Решение (комиссия) №ВЛ/3470/24 решение от 11 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

8

 

решение

 

ИП <...>


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Магнитогорский городской многопрофильный лицей при Магнитогорском государственном техническом университете (МГТУ) им. Г.И. Носова»

(МОУ «МГМЛ»)
455023, Челябинская область,

г. Магнитогорск, ул. Набережная, 24, 1
mgml@mail.ru

Администрация города Магнитогорска
455044, Челябинская область,

г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 72
admin@magnitogorsk.ru zukovskai_ev@magnitogorsk.ru

 

ООО «РТС-Тендер»
121151, г. Москва, Набережная Тараса Шевченко, д. 23А, эт. 25, пом. № 1
ko@rts-tender.ru

 

Комиссии по осуществлению закупок

(извещение № 0169300000324000278)

 

РЕШЕНИЕ № 074/06/105-452/2024 (№ 79ж/2024)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена «05» марта 2024 года

В полном объеме решение изготовлено «11» марта 2024 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>    

Членов Комиссии:

<...>    

 

<...>    

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП <...> на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для создания детских технопарков «Кванториум» (извещение № 0169300000324000278), в присутствии:

- представителей МОУ «МГМЛ» (далее – заказчик) <...>, действующих на основании доверенностей от 01.03.2024 № 1;

- представителей администрация города Магнитогорска (далее — уполномоченный орган) <...>, действующих на основании доверенностей от 07.03.2023 № АГ-02/1372, от 01.11.2023 № АГ-02/6893;

- ИП <...>., личность удостоверена паспортом,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 28.02.2024 поступила жалоба заявителя на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для создания детских технопарков «Кванториум» (извещение № 0169300000324000278) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 16.02.2024.

Начальная (максимальная) цена контракта 965 669,99 рублей.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам закупки не заключен.

Заявитель на заседании Комиссии доводы жалобы поддержал и указал следующее.

1. Позиции «Лабораторный комплекс для изучения робототехники, 3D моделирования и промышленного дизайна» описания объекта закупки соответствует товар единственного производителя, а именно: Лабораторный комплекс для изучения робототехники, 3D моделирования и промышленного дизайна3д, компании 3D quality- Ultimate.

2. Заказчиком не использованы позиции Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ) при формировании требований к описанию объекта закупки по позиции «Лабораторный комплекс для изучения робототехники, 3D моделирования и промышленного дизайна». Данный комплекс состоит из двух отдельных устройств (3D-сканер и 3D-принтер). При этом для каждого из них имеется отдельная позиция КТРУ.

Представители заказчика, уполномоченного органа представили письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержали, и указали, что заказчик вправе самостоятельно определить код позиции КТРУ (ОКПД 2), объективно описывающий объект закупки. В рассматриваемом случае при описании объекта закупки заказчик применил статью 33 Закона о контрактной системе.

Настройка 3D- принтера и 3D-сканера для совместной работы предполагает единую калибровку устройств. При закупке отдельно 3D-сканера и 3D-принтера, как отдельных устройств разных производителей, не единого лабораторного комплекса, есть вероятность не добиться максимально корректной работы устройств совместно. 3D-сканер и 3D-принтер в едином лабораторном комплексе поддерживают единые форматы файлов, 3D –принтер сразу читает файл от 3D –сканера, и не требуется дополнительного программного обеспечения для конвертации формата файлов.

Предметом спорного аукциона является поставка, в связи с чем любой участник закупки мог предложить к поставке товары собственного производства либо закупить такие товары у иных участников рынка. Выбор контрагентов, у которых участник закупки может приобретать товары, характеристики которых соответствуют требованиям заказчика, извещением не ограничен.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

 

В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика.

 

1. Как следует из содержания жалобы, при формировании описания объекта закупки по позиции 1 спецификации «Лабораторный комплекс для изучения робототехники, 3D моделирования и промышленного дизайна» заказчиком установлены требования, которые в совокупности отвечают товару единственного производителя - Лабораторный комплекс для изучения робототехники, 3D моделирования и промышленного дизайна3д, компании 3D quality. Установленные заказчиком характеристики не позволяют предложить качественные аналоги иных производителей.

Челябинское УФАС России уведомлением о дате, времени и месте рассмотрения жалобы от 29.02.2024 № ВЛ/2910/24 запросило у заказчика представить на заседание Комиссии сравнительную таблицу, подтверждающую наличие на рынке товаров нескольких производителей, соответствующих требованиям заказчика по каждому пункту спорной позиции, указанной в Приложении №1 к извещению о проведении электронного аукциона, с приложением подтверждающих документов.

