Решение б/н Решение по делу № 20-07/18.1/15 от 20 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 20-07/18.1/15

 

«07» мая 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка определения победителя аукциона (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135 - ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель

Комиссии:

<…>

-

руководитель Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…>

-

начальник отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

рассмотрев жалобу <…> (далее – Заявитель) на действия Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области, выразившиеся в нарушении порядка организации и проведения аукциона на право пользования недрами (далее - участок недр) с целью геологического изучения, разведки и добычи магматических и метаморфических пород на Северо-Ключевском участке, расположенном в Сосновском муниципальном районе Челябинской области, по извещению № 250215/1780621/01 (далее – торги, Аукцион);

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба <…> (далее – Заявитель) на неправомерные действия Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области (в соответствии с Постановлением Губернатора Челябинской области от 27.10.2014 No157 «О структуре органов исполнительной власти Челябинской области» с 1 января 2015 года Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области переименовано в Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области) (далее - Министерство), выразившиеся в нарушении порядка организации и проведения Аукциона.

В качестве доводов Заявитель указал следующее.

<…>. является арендатором земельного участка площадью 980000 кв.м. с кадастровым номером 74:19:0000000:12273, расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район (далее - земельный участок), примерно в 3100 м по направлению на северо-восток от ориентира «деревня Ключи».

Заявителем в жалобе указано, что границы участка недр, права пользования которым передаются по результатам торгов, налагаются на границы земельного участка, переданного <…>по договору аренды, однако Заявителю стало известно об этом после окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.

До окончания срока приема заявок на участие в торгах через поисково-информационный картографический сервис «Яндекс.Карты» www.maps.yandex.ru (далее - «Яндекс.Карты») заявителем была получена информация о размещении участка недр вне границ земельного участка.

Поскольку из информации с официального сайта торгов не следует, что участок недр находится в границах земельного участка это препятствовало <…> принять участие в торгах.

При условии доступности данной информации в извещении о торгах он мог принять участие в Аукционе.

Кроме того, Министерством при организации торгов не было получено согласие Администрации Сосновского муниципального района на проведение Аукциона, а также отсутствует заключение Главного управления лесами по Челябинской области, поскольку участок недр находится на землях лесного фонда.

Также в извещении № 250215/1780621/01 на официальном сайте торгов в информационно - телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) не размещено Распоряжение Министерства от 25.02.2015 №322-Р «О проведении аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи магматических и метаморфических пород (кроме используемых для производства огнеупорных, кислотоупорных материалов, каменного литья, минеральной ваты и волокон, минеральной подкормки животных и птиц, декоративно-поделочных камней, в цементной промышленности) на Северо- Ключевском участке, расположенном в Сосновском муниципальном районе Челябинской области» (далее - Распоряжение Министерства от 25.02.2015 №322-Р) .

По мнению Заявителя, вышеуказанные действия организатора торгов не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права как землепользователя и потенциального участника торгов.

Министерством представлены следующие письменные возражения и пояснения по доводам жалобы.

На Аукцион выставлен Северо-Ключевский участок недр, площадью 1,17 кв.м, с целью геологического изучения, разведки и добычи магматических и метаморфических пород.

Над Северо-Ключевским участком недр расположено несколько земельных участков: 74:19:000000:12273; 74:19:0702005:95; 74:19:0702005:62, а также иные земли квартала 74:19:0702005.

Согласно Закону Россйиской Федерации от 21.02.1009 №2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

В части 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее - Земельный кодекс) установлено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Таким образом, предметом Аукциона, проводимого Министерством, является участок недр, а не земельный участок.

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт торгов) указаны общие сведения об участке недр и ограничены угловыми точками со следующими географическими координатами:

 

Угловые точки участка недр

Северная широта

Восточная долгота

Градусы

Минуты

Секунды

Градусы

Минуты

Секунды

1

55

16

10,78

61

4

10,99

2

55

16

17,86

61

5

0,01

3

55

16

39,37

61

6

10,25

4

55

16

51,00

61

5

17,38

5

55

16

29,77

61

4

22,13

 

Кроме того, при выставлении участка недр на Аукцион организатором торгов учитывалось включение его в перечень участков недр местного значения. Согласование с собственником (арендатором) земельного участка, в границы которого попадает участок недр, включенный в перечень участков недр местного значения Законом о недрах не предусмотрено.

Также организатором торгов было указано на то, что Министерство не является разработчиком официального сайта торгов и графическая ссылка на «Яндекс.Карты» указывается без его участия. При размещении извещения о проведении торгов на официальном сайте торгов в сети Интернет Министерством формируется только текстовая информация.

Кроме того, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрена необходимость получения согласия на проведение Аукциона на право пользования недрами от органов местного самоуправления и органа исполнительной власти Челябинской области в сфере лесных отношений.

По мнению организатора торгов, нарушение порядка организации и проведения торгов в его действиях отсутствует.

 

 

Изучив представленные материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

С соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации «О недрах» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.

Северо-Ключевский участок недр, расположенный в Сосновском муниципальном районе, площадью 1,17 кв.км, включен в перечень участков недр местного значения по Челябинской области, утвержденный Министерством промышленности и природных ресурсов Челябинской области 01.04.2014.

Порядок проведения торгов на право пользования недрами местного значения установлен Приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 18.03.2013 №36-П «Об утверждении Порядка проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения, включенными в перечень участков недр местного значения, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, расположенных на территории Челябинской области» (далее - Правила №36-П).

Распоряжением Министерства от 25.02.2015 № 322-Р принято решение о проведении аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи магматических и метаморфических пород на Северо-Ключевском участке, расположенном в Сосновском муниципальном районе Челябинской области.

Министерством на официальном сайте торгов www.torgi.gov 25.02.2015 размещено извещение № 250215/1780621/02 о проведении Аукциона (далее – извещение о проведении торгов), 26.02.2015 – на официальном сайте Министерства www.imchel.ru.

В соответствии с указанным извещением организатором торгов является Министерство.

В материалы дела Заявителем представлен Договор аренды №81/2014 от 27.03.2014 года, из которого следует, что <…> является арендатором земельного участка с кадастровым номером 74:19:0000000:12273, расположенного в Сосновском районе Челябинской области, примерно в 3100 м по направлению на северо-восток от ориентира «деревня Ключи» (далее - земельный участок) для сельскохозяйственного производства, общей площадью 980000 кв.м.

Согласно Закону о недрах недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающихся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

В части 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее - ЗК РФ) установлено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно статье 25.1 Закона о недрах земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и Законом о недрах.

В соответствии с частью 6 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 года (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьей и статьями 275 и 276 ГК РФ для собственника такого земельного участка.

В соответствии с подпунктом «д» части 3 статьи 23 ЗК РФ на земельные участки могут устанавливаться публичные сервитуты для временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

Из системного толкования норм действующего законодательства следует, что недра не могут принадлежать арендатору земельного участка, находящегося над ними и законодательство о недрах применяется при определении границ участка недр, в связи с чем требования ЗК РФ не подлежат применению при установлении данных границ, в том числе исследование на предмет наложения участка недр на границы земельных участков иных землевладельцев и землепользователей.

Кроме того, в отношении прав пользования земельным участком может быть установлен публичный сервитут для временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ в соответствии с подпунктом «д» части 3 статьи 23 ЗК РФ.

В связи с этим, наложение географических координат угловых точек участка недр на границы земельного участка, принадлежащего Заявителю на праве аренды, не исключают возможности для организатора торгов принять решение о проведении Аукциона на право пользования участком недр местного значения.

Таким образом, довод Заявителя о наложении границ участка недр на границы земельного участка, переданного ему по договору аренды №81/2014 от 27.03.2014, не могут быть приняты Комиссией Челябинского УФАС России.

2.В качестве довода Заявителем указано, что на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru в извещении № 250215/1780621/01, в разделе «Общая информация по лоту: «месторасположение» содержится графическая ссылка на поисково-информационный картографический сервис «Яндекс.Карты», при переходе по которой можно сделать вывод о том, что участок недр находится вне границ земельного участка, переданного <…> по договору аренды №81/2014 от 27.03.2014 года.

Также в извещении указаны координаты угловых точек участка недр местного значения (долгота, широта).

Согласно подпункту 1 пункта 5 Правил №36-П решение о проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения оформляется правовым актом уполномоченного органа Челябинской области и должно содержать, в том числе, сведения о предоставляемых в пользование участках недр местного значения, содержащем общераспространенные полезные ископаемые ( в том числе о месте нахождения участков недр местного значения, о пространственных границах таких участков недр и о запасах общераспространенных полезных ископаемых в соответствующем месторождении).

Таким образом, у организатора торгов отсутствовала обязанность по размещению информации о границах земельного участка, находящегося над участком недр, поскольку предметом торгов является самостоятельный объект - участок недр местного значения.

Также, законодательство о недрах не предусматривает обязательного условия по размещению графической информации с точным указанием границ земельного участка, который не предоставляется в пользование победителю аукциона на право пользования участком недр местного значения.

Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности подачи заявки на участие в Аукционе на право пользования участком недр местного значения ввиду размещения на официальном сайте торгов ссылки на поисково-информационный картографический сервис «Яндекс.Карты», содержащей графические сведения о нахождении участка недр в конкретном месте.

3. Довод Заявителя об отсутствии в составе документации по торгам согласия Администрации Сосновского муниципального района на проведение Аукциона на право пользования участком недр местного значения и заключения Главного управления лесами по Челябинской области не может быть принят Комиссией Челябинского УФАС России по следующим основаниям.

Правилами №36-П, определяющими порядок проведения торгов на право пользования участками недр местного значения, не предусмотрена необходимость получения согласия на проведение Аукциона органов местного самоуправления и органа исполнительной власти Челябинской области в сфере лесных отношений.

4. Довод Заявителя о неразмещении Распоряжения Министерства от 25.02.2015 №322-Р в составе аукционной документации на официальном сайте торгов не может быть принят Комиссией Челябинского УФАС России во внимание по следующим основаниям.

Согласно пункту 6 Правил №36-П Решение о проведении аукциона оформляется правовым актом уполномоченного органа Челябинской области.

В пункте 9 установлено, что объявление о проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (http://www.torgi.gov.ru) не позднее чем за сорок пять дней до дня его проведения.

Согласно пункту 10 Правил №36-П объявление и полный текст условий проведения аукциона, включая приложения к ним, кроме состава аукционной комиссии, размещаются на официальном сайте Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области (http:www.imchel.ru) в день размещения объявления о проведении аукциона на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.torgi.gov.ru).

Таким образом, Правила №36-П не предусматривают требования о размещении решения о проведении аукциона, принятого уполномоченным органом на официальном сайте торгов.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <…> необоснованной.

2. Предписание в порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не выдавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны