/175).

Из указанного следует, что МУП «АПЦ» фактически за плату предоставляет заявителям сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, которые на безвозмездной основе получает в Комитете.

При этом плата по таким договорам рассчитывается на основании справочника базовых цен на инженерно-геологические и инженерно-геодезические изыскания для строительства и может превышать максимальный размер платы, определенный Постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 № 363.

Более того, Распоряжением Администрации от 07.06.2012 № 3161 установлены тарифы на услуги, оказываемые МУП «АПЦ», вместе с тем, из рассматриваемых материалов дела не следует, что с физическими и юридическими лицами заключаются договоры по утвержденным тарифам.

МУП «АПЦ» письмом от 10.01.2017 № 1714/ЮМ указано, что предприятие выполняет работы по выдаче материалов на выполнение инженерных изысканий, приемку материалов, контроль и оценку их соответствия требованиям действующего законодательства. Выполнение указанных работ предусмотрено Уставом предприятия и договором № 1 об оказании услуг по защите государственной тайны от 19.01.2016, заключенным между ГУАиГ и МУП «АПЦ» (в настоящее время указанный договор расторгнут на основании предупреждения Челябинского УФАС России № 9-07/17).

К указанным последствиям приводит в том числе отсутствие на территории города Челябинска утвержденного Администрацией административного регламента по предоставлению органом местного самоуправления муниципальной услуги «Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности», в связи с чем муниципальная услуга оказывается в том числе организацией, не наделенной такой функцией, а также за плату, рассчитанную не в соответствии с требованием действующего законодательства.

Довод Администрации о том, что утвердить рассматриваемый административный регламент не представляется возможным ввиду того, что Методикой не предусмотрена возможность расчета платы за предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в случае, если за предшествующий год предоставление таких сведений за плату не осуществлялось, отклонен Комиссией по следующим основаниям.

Обязанность органа местного самоуправления утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги и в соответствии с ним предоставлять такую услугу физическим и юридическим лицам не зависит от возможности/невозможности органа местного самоуправления рассчитать плату за предоставление такой услуги.

При этом, действительно, согласно положениям Методики расчетные размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, определяются по соответствующим формулам. Одними из расчетных показателей данных формул являются количество фактов предоставления сведений, содержащихся в одном разделе информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, и количество фактов предоставления копии одного документа, содержащегося в информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществленных за плату по результатам предыдущего года. При этом под фактами предоставления сведений, содержащихся в одном разделе и одной копии документа информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, понимаются зафиксированные в порядке, установленном органом местного самоуправления, факты выдачи сведений и факты выдачи копии документа за плату.

В случае, если факты обращений о предоставлении сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, за плату на территории муниципального образования отсутствуют, следовательно, количество данных обращений в целях расчета размера платы равняется нулю. Наличие подобной ситуации не предусмотрено Методикой.

Вместе с тем, как указано в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 28 марта 2011 года N Д23-1285, в сложившейся ситуации целесообразно применять максимальный размер платы за предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, установленный Постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 № 363.

Довод Администрации о том, что причиной неутверждения рассматриваемого административного регламента являются заключения Правового управления Администрации на проект постановления «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности» от 25.07.2017 № 20-04/46 от 19.06.2017 № 20-04/28, также отклонен Комиссией ввиду следующего.

Так, в заключениях Правового управления Администрации указано на недостатки проекта акта, в том числе неутверждение органом местного самоуправления размера платы, неопределение случаев бесплатного предоставления сведений и на иные недочеты при разработке акта.

При этом, по мнению Комиссии, указанные замечания являются устранимыми и не препятствуют после их устранения утверждению регламента.

Как указано ранее у органа местного самоуправления имеется возможность по утверждению размера платы за предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, однако, какие-либо меры по ее установлению им не принимаются. При этом неустановление такой платы не свидетельствует о законности бездействия Администрации по утверждению соответствующего административного регламента, а напротив, приводит к затягиванию сроков по его утверждению.

Также необходимо отметить, что согласно части 9 статьи 57 ГрК РФ бесплатное предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по запросам физических и юридических лиц осуществляется в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, определение случаев бесплатного предоставления сведений по запросам физических лиц является прерогативой федерального законодателя, о чем также указано в решении Верховного Суда РФ от 26.11.2012 N АКПИ12-1493.