Заказчиком в распоряжение Комиссии антимонопольного органа представлены сведения о моделях товара со следующими ссылками:

- комплекс Edu3D для изучения робототехники и моделирования в 3D https://obrsnab.ru/catalog/gotovye-resheniya/tochka-rosta/30649/;

- 3D комплект для изучения прототипирования Planeta3D https://www.3dquality.ru/catalog/product/Planeta3d-komplekt-Ultimate/;

- лабораторный комплекс для изучения робототехники, 3D моделирования и промышленного дизайна https://aztouch.ru/product/lab-complex-robotics-3d-promdesign/.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что заказчиком не представлены документы и сведения, подтверждающие, что всей совокупности установленных требований описания объекта закупки соответствуют товары иных производителей, нежели 3D комплект для изучения прототипирования Planeta3D компании 3D quality, поскольку в сравнительной таблице заказчиком представлен выборочный анализ нескольких характеристик спецификации по позиции 1.

Кроме того, на сайте компании НПО «Дополнительное образование» (первая ссылка, представленная заказчиком в сравнительной таблице) указано, что компания реализует образовательные решения для учебных учреждений в качестве официального дистрибьютора продукции различных компании.

Необходимо отметить, что согласно коммерческим предложениям, представленным в ответ на запрос о предоставлении ценовой информации, потенциальные участники закупки указали на возможность поставки по позиции 1 спецификации товара - Planeta3D Ultimate.

Согласно части 2 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) включение заказчиком в извещение о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.

В письме ФАС России №ПИ/79427/21 от 20.09.2021 указано, что объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товаров соответствовало как минимум два производителя.

Учитывая изложенное, ввиду недоказанности заказчиком факта соответствия требованиям извещения о закупке оборудования нескольких производителей, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки.

 

2. В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Правила использования КТРУ).

Пунктом 1 Правил формирования КТРУ установлено, что настоящие Правила определяют порядок формирования и ведения КТРУ, в том числе состав включаемой в него информации.

Согласно пункту 10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается следующая информация:

а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;

б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);

в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);

г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;

д) справочная информация:

коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);

информация о типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);

е) дата включения в каталог позиции;

ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;

з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);

и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

Пунктом 2 Правил использования КТРУ предусмотрено, что каталог используется заказчиками в целях:

а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:

извещении об осуществлении закупки;

приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);

документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);

контракте;

реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

В силу пункта 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Согласно пункту 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.

Как следует из содержания извещения и Приложения № 1 к извещению о проведении электронного аукциона «Спецификация» закупаемый заказчиком товар по позиции 1 отнесен к коду ОКПД2 32.99.53.130 - Приборы, аппаратура и устройства учебные и демонстрационные.

На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что описание объекта закупки сформировано заказчиком в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку в КТРУ отсутствует позиция соответствующая потребности заказчика.

Представители заказчика отметили, что установленные требования к характеристикам товара являются для заказчика определяющими при закупке учебного оборудования, предназначенного для использования в учебном учреждении для обучения учащихся в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в 2024 году, оборудование обладает определенной спецификой, направленной на демонстрацию навыков учащихся и код ОКПД 2 выбран, как наиболее правильно отражающий область применения.

Поскольку в КТРУ отсутствует позиция с данными параметрами заказчиком принято решение об описании объекта закупки по ОКПД2 32.99.53.130 с ограничениями и условиями допуска в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

Свою позицию заказчик обосновал следующим.

Согласно письму Центра просветительских инициатив Министерства просвещения Российской Федерации (№ 100/1201-12 от 12.01.2024) «замечания к представленным инфраструктурным листам в части перечня и количества оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания (далее оборудования), планируемых к приобретению для оснащения общеобразовательных организаций при создании детских технопарков «Кванториум» в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение и/или вклад в достижение целей и/или показателей и реализацию мероприятий (результатов федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в Челябинской области в 2024 году, отсутствуют». Инфраструктурные листы утверждены приказом Министерства образования Челябинской области №02/79 от 16.01.2024.

Целью курса 3D моделирования в рамках инновационной площадки детских технопарков «Кванториум» для всех квантумов (IT-квантум, HiTech-квантум, Робо-квантум,) является агитация к получению высшего технического образования, развитие интереса школьников к познавательной деятельности. Все это должно развивать у детей мотивацию к изучению школьных предметов технической направленности: физики, математики, черчения, информатики, технологии. В связи с возрастающей сложностью объектов проектирования, требованиями к качеству (фотореалистичному) моделей проектов, сокращением сроков проектирования, эффективностью процесса проектирования в целом, трехмерное моделирование (сканирование) сегодня выступает самой актуальной альтернативой всем другим видам моделей, которые могут дополнять и являться основой для трехмерного моделирования (описание, чертежи, дорогостоящие материальные макеты) в современном архитектурно-дизайнерском проектировании и в обучении, поэтому лабораторный комплекс для изучения робототехники, 3D моделирования и промышленного дизайна состоит из сборно-разборного 3D принтера и ручного 3D сканера, что необходимо для совместной бесперебойной работы как целого устройства и совместимого между собой. Так же необходимо учитывать совместимость компьютерного оборудования с учебным оборудованием естественно-научной и технологической направленностей. Данное оборудование (лабораторный комплекс для изучения робототехники, 3D-моделирования и промышленного дизайна) указано в пункте 2.14 Методических рекомендаций по созданию и функционированию детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций (Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30 ноября 2023 г. № тв-2357/02 о направлении методических рекомендаций).

Комиссия антимонопольного органа, рассмотрев письмо Центра просветительских инициатив Минпросвещения России (№ 100/1201-12 от 12.01.2024), письмо Минпросвещения России от 30.11.2023 № ТВ-2357/02 «О направлении методических рекомендаций», Инфраструктурные листы, утвержденные приказом Министерства образования Челябинской области №02/79 от 16.01.2024, обращает внимание заказчика на следующее.

Инфраструктурные листы, утвержденные приказом Министерства образования Челябинской области №02/79 от 16.01.2024, требований к характеристикам оборудования не содержат.

При этом письмом № 100/1201-12 от 12.01.2024 Центр просветительских инициатив Минпросвещения России информирует, что при проведении закупочных процедур необходимо руководствоваться актуальными нормами законодательства РФ; технические и функциональны характеристики оборудования формируются заказчиками при составлении технических заданий в рамках проведения соответствующих закупочных процедур на поставку оборудования в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, в том числе действующих положений и правил использования КТРУ.

Приложение 6 к Методическим рекомендациям по созданию и функционированию детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций (письмо Минпросвещения России от 30.11.2023 № ТВ-2357/02) сформирован примерный перечень оборудования в качестве концепции создания унифицированной инфраструктуры детских технопарков «Кванториум», который не является описанием объекта закупки, частью извещения об осуществлении закупки, приглашения и документации о закупке.

При этом используемые в данном разделе краткие примерные технические характеристики указаны с учетом положений каталога товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и уточняются, корректируются заказчиками при формировании документов в соответствии с фактической потребностью и требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в том числе действующих положений и правил использования каталога товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Необходимо отметить, что Методические рекомендации по созданию и функционированию детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций не содержат положений, из которых бы следовало, что лабораторный комплекс для изучения робототехники, 3D моделирования и промышленного дизайна необходимо закупать как единый комплекс, напротив, пункт 2.14 Приложения 6 к Методическим рекомендациям говорит о том, что лабораторный комплекс для изучения робототехники, 3D-моделирования и промышленного дизайна является образовательным решением, при реализации которого:

«Рекомендуется формировать характеристики с учетом положений КТРУ для кодов ОКПД2 26.20.16.150, 26.20.16.121, 26.20.16.120, 28.41.34, 28.96.10, 28.96.10.120 и 28.96.10.122, исходя из необходимости обеспечения развития таких навыков и знаний обучающихся как:

- изучение аддитивных технологий;

- моделирование объектов и их изготовлению посредством послойного наплавления пластиком;

- изучение возможностей по сканированию объектов и дальнейшего применения в различных областях;

- построение моделей с помощью сканирования.

Комплектация:

- Сборно-разборный 3D-принтер

Приведенный примерный перечень характеристик разработан на основе КТРУ для кода ОКПД2 26.20.16.121, 26.20.16.120, 28.41.34, 28.96.10, 28.96.10.120 и 28.96.10.122.

Интерфейс подключения

Область печати по оси X

Область печати по оси Y

Область печати по оси Z

Тип совместимого с 3D-принтером пластика

При подготовке документации также предлагается рассмотреть необязательные характеристики, установленные в КТРУ, например, калибровка платформы, количество сопел на печатающей головке, минимальная толщина слоя, диаметр сопла, максимальная температура печатающей головки, охлаждение зоны печати, максимальная температура платформы для печати, тип платформы для печати, наличие закрытого корпуса, формат файлов для печати, тип управления принтером.

- Ручной 3D-сканер

Приведенный примерный перечень характеристик разработан на основе КТРУ для кода ОКПД2 26.20.16.150.

Возможность сканирования в цвете Скорость сканирования, млн. точек/сек Точность сканирования

Формат сохранения результатов сканирования

При подготовке документации также предлагается рассмотреть необязательные характеристики, установленные в КТРУ, например, функции постобработки и управление поворотным столом по Wi-Fi».

Представители заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России не указали конкретных обстоятельств, которые не позволили использовать при описании объекта закупки позиций КТРУ, которые отмечены в Методических рекомендациях.

При этом, необходимо отметить, что часть характеристик, указанных в извещении о закупке, соответствуют позициям КТРУ обозначенным в Методических рекомендациях.

На заседании Комиссии заявитель конкретизировал позиции КТРУ, которые по его мнению необходимо было применить заказчику при закупке такого образовательного решения, как лабораторный комплекс для изучения робототехники, 3D-моделирования и промышленного дизайна в комплектации:

- сборно-разборный 3D-принтер — позиция КТРУ 26.20.16.120-00000105;

- ручной 3D-сканер — позиция КТРУ 26.20.16.150-00000011.

Согласно сведениям, опубликованным в единой информационной системе, в КРТУ присутствуют следующие коды: 26.20.16.120-00000104, 26.20.16.120-00000105 – «3D-принтер FDM», обязательные к применению с 30.08.2023.

В силу пункта 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

По смыслу пункта 7 Правил использования каталога его применение обусловлено отсутствием в каталоге кода закупаемого товара как такового. Иное толкование по своей сути исключит целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленная потребностями заказчика, тогда как классифицирование призвано унифицировать ее характеристики и предъявляемые требования с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества потенциальных претендентов и обеспечить конкурентные условия ее проведения (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда № 17АП-13829/2022-АК от 07.12.2022 по делу № А60-25355/2022).

В рассматриваемом случае позиции КТРУ содержат описание, которое соответствует предмету закупки, заказчик обязан был применить позиции КТРУ при осуществлении закупки, о чем заказчик проинформирован в том числе письмом № 100/1201-12 от 12.01.2024 Центра просветительских инициатив Минпросвещения России, а также Методическими рекомендациями по созданию и функционированию детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций (письмо Минпросвещения России от 30.11.2023 № ТВ-2357/02).

Относительно позиций КТРУ 26.20.16.150-00000010, 26.20.16.150-00000011 «3Dсканер ручной» Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что, несмотря на то, что указанные позиции подлежат к обязательному применению с 22.02.2024, в целях соблюдения Методических рекомендаций по созданию и функционированию детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций (письмо Минпросвещения России от 30.11.2023 № ТВ-2357/02) заказчику надлежало формировать описание объекта закупки в соответствии с позициями КТРУ, поскольку заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию КТРУ, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения (пункт 3 Правил использования КТРУ).

Помимо прочего, КТРУ содержит позицию 32.99.53.130-00000323 - Конструктор для сборки 3д-принтера (обязательна к применению с 12.01.2024), в которой отражен код ОКПД2 32.99.53.130, примененный заказчиком при описании объекта закупки по двум пунктам спецификации. Однако указанная позиция КТРУ также не принята во внимание заказчиком при осуществлении закупки.

Между тем, исходя из правоприменительной практики, отсутствие необходимой заказчику характеристики в позиции КТРУ, соответствующей объекту закупки, не может рассматриваться в качестве законного основания для неисполнения требований Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.

С учетом изложенного, заказчиком в нарушение пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 4 Правил использования КТРУ не применена позиция КТРУ, соответствующая объекту закупки.

В связи с допущенными нарушениями в действиях должностного лица усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Великанова А.В. на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для создания детских технопарков «Кванториум» (извещение № 0169300000324000278) обоснованной.

2. Признать нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 4 Правил использования КТРУ.

3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

<...>  

Члены комиссии:

 

 

 

 

<...>

 

<...>  

 

Исп.<...>

 

2024-3891

 

 

Связанные организации

Администрация г. Магнитогорска
ИНН 7446011940, ОГРН 1027402226830
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ИП Великанов Антон Васильевич
ИНН 760212283083, ОГРН 320762700011230
МОУ МГПЛ при МГТУ ИМ. Г.И. НОСОВА
ИНН 7444027180, ОГРН 1027402057374