Неопределение федеральными законами таких случаев не освобождает от обязанности орган местного самоуправления утвердить административный регламент по предоставлению рассматриваемой услуги, а также не предоставляет право всем физическим и юридическим лицам получать сведения информационной системы обеспечения градостроительной бесплатно.

При этом, как следует из полученных антимонопольным органом документов Комитетом фактически осуществляется предоставление таких сведений бесплатно, соответственно, отсутствие определенных федеральными законами случаев бесплатного предоставления сведений по запросам физических и юридических лиц не препятствует Комитету предоставлять такие сведения без взимания платы.

Иные доводы лиц, участвующих в рассмотрении настоящего дела, об отсутствии в действиях Администрации нарушения антимонопольного законодательства не могут быть приняты во внимание Комиссией по основании, изложенным в настоящем решении.

При рассмотрении дела № 20-07/17 антимонопольным орган проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Рассматриваемые действия Администрации могут привести к нарушению антимонопольного законодательства при осуществлении градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведении землеустройства, в том числе на рынках строительства зданий, строительства инженерных сооружений, выполнения специализированных строительных работ, осуществления деятельности в области архитектуры, инженерных изысканий.

Географические границы товарного рынка: город Челябинск.

Временной интервал исследования товарного рынка - 31.07.2012 – 09.04.2018.

Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарных рынках вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия): рассматриваемое бездействие может создать дискриминационные условия осуществления деятельности хозяйствующим субъектам на рассматриваемых товарных рынках посредством нарушения установленных действующим антимонопольным законодательством запретов.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности создание необоснованных препятствий осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем создания дискриминационных условий (пункт 8).

Указанное в настоящем решении бездействие Администрации создает препятствия к получению муниципальной услуги, может повлиять на деятельность хозяйствующих субъектов и привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, отсутствие рассматриваемого акта по определению способно препятствовать предпринимательской и иной экономической деятельности.

Так, отсутствие утвержденного регламента по предоставлению муниципальной услуги может повлиять на принятие хозяйствующими субъектами решения о необходимости обращения за получением информации из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в МУП «АПЦ», в связи с чем привести к заключению с ним договоров и несению дополнительных временных и финансовых затрат в целях осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

 

Частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции установлено, что перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Челябинским УФАС России принято заключение об обстоятельствах дела № 20-07/17 от 09.04.2018, в связи с чем предложено лицам, участвующим в деле, в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции представить в Челябинское УФАС России пояснения, доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела № 20-07/17 о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

В адрес Челябинского УФАС России документов и доводов по обстоятельствам, изложенным в заключении об обстоятельствах дела № 20-07/17 от 09.04.2018, не поступило.

Таким образом, бездействие Администрации, выразившееся в неутверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории города Челябинска, может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе к созданию дискриминационных условий осуществления деятельности для хозяйствующих субъектов при предоставлении муниципальной услуги в целях осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункту 8 указанной нормы.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 8 указанной нормы, бездействие Администрации (пл. Революции, д. 2, г. Челябинск, 454113, ИНН 7421000263, ОГРН 1027402920225), выразившееся в неутверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории города Челябинска, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе к созданию дискриминационных условий осуществления деятельности для хозяйствующих субъектов при предоставлении муниципальной услуги в целях осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

2. Администрации выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем утверждения административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории города Челябинска.

3. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.

4. Иные меры по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

5. Основания для прекращения рассмотрения дела, указанные в статье 48 Закона защите конкуренции, отсутствуют.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 20-07/17

 

«26» апреля 2018 года г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель

Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

 

<…>

 

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

 

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от __ апреля 2018 года по делу № 20-07/17 о нарушении Администрацией города Челябинска (пл. Революции, 2, г. Челябинск, 454113; далее – Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Администрации в срок до 22.06.2018 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 8 указанной нормы, выразившееся в неутверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории города Челябинска, а именно: утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории города Челябинска

 

О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган (с приложением надлежащим образом заверенных подтверждающих документов, а именно копии акта, подтверждающего утверждение административного регламента, а также документов, свидетельствующих об опубликовании такого акта) не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны